Построен в 1713 году крепостными мастерами во главе с Григорием Федотовым. Настенная роспись выполнена в XIX веке артелью Т. Медведева. Южный портик, западный и северный приделы пристроены в XIX веке.
Информация с памятной доски на храме
Спасо-Преображенский собор — самое значительное сооружение кремлевского ансамбля — воздвигнут в 1713 году на месте разобранного древнего храма. В его облике воплотились черты, характерные для переходной эпохи русской архитектуры. Кубический объем храма, аркатурный пояс на барабанах глав выдержаны в традициях древнерусского зодчества. Вместе с тем, наличники с разорванными сандриками и тонкие колонки, расчленяющие стену фасада, свидетельствует об использовании приемов более позднего нарышкинского барокко. Классические портики над южным и северным входами сооружены в 1840 году. Рядом с собором возвышается тридцатисемиметровая вертикаль колокольни (1730 г.) с золоченой главой, издалека сияющей в кронах деревьев приволжского бульвара. Трехъярусная композиция из убывающих восьмериков — одна из особенностей нарышкинского барокко, а форма завершения в виде чаши — характерная деталь XIX века, ветречающаяся в памятниках Верхнего Поволжья. В 1984 году специалисты Угличского часового завода установили на колокольне электрические часы. Теперь каждые полчаса город слышит мелодичные перезвоны часовых колоколов. Старый механизм собран и законсервирован на ярусе звона.
Необычен интерьер Спасо-Преображенского собора. Большой квадратный зал со стороной 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом без опорных столбов. Такая конструкция — незаурядное инженерное достижение мастеров XVIII века. Расписывала собор в 1810-1811 годах артель «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева, происходившего из села Тейкова Владимирской губернии. Художники хорошо владели приемами академического письма, хотя их творчество не лишено оттенка провинциализма. На широких плоскостях стен и сводов размещается более пятидесяти композиций, выполненных по образцам европейских мастеров позднего Возрождения и барокко. Их сюжеты, почерпнутые из Евангелий, повествуют о земной жизни и чудесах Иисуса Христа. Храмовая фреска «Преображение» является копией с работы Рафаэля.
Грандиозный шестиярусный иконостас установлен в 1860 году. В его оформлении использованы барочные мотивы. Оплетенные вьющейся лозой колонны с витыми фустами и композитными капителями, сильно выступающие карнизы составляют обрамление икон, расположенных в каноническом порядке, представляющем иерархию небесной церкви. Иконостас символизирует ее присутствие в храме и моление о спасении членов церкви земной. Нижний, местный ряд включает в себя иконы святых, почитавшихся в Угличе и в самом соборе. Среди них — царевич Дмитрий, князь Роман, преподобный Кассиан Учемский. Самая древняя из помещенных здесь икон — «Покров Пресвятой Богородицы» — относится к ярославской школе иконописи XVII века. Влияние костромских мастеров ощущается в монументальных линиях храмового «Преображения» XVII века. Иконы Спасателя и Богоматери по сторонам Царских врат темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Они попали в собор на рубеже XVII—XVIII веков, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил Углич, занимали митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий. Следующий в иконостасе — праздничный чин. Здесь помещены иконы главных двунадесятых церковных праздников. Третий — апостольский, с изображением Деисуса и обращенных к Христу в молитве апостолов. Затем следует пророческий чин с иконами ветхозаветных пророков, царей и законоучителей. Пятый ряд включает в себя изображения двенадцати праотцев. Наконец, самый верхний ряд, установленный позднее, составляют картины Страстей Христовых с «Распятием» в центре. Основная часть иконостаса выполнена в XVIII веке видным московским мастером Ф. Рожновым. Несмотря на уход великих традиций русской иконописи, они являют собой отзвук блестящего искусства мастеров Оружейной палаты предшествующего периода.
В северо-западном углу собора находится открытый археологами фрагмент белокаменного контрфорса, подпиравшего стену древнего храма. На нем заметен темный след «польского» пожара начала XVII века. Он позволяет наглядно представить одну из страниц истории города. В северном приделе и на западной паперти собора располагается экспозиция древнерусского искусства. Здесь представлено более пятидесяти произведений иконописи XV- начала XVIII века, различных школ и направлений, в русле которых развивалось искусство Углича.
