Углич. Воскресенский монастырь.

Воскресенский мужской монастырь находится в г. Угличе, к западу от Кремля в районе совр. ул. Опарина (быв. Воскресенская) и ул. Спасской. Точная дата и обстоятельства основания неизвестны. Однако легендарные сведения относят время его возникновения к XIII в., возможно, к периоду княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.). По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково. В 1609 г. поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель.
В «Угличском летописце» имеется указание, что до разорения «монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж». Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой. При монастыре имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали «детеныши монастырские». С 1649 г. Воскресенскому монастырю стали отдавать деньги за содержание перевоза через Волгу. В 1654 г. вместо отобранных городских вотчин по торговым промыслам приписан Архангельский монастырь.
По свидетельству источников, в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда. В 1674-1677 гг. по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича, бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом «Лужицы», сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Он состоит из трех зданий, поставленных на высоких подклетах в одну линию и соединенных галереей. Крайним с северной стороны ансамбля является большой Воскресенский собор с двумя приделами (северный освящен в честь Архангела Михаила, южный — в честь Иакова). За ним следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Завершается комплекс трапезной палатой и церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. Стены памятников украшены поливными изразцами. Возможно, что работами по возведению монастыря руководил «подмастерье каменных дел» И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).
Несомненно, что Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII в. и не только для Углича, но и для России. В нем прорабатывались идеи, которые затем с еще большим размахом воплотились в комплексе метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII в., что неоднократно отмечалось исследователями. В Воскресенском монастыре хранились замечательные произведения древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона «Воскресение со страстями», написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е. Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова. В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола.
В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) — Знаменским. В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище. В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора.
В 1851 г. художником А.И. Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г. Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени. Несмотря на интенсивные восстановительные работы в начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться.
В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклетные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд «Волгостроя» НКВД. В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели. В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств.
Весной 1999 г. попечением и участием ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, комплекс зданий Воскресенского монастыря был передан Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000 г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвященнейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.
С сайта http://svyato-voskresenskiy.narod.ru/monastyr.html

Воскресенский мужской монастырь – одна из самых древних православных обителей Углича, основанная на берегу Волги, предположительно, в XIII столетии и в середине XVII в.украсившаяся каменными строениями. Прошедший долгий путь от расцвета и упразднения до возрождения монастырь, в настоящее время является действующей обителью Рыбинской епархии и объектом культурного наследия РФ.
Устремляются ввысь купола храмов и звонниц, сверкают на солнце их кресты, льётся над окрестностями мелодичный перезвон колоколов, возносятся к Богу слова молитвы и благодарности – так выглядит старинный город Углич сейчас, таким он был и в далёкие времена своей истории, когда в начале XIII в. стал центром удельного Углицкого княжества. Именно к тому периоду относится появление в центре удела храмов и монастырей, одним из которых и стала Воскресенская обитель. Согласно преданиям, основал монастырь в честь Воскресения Христова князь Роман Владимирович, правивший княжеством во второй половине XIII в., но ни об ансамбле обители, ни о её насельниках тех времён сведений не сохранилось. Первые летописные упоминания о монастыре датируются 1482 годом в контексте с освящением Покровского собора в одноимённой обители – настоятель Воскресенского монастыря архимандрит Нафанаил принимал участие в освящении соборного храма.
До начала XVII в. больше никаких данных о монастыре в рукописях не встречается, а точное его описание было сделано в летописном своде «Угличский Летописец» после польско-литовского разорения 1609 г. Тогда, как пишет неизвестный автор, взявшие с боем укреплённый стенами монастырь поляки зверски убили настоятеля, более 50 иноков и без малого 500 угличан, оборонявшихся наравне с насельниками, а деревянные строения – соборный Воскресенский храм, церкви Смоленской и Печерской икон Божьей Матери, Архангела Гавриила и Марии Египетской, иноческие кельи и хозяйственные постройки – разграбили и предали огню.
