Ульяновск. Симбирский Спасский женский монастырь.

Спасский женский (девичий) монастырь — иначе Спасский Новодевичий монастырь (до 1633 г. – ок. 1936 г.)
Монастырь основан одновременно с городом (1648 г.) или по некоторым предположениям, еще раньше (не позднее 1640 г.). Первоначально была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, время построения которой точно не известно. В 1678 г. вместо нее на средства С.Т. Протопопова была построена и украшена новая деревянная Спасская церковь. В 1685 г. эта церковь сгорела. В 1691-1696 гг. вместо сгоревшей церкви была построена однопрестольная холодная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с деревянной колокольней. Она получила наименование второго городского собора (после Троицкого собора) и занимала 360 кв. саж. В 1696-1698 гг. купцом И. Андреевым была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 гг. на средства М.О. Твердышева к этой церкви пристроили каменную колокольню. В 1713 г. тот же И. Андреев увеличил церковь в размерах, соединил ее с колокольней, а с южной стороны была пристроена больница. В 1734 г. эта больница из-за обветшания была перестроена подполковником И.И. Немковым и обращена в придельную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1780 г. «Спасской девичей монастырь» имел 2 каменные церкви, число других построек с годами менялось. До 1784 г. все здания, кроме храмов, и ограда монастыря были деревянные. В 1787-1789 гг. на средства, завещанные симбирянами Я.Б. и Н.К. Твердышевыми, по плану Симбирского архитектора Тоскания построены: вокруг монастыря каменная ограда; на пустом месте с северной стороны по Дворцовой ул. — два одноэтажных флигеля для постоя, «чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход» на восточной стороне — два каменных дома для игуменьи и для монахинь и др. постройки. В северо-западной башне ограды было устроено служебное помещение, а в северо-восточной башне — часовня. В ограде были устроены ворота: на северной стороне они назывались «водяными», с южной стороны они были расписными с деревянной часовней. Главные Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.
В 1818-1833 гг. в монастырском здании на северо-западном углу размещалось Симбирское духовное училище. В 1844 г. по указу Синода «Спаса второго собор» в Спасском женском монастыре был упразднен, а в ранг приходского собора была возведена Вознесенская церковь.
В 1846-1847 гг. было построено еще несколько зданий. 12.10.1847 г. новое здание в северо-западном углу монастыря было передано под открывшееся тогда же при монастыре училище для девиц-сирот из духовного звания. Училище, открытое стараниями епископа Феодотия, относилось к числу первых начальных школ Симбирской губернии. В 1853 г. в нем училось 25 девочек.
В 1861 г. церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского по ветхости была разобрана, и в том же году вместо нее было начато строительство нового каменного трехпрестольного храма во имя Иверской иконы Божией матери. 19 августа 1864 г. монастырь сильно пострадал от пожара — обгорели обе каменные церкви, сгорели все деревянные кельи и дом училища девиц духовного звания. Монастырь был восстановлен за два года. Большую сумму на возобновление монастыря пожертвовал Святитель Московский Филарет. После пожара Спасская церковь была возобновлена и освящена 11 февраля 1865 г. Также была возобновлено строительство соборной Иверской церкви. 29.11.1870 г. был освящен главный престол во имя Иверской иконы Божией Матери. Освящение придельных алтарей соборной церкви Спасского монастыря состоялось 13.12.1870 г. Правый придел был освящен во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Левый придел был освящен после 1903 г. во имя Успения Божией Матери, св. Николая Чудотворца, св. Феодосия Черниговского, св. Тихона Задонского, св. Иннокентия Иркутского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. великомученицы Варвары, св. преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
При монастырской больнице устроена домовая Никольская церковь (во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского), освященная 06.11.1866 г.
На 1882 г. монастырь занимал 2 десят. 1060 кв. саж. При монастыре имелась богадельня (1877 г.). В ограде монастыря издавна существовало кладбище «именитейших симбирян».
В монастыре были две наиболее чтимых иконы: чудотворная икона Иверской Божией Матери – икона древняя, упоминается еще в 1709 г.; во время эпидемии холеры в 1847 г. ее носили крестным ходом вокруг города и по домам жителей; и икона Нерукотворенного Образа Спасителя, написана в 1801 г.
Монастырь был закрыт в 1920 г.
Церковь Спаса Нерукотворного, давшая название монастырю, входила в число охраняемых архитектурных памятников г. Ульяновска. В 1926 г. кроме нее на учете стояла Иверская церковь и каменная часовня. Эта церковь по величине и благолепию считалась одним из лучших храмов Симбирска. Именно в эту церковь в соответствии с резолюцией архиепископа Вениамина от 7.12.1918 г. перевозились церковные книги из всех закрываемых домовых церквей г. Симбирска. Некоторые монастырские здания, особенно выходящие на Дворцовую улицу, занимались лавками и магазинами.
