Ульяновск. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская церковь стояла на улице Спасской так, что ее храмовая часть с алтарями и трапезной была на восточной стороне улицы, а колокольня — на западной; соединялись между собой через улицу крытым надземным каменным переходом в виде пологой арки.
Историко-мемориальное значение церкви связано с тем, что это была самая близкая церковь к Казанской, расположенной на параллельной улице Стрелецкой, с которой вместе она создавала линейный ансамбль. Силуэт церкви хорошо просматривался со стороны этих улицу, домов и их дворовых участков. Значение церкви связано также с ее существованием в городе с 1725 г. По преданию, церковь построена прихожанами, кирпичными заводчиками. Ранее севернее церкви размещался густой лес, где впоследствии возникли Мартынова (ныне Радищева) и Шатальная (ныне Карюкина) улицы.
До 1832 г. церковь была небольшой, каменной, состоящей из теплой и холодной частей. В 1832 г. колокольня была перенесена на другую улицу и соединена с церковью аркой. Колокольня стала трехъярусной в классическом стиле. Первый ярус четверик, два верхних, меньших по размерам, в виде восьмериков, завершенные главой со шпилем.
После пожара в 1864 г. церковь восстанавливается, а в 1873-1874 гг. теплая церковь во имя Пророка Ильи перестраивается в два света, над трапезной возведен световой барабан с главой, завершенной крестом. В 1883-1884 гг. холодная Владимирская церковь также перестраивается в теплую каменную пятиглавую. «Все здание церкви со всеми ее пристроями, обнесенное оградою, — писал А. Яхонтов в 1898 г., — составляет в настоящее время стройное и красивое целое».
Владимирская церковь формировала участок выхода ул. Спасской (ныне Советской) к ул. Большой Саратовской (ныне бульвар А.А. Пластова). Этим определялось ее местное архитектурно-градостроительное значение. Более существенная градостроительная роль этой церкви определяется северо-восточным направлением композиционного треугольника, северо-западное направление которого формировал Вознесенский собор. Этот треугольник создавал высотный силуэт города ритмичным расположением культовых сооружений, служащих основными высотными доминантами в этом силуэте.
Церковь обладала высокой историко-мемориальной и архитектурно-художественной ценностью. Она связана с историей города, располагалась в непосредственной близости от места рождения В.И. Ленина и входила в качестве основного элемента в архитектурно-пространственную градостроительную систему Симбирска.
В настоящее время рядом с бывшей Владимирской церковью построен Ленинский мемориал, на одной из диарам которого, посвященной старому Симбирску, изображена эта церковь. В областном архиве в фонде 134 описи 12 хранятся метрические книги этой церкви, а в фонде Р-1941 опись 6 дело 8 — чертежи.
http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_7.htm

Каменный пятиглавый храм построен в 1883-1884 годах вместо каменного здания постройки 1725 года. В 1832 году колокольня была перенесена на другую улицу и соединена с церковью аркой. Колокольня стала трехъярусной в классическом стиле. Трапезная с Ильинским и Михаило-Архангельским приделами построена в 1855 году. После пожара в 1864 года церковь восстанавливается, в 1873—1874 годах теплая церковь во имя Пророка Ильи перестраивается в два света, над трапезной возведен световой барабан с главой, завершенной крестом. Закрыта в начале 1930-х годов. Здание храма перестроено и использовалось под красильный цех прядильно-чулочной фабрики. Разрушена в 1968 году при строительстве Ленинского мемориального центра.
http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9477

Происхождение Владимирской церкви нужно относить, по меньшей мере, к концу XVII в.; можно думать, что она была первоначально деревянною. Каменная же церковь первоначально была построена в 1725 г. прихожанами её, кирпичными заводчиками, как утверждает предание, записанное в церковную летопись; церковь была двухпрестольная, в одной связи с колокольнею.
В 1832 г. колокольня была перенесена на другую сторону улицы и соединена с храмом посредством арки; в 1855 г. в трапезной части храма пристроен придел с южной стороны. После пожара 1864 г. храм был возобновлен в 1866 г.; в 1873-1874 гг. была перестроена трапезная теплая часть храма, а в 1883-1884 гг. и холодная.
В теперешней церкви теплой три престола: главный – в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в северном трапезном приделе – во имя св. прор. Божьего Илии и в южном – во имя Архистратига Божьего Михаила.
