Улкен-Бокен (Большая Буконь). Миссионерская церковь Николая Чудотворца.

Улкен-Бокен (Большая Буконь) Буконский стан Киргизской Духовной Миссии Никольская церковь (1907 г.)
«Во второй половине 1881 года указом Святейшего Синода Русской Православной церкви, данным на имя преосвященного Петра, епископа Томского и Семипалатинского, разрешено было открытие Киргизской Миссии в Семипалатинской области с подчинением ее начальнику Алтайской миссии. Первым миссионером в сентябре 1882 года был назначен священник Филарет Алексеевич Синьковский». «Для первоначального местопребывания миссии был определен город Усть-Каменогорск, куда отец Филарет прибыл 10 октября 1882 года… В марте… 1883 года Киргизский миссионерский стан был переведен в Семипалатинск, где отцу миссионеру было поручено настоятельство в тюремной церкви. (Тюремная церковь в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» была построена в 1871 году на казенные средства и частные пожертвования – авт.). С открытием миссии в 1881 году Святейшим Синодом имелось в виду образовать среди степи такой поселок, который был бы населен исключительно новоокрещенными киргизами (казахами – авт.) и который бы вместе с тем служил резиденцией для миссионера…Совершая поездки по казачьим поселениям, расположенным по течению рек Нарыма, Бухтармы и Иртыша, отец Филарет прибыло в поселок Буконский, который по религиозному складу жителей, примеру их доброй христианской жизни для будущих прозелитов, а также по близости киргизских кочевий представлял собой наиболее подходящее место для стана. И в конце того же года в поселке Буконском был открыт первый постоянный стан Киргизской миссии».
«Неустанные труды отца Филарета в деле проповедания слова Божия, в построении храмов, в заботах о религиозно-нравственном просвещении вверенной ему паствы не могли остаться не замеченными. По определению Святейшего Синода в марте 1889 года отец Филарет Синьковский был возведен в сан протоиерея, 12 июля того же года назначен вторым помощником начальника Алтайской и Киргизской миссии Томской епархии. В 1890 году отец Филарет принимает монашество с именем Владимир, и, согласно Указу Синода от 1 сентября возводится в сан игумена, а в мае следующего года – в сан архимандрита. 18 августа 1891 года основатель Киргизской миссии был хиротонисан в Петербурге в Александро-Невской лавре в епископа Бийского, викария Томской епархии. После преосвященного Владимира дело, им начатое… продолжил священник Ефрем Елисеев, по происхождению своему из крещеных татар. 25 июля 1892 года он прибыл в Буконь…». «6 октября 1896 года состоялось открытие новокрещенского поселка в Буконском стане Киргизской миссии… Новообразованный поселок назван Преображенским… Наследники золотопромышленников Касаткиных, имевших прииски в верховьях Букони, для основания поселка пожертвовали икону Преображения Господня…
В 1898 году, 3 мая, в селе Преображенском в присутствии начальника Киргизской миссии архимандрита Сергия (Петрова), совершилась закладка нового храма… Храм был воздвигнут за считанные месяцы. 20 октября того же года архимандритом Сергием в сослужении Буконского миссионера священника Ефрема Елисеева и прочих священнослужителей, при большом стечении богомольцем храм села Преображенского был торжественно освящен во имя Святого Великомученика Пантелеимона. Близ храма к этому времени были построены часовня, школа, квартира миссионера и другие миссионерские здания. Новоустроенный Преображенский Пантелеимоновский храм был выстроен из дерева, на каменном фундаменте, и окружен прекрасным садом.
В статье «Старинные церкви Семипалатинской области», помещенной в Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Российского Императорского географического общества за 1915 год, автором которой является священник-исследователь края Борис Георгиевич Герасимов, помещен список церквей области, в который вошли и храмы поселков Буконского и Преображенского. Но датировка их строительства не совпадает с данными материалов собранных современным известным исследователем Верой Королевой, фрагменты труда которой – «Киргизская Духовная Миссия. Страницы истории» собственно и составляет данную статью. По Герасимову оба храма были построены в 1907 году. Впрочем, не исключена возможность обновления этих церквей в начале XX века. В 1914 году на должности миссионера находился священник Александр Волков, обязанности псаломщика отправлял Федор Иванов.
Никольский храм в Большой Букони и Пантелеимоновский храм в Преображенском были закрыты и разорены в советский период. В Преображенском, во дворе новой школы, до сих пор сохраняется здание старой миссионерской школы, где разместился небольшой музей. Все остальные миссионерские постройки, включая церковь, утрачены. В Большой Букони сохранились руины Никольской церкви, затерявшиеся среди зелени окружающего ее парка. Остались лишь деревянные стены, лишенные, как и в большинстве случаев, своих прежних завершений, с пустыми глазницами окон. О том, что Большая Буконь прежде была казачьим поселком Кокпектинской станицы, напоминают сохранившиеся добротные, украшенные наличниками со ставнями дома. 
Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?