К июню 1920 г. бывшие жильцы монастыря, в основном, были выселены. «Кельи монашек захвачены под постой рабочих патронного завода». В 1919-1920 гг. в монастыре был создан Симбирский городской концентрационный лагерь. 29.12.1920 г. президиум губисполкома «разрешил Губотделу Управления использовать для нужд лагеря малую церковь женского монастыря… для заключения арестованных на срок не менее 5 лет». Другое постановление президиума губисполкома «о приспособлении Спасской церкви женского монастыря под мастерские» 31.01.1921 г. было пересмотрено с указанием, что «церковь может быть занята только под клуб».
Планы по использованию зданий монастырских церквей часто менялись. В 1928 г. в Спасской церкви хотели (возможно, был короткое время) устроить музей церковной старины. В 1929 г. вместо церкви (какой неизвестно) хотели устроить клуб металлистов. В июне 1930 г. с церквей монастыря уже были сняты и изъяты колокола общим весом 574 пуда 10 фунтов. На трехъярусной колокольне было 8-10 колоколов, самый большой колокол весил 437 пудов. 2.09.1930 г. в помещение биржи труда, находившейся в б. женском монастыре, переехала Горстрахкасса. Решением малого президиума горисполкома от 14.04.1932 г. обе церкви монастыря были «переданы Краснознаменной школе им. Ленина как строительный материал для разборки». Разборка шла вплоть до 1936 г. Кроме биржи труда и Горстрахкассы в зданиях монастыря в разное время размещались различные учреждения.
В 1932 г. в монастыре размещалось общежитие индустриально-педагогического техникума, а в 1930-1949 гг. это был «Рабочий городок», в котором жили рабочие патронного завода. С августа 1941 г. в доме №3 находилась Ульяновская фармацевтическая школа, которое в 1954 г. стало училищем. В 1965 г. начались работы по закладке здания межсоюзного клуба и остатки Спасского монастыря, в основном, были снесены. Остатки стен монастыря просуществовали до 1968 г.
Монастырский комплекс не сохранился — находился на территории современного КДЦМ: между ул. Советской и Пожарным пер. и между ул. Бебеля и ул. К. Маркса. Сохранилось только 4 здания: 1) ул. К. Маркса, 4 — ныне здание находится в пользовании епархиального женского Михайловского (Михаило-Архангельского) монастыря. Двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1908 г., б. игуменский корпус. В 1926 г. и до 1960-х гг. жилой дом. В последние десятилетия здесь располагались курсы повышения квалификации работников культуры и искусства. Решением городской Думы №66 от 27.06.01 г. здание было передано в бессрочное безвозмездное пользование православной религиозной организации женского Михаило-Архангельского монастыря в с. Комаровка Ульяновского района, 30.06.01 г. прошла церемония передачи. После завершения ремонтных работ здесь предполагается разместить подворье монастыря — Центр православной культуры и искусства, церковную лавку, покои игуменьи, комнаты для собеседований, несколько гостиничных номеров, трапезную. 2) пер. Пожарный, 3 – ныне здесь находится Управление по борьбе с организованной преступностью по Ульяновской области. Два двухэтажных кирпичных дома разной высоты, соединенных вместе. Корпус монашеских келий был построен в начале 1880-х гг., в 1892 г. к нему был пристроен трапезный корпус. По другим источникам двухэтажный каменный дом для келий строили в 1908-1910 гг. В 1946-1947 гг. здесь находилась фармацевтическая школа. В 1962-1970 гг. здесь находилось фармацевтическое учище, переведенное из ГУБЗУ. В 1969-1993 гг. здесь размещалось отделение милиции Ленинского района. 3) пер. Пожарный, 5 – находится в ведении Управления по борьбе с организованной преступностью по Ульяновской области. Одноэтажное кирпичное здание, ранее встроенное в монастырскую ограду, предположительно появилось в 1892 г. 4) пер. Пожарный, 7/1 — ныне здесь находится «Общественный пункт по охране порядка №4 Ленинского района». Одноэтажный кирпичный дом — самое старое из сохранившихся зданий монастыря. Построен в 1787-1789 гг. — б. монастырский постоялый двор, затем баня (до 1917 г.)
Источник: simbir-archeo.narod.ru

Храмов три: холодный, теплый и больничный. Холодный храм первоначально был построен деревянным не позднее 1640 г.; в 1678 г. храм был построен заново Стефаном Трофимовым опять деревянный, но трехпрестольный. В 1691 г. он сгорел и в 1696 г. был снова построен однопрестольный, но уже каменный. После пожара 1864 г. он был возобновлен в прежнем виде; престол в нем в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.
