Кирпичная церковь, построенная в 1740-1742 гг. на средства Т.Г. Тарханова. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, тёплой трапезной с северным приделом Николая Чудотворца и столпообразной семигранной колокольней над папертью. В 1817 г. к трапезной с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости».
Церковь закрыта в октябре 1938 г. и разобрана в 1938-1940 гг.
Источник: Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича. Изд. 3-е. — М., 2012
Нынешний парк Победы помнит разные периоды своей истории. Десятилетия, столетия назад там располагались и рынок, и обширные храмовые площади, но исконно это была территория посада, тесно застроенная дворами торгового и ремесленного люда. Здесь от берегах Каменного ручья начинались две важные улицы – Конюшенная и Мостовая. Первая от устья ручья проходила вдоль берега Волги, а вторая являлась началом старой дорегулярной Ярославской улицы. Пересекавший ручей Большой Красный мост располагался существенно ближе к Кремлю.
На площадках у перекрёстка улиц издревле стояли деревянные церкви с прилегавшими богаделенными избами. Среди них был погост Рождества Христова и апостола Филиппа «на Могилицах», а также погост Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Топоним «Могилицы», вероятно, относился к куда более ранним временам зарождения города, когда за ручьём могли располагаться древние курганные захоронения. Около храмов по исконной традиции находились приходские кладбища, где проводились погребения вплоть до второй половины XVIII века.
Поскольку нынешние строительные работы ведутся в восточной части парка, коснёмся только второго прихода – Алексия Митрополита и Николая Чудотворца. В Угличе бытовало предание, что обозначенную церковь посещал царевич Димитрий – по этой причине у более позднего каменного храма крест колокольни украшала корона. Деревянные церкви были восстановлены после разорения Смутного времени. Примерно в 1660-х годах туда перенесли иконы и утварь упразднённой Вознесенской церкви, стоявшей на месте древнего монастыря на юго-восточной окраине посада (возвышенность в районе перекрёстка современных улиц Пролетарской и Каменской). При этом было изменено посвящение главного престола – с тех пор храм у устья Каменного ручья стал именоваться Вознесенским. В тот же период церкви могли быть перестроены.
В Писцовых книгах города Углича 1674-1676 годов значатся летний одноглавый храм Вознесения Господня с приделом Обретения честной главы Иоанна Предтечи и зимний с трапезной, двумя шатровыми главами и рубленой колокольней – Собора Архангела Михаила с приделом Алексия Митрополита. Был описан и приходской погост, имевший следующие размеры и расположение: «Кладбища от улицы возле дворов сорок шесть сажен, да в ту ж сторону по улице к протодьяконову двору двадцать две сажени, а от большой улицы возле проезжева переулка к посадским дворам сорок одна сажень с полусаженью». Из описания можно понять, что с восточной стороны, выходившей к посадской застройке, протяжённость была 46 саженей, с северной стороны – 22 сажени. Вдоль переулка, тянувшегося от Конюшенной к Мостовой улице, – 41,5 сажень. Сторона вдоль Мостовой улицы не была измерена. Кладбище, судя по планам города XVIII века, имело примерно прямоугольную форму. В XIX веке сохранялись сведения, что оно располагалось ближе к дому городского врача Алексея Максимовича Истомина (1832-1901), где ныне расположена южная часть гостиницы «Вознесенская».
В таком виде храмы прихода оставались в течение нескольких десятилетий. В 1739 году от пожара находившегося поблизости винокуренного завода сгорел летний храм. Его иконы и утварь были спасены от огня и размещены в тёплой церкви. После случившегося прихожане решают возвести каменную. Основным жертвователем стала супруга секретаря (подьячего) Угличской провинциальной канцелярии Тимофея Гавриловича Тарханова Мария Петровна, в девичестве Сарнацкая, давшая обещание построить церковь, «ежели Бог спасёт мужа ея от беды и напасти».
Основные строительные работы были завершены в 1741 году, а 16 декабря 1742 года церковь освящена игуменом Николо-Улейминского монастыря Иосифом по благословению ростовского митрополита Арсения. Кроме главного престола в новом храме устроен придел во имя Николая Чудотворца, находившийся в трапезной по левой стороне. Другие прежде бывшие престолы были упразднены из-за недостатка места. Деревянное здание зимнего храма после постройки каменной церкви продано в село Чурьяково, где его поставили вместо сгоревшей церкви Священномученика Власия.