Церковной земли: 1384 кв. саж. усадебной и 17 ½ дес. пахотной; пахотная земля находится в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё должны делиться, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Дома для причта церковные. Капитал причта 8000 руб.
Прихожан в г. Симбирске в 146 дворах 379 душ муж. пола и 489 жен. Церковно-приходская школа открыта в 1900 г., помещается в церковном здании.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Сведений о первоначальной судьбе Владимирской церкви не имеется. Пожар 1864 г. истребил большую и лучшую половину г. Симбирска, в том числе весь приход Владимирской церкви, все имущество ее и драгоценные украшения. В церкви сгорело все, лишь спасены от пожара Евангелие, сосуды, дарохранительницы, один напрестольный крест и несколько икон.
Какие есть документы в церкви – касаются ее истории уже с 1865 г. Происхождение Владимирской церкви нужно относить, по меньшей мере, к концу XVII ст. В «отписи» или «отпускной» на вывод в замужество, данной в 1690 г. симбиренином Григорием Ивановичем Стафутиным арзамазцу Андрияну Алексеевичу Патрикееву упоминается диакон Владимирской церкви Дмитрий Федоров. На обороте «отписи» помечено: «К сей отписи города Синбирска церкви Владимирской Богородицы дьякон Димитрий Федоров вместо Григорья Стафутина, по его веленью, руку приложил». В позволительной «памяти» митрополита Маркелла Казанского от 1697 г. о построении в Симбирске Германовской часовни упоминается «церкви Владимирской Богородицы иерей Аввакум Стефанов»…
Церковь Владимирская каменная считается существующею с 1725 г. «Клировые Ведомости» не указывают лица, построившего церковь, но по преданию, записанному в церковную опись, она построена прихожанами ее, кирпичными заводчиками. В церкви есть фасад и план, какою она была в 1725 г. В общем, прежняя Владимирская церковь весьма много походила на теперешнюю главную церковь Симбирского женского Спасского монастыря. Колокольня церкви соединялась с нею непосредственно и была построена в три яруса. Нижний ярус был четырехугольный, а два верхние – восьмиугольные. Второй ярус – с двумя пролетами; в третьем была малая церковь во имя св. Иоанна Воина. Над третьим ярусом высился восьмиугольный шатровый верх, на нем четырехсторонний трибун; барабан, фонарь, полусферическая глава и крест завершали всю колокольню. Трапеза была устроена в один свет, по три окна на каждой стороне; окна – без украшений, только с наличниками; крыша двускатная, тесовая. Святой алтарь был устроен одночастным. Главное отделение церкви было двухъярусное. Основание – четырехугольное, в два света. Второй ярус – восьмиугольный, с колоннами по углам и карнизами, украшенными сухариками. Второй ярус соединялся с пирамидальным верхом, оканчивавшимся трибуном, усеченным конусом, перешейками, луковичной главой, яблоком и крестом. С южной стороны в церковь вело крыльце – портик с фронтонами. В таком виде и по такому плану Владимирская церковь существовала с небольшим сто лет до 1832 г.
Она была и теплая, и холодная. В холодной престол был в честь Владимирской иконы Божией Матери, в теплой – во имя пророка Божия Илии. Церковь именовалась и Владимирской, и Ильинской. Теплая церковь была с весьма низкими сводами и огромной в середине квадратной колонной, служившей опорой сводам. В 1832 г. колокольня была перенесена на противоположную сторону улицы и соединена с церковью посредством арки. Построенная вновь в итальянском, шпилевидном стиле колокольня остается без перемен и до наших дней. В 1855 г. с южной стороны церкви вновь пристроен был придельный храм в честь архистратига Михаила. Тогда же была перестроена крыша настоящей церкви в куполообразную. Снаружи церковь была украшена в некоторых местах, преимущественно в новом приделе, фронтонами и архивольтами. Такою Владимирская церковь существовала до пожара 1864 г.
После пожара придельный Михайловский храм 20 декабря был для богослужения восстановлен в самом бедном виде. Вся церковь была обновлена и освящена через два года после пожара, именно к двадцатым числам сентября 1866 г., при помощи пожертвований со всех концов России и преимущественно Москвы, по воззванию митрополита Филарета, снабдившего сгоревшие церкви Симбирска утварью, богослужебными книгами и ризницею.
