Воскресенская (Германовская) церковь
Воскресенская церковь построена первоначально в конце первой четверти XV III в. на месте бывшей прежде часовни, построенной в память встречи иконы Святителя Германа с частицами его мощей; церковь была трехпрестольная: два престола были в трапезных приделах. В 1877-1879 г.г. главная часть храма была перестроена, устроены были в ней два новых придела: храм стал пятипрестольным.
В 1890-1894 г.г. была перестроена и трапезная часть храма с колокольнею, причем трапезные приделы были упразднены; перестройка производилась на средства церкви, прихожан и церковного старосты купца Павла Андр. Никитина.
В настоящее время в храме (тепл.) три престола: главный в память обновления храма Воскресения Христова, в правом приделе во имя Святителя Германа, архиепископа Казанского, и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая. На ярмарочной площади есть принадлежащая храму часовня. Церк.-приход. школа существует с 1897 г., помещается в собственном здании.
Источник: Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)». — Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева, 1903 г.
В 1567 г. 6 ноября скончался в Москве святитель Казанский Герман. Почти 24 года его мощи покоились в Москве. При Казанском митрополите Гермогене ученики св. Германа, с благословения своего митрополита, отправились в Москву и испросили у царя Федора Иоанновича и патриарха Иова дозволение перенести нетленные мощи св. учителя и архипастыря в основанный им Свияжский монастырь.
Торжественное принесение св. мощей было совершено 25 сентября 1591 г. В 1695 г., по распоряжению патриарха Адриана 6 октября Казанский митрополит Маркель переложил мощи св. Германа в новую липовую раку, обложенную с лицевой стороны серебром. Это обстоятельство послужило началом к общерусскому чествованию Казанского святителя Германа.
По поводу этого же события в 1697 г. жители Симбирска и духовенство обращаются к Казанскому митрополиту с просьбою о присылке и им мощей новоявленного угодника Божия. Владыка Казанский действительно отослал в Симбирск часть мощей св. Германа, а потом дал и «позволительную память» о построении часовни в Симбирске на месте встречи святых мощей. Таким образом, на месте встречи иконы св. Германа с мощами его, у верховья Свияжского ключа, называемого «Маришкою», была устроена часовня, под нее было отведено довольно достаточное место земли.
На месте этой самой часовни впоследствии и была построена Германовская или Воскресенская церковь. Думается, что часовня была обращена в церковь в конце первой четверти XVIII ст., согласно указу императора Петра Великого об уменьшении часовен вообще, данному в 1722 г. Увеличение городского населения много способствовало этому преобразованию часовни в церковь. При этом полное обновление часовни дало повод и главный престол новой церкви посвятить в память обновления храма Воскресения Христова, празднуемого 13 сентября или в честь Словущего Воскресения. От главного престола церковь получила название Воскресенской, однако в городе церковь называлась по имени прежней часовни и по второму престолу в честь св. Германа.
Какою была построена Германовская церковь вначале, неизвестно, но ясно одно, что в первой половине XIX ст. она была каменная с такою же колокольнею, крепкая. До 1847 г. разделялась на две половины: холодную и теплую; в этом году она вся была сделана теплою. В церкви было три престола: в настоящей, холодной – в память храма Христова Воскресения, в приделе теплом один – во имя Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев, а другой – во имя Германа, Свияжского чудотворца. В 1854 г. было произведено переименование престолов: в настоящей церкви святой престол остался тот же; один правый престол посвящен трем святителям Казанским всем вместе, а левый св. апостолам Петру и Павлу. Церковь была небольших размеров, крестообразная, с каменной колокольней, квадратной внизу и пирамидальным на ней верхом, покрытым черепицей.