Теплый храм первоначально был построен в 1698 г. Иваном Андреевым с престолом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1734 г. к нему был пристроен придел с южной стороны с престолом во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В 1863-1864 гг. храм этот перестроен и сделан трехпрестольным: главный – в честь Иверской иконы Божьей Матери и в правом приделе – во имя святителя Алексия, митрополита Московского; левый придел пока еще не освящен. Больничный храм с престолом во имя святителя и чудотворца Николая построен в шестидесятых годах XIX в.
Святыня монастыря: Иверская икона Божьей Матери, чтимая чудотворною. Капитал монастыря 5507 руб. и вклад графини Орловой-Чесменской, дающий 200 руб. % в год. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. У одного из священников и у диакона дома собственные, прочие члены причта живут на квартирах. Жалованья причту от казны 42 руб. 90 коп., капитала причта 14 912 руб. С капитала, смешанного с монастырским, причт получает % в год 136 руб. 50 коп.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Спасский монастырь, который был основан одновременно с городом Симбирском (ныне Ульяновск), будет восстановлен спустя 100 лет с момента закрытия. По заявлению Симбирской епархии, полное завершение строительства и восстановительных работ будет в 2020 году.
Начать работы по восстановлению планируется с сестринского корпуса, в состав которого войдут храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, кельи для сестер, гостиничная часть и трапезная. Вторыми на очереди – работы по воссозданию игуменского корпуса, в котором будут размещены иконописная и швейная мастерские. Затем построят новую колокольню с надвратным храмом. Последним этапом станет воссоздание Спасского собора в его историческом виде.
Монастырь был построен в Симбирске в конце 1640-х гг. Каменные церкви сооружены в конце XVII – начале XVIII веков, ограда и кельи отстроены в камне в конце XVIII века. В 1864 году обитель выгорела, после чего была восстановлена. Монастырь был главной частью исторического центра Симбирска вместе с классической гимназией, Домом губернатора и Карамзинским сквером. В комплекс входило несколько храмов: храм Спаса Нерукотворного, храм святого Алексея Московского (разобранный после пожара 1864 г.) и храм Иверской Божией Матери.
Монастырь был закрыт в 1920 году, постройки отданы под жилье работникам патронного завода, позже часть зданий была разрушена. В 1960-х годах на месте части монастыря был построен Дворец профсоюзов. На данный момент сохранилась часть корпусов келий, один из которых в 2001 году был возвращен епархии и передан под подворье Михаило-Архангельскому монастырю в селе Комаровка Ульяновской области. В апреле 2015 года межрайонный отдел по борьбе с организованной преступностью управления угрозыска УМВД России по Ульяновской области передал Симбирской епархии еще одно здание бывшего Спасского женского монастыря, где размещался с 1971 года.
http://blagozdravnica.ru/

Начало этого монастыря, по всей вероятности, современно основанию г. Симбирска. На это указывает то обстоятельство, что игуменья монастыря Улея (Юлия), в 1663 году, просила у царя Алексея Михайловича увеличить штат монастыря с 80 стариц на 100, с положением каждой из них «прежняго жалованья: игуменье — по два рубля, да по две чети ржи и по две чети овса в год, а рядовым старицам — по полтора рубля, да по полторы чети ржи, овса потому ж. Первоначально в монастыре была одна только неболыпая деревянная церковь, во имя Нерукотвореннаго Спаса; но вскоре же она стала мала и на ея месте построена в 1678 году, иждивением Симбиренина Степана Трофимова сына Протопопова, новая деревянная же церковь в то же именование, но с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Архидиакона Стефана, а прежняя церковь перенесена на другое место, в том же монастыре и перестроена во имя Рождества Христова. В пожар, бывший в Симбирске в 1685 году, церковь, построенная Степаном Протопоповым, сгорела и на ея месте сооружена в 1693 году, иждивением прихожан, каменная церковь с деревянною колокольнею, тоже во имя Нерукотвореннаго Спаса, но уже с другими приделами: один во имя Рождества Иоанна Предтечи, другой во имя Алексея Митрополита Московскаго. В 1696 году эта церковь называется в актах вторым собором (первый собор Троицкий). Вместе с тем, Симбиренин гостинной сотни Иван Андреев получил в 1693 году благословение Казанскаго Митрополита Маркелла на постройку в монастыре особой каменной церкви, во имя св. Алексея Митрополита Московскаго, которая и освящена в 1698 году; вокруг всей церкви была устроена, каменная паперть. В 1710 году, против этой паперти, с западной стороны, Симбиренин гостинной же сотни Михаил Осипов Твердышев построил каменную колокольню, а в 1713 годупервоначальный создатель храма, Иван Андреев, соединил колокольню с церковью и кроме того, при трапезе, с южной стороны, построил, особо, небольшую больницу, но в 1734 году эта больница была перестроена, иждивением Симбирскаго воеводы Ивана Ивановича Немкова, и обращена в придельную церковь, во имя Трех Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустова. В нижнем этаже помянутой каменной колокольни устроена была небольшая церковь во имя св. Николая Чудотворца, но около 1790 года она упразднена и из нея иконы перенесены в часовню, находившуюся у святых ворот, когда ограда была еще деревянная. Помянутая каменная церковь во имя Нерукотвореннаго Спаса, возобновленная после пожара 1864 года, существует и до настоящаго времени, а церковь во имя св. Алексея Московскаго, с колокольней, в 1861 году, по ветхости, разобрана.
