Звонница с храмом во имя святой Марии Египетской в Воскресенском монастыре города Углича
Первые упоминания о Воскресенском монастыре в Угличе относятся к XIV веку. Все его строения в то время были деревянными и располагались на берегу реки Волги, недалеко от устья Троицкого ручья. Сейчас на этом месте находится один из красивейших храмов Углича — церковь Иоанна Предтечи. В середине XVII века монастырь перевели ближе к древнему торгу Углича, в местность под названием Лужники, или Лужицы (так в старину называли места, где задерживалась талая вода) [1]. Незадолго до этого в монастыре некий инок принял постриг с именем Иона. Гораздо позже, с 1652 по 1691 год, он будет управлять Ростовской митрополией и станет известен как митрополит Иона Сысоевич. Именно с его деятельностью связано каменное строительство и украшение монастыря.
Строительные работы в монастыре шли с 1674 по 1678 год. Его устройство представляет собой достаточно уникальное явление в древнерусском зодчестве: церкви, трапезная палата, кладовые, массивная звонница, часозвоня — все это было соединено в единое целое и поставлено на единый фундамент. Все здания располагались «покоем», т.е. в виде буквы «П» [2]. Очевидно, здесь средствами архитектуры получила воплощение идея Ионы Сысоевича о единстве гражданской и церковной власти.
Первой построили каменную церковь во имя Воскресения Господня, затем церковь Одигитрии с трапезной палатой и часозвоней наверху, под которой находились большие стенные часы. Церковь Одигитрии соединялась с храмом Воскресения широким арочным переходом, над которым были возведены церковь Марии Египетской и звонница. Устройство звонницы несколько напоминает такие же постройки в Борисоглебском монастыре и в Кремле Ростова Великого. Однако это только видимое сходство. Звонница Воскресенского монастыря представляет собой синтез разных по назначению построек: в нижнем этаже (подклете) находились въездные и входные ворота, две широкие лестницы вели от него наверх, на галерею. Оттуда узким внутренним входом можно было пройти еще выше — в церковь Марии Египетской. Наконец, на четвертом ярусе, на массивных деревянных балках, находились колокола звонницы. Все это сооружение венчала небольшая главка, первоначально крытая зеленой поливной черепицей [3]. Нужно заметить, что больших колоколов на звоннице не было. Сведений о них почти не сохранилось, однако в начале XVIII века их общий вес составлял чуть больше 130 пудов, 30 из которых изъяли из монастыря по приказу Петра I на военные нужды [4].
Здание монастырской трапезной с церковью Одигитрии примыкает к звоннице с юга. Трапезная палата узким переходом соединена с еще одним колокольным сооружением монастыря. Над ней находится небольшая шатровая палатка — часозвоня. Вход в нее — из сеней через чердак и далее в часобитную палатку, где находился часовой механизм, соединенный с колоколами. От этого помещения внутри стены вниз идет шахта для часовых гирь, заканчивающаяся проемом, через который регулировали ход часов. Ни колокола, ни сам часовой механизм этого сложного устройства не сохранились до нашего времени. В XIX веке шатровое завершение часозвони было заменено довольно неуклюжим сводом, совершенно исказившим ее первоначальный облик. Только во время реставрации 1965-1975 годов ей вернули первоначальный облик [3].
Воскресенский монастырь был первой постройкой Ионы Сысоевича. Судьба обители после завершения строительства достаточно трагична. В силу неудачно выбранного места, монастырские здания скоро стали разрушаться и быстро пришли в ветхость. Меньше чем через сто лет после окончания работ (в 1764 году) монастырь упразднили, а церковь Воскресения стала приходской [5]. Однако каким-то чудом постройки монастыря сохранились до наших дней. В 1960 — 1970-е годы в нем провели частичную реставрацию, а в 1990-е годы в обители была возобновлена монашеская жизнь. В настоящее время братия обители постепенно старается вернуть старинным зданиям былое благолепие.
Библиография:
[1] Кириков Б.М. Углич. Л., 1984. С.70
[2] Углич: Памятники архитектуры и искусства. М., 1988. С.64
[3] Михайловский Е.В. Углич. М., 1948. С.34-35
[4] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 2003.С.215-216
[5] Шамурин Ю. Ярославль. Романов-Борисоглебск. Углич: Культурные сокровища России. М., 1912. Вып. 1. С.87
Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru