Уккел. Церковь Иова Многострадального.

Одним из инициаторов создания в Брюсселе храма-памятника Николаю II был Николай Михайлович Котляревский – дворянин, статский советник, в 1920-1928 личный секретарь барона Врангеля (умершего в Брюсселе). В 1929 году он испросил и получил благословение на сооружение этого храма от митрополита РПЦЗ Антония. Сбор средств на строительство был объявлен во всех приходах РПЦЗ (также участвовала Сербская церковь). Был образован комитет по сооружению храма-памятника под покровительством Великой Княгини Ксении Александровны — сестры Николая II. В 1931 году при комитете была образована комиссия из знатоков русского искусства. В неё входили художник И.Я. Билибин, архитектор-художник Н.И. Исцеленов, академик архитектуры Н.П. Краснов, писатель П.П. Муратов, профессор истории искусств Пражского университета Н.Л. Окунев. Был привлечен к работе архитектор Н.П. Пашковский, который помог проанализировать стили 60 древнерусских храмов. Профессор Окунев предложил взять за основу придел Преображенского храма в селе Остров под Москвой. В 1934 году комитет утвердил предложение комиссии и принял проект Н.И. Исцеленова, основанный на этой идее.
Храм был заложен 2 февраля 1936 года, а освящён – лишь после Второй мировой войны 1 октября 1950 года под руководством митрополита Анастасия и в присутствии Великого Князя Гавриила Константиновича. Храм крестово-купольного типа. От автора проекта Исцеленова: «Тип храма в это время обычный в Византийской Империи и в областях под ее влиянием был с так называемым «планом греческим крестом», правильнее было бы сказать: «с греческим планом — крестом». Это план «центрального типа», то есть в схеме прямоугольник, близкий к квадрату, внутри которого на четырех столбах поднимается купол — небо с изображением Господа Вседержителя. Между столбами и от них на стены перекинуто 12 арок, поддерживающих своды, а в больших храмах еще четыре купола по углам. Из этих глав шел свет внутрь сверху. 
Наружный облик такого храма не имел специально подчеркнутого фасада с западной стороны (стороны входа в храм) и его наружный вид со всех сторон был одинаков, увенчанный одной главой (куполом) или группой глав, окружающих среднюю главу как общий центр». На внутренних стенах храма установлены памятные доски с именами жертв богоборческой власти, включая имена 122 архиереев, претерпевших мученичество в годы Советской власти. В 1968 году освятили мозаику над входом в храм, выполненную бароном Мейердорфом. Она изображает Федоровскую икону Божией Матери, которую чтила царская семья. В 1971 году на колокольне при храме установили 7 колоколов и освятили в 1972 году. Они были отлиты в городе Лувен в мастерской «Сергеис», основанной в 1503 году в городе Малин. От названия этого города и пошло русское выражение «малиновый звон». 
Литература: 1) В.Черкасов-Георгиевский: Книга “Русский храм на чужбине”.  Глава 12, финальная. Новый Николай-град (Храм-Памятник Царю-Мученику Николаю Александровичу в Брюсселе) 2) Храм-памятник в Брюсселе: [Документальная хроника] / Сост.: А. М. Хитров, О. Л. Соломина; под ред. гр. М. Н. Апраксиной]. — Москва: Паломник: Град Китеж, 2005. — 462 с. История Храма «Во имя Святого и Праведного Иова Многострадального, в память Царя-мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой властию в смуте убиенных». Синодик об упокоении душ усопших рабов Божиих, злодейски убиенных. Именной указатель. Имена расстрелянных, убитых, погибших в тюрьмах.

Долгие века Бельгия не обладала государственностью и обрела ее только в результате революции 1830 года, отделившись от Голландии, с которой находилась в личной унии. В Брюсселе в 1816–1830 русская вел кн. Анна Павловна, супруга наследника голландского престола, имела в своей резиденции православную церковь св. Александра Невского, которую окормляли священники, приезжавшие из Гааги. После отделения Бельгии она была закрыта, и часть вещей из нее перенесена в Гаагу.
Вновь русскую церковь в Брюсселе «на собственный счет» устроил в наемном доме на ул. Бродероде, 41 российский посланник генерал-адъютант кн. Николай Алексеевич Орлов. Эта временная церковь была освящена 1 апреля 1862, в Вербное воскресенье, парижским прот. Иосифом Васильевым во имя свт. Николая Чудотворца и в течение десяти лет содержалась на личные средства князя. Служить приезжал русский священник из Амстердама, а с 1863 настоятелем стал переведенный из Парижа прот. Николай Данилович Белозеров. Поскольку князь хотел выстроить отдельный храм, то в 1870 был объявлен всероссийский сбор пожертвований, но Орлова в том же году назначили в Вену и дело остановилось.