С тех пор сведения о Воскресенском монастыре стали более подробно документироваться, поэтому известно, что после освобождения города от поляков первоначально расположенную у устья Троицкого ручья обитель достаточно быстро восстановили, в 1649 г. одной из статей её дохода стало содержание перевоза через Волгу, а в 1654 г. к ней приписали располагавшийся в пригороде Углича Архангельский монастырь. К 1670-м г.г. ансамбль Воскресенской обители состоял из одноимённого собора, Смоленского храма с трапезной, шатровой колокольни, иноческих келий и хозяйственных помещений, был огорожен деревянными стенами, а над воротами возвышалась церковь Марии Египетской.
Восстановленный после польского разорения монастырь не смог устоять против сил природы. Низина, на которой находились его строения, во время весенних паводков полностью заливалась водой, принося вред деревянным постройкам, а начавшееся обрушение берега Троицкого ручья рисовало мрачную картину обвала строений и верной смерти насельников.
По указу митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича, в бытность свою принявшего постриг в Воскресенской обители, в 1674 г. она была перенесена на новое место и к 1677 г. украсилась опоясанным стенами каменным ансамблем, в который вошли Воскресенский собор, трёхпролётная звонница, трапезная с церковью Одигитрии, келейные корпуса и хозяйственные строения.
Пик расцвета наделённого вотчинами Воскресенского монастыря пришёлся на вторую половину XVII – начало XVIII столетия. О его благоустроенности и богатстве говорит тот факт, что на вотчинных землях, согласно сохранившимся данным, жили без малого тысяча прихожан мужского пола, а в 1736 г. к обители приписали Успенско-Богородицкую Ламскую мужскую пустынь. Местность, на которую перенесли монастырь, также оказалась не слишком защищённой от природных воздействий и также затапливалась весенними водами, поэтому со временем каменные постройки начали разрушаться. В 1764 г., дабы избежать трагедии, монастырь упразднили, иноков расселили по другим обителям, а монастырские храмы преобразовали в приходские.
Издавна при монастыре существовало кладбище, где находили упокоение знатные горожане, а самыми известными захоронениями были могилы предков матери царя Михаила Фёдоровича Романова – Ксении Ивановны Шестовой. По прошествии некоторого времени кладбище было закрыто.
В 1776 г. в келейных корпусах и в подклетном этаже трапезной бывшего Воскресенского монастыря разместилось духовное училище Угличского уезда, функционировавшее до начала минувшего века. В 1777–1778 г.г. направленной в Углич выездной комиссией от духовной консистории были обследованы кирпичные и деревянные здания обители и принято решение о их капитальном ремонте, но сами работы начались в первые годы XIX в. К 1811 г. были укреплены стены и своды Воскресенского собора, произведён ремонт его крыши, восстановлены ограда и кирпичные ворота, а начиная с 1814 г. начались поэтапные работы по реставрации живописи интерьеров храмов, завершившиеся в 1865 г. К сожалению, ремонтные работы лишь на время приостановили разрушение зданий – слабый грунт не выдержал веса зданий и они снова оказались в аварийном состоянии.
После революции 1917 г. Воскресенский храм одним из первых в городе был закрыт и монастырский ансамбль передали в ведение тогдашнего Угличского музея древностей (сейчас – Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей), который разместил в зданиях экспозиции, посвящённые древнерусскому зодчеству, а подклетные этажи с 1920-х г.г. использовал как склады.
В 1935 г. началось строительство Угличской ГЭС и здания Воскресенского монастыря на время были переданы в пользование НКВД (строительство объекта велось, в основном, силами заключённых исправительно-трудовых учреждений ГУЛага). После запуска ГЭС здания бывшей обители вернули музею и в 1950–1970-х г.г. в них были проведены комплексные работы, включившие в себя, помимо ремонта строений, химическое укрепление грунта, что способствовало сохранению монастырского ансамбля.
