Ульяновск. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери.

Деревянный храм, выстроенный как католический костел. После закрытия занят под клуб, в 1941 г. передан православной общине, получил статус собора. Закрыт в 1959 г., снесен, на его месте сооружен клуб.
В 1941 г. в Ульяновск была эвакуирована Московская Патриархия Русской Православной Церкви, которой здание бывшего костела было передано для временного размещения ее аппарата. После некоторых перестроек в здании был устроен Патриарший собор и одновременно кафедральный собор Ульяновской епархии. 17 ноября 1941 г. собор был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. В соборе совершал богослужения Местоблюститель Патриаршего Престола, будущий Патриарх Московский и всея Руси Митрополит Сергий, квартира которого находилась здесь же, на втором этаже нового пристроя (ул. Водников, 15). В 1943 г. Патриархия возвратилась в Москву, а Казанский собор был оставлен кафедральным собором Ульяновской епархии. Здесь же находились епархиальное управление и квартира епископа.
4 января 1945 г. здание собора площадью 176,4 кв.м было предано в бессрочное бесплатное пользование общине верующих. В 1959 г. Ульяновский облисполком «учитывая, что дом содержится в пожароопасном состоянии, наличие двух действующих церквей в г. Ульяновске вполне может удовлетворить потребность верующих, а также учитывая многочисленные требования трудящихся г. Ульяновска о закрытии указанной церкви», выносит решение о прекращении функционирования церкви по ул. Водников, 17, об обращении в СМ СССР для снятия с регистрации общины этой церкви и дальнейшем использовании указанного помещения для размещения культурно-просветительного учреждения.
31 июля 1959 г. Совет по делам РПЦ при СМ СССР своим постановлением закрыл Казанский собор и снял с регистрации церковную общину. Одновременно была закрыта Ульяновская архиерейская кафедра. 31.07.1959 г. здание собора в полной сохранности, все дворовые постройки и прилегающая территория были переданы по акту коммунальным службам города. Также по акту члены Церковного совета Свято-Неопалимовской церкви приняли все имущество закрытого собора: 225 икон, золотые кресты и церковная утварь в количестве 130 предметов, 120 церковных облачений, более 320 книг и нот, 39 предметов инвентаря, в т. ч. царские врата, и легковая машина «ЗИМ-12». Этой же церкви были переданы четыре жилых дома, принадлежавшие Казанскому собору.
После оценки технического состояния освобожденного здания б. собора и б. костела компетентная комиссия пришла к выводу: «под кинотеатр нет возможности использовать здание из-за отсутствия помещения фойе, под детское учреждение также из-за больших затрат на перестройку. Комиссия считает целесообразным использовать его под клуб».
В 1959 г. здание было снесено, и на его фундаменте был построен клуб «Дружба».
http://archeo73.ru/Russian/statyap/chramy/shramysobor.htm

До революции 1917 года в Симбирске имелось 28 православных церквей и домовых храмов, лютеранская кирха, мечеть, иудейский молитвенный дом, старообрядческая часовня и католический храм, традиционно именовавшийся польским словом «костёл», поскольку именно поляки самую многочисленную и известную общность среди католиков Российской Империи. Кроме поляков, среди «народностей» Симбирского католического прихода особым образом отмечались «литовцы, армяне, немцы и даже … французы»! Католиком-поляком был каждый шестой офицер российской императорской армии. Выходец из западных губерний, штабс-капитан Карл Федорович Пашкевич служил в Симбирске и поселился в губернском городе после выхода в отставку. В 1887 году они с женою Марией Федоровной, православной по вероисповеданию, приобрели домовладение по Шатальной (ныне Корюкина) улице. В июне 1889 года 68-летняя М.Ф. Пашкевич умерла от паралича. Осиротевший К.Ф. Пашкевич завещал домовладение Симбирскому римско-католическому приходу.
У существовавшего с 1874 года в губернском городе прихода не было своего храма. Богослужения, по слову симбирского краеведа П.Л. Мартынова, «совершались в тесных квартирах, арендованных в частных домах». После смерти К.Ф. Пашкевича, последовавшей в 1893 году, завещанный дом был перестроен в храм, и уже 2 (14) октября 1894 года торжественно освящён в честь Воздвижения св. Креста Господня. «С тех пор католическое население г. Симбирска получило возможность отправлять свои богослужения с подобающим благолепием», — отмечал П.Л. Мартынов.
Католический храм был сравнительно невелик. На площади в 25,2 квадратных сажен (около 113 кв. м), находилось четыре деревянных алтаря и восемь скамей для прихожан. В главном алтаре помещалось деревянное Распятие. Боковой алтарь с правой стороны был посвящён Остробрамской иконе Божией Матери. Этот чудотворный образ хранится в г. Вильнюсе, столице Литовской республики и издавна почитается католиками и православными.
В алтаре с левой стороны была помещена икона св. Екатерины. Эта святая являлась покровительницей симбирской помещицы, великобританской подданной и католички Екатерины Максимилиановны Перси-Френч. Широко в крае известная деятельница и благотворительница, Е.М. Перс-Френч играла исключительную роль в жизни Симбирской католической общины того времени. В 1909 году она выступила членом-учредителем Приходского благотворительного общества при Римско-католической церкви в г. Симбирске, в 1912 году возглавила Комитет по постройке Римско-католического костела в г. Симбирске.
Четвёртый алтарь был посвящён св. Апостолу Петру. В нём находилась икона основателя Римской церкви, первого Папы Римского. Главной святыней костёла являлся металлический крест, содержавший частицу Животворящего Креста Господня. В храме находилась статуя Пресвятой Богородицы Лурдской, увенчанная серебряной короной. При входе в храм помещалась мраморная посуда для освящения воды. Для музыкального сопровождения богослужений имелась фисгармония.
В апреле 1912 года общее собрание прихожан Симбирского римско-католического приходского костела приняло решение о необходимости строительства нового, каменного костела. В июле 1912 г. Симбирское губернское правление утвердило проект костёла в готическом стиле, разработанный выдающимся симбирским архитектором А. А. Шоде. Но на пути симбирских католиков возникли бюрократические сложности. Стоимость нового храма определялась суммой в 32 тысячи руб., прихожане располагали тремя тысячами, намереваясь провести кампанию по привлечению благотворителей, а для начала строительства, по существующим требовалось представить половину необходимой суммы. Только в марте 1913 года был утверждён согласованный с губернскими властями порядок сбора пожертвований.
Между тем эпоха оставляла всё меньше времени для созидательных планов. В августе 1914 года началась Первая мировая война, в феврале и октябре 1917 года Россию потрясли две революции. В 1931 году католический храм был закрыт для богослужений и превращён в рабочее общежитие – «очень грязно, нары – до потолка».
После начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 года в Ульяновск было эвакуировано руководство Московской Патриархии и Синод РПЦ во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием. Основная масса православных храмов в городе была разрушена ещё в 1930-е годы. Руководству РПЦ было передано сохранившееся и очищенное от мусора и временных постояльцев здание костёла.
9 ноября 1941 года возрождённый в бывшем католическом костёле православный храм был торжественно освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери, давней покровительницы и заступницы России в годы военных лихолетий. Он стал Кафедральным собором и временным Патриаршим собором, главным православным храмом Совесткого Союза. Московская Патриархия находилась в Ульяновске до конца лета 1943 года. А Казанский собор стал кафедральным собором Ульяновской епархии. Но в июне 1959 года, в пору последних массовых гонений на Церковь в СССР, Казанский собор был закрыт и вскоре разрушен.
И.Э. Сивопляс, http://ulyanovsk.dscs.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?