Ухтострово (Шеинская). Церковь Троицы Живоначальной.

Приход располагался в 9,5 верстах от Холмогор, в северной части Ухтостровского острова, омываемого с северо-востока Северной Двиной, а с юго-запада — её рукавом Богоявленкой, напротив Холмогор. В составе прихода было 12 деревень. Об Ухтострове как населенной местности упоминалось в 1397 г. в судной грамоте великого князя Василия Димитриевича. Сведений о ранней истории прихода не сохранилось, так как церковные документы погибли в пожарах, а также при набегах «Литовских людей и русских воров» в начале XVII в. Об этих нападениях на церкви и ограблении их упоминалось в грамоте митрополита Новгородского Киприана от 1634 г. О том же писал ему церковный прикащик того времени Гришка Еремеев.
Из писцовой книги Мирона Вельяминова от 1623 г. видно, что в то время в Ухтостровской волости были две деревянные церкви — во имя Св. Троицы и вмц. Варвары — и при них причт, состоявший из священника, дьячка и пономаря. Свято-Троицкая церковь сгорела от молнии 24 мая 1626 г., как видно из челобитной церковного прикащика Хрисанки Павлова от 1627 г. к Новгородскому митрополиту Киприану, который грамотой от того же года на имя «Спасского попа» Тимофея Семенова благословил построить вместо сгоревшей новую церковь.Вторая церковь была шатровая, пятиглавая с папертью с трех сторон. Она сгорела и была заменена новой, построенной в 1646 г., как видно из челобитной церковного прикащика Федьки Афанасьева Пузанова от 1646 г. к митрополиту Аффонию о построении новой Троицкой церкви с приделом во имя Алексия, человека Божия, и из храмозданной грамоты названного митрополита на имя священника Троицкой церкви Козьмы Иванова. Этой грамотой, кроме построения церкви, разрешалось, согласно просьбе того же Пузанова, «на праздники Св. Алексия человека Божия ко храму с Холмогор, с Посаду, и около посадных волостей ближним попом приходити со кресты молебнов пети во вся годы буде им возможно».
Когда церковь пришла в ветхость, ухтостровские прихожане обратились с челобитной к первопрестольному архиепископу Афанасию, который своей грамотой от 26 марта 1682 г., писанной ещё из Москвы, разрешил строительство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом «в особых стенах» в честь Положения ризы Господа нашего Иисуса Христа. Главный Троицкий престол новой церкви был освящен самим архиепископом Афанасием 10 июля 1690 г., а придельный — протопопом Василием и протодиаконом Иваном в 1694 г., только не в честь Положения ризы Господа, как первоначально предполагалось, а в честь св. Алексия человека Божия, по ходатайству перед архиепископом Афанасием священника Ивана Гаврилова и церковного прикащика Михаила Никифоровича Волкова. Этот придельный храм, располагавшийся в северной части Троицкой церкви, в 1815 г. был упразднен и в 1823 г. совершенно разобран, а кирпич и камень употреблены в 1833 г. на устройство церковной ограды.Варваринская церковь, упоминаемая в книге Вельяминова, была заменена новой, деревянной, построенной в 1636 г. по благословению митрополита Аффония. Она к концу XVII в. пришла в ветхость. Вместо неё, по грамоте архиепископа Афанасия от 12 марта 1693 г., приступили к строительству каменной Варваринской церкви, которая из-за недостатка средств строилась долго и освящена была 6 февраля 1702 г. Вместо отдельного Алексиевского храма усердием санкт-петербургского купца Василия Ивановича Грибанова, уроженца Ухтостровского прихода, в трапезе теплой Варваринской церкви в 1849 г. был устроен придел во имя того же святого, впоследствии упраздненный.
Церкви и колокольни в 1883 г. обнесены каменной сплошной оградой, устроенной усердием приходского крестьянина Иродиона Григорьевича Ермолина. В пользу церкви крестьянином Ермолиным пожертвованы 1000 руб. на устройство нового иконостаса в Троицкой церкви. В пользу причта пожертвованы 500 руб. Ермолиным и 100 руб. крестьянской вдовой Марфой Батраковой. В 1887 г. крестьянину Иродиону Григорьевичу Ермолину было преподано благословение от Св. Синода за пожертвования в пользу церкви.
Монастыри и храмы России. Архангельская область.Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902.