XVIII век оставил в Угличском кремле наиболее интересный памятник того времени — Спасо-Преображенский собор, самое крупное сооружение кремлевского ансамбля. Построен он в 1713—1716 годах вместо собора XV века, сооруженного при князе Андрее Большом. В угличских писцовых книгах сохранилось его описание: «Собор… на высоких папертях об одной главе… крыт по закомарам тесом, а глава на деревянных дугах покрыта чешуею деревянною. А в той церкви исстари было стеновое письмо. Да в паперти колокольница рубленая шатровая… да на той колокольнице часы боевые».
Спасо-Преображенский собор воплотил в своем облике черты, характерные для архитектуры начала XVIII века, особенностью которой было сочетание традиций древнерусского зодчества и новых приемов. Дань прошлому сказалась в композиции, основой которой является массивный центральный куб, увенчанный пятью главами. В оформлении фасадов присутствуют новые декоративные формы. Так, здесь применены наличники с «разорванными» сандриками — деталь, характерная для архитектуры русского барокко.
Конструкция сооружения соответствует достижениям строительства XVIII века, когда строятся в основном бесстолпные церкви. Поражают размеры центрального объема, где четырнадцатиметровый пролет перекрыт легким сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов. Подобное инженерное решение ставит угличский собор в ряд лучших сооружений русской архитектуры начала XVIII века. Отсутствие опорных пилонов дало возможность древним зодчим максимально раскрыть внутреннее пространство храма. Большие плоскости стен способствовали размещению крупных живописных композиций и хорошему их восприятию.
Расписала собор в 1810—1811 годах артель крепостных мастеров под руководством «знаменитого по епархии живописца» Тимофея Медведева из села Тейково Владимирской губернии. Художники уверенно владели приемами академической школы, поэтому живопись отличается достаточно высоким уровнем ремесленного мастерства.
Более пятидесяти композиций выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Храмовая фреска «Преображение» со сценой исцеления бесноватого является копией с картины Рафаэля. Провинциальный художник утрировал работу великого мастера, отличающуюся внешней патетикой и динамикой страстей. Резкие контрастные цвета вызывают ощущение дисгармонии. Сильный декоративный эффект производит включение живописи в «рисованную архитектуру»: уходящие вдаль колоннады, выступающий портик с «разорванным» фронтоном, резные картуши, карнизы создают иллюзию пространства, перспективу для размещения фресок. Этими средствами усиливается задача зрительного расширения объема: как бы разрушается замкнутость, материальность стен.
Грандиозный многоярусный иконостас Преображенского собора установлен в 1860 году. Он варьирует формы пышного «нарышкинского барокко», однако пластика его суха. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованные карнизы составляют обрамление икон. Наиболее старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» — образец живописи ярославской школы XVII века.
К этой же школе принадлежат иконы праздничного чина, написанные, вероятно, в начале XVIII века одновременно с сооружением собора. Иконы Спаса и Богоматери в местном ряду по обеим сторонам царских врат своим общим темным колоритом и золочеными лепными фонами напоминают произведения украинского барокко XVII века. Иконы попали в собор на рубеже XVII—XVIII столетий, когда кафедру Ростовской епархии, куда входил и Углич, возглавляли митрополиты-малороссы Иосаф и Дмитрий.
Рядом с собором высится тридцатипятиметровая колокольня, возведенная в 1730 году, на полтора десятилетия позднее собора. Возможно, задержка строительства произошла из-за вступившего в силу в 1714 году петровского указа, запрещавшего строительство каменных сооружений в провинции. Колокольня относится к типу ярусных. Примечательно, что в Угличе сохранилась еще одна подобная колокольня —- у Корсунской церкви, выстроенная одновременно с соборной. Внутри кремлевской колокольни сохранился механизм башенных часов с боем — редкий памятник искусства часовщиков XVIII века, ставший сегодня музейным экспонатом.