В декабре 1875 церковь приписали к российской миссии, и со следующего года она разместилась на ул. Шевалье, 29, в доме, который для нее был приобретен в 1887 году. Вмещала эта домовая церковь 40–50 человек, т. е. почти всю русскую колонию, которая состояла из дипломатов, студентов и стажеров на бельгийских предприятиях. Еще столько же приходило других православных, так как других православных храмов в Брюсселе не было. В церкви стоял одноярусный золоченый иконостас, стены были расписаны «в византийском стиле». Алтарная часть размещалась в позднейшей (1896) пристройке, увенчанной куполом.
В 1905 настоятелем церкви был назначен прот. Александр Константинович Смирнопуло из русских греков, филолог, окончивший в 1882 Петербургский университет. Женатый на англичанке, он долго и с успехом служил при русской церкви в Константинополе, занимаясь миссионерством среди инославных и переводами богословской литературы с греческого и французского. Новый настоятель отмечал: «Кроме членов миссий, российской и румынской, приход состоит из 5–6 дворянских семей, из нескольких русских дам, коих мужья бельгийцы, и из учащейся в Брюсселе молодежи, а также из 20 иностранцев».
Когда в Первую мировую войну немцы заняли Брюссель, прот. Александр продолжал служить в церкви, которая действовала и после эвакуации российской миссии. С его смертью в начале 1922 настоятелем был назначен эмигрант — недавно рукоположенный о. Петр Извольский, бывший обер-прокурор Синода. В 1922 российская миссия закрылась, и церковный дом община взяла в аренду. В 1926 из-за раскола в РПЦЗ этот дом остался у сторонников митрополита Евлогия (Георгиевского), который подчинялся Вселенскому Патриарху. Перед Второй мировой войной приход окормлял архиепископ Александр (Немоловский), арестованный в 1940 немцами за выступление против Гитлера.
Община, сохранившая верность РПЦЗ, наняла отдельные помещение для своей Воскресенской церкви, которая после нескольких переездов до сих пор действует в трехэтажном особняке на ул. Драпье, 45, недалеко от королевского дворца. В 1936 этот приход был официально зарегистрирован. В нем стоит иконостас из замка Ремплин. Ныне здесь служит иером. Стефан (Веертс), православный голландец.
Идею выстроить храм-памятник «в память Царя-Мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных» предложил один из членов Воскресенской общины — Н. М. Котляревский, секретарь умершего в 1928 в Брюсселе генерала П. Н. Врангеля. Эту идею поддержал глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). В 1929 был создан комитет по сооружению храма под покровительством вел. кн. Ксении Александровны и в русском рассеянии начался сбор средств. Два года спустя при комитете образовалась художественно-техническая комиссия, в которую вошли: искусствовед П. П. Муратов, архитектор Н. П. Краснов, проф. Н. Л. Окунев, художник И. Я. Билибин. Во многих странах были организованы отделы комитета и назначены его представители. Особенно усердно потрудился в Югославии С. Н. Палеолог, собравший 100 тыс. динаров. Всего на строительство русские люди пожертвовали 1,2 млн бельгийских франков. В декабре 1932 Окунев в качестве образца для задуманного здания предложил взять придельный храм Преображенской церкви, выстроенный в начале XVI века в с. Острове под Москвой и хорошо воплотивший русскую национальную идею.
В начале 1934 был одобрен соответствующий проект опытного архитектора Н. И. Исцеленова, который ранее работал в Петербурге. Закладку однопрестольного храма совершили 2 февраля 1936 митрополит Анастасий, Первоиерарх РПЦЗ, и сербский митрополит Досифей, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Династию Романовых представлял кн. Гавриил Константинович. Митрополит Досифей в своем слове напомнил: «Своими страданиями вы состраждете Государю, вы становитесь участниками жертвенных подвига и любви Царя-Мученика». Одновременно с возведением храма созидался и другой памятник — составлялся синодик с именами жертв богоборческой власти.
После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительные работы были продолжены под руководством А. Б. Богдасарова. Они завершились 1 октября 1950 освящением здания. В нем участвовали митрополит Анастасий, епископы Нафанаил и Леонтий вместе с многочисленным духовенством. На торжестве вновь присутствовал кн. Гавриил Константинович. Одновременно с храмом, вмещающим 400 человек, был возведен прилегающий к нему церковный дом, в 1973 расширенный пристройкой трапезной.
На освящении митрополит Анастасий сказал: «Кто мог предвидеть, что в этой чужой, хотя и гостеприимной для нас стране… вознесется этот величественный дом Божий, на престоле коего будет непрестанно возноситься бескровная жертва за наших русских страстотерпцев и, прежде всего, за Царя-Мученика, которого Господь испытал более других и обрел его достойным Себе». После освящения заботу о храме взял на себя кружок свв. Марфы и Марии, позднее преобразованный в сестричество.