Первоначально все не церковныя здания в монастыре, а также и ограда вокруг монастыря, были деревянныя; по этому, как разсказывают старожилы, Спасской женский монастырь назывался тогда «деревянным, в отличие от «каменнаго Покровскаго монастыря. В деревянной ограде, на северной стороне, были въездныя ворота, называвшаяся «водяными, а на южной стороне — росписныя ворота и при них деревянная часовня, с большим резным распятием и иконами. Умершие в 1784 году, Симбирский уроженец Коллежский Ассесор Яков Борисович Твердышев и жена его Наталья Кузьминишна, по завещанию, оставили значительный капитал на постройку каменной монастырской ограды, с каменными же кельями около нея и других монастырских зданий. Когда в 1787 году приступлено было к этим постройкам, Симбирский и Уфимский генерал-губернатор барон Осип Андреевич Игельстром отдал монастырю находившееся на северной стороне, за деревянною оградою, пустое место, до линии по улице, для постройки на этом месте, за монастырскою стеною, каменных домов с флигелями и службами, с тем, чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход. Означенныя постройки были окончены в 1789 году и большинство из них существует до настоящаго времени. Тогда же в башне, на северо-восточном углу ограды, была устроена часовня, в которую перенесены, из прежней деревянной часовни, резное распятие и иконы. (Приведенныя сведения заимствованы из подробнаго «Описания Спасскаго девичьяго монастыря, К. Новоструева)
В 1861 году игуменья Серафима, весьма много потрудившаяся для пользы Спасскаго монастыря, исходатайствовала разрешение на сломку старой церкви во имя св. Митрополита Алексея и склонившейся на бок колокольни и на устройство новаго храма, во имя Иверской Божией Матери, с приделами: во имя святителя Московскаго Алексея на южной стороне и св. Тихона Воронежскаго на северной. Прекрасный пятиглавый храм в византийском стиле, с высокою колокольнею и с тремя алтарями в ряд, был вчерне отстроен в 1864 году, заказан был и иконостас, но пожар 19 августа 1864 года, уничтожив все деревянныя строения монастыря, значительно повредил и храмы его; монастырь опустел; сама игуменья Серафима переселилась в Рыбинский первоклассный Софиевский монастырь, где и скончалась 16 сентября 1869 г. Преемница ея, игуменья Евпраксия (в мире Андреева), возстановила почти уничтоженный пожаром монастырь в прежнем его благолепии и на дворе развела сад. Возобновив сперва Спасскую церковь, она, к концу 1870 года, отстроила и новую церковь. 29 ноября 1870 года был освящен главный престол, 13 декабря того же года — оба приделанные престола. Особенно замечателен в новом храме великолепный, устроенный в Москве, иконостас, почти весь позолоченный; иконы писаны тоже в Москве (Симб. Губ. Вед. 1867 г., № 99; 1870 г., № 89 и 93). По величине и благолепию, монастырский храм Иверской Божией Матери — один из лучших храмов г. Симбирска.
П. Мартынов «Город Симбирск за 250 лет существования»

Спасское архиерейское подворье Симбирской митрополии — подворье женского монастыря Архангела Михаила, находящееся на территории бывшего Спасского Симбирского монастыря.
Историко-мемориальное значение Симбирского Спасского, ранее называвшегося Новодевичьего монастыря, связано с тем, что он почти современник основанию города Симбирска. Одно из первых упоминаний о нем, как уже о существующем, относится к 1663 г. Первое время в монастыре была только одна деревянная небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного. В 1678 г. эта церковь обветшала, и была построена на ее месте новая на средства Стефана Трофимова сына Протопопова. В пожар 1685 г. эта церковь сгорела, а в 1696 г. построена соборная каменная церковь, у которой колокольня была деревянная восьмигранная с шатровым верхом и главою, обитою деревянной чешуею (подобно Покровскому Собору в Кижах). Церковь во имя Спаса Нерукотворного была холодной, стояла посреди монастыря. Ее общая длина с папертью и алтарем составляла 12 сажень, а ширина 7 сажень, высота до кровли 6 сажень (с крестом около 11 сажень). Одна сажень равнялась 2м 13 см.
