Николо-Улейминский монастырь основан, по-видимому, в начале 16 в. Разрушен поляками в 1612 г. Восстанавливается как старообрядческий. Никольский собор построен в 1670-е гг., Введенская церковь чуть позже — в 1789 г.
Монастырь основан, по преданию, ростовским иноком Варлаамом. Первая деревянная часовня была поставлена в начале 1460-х гг. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца, кельи для монахов и ограда построены на средства угличского князя Андрея Васильевича в 1469 г.
В 1563 г. тщанием угличского князя Георгия Васильевича построена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1589 г. — первый каменный Никольский собор. Строительство нового Никольского собора на подклете первого одноименного, разрушенного поляками, началось в 1620-е гг. Собор был освящен митрополитом Ростовским Ионой Сысоевичем 9 мая 1677 г. Собор неоднократно реконструировался — в 1750-е, 1852 и в 1887-1888 гг. Расписан в 1862 г., живопись поновлена петербургским архитектором Ф.Е. Егоровым в 1897 г. В 1707 г. боярыня П.А.Нарышкина передала собору частичку мощей Николая Чудотворца, привезенных в Россию Петром I.
Введенский храм построен на фундаменте одноименной церкви в 1695 г. Реконструирован в 1793 и 1863 гг. Расписан в 1870 г. на средства крестьян Козловых из Улейминской слободы. Надвратная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы построена в 1713-1717 гг. В 1785 г. восстановлен после пожара. В 1838 г. на средства петербургского купца Ф.Я. Ермолаева пристроена деревянная паперть. Храм расписан в 1863 г., реконструирован в 1891 г.
Николо-Успенский монастырь, заштатный, в 10 верстах от города Углича, при слиянии речек Улеймы и Воржехоти. Основан в 1406 году. Разоренный в 1609 и 1619 годах литовцами, он был возобновлен в 1624 году. В монастырском соборном Николаевском храме находится чудотворный образ святого Николая чудотворца, сохраняющийся в монастыре со времени его основания, с частицею мощей святого Николая чудотворца, принесенной из города Бари императором Петром I.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
К началу XX века Николо-Улейминский монастырь был весьма заметным духовным центром Ярославской губернии. После революции, в 1930 году, монастырь был упразднён. А в 1960 году была начата реставрация зданий.
В 1992 году Николо-Улейминский монастырь возродился как мужской монастырь Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкое согласие). Однако из-за малочисленности насельников он был превращён в женский. Монастырь является важной достопримечательностью нашего автомаршрута и славится также очень вкусной питьевой водой. В Угличе и в ближайшей округе можно купить минеральную воду «Улеймская».
Источник: l-garden.ru
Николо — Улейминский монастырь в 11 верстах от г. Углича, на большой ростовской трактовой дороге, при реке Улейме. О времени основания монастыря сведений нет, но известно, что в начале XVI века уже существовал. В 1610 г. разорен был литовским паном Микулинским. Восстановлен Варлаамом, митрополитом Ростовским, погребенным в ростовском соборе в 1652 г.
Церкви каменные: собор во имя св. Николая, Введенская и Троицкая. Собор холодный, а остальные теплые, все прочные. Собор о трех приделах: средний — во имя свят. Николая, левый придел — во имя вмч. Федора Стратилата, а правый — во имя св. Архангела Гавриила и преп. Марии Египетской. Храмовые праздники 9 мая, 6 дек., 8 февр., 1 апр. и 26 марта.
Введенская церковь о двух престолах: Введения во храм Божией Матери и священномуч. Власия. Троицкая о трех престолах: Святой Троицы, пророка Божия Илии и св. равноапост. Мариамны, св. апост. Филиппа и Василия Блаженного, московского чудотв. Время первоначального построения неизвестны, а приделы устроены: св. Архангела Гавриила и преп. Марии Египетской в 1898 г., Троицкая церковь перестроена в 1891 г. В соборе придел Арх. Гавриила устроен на средства московской купчихи Марии Александровны Гусевой. В Введенской церкви придел свящ. Власия устроен крестьянином дер. Бутаково Улейминской волости Семеном Леонтьевичем Волнухиным.
В Троицкой церкви придел св. прор. Илии и равноапост. Мариамны устроен на средства крестьянки дер. Глухова Мариамны Андреевны Кукушкиной, а правый во имя св. Василия Блаженного и апост. Филиппа крестьянином Улейминской волости дер. Горушек Филиппом Дмитриевичем Бобровым и Улейминской слободы Пелагеей Ермильевной Басариной. Чтимые святыни: чудотв. и явленная икона св. и чудотв. Николая и при ней часть св. мощей сего угодника Божия, собранная в серебряном ковчеге. Одна каменная часовня у св. врат при новой строящейся большой дороге.
Земли 241 десятина 761 кв. саж. и дарственные пустоши: Чистофорова 23 десятины 1560 кв. саж, Мининская 32 десятины, Воронина 20 десятин, Филино 26 десятин и Темнина.
Дома: каменный двухэтажный корпус для помещения настоятеля и братии; каменный дом пристроен к Введенской церкви с левой стороны; каменная двухэтажная гостиница, 3 деревянных флигеля, 1 дом деревянный на скотном дворе, 1 флигель каменный для рабочих. Неприкосновенного капитала 81 430 руб. Церковно-монастырская школа.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
К числу наиболее известных и значительных памятников истории и культуры Угличского края относится Николо-Улейминский монастырь. В тексте Летописца записано: «сия Улейминская обитель построена бысть за городом в осми поприщах разстоянием, зовомая во имя святаго отца Николы Мирликийских Чудотворца». Те древние «поприща», насчитывавшие семьсот саженей, давно забыты – в более позднее время отмечалось, что обитель расположена «верстах в 12-13-ти от г. Углича по Ростовско-Угличскому тракту».
В отличие от других монастырей наших мест история основания Улейминского хорошо известна и нынешний год является юбилейным для обители. В Угличском летописце повествуется об иноке Варлааме из Ростова, в середине XV столетия совершавшем длительное паломничество по святым местам. Наряду с Палестиной и греческими землями им был посещён итальянский город Бари, где совершено поклонение мощам святителя Николая Чудотворца. Там же приобретена икона святого. Варлаам был в паломничестве три года, – начиная с 1457-го. Наконец, в 1460 году он вернулся в русские земли. На обратном пути в Ростов 9 мая – в день перенесения мощей Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) – проходил через Углич. Продолжив путь после праздничной службы, остановился отдохнуть в пустынном месте. Там инок Варлаам, в силу духовного откровения, решил поселиться и разместить принесённую из Италии икону. Были построены келья и часовня, а в следующем году – деревянный храм. Так было положено начало новому монастырю по имя Святителя Николая Чудотворца, основанному при поддержке князя Андрея Васильевича Большого, по благословению ростовского архиерея.
Дальнейшая судьба обители оказалась успешной – во второй половине XV века формируется монашеская братия, возглавляемая игуменом. По духовной грамоте (завещанию) угличского князя Димитрия Ивановича Жилки (1505-1521) «к Николе на Оулеиму» были положены земельные пожалования. Монастырь становится столь значительным, что в нём ведётся каменное строительство: в 1559-1563 годах возводится Введенская церковь с трапезной, а в 1577-1589 годах Никольский собор – высокий, со сводами, с погребами, с дверями железными.
Шестнадцатое столетие было благополучным периодом для Николо-Улейминского монастыря, но в начале XVII его затронули поглотившие страну трагические события Смутного времени. Как сообщается в Угличском летописце «Потом же, грех ради наших, бысть попущением Божиим, нашествие на Российскую землю злобожных поляков в лето 7117 (1609) году. Тогда бо многия грады Российския теми зловерными литовскими воины попленены и раззорены быша». При разорении окрестных монастырей враги подступили и к Николо-Улейминскому. Игумен Варсонофий с 27 выбранными из братии иноками пытался вразумить захватчиков, но был жестоко убит. Тогда братия и укрывшиеся в монастыре крестьяне заперлись в Никольском соборе. Враги, не сумев выломать двери, подкопали (или взорвали) храм, под обломками которого погибло множество людей.