Четверик белого компактного храма (его высота — 24 м) завершен выступающим карнизом, ярусами закомар и куполом, который покрыт медью, окрашенной в зеленый цвет. Стены расчленены лопатками, в пряслах пробиты узкие окна-бойницы, боковые фасады отмечены большим полуциркульным окном, главный фасад — окном-розеткой. К перспективному порталу ведут гранитные ступени. Комплекс окружен железной оградой и высокими березами.
Все стилизованные иконы в трехъярусном иконостасе, исполненном по эскизу Н. И. Исцеленова, написали иконописцы-эмигранты: кжн. Е. С. Львова, Исцеленов и другие. У правого клироса висит киот «Воскресение Христово» с изображением небесных покровителей Царской семьи, у левого — Всех русских святых, оба — работы покойного архим. Киприана (Пыжова) из Джорданвильского Свято-Троицкого монастыря в США. Над киотами размещены четыре мраморные доски: на двух начертаны имена убиенных членов Царской семьи, на других — молитва об «умученных и убиенных большевистской богоборческой властью». Плащаницу вышила член Комитета Н. П. Солдатенкова.
В алтаре укреплены также памятные доски с именами 122 умерщвленных этой властью архиереев. В стену вмурованы реликвии, обнаруженные в Ганиной Яме, на месте уничтожения тел Царственных мучеников, в том числе палец Николая II. Вел. кн. Ксения Александровна подарила храму икону Иоанна Крестителя, которая была в Ипатьевском доме (она висит над царскими вратами), библию Императрицы, погон и шинель Государя, стул, на котором он сидел в 1916 на фронте. Среди памятных досок многие сооружены воинскими объединениями и отдельными лицами. На полках вдоль стен размещены иконы, пожертвованные русскими людьми в память об умученных; на хорах находятся знамена Императорской и Белой армии. Церковь воистину — памятник русской скорби… В алтарной конхе Исцеленов написал образ Божией Матери «Нерушимая Стена», снаружи над входом, в тимпане, барон Н. Б. Мейендорф исполнил в 1968 мозаику, которая изображает Феодоровскую Божию Матерь, покровительницу династии Романовых. Росписей в храме нет — стены остались белыми. Интерьер освещает большое паникадило-хорос, сделанное по рисунку Исцеленова.
В 1971 на шатровой звоннице, находящейся на церковном доме, были повешены семь колоколов, отлитые в Лувене и настроенные Н. В. Соколовым, старым звонарем с Волги. Самый большой колокол весом в одну тонну назван «Царевичем», другой — «Пересветом».
Первым настоятелем ставропигиального храма-памятника был назначен архиепископ Иоанн (Максимович), позднее канонизированный РПЦЗ — он служил до 1964 года. В 2001–2004 настоятелем являлся архиепископ Женевский и Западноевропейский Амвросий (Кантакузен). Его временно заменил епископ Штутгартский Агапит. В 1964–1987 постоянные богослужения вел прот. Димитрий Хвостов, которого сменил его племянник — о. Николай Семенов. С 2002 он из-за раскола служит в своей квартире, а службы в храме-памятнике ведет о. Евгений Сапронов.
В августе 1977 загорелся прохудившийся купол храма, на его восстановление ушло несколько месяцев. Ремонтом занимался Исцеленов, и к Пасхе следующего года над куполом вновь воссиял золоченый крест. 15 августа 1981 храм-памятник был ограблен: воры унесли дарохранительницу, напрестольное Евангелие и 45 икон, но затем часть украденного была возвращена из антикварного магазина.
В церкви поет хороший хор, при ней издается бюллетень «Голос нашей церкви», действует приходская школа для детей и сестричество. Русская колония в Брюсселе довольно многочисленна и в последние годы быстро и постоянно растет за счет приезжих из бывшего СССР.
Кроме вышеупомянутых двух православных храмов в наши дни в Брюсселе действует на ул. Демо, 47 также небольшая церковь свв. Пантелеимона и Николая Чудотворца, находящаяся в юрисдикции архипиескопии русских приходов Вселенской Патриархии. Московская Патриархия при своем Троицком подворье на ул. Шевалье имеет Никольскую церковь и хлопочет о постройке собора, так как при Совете Европы есть ее представитель в архиерейском сане.
После прославления РПЦЗ в 1981 Царственных мучеников храм-памятник, находящийся в районе Уккле на юге города, из монумента жертвам революции стал лампадой Русского Зарубежья этим святым. Каждый русский, приезжая в Брюссель, стремится побывать и помолиться в этой замечательной церкви.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804649340.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?