Население прихода составляют переселенцы из соседних с городом сел, русские крестьяне, пришедшие в Симбирск и записавшиеся в мещане. В настоящее время прихожане состоят из военных, приказных, купцов, мещан, разночинцев и крестьян. Земли при церкви усадебной, пахотной и сенокосной прежде не имелось. С 1851 г. при церкви имеется земля, пожертвованная на потребности храма, по завещанию мещанкою Балакирщиковою. В 1874 г. присоединилась еще одна, пожертвованная симбирским мещанином Андреем Васильевичем Масленниковым. Причта при Германовской церкви положено быть священнику, диакону и двум причетникам. В августе 1846 г. открыта священническая вакансия. Содержание причта происходило и происходит на средства доброхотных даяний прихожан за требоисправления. Содержание его прежде было посредственное, а вследствие пожара 1864 г. и прямо недостаточное, поэтому многие перешли в другие приходы. На содержание причта идут и некоторые проценты с капиталов благотворителей.
В 1877-79 гг. главная часть Германовской церкви была перестроена. Не столько непрочность церкви была причиной этого, сколько сырость и малые ее размеры, не соответствовавшие количеству прихожан. К перестройке церкви было приступлено в сентябре 1877 г. Первый камень в основание храма был положен 4 октября кафедральным протоиереем П. И. Юстиновым при участии духовенства и значительном стечении народа.
Вновь сооруженная церковь каменная, о семи главах, с тремя полукруглыми алтарями в ряд. Против прежней она распространена на 4 саж.: по 2 саж. с северной и южной сторон, на 2 саж. к востоку выдвинуты и алтари. Денег за работу и отчасти за материал потрачено 20 000 руб., из сумм церкви – 1500 руб. По случаю перестройки в церкви остались только два придельных престола. Освящение совершено в октябре месяце 1879 г. преосвященным Феоктистом, епископом Симбирским. С этой перестройкой в настоящей были устроены три престола: главный – в память обновления храма Христа и Бога нашего Воскресения, другой – придельный, с правой стороны, в честь св. Германа, Казанского чудотворца, третий — с левой стороны, в честь св. Николая, Мирликийского чудотворца. В трапезе были оставлены прежние престолы, и таким образом церковь является пятипрестольною.
По причине неимения средства Германовская церковь оставалась недостроенною до 1890 г. В этом году преосвященный Варсонофий дал благословение на перестройку и остальной части храма. Ветхая каменная колокольня была разрушена, два трапезных придела были упразднены, вырыт ров под фундамент, заготовлены первые нужные материалы. На постройку церкви подавались щедрые пожертвования, и она скоро была воздвигнута в величественных размерах в сравнении с прежними. Главным распорядителем по постройке церкви был церковный староста П. А. Никитин.
Церковь устроена трехпрестольною, святые алтари сделаны по одной линии от севера к югу и тремя полукруглыми выступами выдаются на восток из общего здания церкви. Четыре столба поддерживают куполообразный свод настоящего отделения храма. Своды трапезы коробовые… на стенах над окнами в трапезе изображения святых, по пяти на каждой стене. Четырьмя столбами-колоннами вся церковь разделяется на три поместительных продолговатых корабля. Над главными западными входными дверями устроены хоры на кронштейнах.
Главною отличительною чертою трапезы Германовской церкви являются небольшого размера, одного украшения и одной работы иконы, размещенные по стенам и столбам церкви, это иконы бывших прежде придельных иконостасов. У второго левого от входа столба помещается в особом киоте, в серебряной ризе небольших размеров Владимирская икона Божией Матери, пожертвованная в церковь симбирским купцом Н. В. Кротковым. Эта икона чествуется прихожанами преимущественно перед другими иконами. У второго правого столба в таком киоте, в апликовой ризе икона Нерукотворенного Спасова образа, пожертвованная симбирским купцом И. Е. Войлошниковым. У правой стены выделяется икона Божией Матери «Нечаянная радость» в киоте, сделанном на средства Е. Я. Юдиной и других жертвователей. Икона без ризы, нового письма, снимок с иконы Божией Матери «Нечаянная радость», находящейся в селе Сельдинской слободе.
