Никольская церковь каменная, приходская, в одной связи—летняя и зимняя, прочна. В настоящей летней три престола: 1)средний — во имя Св. и Чудотв. Николая Мирликийского, 2) в приделе с южной стороны — во имя Св. Прор. Илии и 3) с северной стороны — во имя Св. Архистратига Михаила (6 док., 9 мая, 20 поля и 8 ноября). В зимней церкви два престола: 1) с южной стороны — во имя Св. Прп. Александра Свирского (30 авг.) и с северной стороны — во имя Смоленской иконы Божией Матери (28 июля). Настоящая церковь построена в 1709 г. тщанием графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина; к ней в 1803 г. приложена трапеза (зимняя церковь) и в 1809—1811 г.г. приложены летние приделы тщанием приходских людей.
Земли при церкви усадебной и сенокосной 8 д. 1450 кв. с. Домов церковных два: в одном помещается церковно-приходская школа, а в другом живет псаломщик. Священник и диакон живут в доме, имеющем перейти в церковь, согласно завещания.
Церковного капитала билетами 3576 руб. 40к. Прихожан: в с. Угодичах м. п. 609 д. и ж. п. 599 д.; в дер. Тряслове — м. 243 д. и ж. 240 д.; в дер. Воробылове — м. 161 д. и ж. 172 д. Деревни Тряслово и Воробылово отстоят от церкви в 2,5 верстах.
Село Угодичи расположено на восточном берегу озера Неро (Ростовское озеро). Адрес почтовый и телеграфный: Ростов Ярослав., село Угодичи. Школ в приходе три: 1) церковно-приходская в с. Угодичи (содержится на средства попечителя, помещается в церковном доме), 2) угодичская земская, обслуживающая два прихода в с. Угодичах — Никольский и Богоявленский (содержится на средства сельского общества, в общественном доме) и 3) Воробыловская в дер. Тряслове (содержится на общественные средства, в общественном доме). Имеется приходское попечительство, и народная бесплатная библиотека-читальня в коей книг разнообразного содержания свыше 800 том.
Причта по штату положено быть — священнику, диакону и псаломщику. Причтового капитала в проц. бум. 9671 руб. 60 коп. (по данным на 1908 г.).
Угодичский каменный 5-главый, с отдельно стоящею колокольнею, храм во имя св. Николая. Согласно преданию, она будто бы построена на месте бывшей деревянной, во имя св. муч. Кирика и Иулитты; а из сохранившихся актов с. Угодич и из описи Николаевской церкви видно, что первоначально тут была построена, при царе Михаиле Федоровиче, боярином Томилою Луговским и освящена Ростовским владыкою Варлаамом деревянная церковь. А в 1707 г. И. М. Мусиной-Пушкиной сооружена каменная, которая и была освящена св. Димитрием. Кроме главного престола в ней находятся следующие: прор. Илии, Архистратига Михаила, препод. Александра Свирского и Смоленской Богородицы.
Из икон, в ней находящихся, можно указать на образ св. Николая, образ Св. Троицы, приложенный князем Василием Константиновичем вторым и образ св. Николая с чудесами — вклад вел. князя Ивана Васильевича Грозного. Иконы эти украшены серебряными чеканными ризами, в приделе архистратига Михаила находится икона его имени, дар вел. князя Михаила Юрьевича.
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.
О колокольне Никольской церкви известно не так много. Она сохранилась лишь на старой фотографии. Никаких обмеров до сих пор обнаружить не удалось. Мы знаем лишь, что находилась она в необычном месте — к юго-востоку от алтаря. Но кто и когда её возвёл, остаётся тайной. Правда, можно предположить, что в 1799 году колокольня уже существовала, причём достаточно давно. Это следует из церковно-приходной книги: «Променян старой разшибленой колокол, который был весом 123 пуда и 7 фун., на место его вылит новый весом 256 пуд. 29 фунтов мастером костромским Алексеем Григорьевым Синцовым». А двумя годами позже некий мастер из Угодич Иван Содомов получил плату за «колокольную отделку» — видимо, за какие-то ремонтные работы. Однако в 1804 году в сараях, которые находились рядом с Никольским храмом, случился пожар. Огонь повредил и звонницу — «плотникам за работу загоревших в пожаре на колокольне полов и лестниц плачено денег — 17 рублей».