Одна из древнейших русских се­литебных территорий Двинской земли. Много­численная группа деревень-однодворок размеща­лась на острове Ухтостров, одном из самых больших островов в нижнем течении реки Северная Двина в т.н. Холмо­горской Дельте или Луке. Остров нахо­дится против Холмогор и омыва­ется с се­веро-востока рекой Се­верная Двина, а с юго-запада её рукавом Богоявленской. Местность была насе­лена уже в XI-XII вв. Предположительно, его русскими первопоселенцами стали выходцы из Великого Новгорода. Издавна Ухтостров наряду с Мати­горами был резиденцией новгородских посадники.
О. Овсянников на основании проведенных археологических и исторических исследований ут­верждает, что «именно этот микрорайон Поморья был впервые освоен новгородцами и стал «сердцем» Русского Севера. Дороги в богатые пушным зверем печорские и зауральские земли проходили XI-XIII вв. именно через область Нижнего Подвинья. В районе Холмогорской Дельты появилось первое русское постоянное население в восточно-европейской Арктике. Ухтостров впервые упоминается в Уставной Грамоте Великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле от 1397 г. (о взимании пошлины с тогдашних жи­телей).
А.Б. Юдин высказал предположение о том, что эта территория упоминается также в более ран­нем документе – Уставной Грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1136-1137 гг. и указанный в грамоте пункт дани Спирков размещался на о-ве Ухтостров.
В первой четверти XVII в. ухтостровские селения входили в состав Ухтостров­ской волости Двинского уезда. Волость состояла из двух групп поселений: двух погостов – Богоявленского и Троицкого и прилегающих к ним деревень. Первая группа относилась к Богоявленскому Ухтостровскому приходу и занимала вос­точную и южную часть острова и состояла из 9 селений, из которых два находи­лись близ приходских храмов, а остальные отстояли от них от 1 до 4-х верст. Цен­тром группы поселений была деревня Богоявленский Погост (Александровская 3-я). Приход существовал еще с XV в., а в нем были деревянные церкви Богоявлен­ская и Благовещенская. Создатели их неизвестны. Церкви горели неоднократно. Вторая группа поселений занимала северную половину острова и относилась к Троицкому Ухтостровскому приходу. Она состояла из 12 деревень, из них две на­ходились близ приходских храмов, а остальные не далее 2 верст. Центром группы поселений была деревня Троицкий Погост (Шеинская). Приход существовал еще с XV в., а в нем были деревянные церкви во имя Св. Троицы и Великомученицы Варвары. В 1894 г. здесь имелись две одноименные каменные церкви. Позднее Ухтостров был разделен на две волости Богоявленскую Ухтостровскую и Троицкую Ухтостровскую, входившие в Холмогорский уезд. В настоящее время ухтостровские селения находятся в ведении Ухтостровской сельской администрации Холмогорского района.

УХТОСТРОВ

Ухтостров — древний центр Нижнего Подвинья, расположился в семи километрах от Холмогор на реке Северной Двине. На острове, заселенном новгородцами когда-то одновременно с Холмогорами, было два древнейших поселения — погоста: Троицкий-Ухтостровский погост (Шеинское) и Ухтостровский-Богоявленский погост (Александровское).
Троицкий собор на Ухт-острове являлся главным сооружением каменного ансамбля Троицкого прихода и был образцом каменного зодчества XVII века. К сожалению, один из лучших храмов архитектуры Русского Севера был разрушен в 30-е годы двадцатого века. Построенный в 1690 году, он был освящен архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием. Монументальный храм квадратной постройки (ширина четверика 22 м, длина — 21) венчался пятью мощными куполами. При плановой схожести с другими культовыми постройками того времени, Троицкий храм отличался смешанной кирпично-белокаменной кладкой, нарядными декоративными архитектурными деталями, украшающими фасады здания, резными наличниками окон. Изысканно декорированный храм органично вписывался в северный суровый пейзаж.
От главного величественного сооружения каменного ансамбля Троицкого прихода сохранился лишь резной белокаменный цоколь. Остальные сооружения также сохранились лишь фрагментарно. От Богоявленского прихода сохранились две церкви девятнадцатого века, церкви Богоявления и Благовещения, деревянная и каменная, выстроенные на месте древних деревянных церквей.
http://cultnord.ru/Troickij_sobor_na_Uhtostrove_.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?