В 1896 г. был поднят на колокольню церкви колокол весом в 703 пуда 21 фунт; весу в языке 26 пуд. По надписи на колоколе видно, что он отлит в Саратове к симбирской Воскресенской церкви усердием симбирского купца 1 гильдии Ф. И. Чекалина по благословению преосвященного Никандра, епископа Симбирского и Сызранского. По другим надписям на колоколе видно, что он «сделан в память священного коронования Их Императорских Величеств Государя Николая Александровича и супруги Его Государыни Александры Федоровны». В истории искусств колокол этот может служить свидетелем развития у нас литейного дела в конце XIX ст.
Как на особенность новой Германовской церкви следует указать, что в подвальном этаже ее устроено помещение для отдельной церкви и все нужное для нее, и только сырость помещения не допускает до служения там. В церковном архиве прежде хранились планы и фасады Германовской церкви 1837, 1849, 1878, описи ее имуществу 1827, 1854 гг., которые могли бы дать бОльшие сведения о церкви, но, к сожалению, за перестройками ее все утрачено. Только опись 1880 г., церковная летопись последних годов, метрические книги, клировые ведомости и несколько бумаг официального характера – вот и все достояние архива Германовской церкви.
А. К. Яхонтов « Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.
В 1697 году жители Симбирска и духовенство обратилось к Казанскому митрополиту Маркелу с просьбой о присылке им частицы мощей святителя Германа Казанского. Спустя некоторое время на месте встречи симбирцами святых мощей, у верховья Свияжского ключа, в том же году была срублена часовня в память об этом событии. В 1722 году на месте часовенки решено было возвести каменный храм. В 1727 году церковь была построена и освящена в честь Воскресения Христова, правый её придел был освящён во имя Трёх святителей Казанских: Гурия, Варсонофия и Германа, левый же — во имя апостолов Петра и Павла. К середине ХIХ века эта церковь уже не вмещала всех желающих помолиться на службах, да к тому же пожар, случившийся в 1864, от которого пострадал храм, всё это привело прихожан к мысли, что приходу срочно требуется новый, более просторный и вместительный храм.
В 1877-1879 гг. старая церковь была кардинально перестроена по проекту губернского архитектора Н. Воскресенского и под наблюдением городского архитектора В. А. Алатырцева в неорусском стиле. В сентябре 1877 года был перестроен основной объём и алтарная часть, а в 1879 году алтарь был расписан масляными красками. Буквально, через 13 лет симбирский архитектор Михаил Григорьевич Алякринский составляет проект трапезной и шатровой колокольни, а также переделки старых главок, что и было выполнено в 1890-1894-х годах. Перестройка и строительство велись на средства прихода и прихожан, а также церковного старосты купца Павла Андреевича Никитина. В 1895 году был проведены внутренние отделочные работы трапезной части и последующей её росписи. Также был расписан сам храм. Роспись внутренних интерьеров было заказано иконописцу, крестьянину из села Палех (ныне пос. в Ивановской области) Ивану Васильевичу Белоусову. 5 октября 1897 года недалеко от Воскресенской церкви открылась церковно-приходская школа в доме пожертвованном прихожанкой Ховриной. В 1903 году была сделана галерея в подвал здания храма, а в 1904 году сооружён новый придел в честь Серафима Саровского. В октябре 1912 года симбирский мещанин Ефим Иванович Куликов пожертвовал шесть тысяч рублей — огромные по тем временам деньги. На них был устроен новый резной иконостас в главном приделе, а также обновлены старые росписи. В 1916 году Воскресенско-Германовский церковный приход был самым многочисленным в городе и насчитывал более 12 тыс. человек.