Вместе с тем, известный исследователь ростовской храмовой архитектуры А. Г. Мельник в статье, посвящённой колокольне Никольской церкви (газета «Ростовский вестник», 30.07.2002), приводит цитату из описи храма, составленной в 1835 году. Читаем: «Колокольня… вся каменная, на ней глава по кирпичу обита жестью и окрашена ярью, кресты как на церкви, так и на оной колокольне все железные…» Тот же автор отмечает, что несмотря на то что звонница относилась к типу «восьмерик на четверике», четверик был «явно занижен по сравнению с восьмериком». Кроме того, колокольня отличалась скупостью декоративного оформления. А. Г. Мельник из всего декора отмечает лишь плоские лопатки на углах восьмерика, тонкие карнизы, оформлявшие пилоны звона, а также «слабо выступающие килевидные кокошники» и «два яруса наличников» без характерных сквозных слухов».
А что же сегодня? Сегодня колокольня (а скорее, звонница) Никольского храма — это обыкновенная небольшая прямоугольная постройка. Ещё осенью 2014 года она была открытой, сейчас — заколочена фанерными листами. «Это чтоб колокола лихие люди не уносили, — вздыхает батюшка. — И так их зачастую на ночь снимать приходится!» В самом деле, тех, для кого ничего не свято, всегда хватало. К сожалению…
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №151, 2015 г.
Есть ещё места в России, где время словно остановилось. Места, в которых хочется задержаться подольше, послушать тишину, нашёптывающую легенды этих заповедных уголков. Одним из таких диковинных мест является село Угодичи, расположенное на берегу удивительно красивого озера Неро. История села началась задолго до того, как православие пришло на ростовские земли. Называлось оно, по некоторым данным, Угожь. Оно образовано от слова «угодья», что означает земля, пригодная для жизни: можно и дома ставить, и пашни плодородные возделывать. Угодичские окрестные леса всегда славились зверем, а в озере Неро водилось огромное количество рыбы. А ещё ростовские князья имели здесь свои «борти» — пасеки, а также соляные варницы. Позже, в ХI веке, в Угодичах стараниями сына Владимира Мономаха появилась Богоявленская церковь. Согласно преданию, место для неё указал сам преподобный Авраамий Ростовский — он известен, в частности, тем, что низверг тут, в селе, идола языческого бога Велеса.
Красота и благодать здешних мест неизменно влекли сюда князей. В Угодичах часто бывал Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский. Не остался равнодушным к угодичским красотам и Иван Грозный. Посетив село, он оставил Богоявленскому храму щедрые дары. А потом Угодичи перешли в частную собственность — в начале ХVII века царь Василий Шуйский пожаловал их своему верному думному дьяку Томиле Юдину Луговскому. Томила Луговской получил Угодичи за так называемое московское сидение — действия по обороне Москвы во время осады города армией Речи Посполитой, это один из эпизодов Смутного времени. Будучи членом Сигизмундова посольства, вместе с митрополитом Филаретом (будущим Патриархом), он должен был подписать договор с поляками, но из-за возникших трений послы оказались в польском плену, в котором провели без малого десять лет. Буквально за пару дней до освобождения Томиле во сне явилась Молченская икона Божией Матери. Томила, вернувшись из плена, занялся благоустройством Богоявленской церкви. Вернее, перестройкой её в камне. Прихожане поддержали героя — сами и кирпич обжигали, и стены клали. Известно, что руководил строительством мастер из Москвы Вторушка Васильев, а для «иконного и стенного письма» пригласили вологодских изографов.
Наряду с Богоявленским, в прошлом существовал в Угодичах ещё один храм — деревянный, посвящённый Кирику и Иулите. Согласно актам, которые сохранились в Угодичах, его возвели при царе Михаиле Фёдоровиче, но без активного участия боярина Томилы. А освящал церковь Ростовский владыка Варлаам. Церковь до наших дней не сохранилась. К концу ХVII века у Угодичей появился новый владелец — сподвижник Петра I воевода Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Между прочим, царь не только пожаловал другу владения, но и посетил их в 1709 году. Видимо, под впечатлением от местных красот он издал указ, даровавший Ивану Алексеевичу графский титул, а в придачу «за ево службу и воинские походы» — целиком «ростовское озеро с втекающими из него реками и речками», а также со всей водившейся там рыбой, а позже подарил икону Владимирской Божией Матери из своей походной церкви. Храмовым строительством в Угодичах занималась супруга Мусина-Пушкина. Именно она решила, что деревянную церковь пора отстроить в камне. Что и было сделано.