Монастырь не исчез окончательно. В 1619 году пережил ещё одно разорение, совершённое разбойничьей шайкой пана Микулинского. При восстановлении значительную помощь обители оказал ростовский митрополит Варлаам (1619-1652), который, как считается, до возведения в высокий сан был архимандритом Николо-Улейминского монастыря.
В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов кратко описано состояние обители вскоре после восстановления: «Монастырь Николы Чудотворца, на речке на Улейме, а на монастыре церковь Николы Чудотворца древян, верх шатровой, да тёплой храм Введения Пресвятыя Богородицы древян, клецки, а в церквах образы и книги, и ризы и на колокольне колокола, и всякое церковное строение монастырское». Как можно видеть, разрушенные каменные храмы не значатся в документе. В обители находились две деревянные церкви шатрового и клетского типов.
Новый расцвет монастыря приходится на вторую половину XVII столетия. В 1675-1677 годах построен пятиглавый четырёхстолпный Никольский собор. Об этом важном событии было записано: «В лето от сотворения мiра 7183, от Рождества же Бога 1675 маия 9-й день начася сей св. храм созидатися… при митрополите Ионе Ростовском и Ярославском, при игумене Иосифе Березине». Облик здания типичен для соборных храмов – включает деление фасадов на три прясла, завершённых кокошниками, три алтарных апсиды. Массивные барабаны обработаны аркатурно-колончатым поясом. Общая композиция четверика и формы пятиглавия близки ярославской церкви Спаса на Городу (1672). Можно предположить, что Никольский собор строили ярославские мастера.
В 1695 году была завершена Введенская церковь с трапезной палатой. Здание имеет сложную композицию – поднято на подклет, где размещались хлебня, поварня, отдаточные, квасные и казённые палатки. На втором этаже помимо храма и трапезной находились паперть, келья и несколько хозяйственных помещений. С северной стороны примыкает крыльцо на два схода. Над западным фасадом возвышается изящная шатровая колокольня, под которой прежде были «часы боевые с получасьем» (от них сохранились круглая ниша для циферблата и гиревая шахта). Своим обликом Введенская церковь близка трапезным храмам Воскресенского и Богоявленского монастырей. Она могла быть построена артелью местных угличских мастеров.
На рубеже XVII-XVIII веков на средства получившего исцеление в обители ярославского купца Фёдора Верещагина возводится каменная ограда с восемью башнями, протяжённостью около 300 саженей. Наиболее значительная в Угличском крае монастырская ограда своим обликом отчасти повторяет укрепления Спасо-Преображенского и Толгского монастырей. Внушительные круглые, восьмигранные и четырёхугольные башни, выступающий верхний ярус с бойницами, круговой боевой ход досконально воспроизводят элементы крепостей XVII века, но в действительности формы миниатюрны и декоративны, рассчитаны на оптическую иллюзию.
Над главными западными воротами расположена небольшая Троицкая церковь. Одноглавый повышенный четверик храма с четырёхугольной апсидой алтаря был фланкирован симметричными объёмами келий. В средней части расположена проездная арка ворот, декорированная тремя гирьками – «вислым каменьем». Надвратный храм, исходя из требований единства ансамбля, строился с явной оглядкой на Введенскую церковь, но в изначальном виде имел более насыщенную и богатую пластику оформления фасадов. К сожалению, в 1891 году памятник подвергся значительной перестройке, исказившей облик, – в особенности западный фасад, заслонённый крупной пристройкой, расширившей храмовое помещение.