В 1852 г. Капитон Иванович Невоструев так описал эту церковь: «…довольно обширна и величественна, готической архитектуры, о пяти главах, с тремя каменными (приделанными в 1815 и 1829 г.г. вместо деревянных) папертями, из коих на главную ведет высокое крыльцо. Внутри церкви четыре огромные столпа, поддерживающие свод, на западной стороне хоры, устроенные в 1846 г. для стояния монахинь».
В 1698 г. в монастыре была построена другая каменная теплая церковь во имя святого Алексея Митрополита Московского.
В 1709-1710 г.г. с западной стороны церкви была построена каменная колокольня, которая в 1713 г. была соединена с храмом посредством сооружения трапезы. В 1734 г. с южной стороны к храму был пристроен придел во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь имела длину с алтарем и трапезной 12,5 сажени, ширину 5 сажень, высоту до кровли около 4 сажень (с крестом 7 сажень). Церковь была одноглавой. Размещался монастырь в квартале между улицами Спасской и переулком Полицейским соответственно на востоке и на западе (ныне ул. Советская и Пожарный пер.) и улицами Чебоксарской (ныне Бебеля) на юге и Дворцовой (ныне К. Маркса) на севере.
Первоначально монастырь был обнесен деревянной оградой и сам он назывался «деревянным» в отличие от «каменного» Покровского монастыря. Въездные ворота в деревянной ограде с северной стороны назывались «водяными», с южной стороны ворота были расписные с деревянной часовней при них.
В 1789 г. была сделана кирпичная ограда. Святые ворота размещались со стороны Спасской улицы.
В пожар 1864 г. Женский Спасский монастырь обгорел. После пожара была восстановлена каменная церковь во имя Нерукотворного Спаса, а церковь во имя Алексея Московского по ветхости была разобрана.
До 1936 г. на территории монастыря существовала еще одна новая каменная церковь, построенная в 1864-1870 г.г. во имя Иверской Божией Матери с приделами во имя святителя Алексея Московского на южной стороне и святителя Тихона Воронежского на северной. В 1898 г. П.Л. Мартынов так описывал эту церковь: «Прекрасный пятиглавый храм в византийском стиле с высокою колокольнею и с тремя алтарями в ряд… Особенно замечателен в новом храме великолепный, устроенный в Москве иконостас, почти весь позолоченный: иконы писаны тоже в Москве».
Архитектурно-градостроительное значение Женского Спасского монастыря заключается в том, что он вместе с Успенским и Покровским монастырями, которые оба были мужскими, а также Симбирским Кремлем в XVII в. создавали четырехчастную композицию в качестве градостроительной основы Симбирска. При этом Успенский и Покровский монастыри фланкировали город соответственно с восточной и западной сторон.
В XVIII в. после упразднения Успенского монастыря под горой градостроительную основу Симбирска составляла трехчастная композиция из оставшихся двух монастырей и Кремля. Кремль был окончательно разобран в конце XVIII в. Весь XIX век и часть XX века до середины 30-х г.г. Женский Спасский и Мужской Покровский монастыри оставались самыми древними структурными частями первоначальной градостроительной основы города. Уничтожение их привело к утрате полностью этой градостроительной основы и резкому снижению историко-культурной и архитектурно-градостроительной значимости Ульяновска. В 1980 г. при составлении классификации исторических городов страны, по их величине и ценности содержащего в них архитектурно-планировочного наследия, Ульяновск отнесен к более низкому классу «Б».
В настоящее время в Ульяновске формируется Историко-Мемориальная зона, восстановление исторической городской среды в этой зоне должно предусматривать и восстановление соответствующих культовых сооружений, что в свою очередь будет способствовать переводу города Ульяновска в более высокий класс «А» по принятой в специальном руководстве классификации.
Восточная кирпичная стена этого монастыря со святыми воротами была разобрана в конце 60-х — начале 70-х г.г. XX в. во время строительства Дворца Культуры Профсоюзов (ныне ОЦКМ).
Примечательно то, что на остальной территории бывшего монастыря уже строится еще одно инородное здание. В двухэтажном кирпич- ном здании, построенном в 1908-1910 гг. для келий монастыря, размещалось отделение милиции Ленинского района города, а в другом двухэтажном доме этого же монастыря размещается подворье женского монастыря. Самым старым сооружением на территории монастыря, сохранившимся до настоящего времени, является одноэтажный кирпичный дом, оштукатуренный снаружи; этот дом стоит на углу пересечения ул. Бебеля и Пожарного переулка с северо-восточной стороны.