В наше время мастера Угличского часового завода установили на колокольне современные электронные часы с боем, и вновь над древним городом раздается мелодичный звон. Так встретились творения угличских мастеров XVIII и XX веков, символизируя преемственность и развитие традиций.
Из книги С.Е. Новикова «Углич. Памятники архитектуры и искусства» 1988, М., «Советская Россия»
Преображенский собор существует с XIII века. Храм этот в 1595 г. был перестраиваем и при сем случае обретены нетленные мощи св. благов. князя Романа Владимировича, 32 года владычествовавшего в Угличе и погребенного в 1285 г. Мощи сии, освидетельствованные тогда митрополитом Гермогеном, почивают здесь в приделе во имя св. князя.
Престолов в Угличском соборе шесть: в холодном — Преображения Господня, св. и благ. князя Романа Угличского и Похвалы Богородицы; в теплом — Богоявления Господня, Донской Божией Матери, святых: благов. царевича князя Димитрия Углич. и великого князя Александра Невского. Приписная к сему собору церковь во имя св. вмц. Параскевы, воздвигнута в 1764 г. и состоит в качестве приписной к Преображенскому собору.
Апол. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, от типографии Германа Фалька, 1861 г.
По отечественным меркам, Преображенский собор Углича, построенный в первые годы ХVIII столетия, не столь уж древен. Но он имеет богатую родословную — существовавние храма на его месте прослеживается чуть ли не со времён крещения Руси. История пятиглавого Спасо-Преображенского собора, как водится, древнее его каменных стен.
Согласно преданию, первый храм на волжском мысу, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже Х-ХI веков. Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз граду Ростову и принадлежала. Бытовал ли в то время Углич как город? Сложно сказать что-либо определённое. Археологические исследования подтвердили существование поселения на территории Угличского кремля ещё в 30-е годы Х века; в это время здесь уже зафиксированы следы присутствия поселян-уличей, переселившихся с берегов Днепра. Местные летописные источники сообщают о том, что основание Угличе-поле приписывают Яну Плесковичу, псковичу, родственнику княгини Ольги в 937 году, прибывшему в эти места для сбора дани. Но первое летописное упоминание об Угличе относится только к 1148 году. Древнейший предшественник Преображенского собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно деревянным. Имелся в нём и придел (по всей вероятности, тёплый) в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине ХIII века, при князе Константине Всеволодовиче (или Владимире Константиновиче), был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор; Константино-Еленинский храм либо продолжил своё существование в качестве приписного к нему, либо был разобран, а его посвящение отошло к приделу нового соборного храма. Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому, сыну Владимира Константиновича, «омолаживавшая» собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьёзных исторических фактов. Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич так, что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Помимо каменного Спасо-Преображенского собора, в Угличе появились каменный княжеский дворец, «казённые и судебные палаты», «боярские и прочие» дома, Паисиев Покровский монастырь на противоположном берегу Волги. Увы, к настоящему времени от строений князя Андрея осталась лишь одна каменная палата. Что же касается Преображенского собора, выстроенного Андреем за несколько лет до его опалы и гибели в московской темнице, то он пережил своего зиждателя на двести лет.
Согласно описаниям, храм был четырёхстолпным, на подклете, с двумя приделами и одной главкой. С трёх сторон его окружала галерея. Позаботился князь Андрей и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками. На рубеже ХVI-ХVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты. В 1591 году в нём погребли царевича Димитрия (затем, в 1606 году, его останки с большой торжественностью перенесли в Москву), а в 1611 году в соборе — как и в каменных палатах по соседству — надеялись найти убежище от поляков жители Углича. Но дверные засовы не составили серьёзного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика — так что кровь, по свидетельству современников, «переливалась через порог», — а сам собор подожгли изнутри. После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадёжную опору для сводов, и в последние годы ХVII века горожане во главе с митрополитом Ростовским обратились к царю за разрешением построить новый соборный храм. Получив оное, они без промедления приступили к строительству, и в 1713 году новый Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящён. Храм освятили буквально за несколько месяцев до запрета Петра I вести каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Очевидно, из-за этого соборный храм семнадцать лет стоял без колокольни.
