В кремле рядом со Спасо-Преображенским храмом возвышается желтое протяженное здание – Богоявленский собор. Он был составной частью комплекса угличского соборного храма, предназначался для зимних богослужений, тогда как в Спасо-Преображенском служили только летом. Уже в XVII веке при соборе была теплая деревянная церковь Алексия человека Божия, потом в качестве теплого храма использовался придел Похвалы Богородицы. В XIX веке возникла потребность в настоящем крупном храме. Поначалу его хотели пристроить с западной стороны к Спасо-Преображенскому собору, но затем решили построить в виде отдельно стоящего здания.
В 1814 г. было начато строительство, в 1827 г. – закончено. Кроме главного престола в честь Богоявления Господня были еще два придела – Донской иконы Божией Матери, Царевича Димитрия и Александра Невского. Новый храм оформили в классическом стиле. Он представляет собой протяженный базиликальный объем с двухскатной кровлей. Фасад членят пилястры и огромные окна. С востока примыкает полукруглая апсида, а с запада паперть, дополненная внушительным четырехколонным портиком. Над крышей с восточной стороны возвышался огромный обитый железом барабан с куполом, маленькой главкой и крестом. Был интересен и интерьер. Со скромной маленькой паперти попадали в обширный прямоугольный зал с двумя рядами колонн. Сильный эффект создавали росписи, выполненные, как и в Спасо-Преображенском соборе Тимофеем Медведевым. Среди орнаментов были изображены колоннады, лепнина, как бы раздвигавшие пространство, дополнявшие мелкими деталями подлинное убранство. Основные сюжеты, видимо, располагались на потолке. Низкий одноярусный иконостас в виде часовенок отделял алтарную часть, не скрывая полностью округлую апсиду.
Интерьер собора представлял собой законченный классический ансамбль с интересными росписями, убранством, но, к сожалению, все в прошлом – в советское время здание приспособили под клуб, лишив завершения, многих деталей, окружив уродливыми пристройками. Росписи были скрыты под побелкой, от замечательного интерьера остались одни колонны. В 1980-х гг. собор частично отреставрирован. Сейчас в нем находится картинная галерея музея с постоянной экспозицией искусства XVIII-XIX веков.
По материалам uglich.ru
В городе Углич, расположенном на территории Ярославской области, неподалеку от Спасо-Преображенского собора, находится одиноко стоящее здание – несколько удлиненное, в желтых тонах. Это здание носит название Богоявленской церкви, которая в прошлом входила в состав соборного храма и использовалась в качестве зимнего храма, ведь сам собор был не отапливаемым и считался летним. В 17 столетии при Спасо-Преображенском соборе существовала выстроенная из дерева, теплая церковь, освященная в честь Божьего человека Алексия. В холодное время года, для нужд проведения церковных служб, использовался придел, освященный в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. По прошествии некоторого времени стало ясно, что места данного помещения катастрофически не хватает – именно поэтому появилась острая потребность в большом отапливаемом храме.
Возведение нового храма началось в середине 1814 года, а завершилось только в 1827 году. Помимо основного престола, освящение которого состоялось во имя Богоявления Господня, были выстроены еще два придела: в честь Александра Невского и Царевича Дмитрия, а также во имя Донской иконы Богоматери. Богоявленский собор представляет собой базиликальный протяженный объем, оснащенный двускатной кровлей. На центральном фасаде имеются огромные оконные проемы. Со стороны востока к зданию примыкает большая полукруглая апсида, а со стороны запада – паперть, которая отчетливо дополняется внушительным по размеру четырехколонным портиком. С восточной стороны – прямо над крышей – ранее существовал большого размера барабан с куполом, который был обит железом; венчался храм при помощи небольшой главки, на конце которой располагался крест. Важно отметить, что интерьер Богоявленского собора особенно привлекает внимание. Пройдя небольшую паперть, прихожане попадали в длинный прямоугольный зал, оснащенный несколькими рядами колонн, красиво оформленных росписью. Роспись храма производила артель мастеров под руководством Тимофея Медведева. Соборный иконостас был сделан одноярусным, при этом он отделял алтарную часть, закрывая апсиду только наполовину – данный метод относился к классическому стилю, только несколько нарядному и торжественному.
В период советской власти собор был закрыт, в его здании был обустроен клуб; были возведены совершенно ненужные пристройки. В ходе проведения всех ремонтных работ старинная роспись была полностью закрыта новой побелкой. В 1980-е годы в здании Богоявленского собора была проведена реставрация. К большому сожалению, изначальный вид храмового интерьера был только частично восстановлен. На сегодняшний день в здании собора работает картинная галерея, представленная постоянной экспозицией искусства периода 18-19 столетий. В галерее хранится около пятисот экспонатов, представленных подлинными картинами, которые были сделаны советскими, русскими и российскими художниками. В небольшом количестве присутствуют и картины зарубежных авторов, а несколько картин выставлены без указания имени создателя.
Источник: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13282#ixzz3FFy479oY