Историко-архитектурный комплекс Угличского кремля находится в историческом центре города на правом берегу Волги. Угличский кремль, как и большинство средневековых крепостей, занимает полуостровное положение: он стоит на мысу между Волгой и впадающими в нее рекой Шелковкой и Каменным ручьем. От Шелковки к Каменному ручью был прорыт ров, что позволило создать водную преграду со всех четырех сторон от кремля.
Самые древние укрепления на месте кремля возникли еще в середине 10 века. Тогда князь Ян Плескович запросил у княгини Ольги разрешение на постройку крепости. Первый кремль имел деревянные стены и был окружен валами. Впоследствии оборонительные сооружения несколько раз восстанавливались, последняя реконструкция была проведена в 17 веке, после чего стены кремля, мосты и башни постепенно обветшали и пришли в негодность. В 18 веке они были разобраны. В наши дни о былых крепостных укреплениях напоминают только фрагменты рва. Однако сохранился ансамбль кремлевских построек, из которых наиболее значимы княжеские палаты, Спасо-Преображенский собор, Церковь царевича Дмитрия, здание думы и колокольня.
Княжеские палаты Угличского кремля – редкий памятник средневекового гражданского строительства на Руси. Палаты были построены в 15 веке князем Андреем Горяем, братом царя Ивана III. До наших дней дошла только меньшая, парадная часть дворца из крупного кирпича. Остальные постройки были деревянными и не сохранились. На третьем верхнем этаже палат находится большой сводчатый зал, украшенный росписью. На втором этаже есть три больших помещения, а на первом цокольном – два. К парадному залу ведет витиевато украшенное крыльцо.
В 1584 году в Углич была сослана после смерти Ивана Грозного его последняя жена – Мария Нагая с малолетним царевичем Дмитрием. Именно в этом дворце произошло убийство царевича, которое привело в дальнейшем к пресечению царской династии Рюриковичей. После гибели царевича, палаты были заброшены и постепенно разрушались, пока в 19 веке не была проведена реставрация. В 1892 году было создано замысловатое крыльцо княжеских палат. Автором этой работы стал архитектор Н.В. Султанов.
Церковь Димитрия-на-крови была построена на месте убийства царевича. Деревянная часовня была установлена на этом месте еще в начале 17 века. В 1630 году была построена деревянная церковь, а в 1690 году – каменная, которую мы можем видеть сейчас. Церковь стоит на высоком берегу Волги, она состоит из храма, паперти, трапезной и шатровой колокольни. Здание выдержано в нарядной манере строительства конца 17 века. Кирпично-красную поверхность стен украшают белые карнизы, полуколонны и наличники. К северному фасаду здания в 19 веке был пристроен придел, плохо вписавшийся в ансамбль храма. В церкви сохранились росписи 17 века, изображающие гибель царевича и расправу над убийцами взбешенной толпы.
Спасо-Преображенский собор в Угличском кремле – памятник ярославского зодчества 17 века. Современное здание храма было построено на месте храма, построенного Андреем Горяем во время строительства княжеских палат. Собор увенчан пятью главами. Крупные главы храма видны почти со всего города. Южный фасад декорирован растительным орнаментом, однако его вид портит достроенный в 19 веке портик в стиле классицизма. Внутреннее пространство храма перекрывает 14-метровый свод. Роспись стен была выполнена в начале 19 века крепостным художником князя Голицына Т. Медведевым.
Колокольня Угличского кремля была построена в 1730 году. Это внушительное высокое строение.