Вознесенская церковь была скромным и небольшим посадским храмом. Здание получило традиционный осевой план и упрощённую ярусную структуру. Основной объём – летний храм – имел низкое четырёхгранное основание, завершённое большим по высоте и равным по ширине восьмериком. Декор составляли угловые лопатки, узкий городчатый карниз и типичные для стиля «нарышкинское барокко» наличники с вогнутыми разорванными сандриками. Над куполообразной крышей возвышался малый восьмерик, завершённый чашевидной главой на вытянутом фигурном основании.
С востока к храмовой части примыкал алтарь, имевший полукруглую форму, с запада – трапезная, которая, вероятно, была квадратной в плане и соответствовала по площади летнему храму. Придел Николая Чудотворца примыкал с северной стороны. С запада располагались крыльцо на каменных столбах и небольшое помещение паперти, над которой возвышалась столпообразная колокольня, имевшая оригинальную семигранную форму. Углы колокольни были обработаны лопатками, под ярусом звона и арочными проемами проходили пояски поребрика, парапеты оформлены прямоугольными нишами. Верхний объём в уменьшенном виде повторял ярус звона. Завершением служили фигурная кровля и небольшой шпиль с яблоком и крестом.
Вознесенский храм был типичным образцом провинциального зодчества в его самом простом выражении. Строившие храм мастера компоновали необходимые объёмы, не задумываясь о пропорциях и чистоте форм. Если здание было лишено изящества, то в избытке наделено другими качествами – в его облике чувствуются природная живописность, мягкость и теплота, неуловимая выразительность. Внутреннее убранство составляли золочёные иконостасы с резьбой и деревянными скульптурами. В них находилось немало древних икон, происходивших из прежних деревянных церквей.
В последующее время облик здания подвергался изменениям. Так, в 1816 году с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», расширивший пространство зимнего храма. Вероятно, тогда же были растёсаны оконные проёмы. Упоминавшаяся чашевидная глава так же являлась более поздним дополнением – изготовлена в 1813-1814 годах подрядчиком кровельных и кузнечных работ ярославским посадским Василием Яковлевым Рыбниковым. Тогда же изначальная тесовая кровля заменена железной. В начале ХХ века вокруг церкви была сооружена невысокая ограда с железными столбиками и решётками.
Изменялось и внешнее окружение. Изначально это была типичная посадская среда с тесной застройкой. Писцовые книги 1674-1676 годов позволяют установить, что на Мостовой улице бытовала обработка металлов – там проживало несколько кузнецов и серебряник. Один из жителей имел фамилию Сабелкин – мог происходить из семьи оружейников. На Конюшенной улице находился двор Гаврилы Никифорова Шубникова – одного из трёх бывших в Угличе «лучших людей», наиболее состоятельных горожан.
С течением времени специализация менялась. В Переписной ландратской книге 1717 года упоминается, что многие жители Мостовой улицы занимались холщовым промыслом – скупкой и перепродажей тканей. Таким было занятие Гаврилы Гаврилова сына Шубникова. Другой наследник – Степан Гаврилов – поселился на Мостовой улице и занимался москательным промыслом. Возможно, Шубниковым принадлежал большой каменный дом, стоявший на повороте Конюшенной улицы.
На рубеже XVIII-XIX веков, в соответствии с генеральным планом 1784 года, жилая застройка была снесена, а местность преобразована в обширные Филипповскую и Вознесенскую площади, облик которых помимо храмов определяли монументальные здания с колонными портиками – пожарная каланча и дом Епифановых, Переславцевых.
В советский период, в 1937-1938 годах, Филипповская и Вознесенская церкви были разрушены. Проводимые ныне работы по благоустройству территории дают повод обратиться к истории этих мест – утраченным архитектурным памятникам, забытой средневековой посадской среде. Центр Углича – не только современность, но и значительные пласты исторической памяти.
https://uglmus.ru/about/publics/vspominai_voznesenskii_hramam_copy/