В 1999 г., на пике возрождения православных святынь, Воскресенский монастырь был передан в ведение РПЦ и в нём возобновилась монашеская жизнь. В июне 2000 г. в обители было совершено первое после многолетнего перерыва богослужение, а в сентябре того же года торжественно освящена церковь Смоленской иконы Божьей Матери.
Сейчас монастырь является действующим, в его храмах совершаются богослужения и параллельно ведутся ремонтно-реставрационные работы зданий и строений. Уже восстановлена кирпичная ограда и ворота, отреставрированы фасады и покрыты позолотой луковичные главы Воскресенского собора.
Главными сооружениями архитектурного ансамбля Воскресенской обители являются три, поставленные на высокие подклеты в одну линию и соединённые галереей здания – собор Воскресения Господня, трёхпролётная звонница и трапезная с храмом Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии), являющиеся ярким образцом ростовской школы зодчества второй половины XVII столетия. Спаянные воедино, разнообъёмные и разновысотные строения, украшенные поливными зелёными изразцами, имеют свою композиционную деталь, которая не противоречит соседним, а дополняет их.
Архитектурной доминантой ансамбля является двухъярусный Воскресенский собор с южным и северным приделами, соединёнными небольшой галереей, огибающей строение с запада, где устроено крыльцо и лестница, ведущая в храм и на галерею. Собор довольно разнообразно украшен снаружи – подклет здания прорезан арками, порталы декорированы кирпичом разной формы, аркада галереи – изразцами, стены выше галереи опоясаны декоративным фризом. Венчают храм пять луковичных глав на высоких тонких глухих барабанах, причём центральная глава намного больше боковых. До закрытия храма в нём хранились святыни обители: храмовая икона «Воскресение со страстями» I трети XVII в., серебряный с позолотой крест, звездица и потир 1678 г., Евангелие 1644 г.
Следующее строение ансамбля – трёхпролётная звонница, продолжившая композиционную линию комплекса. В её нижней части раньше были устроены проездные ворота, средняя часть служит проходной галереей и в наши дни, а в верхнем ярусе располагалась церковь Марии Египетской (упразднена в 1764 г.) и аркада для колоколов. Венчает строение небольшая изящная луковичная главка на высоком тонком барабане.
Ещё одним элементом комплекса является трапезная палата с венчающей её башней, где раньше находились часы, а завершает ансамбль церковь Смоленской иконы Божьей Матери, примкнувшая к трапезной. Внешний декор трапезной и Смоленского храма более скромный по сравнению с убранством собора, оттеняя его своей простотой и лаконичностью.
Дополняют монастырский ансамбль келейный корпус и хозяйственные постройки, а белоснежные стены и Святые ворота, появившиеся уже в наши дни, придают нарядности древней угличской святыне.
http://www.bankgorodov.ru/sight/voskresenskii-monastir-yglich

Воскресенский монастырь в Угличе не сохранил сведений о времени своего основания. Известно лишь, что в конце XIV века на этом месте уже стоял мужской монастырь, состоявший целиком из деревянных построек и находившийся немного ближе к берегу, у впадения в Волгу Троицкого ручья, на том месте, где стоит сейчас церковь Рождества Иоанна Предтечи «что на Волге». В начале XVI века в монастыре были погребены богатые угличские помещики Грязные, из рода которых была Ксения Шестова, мать первого русского царя из династии Романовых − Михаила Федоровича. Частые половодья постоянно подмывали стены и здания, приводя их постепенно в негодность. И в 1674 году здесь, немного дальше от Волги, развернулось грандиозное каменное строительство. Средства на него пожертвовал митрополит Ростовский Иона Сысоевич, который принимал постриг именно в Воскресенском монастыре в Угличе и не забыл о первой своей монашеской обители.