Таким образом, территория бывшего женского Спасского монастыря, имеющая значительную историко-мемориальную ценность может рассматриваться как основа для воссоздания утраченных памятников культового назначения. Этому способствует новый закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
Один из корпусов келий бывшего женского Спасского монастыря в 2001 г. возвращен верующим и передан под подворье Михаило-Архангельскому монастырю в Комаровке.
http://azbyka.ru/palomnik/Спасское_подворье_женского_монастыря_Архангела_Михаила_(Ульяновск)

В судьбе церквей Спасского женского монастыря пожар 1864 г. имел существенное значение. Сгорело все внутреннее украшение церквей, вся ризница, весь архив. Первоначально в Симбирском Спасском монастыре была только одна церковь во имя Спасова Нерукотворенного Образа. Она была построена деревянною и отличалась малыми размерами. Когда она была основана, неизвестно. Некоторые предполагают, что церковь, как и сам монастырь, появилась раньше возникновения Симбирска на горе, не позднее 1640 г. В 70-х гг. XVII столетия она уже требовала существенных исправлений.
В благословенной грамоте митрополита Казанского Иоасафа симбирянину Степану Трофимову на построение в Симбирском Спасском монастыре новой церкви от 1 июля 1676 г. писалось про прежнюю церковь: «Исподние де церковные бревна стали ветхи». Из этой благословенной грамоты известно, что по обещанию Степана Трофимова в Симбирске для нового церковного строения лес у него, Степана, изготовлен, а строить ему в Симбирском девичьем монастыре вместо старой церкви Спасова Нерукотворенного Образа на том же церковном месте новою церковь Спасова Нерукотворенного Образа, да в приделах собора архистратига Михаила и архидиакона Стефана и освятить.
Не сохранилось сведений о том, было ли приведено в исполнение последнее повеление преосвященного митрополита, но известно, что через два года после этого была построена новая церковь во имя Нерукотворенного Образа. Церковь была украшена иждивением того же строителя Степана Трофимова. Он дал в церковь местные иконы, деисусы, медные лампады, Евангелие напрестольное в серебре, позлащенное, священные сосуды со всем прибором, кадило серебряное, две ризы изолбатные, оплечья бархатные, шитые.
По «Росписи книгам и ризам и всякой церковной утвари города Симбирска Спасского Новодевичья монастыря церкви, что после бунта построилась» в новую церковь перешли из старой жалованные царем Алексеем Михайловичем «минея общая с праздники, триодь постная, ризы комчатые, белые, оплечье бархат на золоте, оплечье бархат на золоте, пуговица серебряная».
Новой церкви было суждено просуществовать немного лет. В 1684 г. жилые дома симбирских жителей и Спасский монастырь сгорели, сгорела и сама церковь. Поэтому в 1692 г. 8 сентября Казанским митрополитом Маркеллом была дана благословенная грамота строить в монастыре церковь Спаса Нерукотворенного Образа с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Алексия, митрополита Московского чудотворца. В 1696 г. была действительно построена церковь во имя только Нерукотворенного Образа с наименованием ее вторым в городе собором после первого Троицкого. У нового собора или осталась от прежней церкви, или была выстроена новая колокольня деревянная, сосновая, восьмеричная, рубленная в лапу, шатровая, глава обита чешуею древяной, крест белым железом».
Церковь была построена однопрестольной потому, что «в 1693 году града Симбирска гостиной сотни Иоанн Андреев сын подал за рукою челобитную преосвященному Маркеллу митрополиту, чтоб ему в том граде в приходе Спасова Нерукотворенного Образа, что в Новодевичьем монастыре, построить вновь каменную церковь во имя же святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца и о строении той церкви дати архиерейскую благословенную грамоту, почему ему та церковь вновь строити». Церковь строилась пять лет. Еще в 1696 г. причт писал митрополиту, что «по указу преосвященного митрополита и по благословенной грамоте строится в том их Спасском монастыре церковь Божия каменная и они протопоп с братиею о том церковном строении радеют». От храмоздателя церковь была снабжена всем нужным к священнослужению. По клировым ведомостям и другим монастырским актам церковь считалась построенною и освященною в 1698 г.