Здание городской думы находится в южной части кремля. Построено было в 1815 году в стиле классицизма.
http://priroda36.ru/goroda-mira/1097-uglichskij-kreml.html
Появление первых укреплений на месте Угличского кремля исследователи датируют Х веком. Постепенно, после нескольких циклов «разрушение-восстановление», они приобрели типичный для такого рода строений вид — окружённые водой валы с деревянными стенами и башнями. Территория кремля первоначально имела в плане форму треугольника, сторонами которого являлись водные преграды — Волга, Каменный ручей и речка Шелковка. В княжении знаменитого угличского князя Андрея Горяя границы кремля расширились, был выкопан новый ров (русло Шелковки при этом углубили), и укреплённый кремлёвский «треугольник» превратился в «ромб». Велось масштабное строительство и в самом кремле. В течение нескольких лет были воздвигнуты первый каменный Преображенский собор и каменные княжеские палаты 1480 года постройки. Они состояли из множества помещений, соединённых между собой переходами, и напоминали, согласно мнению историков, тогдашнюю застройку Московского Кремля. Изначально палаты соединялись крытыми переходами с другими дворцовыми постройками и с городским собором. Что ж, ничего странного нет в том, что младший брат подражал жилищу старшего, Московского. От княжеского дворца до настоящего времени уцелело лишь одно здание, остальные не пережили польско-литовского погрома начала ХVII века. В ХVI веке палаты князя Андрея населяли другие угличские князья и наместники. В частности, здесь был поселён после смерти Ивана Грозного его младший сын Дмитрий Углицкий с матерью и дядьями Нагими. В 1601-1605 годах палаты занимал шведский принц Густав, получивший репутацию чернокнижника. Во время польской интервенции угличане тщетно искали защиты за кирпичными стенами собора и княжеских «сеней», где «кровь переливалась через порог, а подвалы были полны трупов». При Петре I дворцовые постройки были разобраны ради кирпича, необходимого для строительства новой соборной церкви. Лишь здание палаты уцелело, причём угличане безуспешно хлопотали в 1709 году об её ремонте. В 1753 году Д. В. Ухтомский, обследовав здание, докладывал Сенату, что палаты в Угличе ремонту не подлежат, и предлагал построить на их месте новое здание. К концу века деревянная кровля, которой палаты покрыли при Ухтомском, обветшала и провалилась, а в толще стен образовались трещины. В 1801 году ремонтные работы профинансировал угличский купец А. В. Кожевников: кровля была заменена на железную, к северной стороне пристроили новое крыльцо, на верх водрузили двуглавого орла, а всё здание обнесли кованой оградой на колоннах. Тогда же взамен старинной стенописи внутренность верхнего терема была расписана заново.
В связи с 300-летием гибели царевича Димитрия угличская дума изыскала средства для реконструкции одной из главных достопримечательностей Углича и постановила разместить в палатах музей древностей. Реставрационные работы 1890-1892 годах курировал известный знаток «русского стиля» Николай Владимирович Султанов. Он спроектировал существующее ныне пышно-громоздкое крыльцо с шатровыми навершиями в стиле ХVII века, придал парадному залу крестовый свод и несколько изменил форму кровли. Древняя штукатурка со стен аккуратно была соскоблена. Музейная экспозиция в палатах открылась для посещения в 1892 году. Ныне в здании палат экспонируются артефакты ХVII — ХIХ веков, включая изразцы, изделия из дерева, предметы декоративно-прикладного искусства. В сознани угличан палаты, возведённые Андреем Горяем, неразрывно связаны с памятью о царевиче Димитрии, жившем здесь с матерью, и подчас их так и называют — дворец (или терем) царевича Димитрия. Другое здание в кремле, теснейшим образом связанное с царевичем Димитрием, — храм, посвящённый ему. Он стоит на высоком берегу Волги, при впадении в неё Каменного ручья, на том самом месте, где 15 мая 1591 года разыгралась трагедия, ставшая отправным пунктом всероссийской Смуты. Первоначально угличане почтили место, где пролилась кровь царевича, часовней, но она простояла лишь до разорения города поляками. Затем, в 1630 году, выстроили деревянный шатровый храм во имя св. царевича Димитрия с тёплой церковью Михаила Архангела. В алтаре храма была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь царевича. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо смог наблюдать лично царь Алексей Михайлович, в 1663 году побывавший в Угличе. Он, поражённый происшедшим, пожертвовал крест на храмовую икону. И, наконец, в 1692 году появилась существующая ныне каменная церковь, в верхнем ярусе которой престол был освящён во имя царевича Димитрия, а в нижнем — в честь Михаила Архангела.