Новый храм мог использоваться одновременно как летний и зимний. При этом летняя часть имела три престола — в честь Николая Чудотворца, Илии Пророка, а также Архистратига Михаила, зимняя — престолы во имя Александра Свирского и Смоленской иконы Божией Матери. Освящать храм пригласили святителя Дмитрия Ростовского — близкого друга Мусиных-Пушкиных. В 1740 году у сына И.А. Мусина-Пушкина Угодичи отобрали и передали в казну. Причиной послужила дружба владельца села с попавшим в опалу Артемием Волынским. Угодичи пробыли казённым селом недолго, уже при Екатерине II их пожаловали Екатерине Алексеевне Голицыной. Её брат и наследник Ф.А. Карр сделал всех угодичских крестьян вольными хлебопашцами. В ХIХ веке Угодичи представляли собой крупное село. Сохранилось описание этого населённого пункта в конце ХIХ столетия: «В расстоянии одной версты… пароходная пристань. Базары по воскресеньям. Жителей около 3500 человек. Земли, пригодной для обработки, у крестьян очень мало, почему они вовсе не занимаются хлебопашеством. Главные занятия — огородничество, рыболовство и колка льда. Продукты частью сбываются на месте, частью отправляются в столицу. Часть крестьян уходит на сторонние заработки». В селе имелось пожарное депо, трактир и питейный двор, а также двор постоялый, было и училище, и народная бесплатная библиотека.
26 октября 1897 года в Угодичах произошло знаменательное событие: открылась церковно-приходская школа. Примечательно, что её открытие совпало с освящением обновлённой Никольской церкви. В честь этих двух событий прихожане и будущие ученики (тридцать шесть человек) совершили крестный ход. В 1920-1921 годах в нашей стране начался голод. Причиной стала небывалая засуха, и, как результат, неурожай даже в самых хлеборобных областях. Тогда решено было создать Всероссийский комитет помощи голодающим «Помгол». Туда по инициативе самих священнослужителей и верующих сдавали церковные ценности, а на вырученные деньги покупали хлеб. Ради спасения сотен и тысячи жизней священники не жалели драгоценных риз, сосудов, венцов. Например, согласно официальным описям, только Богоявленская церковь таким образом пожертвовала пять пудов серебра. А вот большая часть самих икон пропала. Местные жители возмущались тем, что «угодичские древности были вывезены неизвестно куда. Многие иконы были сожжены в 1929-1931 годах». А точнее, их свозили в дровяной сарай у Никольской церкви, а потом использовали в качестве дров — топили печи в общественной столовой… Известно, что с западной стороны к Никольской церкви примыкала большая — 23,4 метра на 20,2 метра — трапезная палата. Её своды держались на четырёх квадратных столбах. Крыльцо трапезной было богато украшено прямоугольными профилированными нишками, венчающий карниз состоял из рядов консолей, горизонтальных тяг и килевидных нишек.
В 1963 году, незадолго до того, как разобрать трапезную, церковь сфотографировали — эти снимки обнаружили сравнительно недавно в архиве Ростовской реставрационной мастерской. Как это ни ужасно, к концу 1960-х годов Никольская церковь лишилась и трапезной, и большей части своих боковых приделов, а в стенах четверика появились варварские разломы-проломы. До середины 1970-х годов не прекращались попытки разобрать её на кирпич. В конце 1990-х годов в Никольском храме возобновились богослужения. Тогдашний настоятель, отец Роман, проводил службы, по сути, под открытым небом — у церкви даже крыши толком не было.
Постепенно приход возрождался, в 2000 году по селу проложили хорошую асфальтированную дорогу. Стали заезжать в храм как дачники из близлежащих деревень, так и простые богомольцы, путешествующие по Святым местам «Золотого Кольца России». Сейчас ремонт продолжается. Средств всегда не хватает, и большая часть работ выполняется силами нынешнего настоятеля Никольской церкви — отца Анатолия и прихожан. Иконостас собрали из пластиковых реек. Да так искусно, что не знающий человек и не догадается об этом! Святыни тоже собирали всем миром, с любовью. Наверное, поэтому они и творят чудеса. Как только начинаются «чёрные полосы» у жителей села, выносят иконы на крестный ход, и жизнь налаживается.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №151, 2015 г.