По «Описи 1709 года», кругом церкви была каменная паперть, спереди и с левой стороны крытая тесом. В 1709 г. с западной стороны церкви была пристроена колокольня, которая окончена в 1710 г; на колокольню было подряжено 30 000кирпича. В 1713 г. по разрешительному указу Казанского митрополита Тихона Иван Андреев, житель гостиной сотни, пристроил с южной стороны церкви небольшую больницу «ради немощных и престарелых». Паперти с прочих сторон были упразднены, а с западной стороны паперть была обращена в трапезу, а прежняя трапеза была распространена и соединена с колокольнею.
Около 1716 г. в нижнем этаже каменной колокольни была устроена еще особая небольшая церковь во имя св. Николая Мирликийского. В монастырской описи имуществу 1727 г. описывалась и эта церковь… описывалась церковь и описи имуществу 1778 г., но на поле описи было помечено: «упразднена, а иконы перенесены в часовню, находящуюся у святых ворот». По заключению проф. Невоструева церковь была закрыта в 1790-х гг.
Упомянутая больница к 1734 г. пришла в ветхость и в этом году была перестроена и обращена в придельную церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В устроении этого придела потрудился полковник Иван Иванович Немков, в 1733-38 гг. симбирский воевода.
К 1739 г. в одной из церквей был устроен еще один престол, неизвестно в чье наименование. В одном из документов Московского архива министерства юстиции пишется от 1739 г.: «Казанской епархии Спасский девичий монастырь в городе Симбирске. В том монастыре каменного строения церквей четыре, в них престолов пять».
Две каменные церкви: одна – во имя Спасова Нерукотворенного Образа, другая – во имя св. Алексия, митрополита Московского, с приделом трех святителей вселенских и каменною колокольнею существовали до пожара 1864 г. Церковь во им я Спаса Нерукотворенного Образа посреди монастыря, холодная, имеет длины с алтарем и папертью 12 саж., ширины 7 саж., высоты до кровли 6 саж. Она представляется достаточно обширной и величественной. Церковь византийской архитектуры, о пяти главах. До 1815 г. была окружена деревянными папертями, после устроены каменные. По описям 1709, 1727, 1763 и 1778 гг. кровля крыта тесом, а главы – по первым двум – деревянною, а по последним – муравленою черепицею, окошки слюдяные.
Внутри церкви четыре огромных столба, поддерживающих свод. Вся церковь таким образом разделяется на три корабля или нефа. Средостение, отделяющее св. алтарь от средней части храма, каменное. На западной стене – хоры, устроенные в 1846 г. для стояния монахинь. Пол в 1786 г. вместо деревянного был устроен из чугунных плит, но в 1846 г. они, по неудобности, были заменены опоковым, проваренном в масле и окрашенным камнем; теперь опять деревянный пол. Стены в 1770 г. были расписаны изображениями из священной истории. В 1817 г. стенопись была обновлена. Предалтарный иконостас был в два яруса, столярной работы, по местам с резьбою, вызолоченный и посеребренный был устроен в 1801 г… После пожара 1864 г. церковь возобновлена, но план остался тот же. Теперь вся церковь внутри и снаружи оштукатурена, крыта листовым железом, окрашенным медянкою на масле, кресты вызолочены. Святой антиминс на престоле освящен преосв. Евгением 20 декабря 1864 г. Иконостас сосновый, пятиярусный, столярной работы, окрашен кармином, по местам украшен резьбою, вызолоченною червонным золотом на полимент. У четырех колонн, на которых держится свод храма, утверждены с западной стороны каждой колонны четыре иконостаса, все они столярной работы, окрашены кармином, колонки и резьба на них вызолочены на полимент; на каждом водружен крест.
Другая монастырская церковь была теплая, с посвящением ее во имя св. Алексия, митрополита Московского; занимала в длину с алтарем и трапезою 12 ½ саж., шириною 5 саж., имела одну главу. До пожара 1864 г. она существовала в том самом виде, как была построена и исправлена храмоздателем. Полы были в церкви из опокового камня. Иконостас вместо прежнего был устроен вновь в 1799 г. на сумму госпожи Твердышевой. По обветшании этого иконостаса в 1828 г. был сделан другой. Из прежних икон многие были отданы в 1846 г. Ставропольского уезда в церковь села Архангельского, Крестовые Городищи тож. Иконостас 1828 г. был о двух ярусах, столярной работы, с колоннами, карнизом и аркою, выкрашен белою краскою, по местам украшен резьбою и по полименту вызолочен червонным золотом.
При этой церкви была придельная, имевшая с главною сообщение церковь трех святителей вселенских, длинною с алтарем 6 саж., шириною 3 ½ саж. Построенная в 1734 г., она была обновлена и в ней устроен иконостас вместо обветшавшего в 1784 г., потом поновленный с написанием вновь образов в 1828 г. Колокольня церкви была на двух саженях во все стороны, высотой с крестами 15 саж., восьмиугольная, трехъярусная. Прежде на ней были железные часы, упоминаемые в описи 1778 г.