Только в 1730 году исполнилась, наконец, давняя мечта угличан, и рядом с собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлёвского ансамбля при взгляде на него с реки (а именно пристань являлась своего рода парадными воротами Углича, приезжие в большинстве своём прибывали в город по Волге). В неизменном виде Преображенский собор просуществовал около ста лет. ХIХ век принёс перемены и ему, и его ближайшему окружению. В 1810-е годы интерьеры собора расписала артель крепостных мастеров под руководством Тимофея Медведева, «знаменитого по епархии живописца». Тогда же встал вопрос о возведении нового тёплого храма, который входил бы в соборный комплекс. В Преображенском соборе, по причине отсутствия в нём печей, служить можно было только летом. Зимой богослужения проходили в тесном приделе, что никак не соответствовало статусу соборного храма. Сначала предполагалось пристроить тёплый храм с западной стороны к основному зданию собора. Такое конструктивное решение не явилось бы уникальным в контексте русского храмового зодчества, но, конечно, изящным его назвать трудно. Видимо, последняя причина возобладала над соображениями экономии, и в 1814 году началось строительство отдельно стоящего тёплого храма. В 1827 году его престолы освятили: главный — в честь Богоявления, придельные — в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского.
В 1830-1840-е годы перемены коснулись уже фасадов Спасо-Преображенского собора. С самого начала очевидно было, что главным фасадом применительно к городской планировке должен стать южный, обращённый к торговой площади и Ростовской улице. И во второй трети ХIХ века его доминирующая роль была зафиксирована при помощи четырёхколонного портика. Этот портик оформляет южный парадный фасад Преображенского собора, обращённый к городу, хотя на самом деле, в наши дни, вход в храм находится с другой стороны — с западной. С западной и северной сторон Спасо-Преображенский собора также в то время «обстроили» — здесь появились оригинальных очертаний паперть и Похвальский придел.
К концу ХIХ века Углич представлял собой провинциальный городок с населением, состоявшим преимущественно из мелких ремесленников и купцов. Весомую часть жителей составляли также семьи священно- и церковнослужителей. Железная дорога обошла Углич стороной, и он тихо дремал на обочине «большой жизни». Так и оставался бы Углич «романтичным уголком», музеефицированным осколком старой Руси, — что пошло бы только на пользу его застройке и прежде всего храмам, которых насчитывалось до трёх десятков. Но в 1917 году драматические проявления истории затронули и его. С большей настороженностью угличане встретили советскую власть, установленную в городе 12 декабря. В течение нескольких последующих лет Углич и его окрестности выступали центром глухого, однако весьма ожесточённого сопротивления большевикам. Угличане исторически были богомольны и привержены традициям. Оттого закрытие храмов продвигалось здесь медленнее, чем где бы то ни было.
Долго оставался действующим и Спасо-Преображенский собор. Его закрыли в 1929 году и передали музею. В бывшем соборе разместили экспозицию Угличского краеведческого музея. Спасскому храму, как музейному объекту, посчастливилось даже сохранить значительную часть внутреннего убранства — росписи и иконостас. В нём с 1985 по 2009 год размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для осмотра сохранившийся интерьер храмовой части. Серьёзным бедствием для традиционного угличского ландшафта стало строительство ГЭС, начатое в 1935 году. К счастью, кремль с собором и церковью св. Димитрия на крови не попал в зону затопления, но облик города разительно переменился. Конечно, храмы в большинстве своём не использовались по назначению — были обращены в музеи, склады или просто пустовали. Но хотя бы так они смогли пережить самую мрачную эпоху в истории Церкви.
Долгий процесс передачи Спасо-Преображенского собора Русской Православной Церкви завершился, наконец, в 2011 году, хотя богослужения проводились в соборе ещё с 1992 года — но крайне редко и нерегулярно. В 2006 года при храме образовался приход. Казалось, скоро всё должно разрешиться ко всеобщему благополучию. Но дело о передаче собора епархии продолжало тянуться, осложняемое тем, что чиновники не собирались предоставлять музею никакого помещения взамен собора, ссылаясь на «отсутствие свободных площадей. В 2011 году Спасо-Преображенский собор был возвращён Русской Православной Церкви, но по прежнему сотрудники Угличского музея могут провести экскурсию для всех желающих.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №25, 2013 г.
