В селе сохранялась ветхая деревянная церковь в честь Св. Пр. Илии, устроенная в 1741 г., а в ней антиминс, выданный Московским Митрополитом Тимофеем в 1759 г. 29 сентября, на котором совершается священнодействие и теперь. Причт при означенной церкви состоит из священника и псаломщика. Земли при названной церкви распашной, сенокосной и усадебной 36 десятин. В сем приходе есть церковь-школа, построенная на средства графа Гейден и школа грамоты, открытая в 1891 г. в здании, принадлежащем крестьянам.
Источник: Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I. – Орёл, 1905 г. — с. 220-221
Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмов Божьих, зданий и художественных предметов. Дело 4326
I.
1. Кладбищенская церковь во имя Пророка Божия Илии села Упорой Дмитровского уезда Орловской губернии.
3. Построена прихожанами в 1741 году.
4. Деревянная, холодная, пришла уже в ветхость.
6. Церковь при селе.
7. Церковь перестроена в 1846 г.
II.
9. Церковь квадратная одноэтажная.
10. Алтарь с одним полукружием.
11. Церковь 20 аршин в высоту, 18 в длину и 8 аршин в ширину.
12. Имеется уклонение алтаря к югу.
13. Стены обиты тесом.
18. Кровля шатровая, железная, старая.
19. Фонарь глухой, цельный устроен над сводами, с пояском в верху.
20. Глава одна покрыта железом, окрашена краской.
21. Крест железный с завитками, прикреплен к главе цепями.
22. Окон 8, из них два в алтаре.
23. Дверь одна.
III.
26. Церковь внутри устроена в виде палаты. Алтарь от храма отделен иконостасом.
30. Пол в церкви деревянный.
31. Алтарь без разделения. В правом предалтарье ризница, а в левом жертвенник. Окон 2.
32. Престол деревянный; ширина его, длинна и высота по 1,5 аршина (106,68 см).
33. Над престолом деревянная сень шатрообразная.
34. Горнее место устроено на открытом месте.
36. Жертвенник устроен на открытом месте, деревянный. Вышина его 1,5 аршина, а ширина 1, 25 аршина (88,9 см).
37. Иконостас деревянный, старый. Он имеет один ярус. Царские двери резные двухстворчатые.
38. Солеи нет.
39. Амвона нет.
48. При входе в церковь, в арках крыльца находится звонница с тремя колоколами.
50. Колокольни нет.
IV.
60. В церкви есть антимис который освящен Московским митрополитом Тимофеем в 1759 году.
V.
VI. Императорской Академии Художеств желательно знать:
1. Кто давал ответы на предложенные вопросы. Священник Семен Томилин.
2. Где воспитывался ответчик. В Орловской Духовной Семинарии.
3. От роду 27 лет, священствует 2 месяца.
4. Время составления 03.01.1887.
Комментарии составителя
Согласно сведениям, приведенным Г.И.Холмогоровым в Упорое в конце 1670-ых было две церкви Прасковьи Пятницы и Пророка Илии. В 1727 году в Упорое была построена новая церковь Пророка Илии в замен обветшавшей церкви Пророка Илии. По видимому, эту то церковь и сменила новая церковь, построенная на средства прихожан в 1741 году посвященная этому же пророку, которая стала предметом вышеприведенного описания проведенного 03.01.1887. Обращает на себя внимание верность прихожан села Упорой с деревнями Пророку Илии. Церковь Прасковьи Пятницы бывшая в селе в 17 веке в 18 уже не упоминается, хотя эта святая была наиболее чтимая из всех. Церковь, построенная в 1741 году и перестроенная в 1846 году не смотря на ветхость, действовала как минимум до первого десятилетия 20 века, хотя в Упорое действовала каменная церковь во имя обновления храма Воскресенья Христова, построенная в 1829 году помещиком П.В.Милорадовичем.
Выпускник Орловской духовной семинарии Семен Томилин, заполняя Метрику в 1887 году, односложно без энтузиазма отвечает на вопросы об этой кладбищенской небольшой 12,8 метра в длину и 5,69 метра в ширину (примерно 70 квадратных метров) церкви имеющую высоту 14,2 метра. Не имеющую никаких затей построенную из дерева и обшитую тесом с самыми простыми иконами, не имеющими ни исторической, ни художественной ценности. И его живой голос слышен только в одной фразе: «пришла уже в ветхость». Ни Антимис, освященый в 1759 году, ни резьба на Царских воротах не удостаиваются большего, чем просто упоминание об их наличии. К сожалению ни зарисовок церкви и интерьера ни фотографий священником сделано не было, не смотря на просьбу об этом содержащуюся в Метрике.
http://diderix.petergen.com/lub-iimk.htm