В 1863-64 гг. при игуменье Серафиме вместо церкви св. Алексия, митрополита Московского, и трех святителей был построен каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, но во время пожара, бывшего 19 августа 1864 г. сгорело все, что только было доступно огню. После пожара храм был возобновлен и окончен устройством при игуменье Евпраксии.
Новый храм – византийской архитектуры, пятиглавый, с каменною в пять ярусов колокольнею, высота которой 25 саж. Снаружи он простирается в длину на 24 саж., а в ширину на 9 ½ саж. Храм устроен в два света: в нижней части больших к верху полуциркульных окон 14, вверху под сводами на южной и северной стенах 8 циркульных окон; кроме того, на паперти под колокольнею четыре окна большого размера и три циркульных окна на западной стороне колокольни над дверьми, ведущими на паперть.
Вся церковь внутри и снаружи оштукатурена, внутри окрашена масляною красою. Крыша покрыта листовым железом, окрашена медянкою, а главы на храме и колокольне покрыты белым листовым железом; кресты на главах вызолочены. Свод храма утвержден на шести столбах большого размера, из которых два отделяют алтари от главной части храма.
Пол во всей церкви деревянный, окрашенный масляною краскою. Амвон и солея ограждены железною решеткою. В западной части храма над трапезною частью устроены хоры, которые с передней стороны ограждены деревянною решеткою. Паперть и входная площадка выложены ступенным камнем; площадка ограждена железною решеткою. С площади на паперть и с последней в трапезную часть храма устроено два входа, в которых снаружи двери железные.
Храм трехалтарный, все алтари устроены рядом, из них средний выдается несколько вперед. В главном алтаре св. престол в честь Иверской иконы Божией Матери, в алтаре с правой стороны – престол во имя св. Алексия, митрополита Московского, а с левой стороны – во имя св. Тихона Задонского, но еще не освящен. Святой антиминс священнодействован преосв. Варсонофием в 1883 г.
Предалтарный иконостас и иконы Иверского храма обращают на себя особенное внимание художественностью работ. Иконостас четырехъярусный, сосновый, окрашен белою краскою, украшен резными колоннами и почти сплошною резьбой, вызолоченными червонным золотом на полимент. Иконостас – московской работы Софронова, иконы – художника Варламова. Придельные иконостасы также столярной работы, сосновые, четырехъярусные, окрашены в белый цвет и украшены резными колоннами и резьбою, позолоченными на полимент. Колонны-столбы, поддерживающие своды, и простенки между окнами украшены разными иконами большого и малого размера. Свод храма расписан масляною краскою разных колеров.
При каменном больничном корпусе Спасского монастыря устроена отдельная маленькая церковь во имя св. Николая, Мирликийского чудотворца. Церковь освящена в 60-х гг. настоящего столетия. Святой антиминс ее священнодействован преосв. Евгением 11 сентября 1866 г. Святой престол, жертвенник и предалтарный одноярусный иконостас этой церкви липовые; резьба и восемь полуколонок последнего вызолочены на полимент.
При святых воротах монастыря, на южной его стороне, до 1789 г. находилась деревянная часовня, которая имела в себе резное распятие и св. иконы. При часовне была кружка и свечная продажа. С 1789 г. часовня была устроена на северо-восточном углу монастырской стены в башне, где находится и теперь. Часовня особенно уважается симбирскими жителями. Сюда жертвуют на неугасимые лампады за здоровье детей. Само распятие, бывшее до пожара 1864 г., местно чтилось чудотворным.
Самою главною святынею Спасского монастыря является Иверская икона Божией Матери. Жители Симбирска особенно чествуют эту икону, как чудотворную, и молебствуют ей в общественных и семейных случаях. В 1847 г., когда в Симбирске действовала холера, эту икону носили вокруг города в крестном ходу и непрестанно по домам. Потом, по миновании болезни, 13 декабря перед этою и соборною св. Германа, Казанского чудотворца, иконами, по желанию городского общества торжественно был совершен благодарственный молебен с поминовением умерших от холеры. В память избавления от холеры общество устроило в монастыре икону Иверской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенной аметистами и стразами, с надписями, показывавшими веру и усердие жителей. По всем печатным книгам об Иверской иконе Божией Матери Симбирского Спасского монастыря она признается чудотворною. В пожаре 1864 г. две монахини Евсевия и Афанасия вынесли из храма эту святую икону и с нею сошли под гору от общего пожара, а по миновании опасности возвратили икону в монастырь.
Александр Яхонтов «Церкви Спасского женского монастыря города Симбирска», 1898 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?