Спасо-Преображенский собор. Главный храм Углича имеет почти тысячелетнюю историю. Многократно перестраивался, становился свидетелем важных событий. Существующее здание было возведено в 1700-1706 годах. Первостепенное значение в облике храма занимает величественной золоченый иконостас в стиле барокко с пышной и причудливой резьбой. Что мы знаем о соборном иконостасе – довольно поздний, установленный взамен первоначального в 1853 году. Можно описывать его облик, художественные особенности, но этим и исчерпывается наша скудная информация. В действительности его история намного сложнее и богаче.
Как известно, первоначальный иконостас Спасо-Преображенского собора был изготовлен в начале XVIII века, ко времени освящения храма. Иконы для него были выполнены артелью известного патриаршего изографа Федора Никитича Рожнова. По сведениям заведующего музеем А.К. Гусева, обследовавшего собор в 1920-х годах, три иконы являлись авторской работой мастера: храмовая «Преображение», «Воскресение» и «Неопалимая Купина». Образы Богоматери Ильинской и Спаса Вседержителя по сторонам царских врат принадлежат кисти черниговских мастеров.
За время длительного существования иконостас неоднократно ремонтировался, поновлялся. В 1810-1811 годах артелью живописца Т.А. Медведева не только выполнены новые храмовые росписи, но и был перезолочен иконостас, вновь наложена резьба. Но время брало свое и спустя несколько десятилетий потребовались более радикальные работы. Поскольку Преображенский собор являлся главным храмом города, о его надлежащем состоянии заботились не только отдельные благотворители, но и городское общество.
30 ноября 1850 года был получен указ Ярославской духовной консистории, дозволявший ремонт и исправление иконостаса. С течением времени был найден достойный мастер. 5 июня 1851 года староста собора 3-й гильдии купецкий сын Дмитрий Алексеев Русинов, при посредстве протоиерея и благочинного Димитрия Попова с братией и градского главы Павла Матвеева Сурина заключил контракт с ярославским мещанином Михаилом Семеновым Стрелковым. По контракту следовало «в холодном Преображенском соборе иконостас разобрать, и как замечается ветхость в нижнем ярусе иконостаса, то сей последней ярус вновь переделать и во всех прочих частях ветхости исправить вновь столярною работой по приличию мест, согласно утвержденному рисунку. На весь иконостас положить новую резьбу и сделать новые колонны. Как местные иконы, так и во всех ярусах иконостаса иконы должны оставаться те же».
Нижний ярус и колонны полагалось сделать из прочного сухого соснового леса, а резьбу – из лучшего липового. К изготовлению колонн и резьбы следовало приступить в первую очередь – до разборки иконостаса. Мастер должен был начать работу 11 июня 1851 года и завершить к 1 июня 1852. Стоимость составляла 1600 рублей серебром. Кроме того, по усмотрению заказчиков могли быть выплачены еще 100 рублей в качестве «похвалы» за качество и соблюдение сроков.
Также уточнялось: «Леса для разобрания и вновь для постановки иконостаса, гвозди, крюки, ерши, скобы, петли и винты, если бы старые оказались где негодными к употреблению, употребить на счет церковный, а мне, Стрелкову, вязку иконостаса, переклейку и установку его вновь сделать самую твердую».
Таким образом, оказывается, что в середине XIX века первоначальный иконостас не заменялся новым, а подвергался серьезному ремонту. Вновь изготавливались нижний ярус, колонны, резьба. Это подтверждает и облик, характерный для первой половины XVIII столетия. Как оказывается, иконостас сохранил изначальную композицию. В него следовало поместить все прежние иконы, что также указывает на соответствие форм.