Димитриевский храм чрезвычайно наряден, что роднит его с московской храмовой архитектурой ХVII столетия. Изобилие украшений (кокошники, сдвоенные колонки, изразцовые вставки, широкий карниз) и праздничная цветовая гамма церкви воплощают христианскую идею преодоления смерти. Основной объём поднят на подклет и состоит из обычных для храма четырёх частей — поставленных в одну линию алтаря, основного объёма, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня. Шатровая колокольня своим слаженным силуэтом довершает абрис. Все углы храма отмечены лопатками, сводам соответствуют пояски. Под кровлей четверика виднеется ярус кокошников. К северному фасаду здания в 1861 году был пристроен придел в честь ярославских князей Фёдора, Давида и Константина, не особо вписавшийся в ансамбль церкви Димитрия, что на крови. Раньше здесь находилась небольшая галерея, связывавшая все части храма. В нём хранилась походная церковь угличской дружины, в 1855 году отправившаяся на Крымскую войну. С запада на паперть ведёт крыльцо, по которому можно подняться на второй этаж. Внутри храма сохранились росписи ХVIII века, посвящённые, в частности, гибели царевича. Композиция «Убиение св. царевича Димитрия» занимает всю западную стену. Известно, что выполнялись росписи артелью московского подрядчика Сапожникова, но стилистически они восходят к более ранним ярославским и костромским образцам, хотя и «не дотягиваются» до их уровня: блестящий век ярославской школы монументальной живописи к тому времени уже миновал. Храм не имеет внутренних столбов, — такова дань традиции. Внутри церковь уютна и скромна. Этим она отличается от очень торжественного Спасо-Преображенского собора. Со времени строительства сохранились многие иконы в иконостасах. Один из них, стоящий в трапезной, изготовлен в ХVII веке, а главный установлен в 1866 году. Он выполнен с подражанием барочному стилю. Ныне в храме расположена музейная экспозиция; интерьеры его сохранены в возможно полной мере. Здесь также можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый ссыльный (Тобольский) колокол. Время от времени в церкви совершаются службы.
Ещё один храм, находящийся на территории кремля — это Спасо-Преображенский собор. Он стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце Х века ростовский князь Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом Похвалы Богородицы. В первой пол. ХIII века рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго ещё была приписана к нему. Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от палат удельных князей. Собор был с одной главой и стоял на четырёх столпах и на подклете. С трёх сторон его окружала галерея. В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, трагически погибший 15 мая 1591 года на территории кремля. После ухода поляков Преображенский храм был восстановлен в числе первых. В конце ХVII века церковь снова обветшала, и в 1700 году было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 году новый собор был освящён. Он выдержан в стиле «нарышкинского барокко». Внутри собор представляет собой просторный бесстолпный зал, который перекрыт сомкнутым сводом. Ширина его — 14 м, высота — 17 м, что являлось инженерным достижением того времени. В строительстве собора принимала участие артель Григория Фёдорова, крепостного князя Голицына, возможно здесь оставил свой след и Г. Устинов, будущий известный архитектор петровских времён. Изначально собор был украшен росписями, но то, что можно увидеть сегодня — это творение, выполненное в ХIХ веке артелью Тимофея Медведева. Росписи — в классической манере на темы Евангелия, скопированные с произведений итальянских художников Возрождения и эпохи барокко — Гверчино, Гвидо Рени, Доменикано. Основная композиция — на северной стене храма — «Преображение» — копия картины Рафаэля. По бокам она дополняется монументальными живописными колоннами и разорванным фронтоном. Остальные сюжеты рассказывают о земной жизни Христа и посвящены темам Евангелия. Они располагаются в три яруса и вписываются в проёмы пилястр, арки и рамы. На самой вершине свода — парящая фигура Господа Саваофа. Все эти детали придают интерьеру собора торжественность и возвышенность. Иконостас был установлен в 1853 году и выполнен в стиле «нарышкинского барокко». Он украшен роскошной резьбой.