На противоположной восточной стороне расположены въездные Водяные ворота с примыкающей сторожевой кельей. Эти ворота также подверглись перестройке в XIX веке. Первоначально над ними находились две братские кельи с сенями, завершённые шатром. Прежде они являлись куда более значительным двухэтажным зданием.
На основе описи 1702 года можно проследить изначальный облик монастырских храмов. Так, главы и кресты Никольского собора уже в тот период были опаяны железом белым. Крыши покрыты тёсом «в зубец». С северной стороны, очевидно, со времени постройки располагался придел Феодора Стратилата. Глава придела «обита чешуёю муравлёной». Также упоминаются примыкавшие к собору три паперти, под которыми могли подразумеваться крыльца или галереи. Они располагались на месте более поздних западной паперти и южного придела. В соборе находился «иконостас флямованный, вызолочен и тумбы расписаны серебром и золотом на бархатный цвет». Это был значительный колончатый иконостас с полным каноническим набором икон и объёмной «флемской» резьбой. Позднее он подвергался переделкам, но, по всей видимости, сохранялся вплоть до разорения храма в советский период.
Сформировавшийся в XVII-XIX веках архитектурный ансамбль Николо-Улейминского монастыря достаточно хорошо сохранился до нашего времени – в отличие от полностью уничтоженного Покровского и значительно повреждённых в 1920-1930-х годах ансамблей Алексеевского и Богоявленского монастырей. Он по-прежнему восхищает строгим величием старинной архитектуры. Хотя, конечно, необходимо понимать, после трагического периода истории на полную реставрацию требуются десятилетия. В текущем году исполняется 560 лет со времени основания монастыря – это важный повод в очередной раз обратиться к его истории и замечательному архитектурному наследию.
https://uglmus.ru/about/publics/nikolouleiminskiimonactir/
По преданию, монастырь на берегу Улеймы был основан в начале XV в. ростовским иноком Варлаамом. Монах пришел в эти места и принес икону Николая Святителя из итальянского города Бари.
В 1469 г. правитель Угличских земель – князь Андрей Николаевич Большой по прозвищу Горяй выделил деньги, на которые были построены ограда, кельи для насельников и деревянная Никольская часовня. В 1563 г. в монастыре возвели деревянную Введенскую церковь, а в 1589 г. – первый каменный собор.
Как все соборы и храмы Углича, обитель была разорена поляками и литовцами в Смутное время. Территорию монастыря обороняли две тысячи иноков и крестьян. В ходе кровавого сражения последние бойцы укрылись в каменном Никольском храме. Враги сделали подкоп, стены собора рухнули и похоронили под собой сотни защитников.
Восстановление обители заняло десятки лет. Только в 1670-е г.г., при ростовском митрополите Ионе Сысоевиче монастырь стал выглядеть, как прежде. Он получал богатые дары от членов царской семьи и дворян. Боярыня П.А. Нарышкина привезла в Улейму частички мощей Николая Чудотворца.
Во время церковной реформы, которая произошла по инициативе императрицы Екатерины II, обитель под Угличем оказалось заштатной. С 1764 г. она не получала денег из казны и содержалась только на пожертвования. Паломников хватало, поэтому монастырь не бедствовал. Монахи владели большими наделами земли, водяной мукомольной мельницей, школой и чайной.
В 1930 г. по постановлению собрания колхозников обитель закрыли. Вся ценная церковная утварь оказалась в музеях Ярославля и Углича, а монастырские постройки стали использовать для хозяйственных нужд. В разное время в обители была школа, лагерь заключенных, детский дом и зернохранилище.
В 1941 г. Углич готовился к обороне от немецко-фашистских войск. Со старых башен были сняты деревянные кровли, а стены укрепили для отражения вражеских атак. Кроме того, с трех сторон вокруг монастыря были вырыты глубокие противотанковые рвы.
В 1960-е г. обитель отреставрировали, а в 1992 г. возродили, как мужской старообрядческий монастырь. Однако через 5 лет из-за малого количества насельников его превратили в женский.