С рубежа ХV-ХVI веков на Руси активно развивалась новая, перспективная ветвь храмостроения — бесстолпные церкви. В какой-то момент развитие зодчества позволило переступить естественное препятствие, которое ставила эта схема, — трудность в перекрытии большого помещения сводом, опирающимся лишь на стены, без дополнительных опор. Свою сравнительно небольшую площадь бесстолпники компенсировали большей вертикальной развитостью. Типовой ярославский четырёхстолпник, это, по сути, «кубик с главами», прочно стоящий на земле (вертикальную динамику создают приделы и колокольни). Бесстолпник же — это устремлённость вверх, отрыв от земли, конструктивная и зримая лёгкость. Разумеется, водружать традиционные ярославские огромные главы было здесь просто не на что — ни надёжной опоры, ни места. Получил развитие новый иконографический тип храма — с лёгким, тесно собранным пятиглавием на изящных барабанах, уже чисто декоративных, не световых, установленных на сомкнутый свод. Как раз такова Никольская церковь в Угодичах.
Храм — высокий четверик с низкой трёхчастной апсидой, плюс апсиды приделов с севера и юга. Под кровлей — трёхчастный широкий карниз, под ним — ложные закомары. Окна лучковой формы взяты в наличники, апсида украшена полуколонками. Трапезная Никольской церкви (не сохранилась) была построена в начале ХIХ века в стилистике, близкой к стилю основной церкви. От обширной трапезной Никольской церкви остались лишь воспоминания и вот эти фрагменты кладки, которые сейчас выступают за западную грань приделов основного четверика. Когда-то трапезная визуально продолжала линию этих приделов по ширине и высоте; храм казался более приземистым, чем он есть на самом деле и чем кажется сейчас, когда церковь стоит посреди застройки села, как одинокая башня. Тогда же возникли и приделы, апсида получилась широкой, пятичастной. Отдельно стоящая колокольня также не сохранилась. Она была, судя по всему, практически современна храму, имела характерный вытянутый восьмерик на низком четверике и шатёр. Ныне вместо колокольни — маленькая деревянная звонница.
Изящные глухие барабаны Никольской церкви (здесь больше подходит использовавшийся русскими зодчими термин «шея») украшены традиционным аркатурно-колончатым поясом в интерпретации ХVII века. Главы собраны очень компактно и продолжают порыв центрального объёма вверх. Пятиглавие не тяжёлое, но развитое по вертикали, его высота с крестами немногим меньше высоты самого четверика. Ещё одна дань традиции — ложные закомары, они чисто декоративные. На здании храма мы видим «двухмерные» кокошники, лишь обозначенные на фасаде. Наличники Никольской церкви не стремятся поразить воображение ни вычурностью, ни разнообразием форм. Они ещё в стилистике ХVII века, но, как видно, традиция уже на излёте. А ведь на иных «узорочных» церквях приходилось видеть по нескольку разных видов наличников! Внутри храма четверик перекрыт высоким сомкнутым сводом, но сейчас этого, увы, не оценить — верхняя часть его требует капитального ремонта и отделена от «нижнего этажа» потолочным перекрытием. Потолок низкий, что вызывает сперва естественно недоумение — судя по внешнему виду храма, ожидаешь большей высоты… ну да, это мера вынужденная, вызванная необходимостью иметь «тёплую» церковь; её функции прежде выполняла трапезная, где были два придела — во имя святого Александра Свирского (с юга) и Смоленской иконы Богоматери (с севера). Оба погибли вместе с трапезной.
Из сохранившихся приделов летней церкви — южный, во имя пророка Илии, ныне отапливаемый и полностью пригодный к использованию; северный же Михайло-Архангельский придел пока до конца не отреставрирован и не действует. Недавно завершился ремонт в основной части храма с престолом во имя святого Николая Мирликийского. Как отмечали исследователи, ещё в 1980-е годы в интерьере церкви (на стенах, своде и конхах) сохранялась живопись начала ХIХ века, решённая в очень эффектной цветовой гамме — с преобладанием тёмно-синего цвета и обильной позолотой. К сожалению, сейчас старинные росписи остались лишь фрагментарно, и неизвестно, подлежат ли они сохранению и реставрации. Обмеры четверика — 8,8 (в продольном сечении) на 9,9 (в поперечнике) метров. Обмеры сохранившейся части храма, соответственно — 14 на 21,6 метра. Длина храма с трапезной (по проекту будущего восстановления) — 39 метров. Высота по вершине креста — 26 метров, по уровню перекрытий — 13,5 метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №151, 2015 г.