В 1929 году собор закрыли и передали его в ведение краеведческого музея. Начиная с 1992 года в соборе время от времени совершались церковные службы. С 2004 года службы здесь проходят каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе располагается экспозиция, посвящённая древнерусскому искусству с осмотром интерьера храма. Известно, что в ХVII веке над входом в Преображенский собор была устроена деревянная шатровая колокольня. Когда был возведён новый храм, появилась необходимость и в новой колокольне. Однако она была построена позднее — в 1730 году, скорее всего по причине петровского распоряжения, данного в 1714 год, согласно которому всякое каменное строительство по всей стране было запрещено, помимо Санкт-Петербурга. Особенности колокольни в корне отличают её от правильного утончённого собора. Для неё характерная грубая архаичная пластика, которая выражается в произвольных линиях, отсутствии геометризма, незамысловатым наборе элементов. Но данный контраст не заметен.
Спасо-Преображенский храм и колокольня представляют собой единый превосходный архитектурный ансамбль, находку провинциальных зодчих. Издавна ещё на старой колокольне были установлены часы, которые звоном колоколов отбивали время. На новом здании они функционировали до конца ХIХ века. Потом их не стало. В 1984 году на местном часовом заводе «Чайка», мастера изготовили башенные часы. Их вновь установили на колокольню. В то же время был реконструирован и уничтоженный в 1920-х годах набор колоколов. Колокола были собраны по деревням и храмам, где чудом сохранились эти гонимые музыкальные инструменты. В настоящее время, как и во всех предыдущие столетия, над Угличем разносится мелодичный звон колоколов. Гораздо менее посчастливилось интерьерам (да и наружному облику) Богоявленского собора, возведённого в 1814-1827 годах, а ведь там, насколько можно судить по свидетельствам современников, были весьма выразительные росписи, исполненные Тимофеем Медведевым (который трудился и над фресками Преображенского собора). Помимо основного престола, освящение которого состоялось во имя Богоявления Господня, были выстроены ещё два придела: в честь Александра Невского и царевича Димитрия, а также во имя Донской иконы Божией Матери.
Богоявленский собор представляет собой базиликальный протяжённый объём, оснащённый двускатной кровлей. На центральном фасаде имеются огромные оконные проёмы. С восточной стороны к зданию примыкает большая полукруглая апсида, а со стороны запада — паперть, которая отчётливо дополняется внушительным по размеру четырёхколонным портиком. С восточной стороны — прямо под крышей — ранее существовал большого размера барабан с куполом, который был обит железом; венчался храм при помощи небольшой главки с крестом. В ХХ веке здание приспособили под клуб, лишив его купола и изуродовав пристройками. При этом в ходе проведения всех ремонтных работ старинная роспись была полностью закрыта новой побелкой. В 1980-х годах его частично отреставрировали. К большому сожалению, изначальный вид храмового интерьера был восстановлен частично. Сейчас о его храмовом прошлом отчётливо напоминает лишь полукруглая алтарная апсида. Бывший собор также принадлежит музею. В нём находится картинная галерея с постоянной экспозицией искусства ХVIII-ХIХ веков, а также постоянно действующая выставка «Под благодатным покровом» художника Сергея Симакова (отца Сергия). И последнее здание кремля — это здание угличской городской думы (1815), находящееся в южной части кремля, рядом со старинным «Соборным» мостом, единственным мостом для входа в кремль. Слева располагается городской сад. Чтобы попасть нынче в кремль, необходимо пройти по кремлёвскому мосту, соединяющий территорию кремля с торговой площадью. Каменный мост продолжил линию главной городской Ростовской улицы — и подчеркнул её направление на Спасо-Преображенский собор. В арках моста находились кузницы. Лошади с торговой площади свободно спускались по пологому скату бывшего кремлёвского рва, где им делали подковы. Сравнительная сохранность архитектурных памятников Углича и в частности кремля, поразительна. Пережить ХХ век, да ещё «под боком» Угличской ГЭС, — это сродни чуду.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №25, 2013 г.