Ульяновск. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь в своем первоначальном виде была построена за городской чертой, «за валом», в Свияжской конной слободе. «По народному преданию, она была одной из самых древних церквей в Симбирске, – сообщает А. Яхонтов. — И весьма вероятным кажется предположение, что одновременно с устроением около Симбирска Свияжской слободы и первым поселением в ней казаков была построена в ней и церковь Богоявленская». А. Яхонтов предполагает, что старая церковь представляет собой в общем объеме церкви 1898 г. «придел во имя святого Иоанна Предтечи его позднейшие придатки, и есть первоначальная Богоявленская церковь, находившаяся в Симбирской Свияжской конной слободе».
С начала основания церковь была каменной. «В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от трех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви». Это вполне естественно, так как речка Симбирка вплоть до 1800 г. являлась северо-западной границей города и примерно напротив усадьбы Дома-музея В.И. Ленина на ул. Ленина (ранее ул. Московская) в овраге речки Симбирки на ее южном берегу отмечено в конце XVIII века наличие кирпичных сараев.
Таким образом, историко-мемориальное значение Богоявленской церкви связано с основанием одной из первых Свияжских слобод за городским валом. В этом отношении примечательно, что в прежние времена ул. Московская доходила до Богоявленской церкви, и здесь кончалась деятельность городской управы, так как продолжение этой улицы в сторону Свияги называлось Богоявленским съездом и его благоустройством уже ведало Губернское правление. А нынешняя улица 12 Сентября в части, примыкавшей к ул. Московской, называлась Богоявленским переулком.
В последующие 1870-1880 гг. историко-мемориальное значение Богоявленской церкви еще больше возросло в связи с тем, что в непосредственной близости от нее по ул. Московской в 1875-1887 гг., а также на ул. Покровской в 1877-1878 гг. проживала семья Ульяновых. Мимо этой церкви в сентябре 1833 г. проезжал А.С. Пушкин. 15 января 1886 г. в этой церкви происходило последнее прощание семьи Ульяновых со скончавшимся 12 января 1886 г. Ильей Николаевичем Ульяновым.
Первоначальный архитектурный облик Богоявленской церкви менялся постепенно. В 1734 г. к маленькой церкви на средства симбирского купца Ивана Ивановича Воронцова был пристроен основной, дошедший до 30-х годов XX века, храм, освященный в честь Богоявления Господня. В последующих документах 1734 год принят за основную дату сооружения церкви. Прежняя, меньшая церковь была в это время переименована «в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи». Общая длина церкви в 1872 г. составляла 20,5 сажень (около 44 м).
Церковь состояла из следующих частей, соединенных между собой: с запада размещалась четырехъярусная колокольня, нижний ярус которой был в виде четверика, а три верхних яруса, постепенно уменьшаясь по ширине, были в виде восьмериков, затем шел пологий купол, который завершала небольшая главка с крестом. Трапеза в 1861г. была обращена в теплую церковь «в честь Честных Древ Животворящего Креста», после чего церковь стала трехпрестольной. Далее размещался теплый храм, соединенный с трапезой, превращенной в церковь, двумя большими арками. Храм представляет собой четверик, над которым покоится восьмигранный световой барабан с рядом окон в гранях. Барабан завершен колоколообразным куполом с небольшой главкой и крестом. С восточной стороны храма размещался одноэтажный округлый алтарь.
Архитектурно-градостроительное значение Богоявленской церкви заключается, во-первых, в том, что она формировала небольшую площадь на ул. Московской (ныне Ленина) и Богоявленского переулка (ныне ул. 12 Сентября), на этом месте с использованием стен бывшей церкви стоит двухэтажное здание; во-вторых, со стороны Московской дороги из-за Свияги эта церковь вместе с пожарной каланчей и Лютеранской церковью создавала линейный путевой архитектурный ансамбль высотных сооружений, объединявших близлежащую застройку ул. Московской, ныне целиком вошедшей в состав историко-мемориальной зоны и включенной, в основном, в состав заповедника «Родина В.И. Ленина»; в-третьих, вертикальный объем Богоявленской церкви создавал завершающий акцент западного направления градостроительной системы пространственного композиционного треугольника города, образованного тремя соборами и этой церковью. Достопримечательности и внутреннее убранство церкви подробно описано А. Яхонтовым в 1898 г.
Богоявленская церковь имела особое историко-мемориальное значение. Эта церковь была основной высотной доминантой и формировала вертикальный силуэт части города Симбирска, обращенной на запад к границе города вдоль Богоявленского съезда к реке Свияге, куда в летнее время часто ходили многие симбиряне купаться, а зимой на каток. В архитектурно-градостроительном отношении эта церковь была единственным из самых старых сооружений в районе ул. Московской, обращенной к Свияге, и выполненной в византийском стиле.