Обитель в селе Улейма отличается от всех монастырей Углича. Это единственный полностью сохранившийся монастырский комплекс в Ярославской области. Приземистые стены, мощные башни и церковные постройки выглядят, как 500 лет назад. Прямоугольная территория 220 м на 170 м окружена крепостной стеной, над которой возвышаются восемь разных по форме башен. В центре стоят пятиглавый Никольский собор, Введенский храм с трапезной и высокая трехъярусная колокольня, построенная в конце XIX в. Над святыми воротами устроен Троицкий храм с крыльцом из красного кирпича.
http://putidorogi-nn.ru/evropa/1134-nikolo-ulejminskij-monastyr
Николо-Улейминский монастырь стоит среди густых лесов на невысоком холме в 12-ти километрах от Углича по Ростовской дороге у слияния двух рек Улеймы и Воржехоти. Обитель основана в XV веке старцем Варлаамом, который принес сюда икону Николая Чудотворца из итальянского города Бари.
Легенда рассказывает, что Святой Угодник явился к Варлааму, велел купить икону с его изображением и идти с ней до тех пор, пока не будет велено остановиться. Старец выполнил указание: купив икону он шел с ней до Ростова. В мае 1460 года он прибыл в Углич. Отдохнув несколько дней, снова тронулся в путь, но, пройдя не более 12 верст, в пустынном и лесном месте на берегу реки Улеймы Варлаам вдруг почувствовал слабость и вынужден был остановиться, а икону Святого Николая поставил на сосну между ветвями. Проснувшись, он хотел идти дальше, но никак не мог взять в руки икону — они неожиданно слабели, а образ оставался на месте. Вскоре к нему снова явился Николай Чудотворец и велел поселиться тут, обещая ходатайствовать всегда о милости Божией к этому месту и присутствовать при своем образе чудесными знамениями.
В 1464 году ростовский архиепископ Иоасаф, посетивший это место, благословил основать здесь монастырь. Первоначально постройки его были деревянными, каменное же строительство началось здесь во второй половине XVI века. В монастыре построили каменный Никольский собор и Введенскую церковь с трапезной. В начале XVII столетия за деревянными стенами монастыря оборонялись две тысячи крестьян и монахов. Последние защитники затворились в соборе, но его подкопали, и храм рухнул, похоронив под обломками сотни людей. Возродился монастырь во второй половине XVII века.
Несмотря на некоторые разрушения XX века, это единственный полностью сохранившийся монастырский ансамбль на угличской земле.
Ансамбль монастыря представляет собой традиционную композицию монастырских комплексов XVI-XVII веков. Прямоугольная в плане территория монастыря ограждена невысокой каменной стеной с восемью разными по форме башнями – круглыми, четырёх- и восьмигранными. В центре расположены Никольский собор (1677 г.), трапезная с Введенской церковью (1695 г.), многоярусная колокольня. В монастырь ведут двое ворот – западные, главные(Святые) и восточные (Водяные). Восточные обращены к реке Улейме. В 1713 году была построена Троицкая надвратная церковь с «вислым каменьем» в воротах и завершена каменная ограда с башнями, имитирующая крепостные стены XVI-XVII веков.
К началу XX века Николо-Улейминский монастырь стал одним из наиболее заметных духовных, и культурных центров Угличского края. Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан за чудотворную икону Николая Мирликийского Чудотворца, за торжественную службу, за образцовое ведение хозяйства, за волнующий чудесный звон колоколов, слышимых в городе. Но в 1930 году решением вновь созданного колхозного собрания монастырь был закрыт. Началось новое разорение монастыря, теперь уже жителями села и деревень.
Планомерные реставрационные и научно-исследовательские работы во второй половине XX века помогли восстановить и сохранить облик древних сооружений.
В 1992 году был передан Русской Старообрядческой Церкви. Сейчас действует как женская обитель. С 2020 года открыт к посещению.
http://визитуглич.рф/info/memorials/nikolo_uleyminskiy_monastyr/