Угодичи. Церковь Богоявления Господня.

Церковь Богояления Господня. Пятипрестольная кирпичная церковь. Основной объём выстроен в 1620-1627, трапезная и колокольня поздние. В холодной части главный Богоявленский престол и приделы св. Иоанна Предотечи (правый) и свв. мчч. Кирика и Иулитты (левый). В тёплой части — правый Трёхсвятительский и левый Петропавловский приделы. Закрыта в кон. 1920-х — нач. 1930-х, сохранилась лишь колокольня.

Село Угодичи лежит близ озера Неро на расстоянии от него не более версты, на его живописном берегу. Местоположение села довольно живописное: с одной стороны открывается превосходный вид на огромное Ростовское озеро и красивый город, а с другой — на многочисленные прибрежные селения, расположенные по вершине и скатам возвышенности, составляющей восточную окраину озера.
Середину села занимает торговая площадь, на которой помещается древняя Богоявленская церковь, а самая площадь обставлена каменными домами.
Лучшее украшение Угодич составляет Богоявленский храм. Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению св. Исаии, на том самом месте, где препод. Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви.
Настоящая каменная 5-главая, с шатровою колокольнею, церковь была построена в промежуток времени между 1620 — 1627 гг. на иждивение владельца с. Угодич Томилы Луговского, присланным им из Москвы мастером Вторушкою Васильевым, а его правнук Илья Луговской, с благословения Ростовского митрополита Ионы, в 1670 г. распространил церковь, пристроив к ней три придела: Казанской Богородицы, Иоанна Предтечи и св. муч. Кирика и Иулитты. Затем в 1678 г. новая владелица Угодич И. М. Мусина – Пушкина устроила при церкви каменную трапезу с двумя престолами: во имя ап. Петра и Павла и во имя Трех Святителей. Ею была впервые построена шатровая колокольня.
Последние угодичские помещики княгиня Ек. Ал. Голицына и Ф. А. Карр также участвовали в распространении Богоявленского храма и, кроме того, соорудили вновь и существующую ныне шатровую колокольню. Наконец, с 1851 по 1857 гг. церковь была снова перестроена на сумму прихожан и старанием церковного старосты Артынова, причем придел Казанской Богородицы был упразднен, а внутренность храма украшена новою отличною живописью, арабесками, лепной работою, мраморными столпами и т. п., хотя через эту перестройку древний вид церкви сильно изменился и утратил свою прежнюю архитектуру.
Из икон, находящихся в Богоявленской церкви, заслуживают внимания:
— икона Богоявления, стоящая в холодной церкви,
— точный список с иконы Владимирской Богородицы, находящейся в Ростовском соборе, откуда и была прислана св. Исаием в новосозданную Угодичскую Богоявленскую церковь,
— икона Нерукотворного Спаса, написанная повелением Иоанна Грозного и им дарованная Угодичам в его бытность в этом селе,
— икона Молченской Богородицы, стоящая в трапезной;
— образ Тихвинской Богородицы, вымененной княгинею Еленой Всеволодовною, супругою Калиты, в память свирепствовавшей моровой язвы,
— икона Сошествия в ад, известная более под именем Воскресения,
— образ Рождества Пресвятой Богородицы; по преданию, эта икона — вклад дочери Димитрия Донского Софьи Дмитриевны,
— икона Иверской Богородицы, это дар Ирины Михайловны Мусиной-Пушкиной,
— икона «Всех скорбящих радости» Пресвятой Богородицы,
— икона Ахтырской Пресвятой Богородицы, которой, по преданию, императрица Анна Иоанновна благословила свою фрейлину Е. А. Карр при выходе последней замуж за князя П. М. Голицына,
— древний восьмиконечный крест превосходной греческой работы, привезенный из Греции.
При церкви находится с шатровым верхом колокольня, а на ней висят следующие колокола:
— Царский, весом в 3 пуда, подаренный Иоанном Грозным; на нем находится надпись: «Божею милостию сей колокол слит при царе Иване Васильевиче всея Руси в великом Нове-городе лета 7060 (1552) октября в 5 день»,
— Никоновский в 155 пудов, пожертвованный в 1699 г. угодичским крестьянином Никоновым,
— Мусин – Пушкинский, известный под именем Бамба (набатный); был отбит жертвователем в Гурьевом городке, где он служил вечевым колоколом,
— Каррский, литый в Казани Ф. А. Карром; он имел превосходный звон, но в 1840 г. дал трещину, вследствие чего в 1876 г. вновь перелит с прибавкою веса, который доходит теперь до 385 пуд. 15 фун.
А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г.

На центральной площади села Угодичи, за памятником землякам, погибшим в Великую Отечественную войну, стоит печальный останец — ободраный, без кровли, столп трёхъярусной колокольни. А когда-то здесь была прекрасная церковь — статная, пятиглавая, плюс четыре шатровых верха по углам и часовня в ограде.
Роскошный Богоявленский храм перекликался с Никольской церковью. Это сооружение было первенцем каменного строительства в Угодичах. Основной объём поставили в 1620-1627 годах, то есть в то время, когда ярославская архитектурная школа, оправившись после потрясения Смуты, нащупывала новый стиль. Шатрики приделов, трапезная и колокольня появились позднее. Автор книги «Ростовский уезд Ярославской губернии» краевед А. Титов, оставил любопытное описание церкви: «Согласно преданию, этот храм был построен первоначально деревянным, по благословению святого Исаии, епископа Ростовского и Суздальского, на том самом месте, где преподобный Авраамий, возвращаясь из Владимира, водрузил свой посох и предсказал о построении Богоявленской церкви…»
Судя по изысканиям Титова, церковь перестраивалась и расширялась неоднократно. «Наконец, с 1851 по 1857 г. церковь была снова перестроена на сумму прихожан и старанием церковного старосты Артынова… а внутренность храма украшена новою отличною живописью, арабесками, лепной работою, мраморными столпами и т.п., хотя через эту перестройку древний вид церкви сильно изменился и утратил свою прежнюю архитектуру».
Несмотря на утрату Богоявленской церковью первоначального облика, А. Титов считал её «лучшим украшением Угодич». В ней хранились чтимые иконы: храмовая — Богоявления Господня, список с образа Божией Матери Владимирской из Успенского собора Ростова, Спас Нерукотворный, подаренный, по преданию, самим Иваном Грозным. Ещё одна дарованная (по крайней мере, по легенде) правящей фамилией икона — Рождество Пресвятой Богородицы, которую вроде бы передала в Богоявленскую церковь княжна Софья, дочь Дмитрия Донского. Ещё одной святыней был «древний восьмиконечный крест превосходной греческой работы, привезённый из Греции».
Церковь закрыли в начале тридцатых годов ХХ века. Через некоторое время её снесли. Уцелела лишь колокольня…
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №151, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?