Следует считать восстановление Богоявленской церкви на ее прежнем месте наиболее целесообразным и реальным, так как она возродит утраченный облик целого отрезка улицы, почти 200 лет связанной с жизнью нескольких поколений. Тем более, что пожарная каланча уже восстановлена, а колокольня Лютеранской церкви в измененном виде существует с 1913 года. В областном архиве хранятся метрические книги прихожан церкви. Ее силуэт хорошо просматривается на ряде старых фотографий города, который наиболее полно воспринимается из-за реки Свияги со стороны Московской дороги на фоне величественной панорамы Свияжского амфитеатра, раскрывающего всю красоту исторической части города.
http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_8.htm

Время начала строительства Богоявленской церкви, из за утраты исторических документов (жалованной грамоты на строительство), сейчас уже невозможно установить, а время ввода в действие предположительно можно установить на основании имеющихся документов. Сбор церковной «дани» осуществлялся на основании данных окладных книг Патриаршего Приказа, составленных по «писцовымъ книгамъ, писем и дозору» на построенные и вновь прибывшие церкви.
Холмогоров в своей книге «Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века «Симбирская десятина» приводит данные: «7162 (1654) года по новым писцовымъ книгамъ, письма и дозору Льва Ермолова прибыли вновь (в окладъ) церкви: 15.Ц.Богоявленiя Господня въ казачьей Свiяжской слободе. дани рубль 11 алт. 5 денегъ, десятильничихъ гривна». Данные заносились на конец календарного года, а на Руси XVII века новый год начинался 1 сентября, поэтому предположительно можно сказать, что Богоявленская церковь была введена в действие в период с 1 сентября 1653 г. по январь 1654 г. к престольному празднику Богоявления Господня.

Первоначальная история Богоявленской церкви восходит к первым временам города; по крайней мере, в начале второй половины XVII в. эта церковь уже существует.
С самого своего основания она построена была каменною и представляла из себя нынешний придел во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1734 г. к нему был приделан теперешний храм с престолом в честь Богоявления Господня; храмоздателем её был купец Иоанн Воронцов. Престолов в теперешнем храме два: главный – в честь Богоявления Господня и в приделе – во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Для священников и для одного псаломщика имеются церковные дома; диакон и другой псаломщик живут на частных квартирах, получая от церкви квартирное пособие: первый в размере 6 руб. в месяц, а второй – 4 руб. Капитал причта 3150 руб.
Прихожан в гор. Симбирске, Конно-Подгородной слободе и в выселке Тути (при р. Свияге, в 2 вер.) в 715 дворах 1585 душ муж. пола и 1736 жен.; сверх того, раскольников в 4 дворах 9 душ муж. пола и 7 жен. Церковно-приходских школ две: одна в Конной слободе, существует с 1894 г., помещается в собственном здании, другая в выселке Тути, открыта в 1896 г., помещается в здании, принадлежащем частному лицу.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Богоявленская церковь, она же и Предтеченская, находится на Московской улице, у оврага, на спуске к реке Свияге. Место, принадлежащее к приходу церкви, в первое время основания г. Симбирска, называлось Свияжскою конною слободою и было заселено служилыми конными казаками.
Богоявленская церковь по народному преданию одна из самых древних церквей в Симбирске. Весьма вероятно, что одновременно с устроением около Симбирска Свияжской слободы и первым поселением в ней казаков, была построена в ней и церковь Богоявленская. По крайней мере, в начале второй половины XVII ст. эта церковь уже существовала. В 1653 г. царь Алексей Михайлович одновременно со своими царскими дарами для других симбирских церквей шлет «некоторое церковное строение» и Богоявленской церкви, из которого до нашего времени сохранилось только одно Евангелие.
В 1663 г. была принесена в эту церковь и в ней поставлена икона св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Возможно, что нынешний придел во имя св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня и есть первоначальная Богоявленская церковь в Свияжской конной слободе. С самого своего основания эта церковь была построена каменною. В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от тех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви.
Первоначально церковь была небольшой… в церковь вели несколько деревянных портиков, крыша ее была тесовая, колокольня каменная, над святым алтарем одна глава; кресты колокольни и церкви были железные; внешний вид церкви был кораблеобразный. К этой-то маленькой церкви в 1734 г. был приделан теперешний храм во славу Богоявления Господня. Храмоздателем был симбирский купец Иван Иванович Воронцов. С построением нового, большого каменного придела, освященного во славу Богоявления Господня, прежняя церковь была переименована в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; при этом она была, вероятно, и несколько поправлена. Вследствие этого 1734 г. и является в церковных документах общим годом постройки обеих церквей.
Сведения о Богоявленской церкви начала XIX ст. заключаются в ее «Клировых Ведомостях» 1817 г.: «Богоявленская города Симбирска церковь каменного здания, при ней теплая каменного здания во имя Усекновения честные главы Предтечевой, в состоянии тверды, утварью достаточны»… Некоторое время к ней была приписана кладбищенская Всесвятская церковь. С отчислением ее с окончательным преобразованием Всесвятской церкви в самостоятельную приходскую, при Богоявленской церкви был утвержден штат из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Содержание священно-церковно-служителей всегда производилось и производится на средства от доброхотодателей.