В основу строительства нового каменного комплекса была заложена идея монастыря-города «во образ небесного горнего града», большим приверженцем которой был святитель Иона. Эта задача была выполнена виртуозно; созданный огромный комплекс поражал воображение современников. Ансамбль вытянут по одной линии с севера на юг и впечатляюще выглядит с любой точки. В его состав вошли: пятиглавый Воскресенский собор, звонница с церковью Марии Египетской и трапезная палата с церковью Одигитрии (Смоленской иконы Божией Матери). Весь комплекс был обнесен оградой со святыми воротами, позднее утраченной. Сейчас ограда восстановлена заново. Строительство длилось до 1677 года.
Главный храм монастыря − Воскресенский собор − по архитектуре своей близок к храмам Ростова Великого, строившимся примерно в то же время. Он пятиглавый, на высоком подклете, с мощным центральным барабаном, с двумя боковыми приделами − Михаила Архангела и Иакова. С запада к нему примыкает открытая галерея-гульбище, которая тянется вдоль собора и звонницы и ведет к трапезной, как бы подчеркивая единение всех построек комплекса. Со стороны западного входа в собор на галерею ведет шатровое крыльцо. Стены собора, центральный барабан и галерея украшают поливные изразцы; они же вкраплены в стены звонницы монастыря. На изразцах изображены животные, птицы, батальные сцены. В соборе сохранился иконостас, по-видимому, позднейший, но в него включены несколько древних икон. За иконостасом сохранились небольшие фрагменты первоначальных росписей XVII века; прочие же росписи были выполнены в XIX веке местным живописцем Д. Бурениным.
Звонница монастыря также близка по композиции к ростовской. В составе всего ансамбля она кажется не очень большой, но на самом деле в ней целых четыре яруса. В нижнем были сделаны ворота, служившие для въезда на монастырский двор. Второй ярус − служебный, к нему пристроена открытая галерея, ведущая от собора. В третьем ярусе располагается церковь «под колоколы», посвященная преподобной Марии Египетской. И, наконец, четвертый ярус – это ярус звона, с тройными арочными пролетами на фасадах и с двойными, полукруглой формы − на торцах.
Третья составляющая монастырского комплекса − трапезная палата с церковью Смоленской иконы Божией Матери, или Одигитриевской. На ней поставлена часовая башня, на которой когда-то были часы с колокольным боем. Изначально над башенкой стоял шатер, но в XIX веке он был заменен на более простое покрытие.Новое место для монастыря тоже оказалось не слишком удачным. Слабый песчаный грунт, к тому же подмываемый подземными водами, плохо держал фундаменты, и монастырские здания начали обрушаться. В 1764 году монастырь был упразднен, а комплекс зданий передан приходу как обычная приходская церковь. Ограду монастыря и Святые ворота разобрали…
К началу XX века бывший монастырь подошел в чудовищно плачевном состоянии. Перестройки, делавшиеся силами прихода, сильно исказили его облик, расползающиеся фундаменты грозили обрушением всех зданий комплекса, и исследователи всерьез опасались, что вскоре на месте великолепного ансамбля останется груда щебня и обломки стен.
С приходом советской власти этот приход был упразднен в числе первых, и им вовсе перестали заниматься. Когда же в 1930-х годах началось строительство Угличской ГЭС и уровень воды в Волге поднялся, зданиям монастыря, казалось, грозила неминуемая гибель. Однако творение зодчих XVII века выстояло и дождалось 1950-х годов, когда была проведена его реставрация. Благодаря новым технологиям укрепили грунт, чтобы предотвратить новую опасность обрушения (проект профессора химии Б.А.Ржаницына, специалиста по силикатированию грунтов).
В 1999 году монастырь был передан церкви, в нем снова возродилась мужская обитель. Постепенно он был отреставрирован, и сейчас величественный и грандиозный комплекс окружен новыми стенами с воротами, а в стенах его храмов снова ведутся богослужения.
https://uglichru.ru/Arhitect/voskresenskij_mon.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?