Набор колоколов на храмовой звоннице составлял вес в 32 тонны. Самый большой колокол был отлит в 1896 году в Саратове на заводе купчихи Олимпиады Медведевой. Этот колокол отливался в пропорциях: 78% чистой меди и 22% олова. Сплав был из уральской красной меди с завода наследников Демидова, князя Сан-Донато и из английского олова. На этот колокол пожертвовал 12 тыс. рублей симбирский купец второй гильдии Фёдор Иванович Чекалин. Литьё колокола было приурочено к памяти коронования императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны по благословению преосвященного Никандра, епископа Симбирского и Сызранского. Колокол украшали изображения святых Николая Чудотворца, великомученицы Александры и небесных покровителей монашеской четы. На колоколе были нанесены цитаты из псалмов. В Симбирск этот огромный колокол доставили пароходом. 1 сентября 1896 года с помощью привезённых из Саратова специальных дрог и канатов, сотня здоровых мужиков подняли его на 2 ярус колокольни. Чего уж говорить: его вес составлял 11,5 тонн, а железный язык весил почти 426 кг. Его звон можно было услышать за 10 вёрст от города, его слышали даже на судах, проходящих мимо по Волге — это был самый большой колокол в Симбирске. За щедрое пожертвование Фёдору Чекалину дали золотую медаль для ношения её на шее.
В конце 1920-х годов этот, самый большой колокол, как и другие колокола со звонницы Воскресенского храма, были сброшены, погружены на транспорт и отправлены на переплавку. Сам же храм был закрыт 28 августа 1931 года на основании решения Ульяновского горисполкома. Спустя некоторое время были сломаны все венчания и разобрана колокольня. Внутри основного объёма были установлены стелажи и с 17 сентября 1931 года в здании бывшей церкви разместился областной государственный архив. Но богоборческой власти Ульяновска этого показалось мало. 31 октября 1966 года на месте разобранной колокольни рабочие возвели 4-х этажный «пристрой» в виде «хрущёвки» из силикатного кирпича для хранения документов. Лишь в 1990 году Воскресенско-Германовскому храму присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. После возрождения Симбирской епархии епископ Прокл (Хазов) многократно просил власти передать церковь недавно образованной епархии. Прошли годы, и передача полуразрушенного здания храма Церкви наконец-то состоялась.
6 марта 2003 года Воскресенский храм был официально передан Симбирской епархии, однако до 2007 года в церковном здании продолжал размещаться архив. Только, после того, как отсюда съехал архив, прихожане активно взялись за восстановление святыни и разборку «уродливого» пристроя. Случилось это событие, аккурат перед Новым Годом, в декабре 2007 года. А уже 18 апреля 2008 года архиепископом Проклом был отслужен молебен под сводами ещё не до конца отреставрированного храма. В 2008 году старая роспись стала портиться и тогда было принято решение её законсервировать (закрасить). 13 апреля 2009 года Высокопреосвященный Прокл с духовенство совершил ещё один молебен, после чего освятил купола и кресты, которые в тот же день были установлены на барабаны храма. 1 апреля 2010 года владыка совершил малое освящение храма. 30 июня 2012 года были завершены работы по восстановлению колокольни, после чего собор приобрёл свой первоначальный облик. Новые колокола для звонницы были заказаны и изготовлены в городе Каменске-Уральском Свердловской области на колокололитейном заводе «Пятков и Ко».
20 мая 2015 года в Ульяновск прибыл Патриарх Кирилл. В ходе его визита в этот город на Волге, он в Воскресенско-Германовском соборе провёл всенощное бдение, после чего подарил храму икону Смоленской Божией Матери «Одигитрия». Стоит сказать, что с 2010 по ноябрь 2021 года этот храм имел статус кафедрального собора. 30 ноября 2021 года был издан указ №126 о переименовании храма из Свято-Воскресенско-Германовского собора в Воскресенско-Германовскую церковь или церковь Воскресения Словущего. В храме находится рака и ковчег с частицами мощей святителя Германа Казанского, а также много других икон святых с частичками мощей. Здание Воскресенско-Германовской церкви является чудом сохравшимся храмом Ульяновска в богоборческую эпоху, одним из 27 церквей и соборов старинного Симбирска.
Из путеводителя: Ульяновская область. Издание «Пти Фюте». — М.: ЗАО»Авангард», 2007 и с сайта Воскресенско-Герамановского храма