В 1873-74 гг. была перестроена на два света теплая церковь. Над трапезою сделана глава; настоящая церковь все еще остается одноглавою. В 1883-84 гг. холодная Владимирская церковь была разобрана до основания; вместо нее воздвигнута новая, каменная, пятиглавая. По совершении 17 июля 1883 г. преосв. Варсонофием закладки церкви, работы были окончены к 1 октября того же года, а 21 октября 1884 г. церковь была освящена. Размеры новой Владимирской церкви следующие: алтарь 3 саж. в длину и 4 саж. в ширину; ризница и кладовая по 2 ½ саж. в длину и по 2 саж. в ширину. Средняя часть церкви вместе с солеей 8 саж. ширины и 4 саж. длины до столбов; вошедшая в состав церкви стены прежней церкви имеют 2 саж. в длину и 4 саж. в ширину. Размеры трапезной церкви с двумя алтарями: в длину 4 ½ саж., а в ширину 10 саж. 1 арш. Придельные алтари — одночастные; алтарь главной церкви сделан трехчастным, но отделения для диаконика и жертвенника поныне остаются без должного назначения… все здание церкви со всеми ее пристроями, обнесенное оградою, составляет в настоящее время стройное и красивое целое.
Церкви принадлежат: с 1822 г. каменная лавка в щепном ряду базара, вновь построенная в 1881 г. на церковные средства; с 1874 г. деревянный флигель близ малого места. По завещанию мещанина Федора Алексеевича Прянишникова четыре усадебных места близ церкви, из которых первое между колокольнею и домом мещанина Киреева, мерою по улице 10 саж. и в глубину 40 саж., второе рядом с ним к стороне дома купца Данилова, третье – на противоположной стороне улицы между церковною оградою и домами Соловьева, четвертое – близ рабочего дома, по завещанию коллежского советника Николая Дмитриевича Иванова.
Прихожане Владимирской церкви состоят из военных, статских, купцов, мещан и пр. городских обывателей. Причта при Владимирской церкви положено: два священника, один диакон и четыре причетника. В 1824 г., вследствие просьбы прихожан, по бедности прихода, одна священническая и две причетнических вакансии, по распоряжению Казанского епархиального начальства, были упразднены. В 1842 г., по случаю присоединения к Владимирской церкви домовой князя Хованского, означенные вакансии снова восстановлены. В настоящее время причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание причта жалованья и никакого оклада не производится; он пользуется доброхотными даяниями прихожан за требоисправления и процентами с капиталов, пожертвованных в пользу причта частными благотворителями. Содержание причта посредственное.
К древностям Владимирской церкви принадлежат: два Евангелия, теперь уже не употребляющиеся при богослужении; Евангелие 1677 г., напечатанное в малый лист в Москве при царе Федоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме, оно обложено малиновым бархатом, и Евангелие 1688 г., напечатанное также в малый лист в Москве при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и при патриархе Иоакиме. Евангелие 1717 г. при богослужении употребляется как в Троицкой, так и в Всесвятской церквах.
Из святых икон Владимирской церкви две обращают на себя главное внимание. Одна – Владимирская икона Божией Матери, местная, в Михайловском приделе, по левую сторону царских врат. Она написана художником Антроповым по заказу Ее Императорского Высочества, супруги великого князя Михаила Павловича, Елены Павловны, в 1865 г. пожертвовавшей эту икону в сгоревшую Владимирскую церковь. В 1871 г. на нее устроена риза в 10 ф. 28 ½ золотников весом. Другая, также Владимирская икона Божией Матери признается, как особая святыня Владимирской церкви и г. Симбирска. Эта икона помещается в Михайловском приделе по левую сторону царских врат, за северною дверью, на особом в иконостасе колонном столбе и чествуется, как чудотворная. Икона – живописная, доска – довольно обветшавшая; вышиною 7 верш., шириною 6 верш. Она вставлена в серебряную желобчатой формы раму, эта последняя – в серебряный киот, весом в 5 фунт. 57 ½ золотников, устроенный в 1870 г. На икону имеются две ризы. Первая – сплошная жемчужная с несколькими камнями и венцом с бордюром из красных камешков. Вторая риза – сплошная жемчужная, переделанная из старой, с крупными по ней аметистами и изумрудами. Преимущественно эта икона чтится прихожанами Владимирской церкви; ее часто носят они в свои дома для молебствий; в церкви перед нею горит неугасимая лампада.
А. К. Яхонтов «Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?