Более подробные сведения о церкви можно заимствовать из «описи» 1822 г.: «Церковь во имя Богоявления Господня каменного здания, холодная, без придела, об одной главе, обитой белым железом, с колокольнею каменною ж, крыша как на церкви, так и на холодной листового железа под зеленою краскою. Кресты на церкви и колокольне железные, из коих первый на церкви восьмиконечный, а на колокольне четырехконечный, оба под золотом и уже полинялые. У холодной церкви две паперти, из которых первая – на парадном крыльце, поддерживаемая тремя колонными деревянными столбами, а вторая – при южной двери, с двумя колонными деревянными столбами; обе паперти деревянные, с крыльцами таковыми же, крыты обе паперти тесом. У северной двери настоящей церкви папертей нет, а только небольшой белого камня крыльчик. Окна с железными решетками без затворов. В теплой церкви два окошка с железными решетками, пол деревянный, а в алтаре – каменный. В преддверии три окошка с железными решетками. В теплой церкви две двери, из коих одна наружу, а другая во внутрь настоящей холодной церкви. В алтаре теплой церкви два окошка с железными решетками. Паперть к ней приложена каменная, крытая тесом, под масляною красною краскою».
Опись 1837 г. добавляет следующее: «Главы или купола на ней и колокольне покрыты железом, а на теплом приделе деревом, все под масляною зеленою краскою. Внешние стены кругом в подбелке раскрыты палевым колером. Внутри церкви как холодной, так и теплой стены под штукатуркою, раскрыты колерами, в алтаре – голубым, в настоящей – розовым, в теплом приделе в алтаре – голубым, в настоящей – розовым, а в трапезе – палевым на клею».
С 1734 г. в Богоявленской церкви был еще один храм, на колокольне, в честь происхождения Честных Древ честного и животворящего Креста Господня. Когда он был упразднен – неизвестно. По «Клировым Ведомостям» до 1861 г. церковь является двухпрестольною. В этом году был снова устроен придел и также в честь происхождения Честных Древ животворящего Креста. Придел был построен уже не на колокольне, а в трапезе холодного храма, на правой его стороне; освящение его было совершено в 1861 г. преосвященным Евгением. К сооружению нового придела немалою причиною служило воспоминание о существовании церкви на колокольне; но главная цель его устроения была – удовлетворить запросам прихожан в зимнее время служением ранних литургий и для этого с построением нового придела вся трапеза была обращена в теплую церковь. Для более удобного сообщения были открыты две большие арки в теплый храм вместо одной малой, бывшей дверью при прежнем расположении церкви; тогда же сравнен был и пол теплого храма с полом холодной трапезы. Придел был снова уничтожен в 1885 г.
В шестидесятых годах была начата перестройка ветхой каменной колокольни; в 1868 г. новая каменная колокольня была окончена. При этой перестройке трапеза в длину приделана более прежней на две с половиной сажени; в церковном здании помещены кладовая и караулка; в кладовую в 1872 г. сделана железная дверь с двумя запорами и крючками, а в окно сделан железный створчатый закрой…
В 1880 г., вследствие сильной бури, бывшей ночью с 23-го на 24-е сентября, раскрывшей много домов в городе, повредившей кровли на некоторых городских церквах, была повреждена крыша и Богоявленской церкви. Вся крыша исправлена была в том же году, тогда же были утверждены в местах и новые кресты как на настоящем храме, так и на колокольне. В 1885 г. стены церкви внутри окрашены новою краскою, устроены асфальтовые полы, большая часть обветшавших оконных рам заменены новыми; был исправлен и поновлен на правой стороне трапезной арки иконостас, устроенный вместо придела, и был освящен 29 декабря.
В 1887 г. украшен стенною живописью алтарь малого храма. Летом 1892 г. обновлены наружные стены церкви; обветшавший кирпич был выбит и заменен новым. Карнизы и наличники окон сделаны новые, верхний ярус колокольни разобран и сделан по новому плану, кровля вся перекрыта, сделаны небольшие главы по четырем углам как настоящего храма, так и колокольни; размер окон увеличен. «Наружный вид храма совершенно изменился, и храм Богоявленский стал очень красивый» — писал летописец. Летом 1893 г. произведена монтировка внутри храма: пробиты две арки в западной стене, отделявшей церковь от колокольни, и помещение под колокольнею обращено под церковь же; арка, соединявшая придельный храм с главным, расширена и поднята выше… окна подняты выше. В 1896 г. резьба на арке, отделяющей настоящую церковь от трапезы перезолочена, а вся арка окрашена вновь белою масляною краскою.
В настоящем своем виде Богоявленская церковь является выстроенною в новом стиле и своею внешнею архитектурою мало чем разнится от других церквей г. Симбирска, отделанных или выстроенных в последнее время.
А. К. Яхонтов «Церкви города Симбирска». Историко-археологическое описание. Выпуск 2, 1898 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?