Осуществивший работы мастер Михаил Семенович Стрелков был хорошо известен в Угличе. Он был выходцем из села Заозерья – бывшим крепостным крестьянином помещиков Репнина и Волконского. Лишь со временем получил свободу и стал ярославским мещанином. М.С. Стрелков являлся представителем династии резчиков, столяров, иконостасных мастеров. Его отец, Семен Иванович, в начале и первой половине XIX века выполнил немало ответственных и крупных заказов, среди которых были иконостасы для Филипповской, Успенской, Крестовоздвиженской церквей, Покровского монастыря, храма села Климатино…
Михаил Семенович активно работал на протяжении 1840-1860-х годов. Его артелью были созданы иконостасы для Петропавловской, Корсунской, Всехсвятской церквей города Углича, Феодоровского храма Богоявленского монастыря, храмов сел Ильинского «в Поречье», Заозерья, Спасского «на Молокше», Оносова, Богородского, Архангельского Мышкинского уезда и многих других.
Известны места расположения мастерских М.С. Стрелкова. Примерно в 1848-1853 годах он снимал помещения в имении на перекрестке Крестовоздвиженской и Большой Васильевской улиц (Октябрьская, 8/16), где в разное время размещались полотняная фабрика купцов Буториных и медно-самоварный завод Скорняковых. Для квартирования и произведения столярной резной работы М.С. Стрелков арендовал верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли. Именно в том имении в 1851-1852 годах велась работа над иконостасом собора.
В 1856-1857 годах Стрелков арендовал деревянный дом дворян Яминских на Петербургской улице, который в более позднее время принадлежал Бучкиным. В 1858 году был приобретен собственный большой двухэтажный каменный дом на углу Ростовской и Крестовоздвиженской улиц (Октябрьская, 2/21), ранее принадлежавший купцам Вознесенским, Суриным. Этим домом М.С. Стрелков владел до 1876 года.
В истории иконостаса Спасо-Преображенского собора памятен еще один мастер – ярославский мещанин Дмитрий Петров Истомин, который по договору от 11 октября 1851 года выполнил позолотные работы. За плату 5715 рублей серебром он обязался «всю новую резьбу и новые колонны в иконостасе позолотить на полимент своим лучшим полузолотниковым золотом и весь прочий иконостас перезолотить таким же образом, как представлена мною проба на гладь и резьбу, не отступая ни на самую малость от представленной пробы».
При выполнении заказа предъявлялись высокие требования к качеству. Так, в случае отступления от данной пробы, мастер обязался все снова перезолотить своим кочтом. «И ни одной штуки ни внизу, ни в верхних ярусах не ставить и не укреплять на местах без предварительной слички с пробою. Левкас сделать самый прочный и выдержанный, употребляя клей не хрупкой, но более вяжущий. И к самой позолоте не приступать без свидетельства церковнаго старосты и других знающих людей, им приглашенных. Золото употреблять на позолоту также с свидетельства и выбора церковнаго старосты и других прикомандированных… При означенной работе самому мне подрядчику постоянно находиться и за всем иметь надзор, а равно и за порядком работников при золочении в соборе».
Работу следовало начать осенью того же года и завершить к 1 июня 1853 года. Дело было выполнено в срок, поскольку 31 мая 1853 года иконостас был освящен.
Д.П. Истомин тоже немало потрудился в Угличском крае. В 1850-1860-х годах он выполнял позолотные работы во Всехсвятской и Николопетуховской церквах, храмах сел Заозерье, Оносово, Кабаново, Дивная Гора, Архангельское Мышкинского уезда.
Все сказанное позволяет сделать важные выводы – иконостас Спасо-Преображенского собора перестает быть безымянным произведением. Устанавливаются мастера, причастные к его созданию, – резчик Михаил Семенович Стрелков и позолотчик Дмитрий Петрович Истомин. В свое время это были известные значительные подрядчики, порой выполнявшие совместные заказы. Также выясняется, что иконостас собора является более ранним, чем принято считать, – в его основе первоначальный иконостас начала XVIII века, подвергнутый ремонту и дополненный новыми деталями.
https://uglmus.ru/about/publics/ikonostas_spasopreobrajenskiisobor/