Углич. Церковь Николая Чудотворца на Петухове.

Кирпичная церковь, построенная в 1758 г. Одноэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием, с полукруглой алтарной апсидой, небольшой трапезной с тёплым храмом Рождества Богородицы и зауженной папертью, над которой возвышалась шатровая колокольня. Церковь закрыта в 1927 г., разрушена в 1940-1950-х гг.
Около паперти церкви находился большой камень с выбитым изображением петушиной лапы, являвшийся древним мерянским межевым знаком, от которого, а также от легенды о появлявшемся на камне огромном петухе, предвещавшем несчастья, церковь получила название. В XVII в. церковь находилась при слободке Роговке Алексеевского монастыря.
Лиуконен Е.А. Николопетуховская церковь. // Сообщения научных конференций Угличского музея 2002, 2003, 2004 гг. Углич, 2005, с. 195-204

Николо-петуховская церковь (г. Углич)
Церковь Святителя и Чудотворца Николая, что на Петухове, каменная, приходская, прочная. Престолов два: Николая Чудотворца в летнем и Рождества Богородицы – в зимнем придельном. Построена в 1758 г. иждивением прихожан. Чтимая икона Божией Матери «Федоровская». Церковной земли 2895 кв. саж. церковный дом для жительства священника. Церковного капитала в проц. бум. 1758 руб. прихожан городских 277 м., 338 ж. и в деревнях: Хуторах 38 м., 36 ж.; Иванисове 69 м., 70 ж.; Уракове 56 м., 54 ж.; Петрове 23 м., 31 ж. Всего 463 м., 529 ж. Деревня Хуторы в 1-й версте от церкви; Иванисово в 3-х вер., Ураково в 4-х вер., Петрово в 5-ти вер. церковь в юго-восточной окраине города. Штатный состав причта – священник и псаломщик. Капитала причт. в % бум. 5914 руб.
Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. – Ярославль. 1908. С. 202

11. Церковь Николая Чудотворца (что на Петухове)Церковь святителя Николая Чудотворца деревянная, шатровая, об одной главе, что на Петухове. А в ней образ святителя Николая с житием, в киоте, обложен серебром, золочен, венец, две цаты резные серебряные золочены; в прикладе 11 крестов серебряных, да две цаты резные серебряные золочены, крест раковинный обложен серебром, пелена – камка червчатая, крест и трость и копие и подписи шиты золотом, опушка – тафта лазоревая, кисти шелковые с золотом, свеча поставная деревянная писана, насвешник оловянной. Образ второго Христова пришествия писан на золоте, в киоте, венец серебряной басемного дела золочен; свеча деревянная писана, насвешник жестяной. Царские двери с евнгелисты, сень и столбцы писаны на празелени, венцы серебряные басемного дела золочены. Образ Рождество Христово в киоте, венцы резные, пелена – камка червчатая, крест, трость и копие и подписи шиты золотом, опушка – тафта лазоревая, кисти шелковые с золотом, свеча деревянная поставная, насвешник деревянной. Образ – Воскресение Христово в киоте, свеча поставная деревянная писана, насвешник жестяной. Образ пр. Паисия и Кассиана Углецких. Деисусос в первом табле 11-ть икон, Спасов образ обложен серебром золочен, венец резной серебряной. У деисусов икон венцы серебряные басемного дела золоченые. В первом табле праздников Господских и Богородичных 13 икон, венец у боголепного Преображения Господня серебряной золочен; в третьем табле образ пресв. Богородицы Знамения, венец серебряной золочен, да 12 икон пророков; под всеми деисусы подсвешники деревянные под сусальным золотом, шанданцы жестяные. Над таблами образ Отечество; паникадило медное о 12-ти шанданех, яйцо построфокамилово, ворворка хрустальная, кисть щелковая с золотом, два паникадильца медных, в обоих 12-ть шанданцев, кисти шелковые с серебром. Одежда на престоле выбойчатая. Евангелие крупчатой печати, на предней дске написан образ Спасов, Пречистой Богородицы и Иоанна Предтечи. Евангелисты и оклад и венцы резные серебряные золочены, с каменьем, застежки серебряные.
Крест на престоле писан по золоту, обложен серебром, золочен, с каменьем, ширинка тафтяная, покров на престоле – тафта зеленая, крест серебряного кружева. У царских дверей завеса – тафта зеленая. За престолом образ пречист. Богородицы Владимирской, на другой стране святителя Николая; убрусец – тафта червчатая; по образу вышито золотом; «Владычице, прииме молитвы раб своих». Крест выносной большой писан по золоту. Сосуды церковные оловянные, воздух – атлас червчатой, крест и херувим и трость и копие и подписи шиты золотом и серебром. Одежда на жертвеннике выбойчатая. Два кадила, укропник, чаша водосвятная, блюдо – железные. Книги: Устав полной, Евангелие толковое недельное, Октай на осмь гласов, Апостол, Прологи в год, Триоди постная и цветная, Потребник, Минея обычная, Трефолой на шесть месяцев, Шестоднев; — а те книги в десть старой печати; — Служебник, Псалтирь налойная, житие святителя Николая в полдесть, старой печати. Служебник, Часословец – новой печати. Ермолой певчой, Псалтирь со воспоследованием письменная, ветха, в полдесть. Святцы с тропари и кондаки письменные, ветхи. Минеи месячные генварь, апрель, август, ветхи, письменные в полдесть. Ризы – тафта лазоревая, оплечье – тафта лазоревая, опушка – дороги червчатые. Стихарь бумазейной белой, оплечье, поручи и опушка – дороги полосатые. Патрахель – бархат зеленой рытой, опушка – дороги червчатые, пуговицы оловянные. Поручи – камка червчатая, опушка тафтяная, пуговицы медные. Пояс служебной шелковой. Ризы полосатые, оплечье – атлас тавчатой цветной, ветхи. Венцы обручальные древянные писаны по золоту.Церковь Рождество пресв. Богородицы теплая, с трапезою, клецки, ветха. А в ней местный образ Рождество Богородицы в киоте, венцы и цата резные серебряные золочены; в прикладе два креста, да венец и цата басемного дела золочены; свеча поставная восковая, насвешник оловянной; пелена – дороги червчатые, ветха. Двери царские со святители, сень и столбцы писаны по охре. Образ святителя Николая в киоте, пелена черная; крест и копие и трость и подписи шиты золотом. На престоле одежда выбойчатая; Евангелие в десть новой печати, окрыто участком серебряным, крест писан на празелени, покров – камкасея цветная. За престолом образ пресв. Богородицы Одигитрия; на другой стране – Рождества Богородицы; у Богородицы и у предвечного Младенца венцы серебряные, золочены, с каменьями; пред образом лампада медная. Сосуды церковные оловянные, воздух киндяшной зеленой, ветх; покровцы – бархат рытой червчатой, опушка дороги чарвчатые, ветха. На жертвеннике одежда и у царских дверей завеса крашенинная. Кадило медное. Деисусов в табле 11 икон. На колокольнице 8 колоколов. А по сказке прихожан посадских людей – Игнашки Шапошникова с товарищи благовестный колокол 10 пуд., другой колокол 7 пуд., третий и четвертый по 5 пуд., в меньших четырех колоколах 4 пуда. А строение те церкви и образы и книги и ризы и колокола и всякое строение церковное приходских людей. Кладбища у той церкви вдоль подле Ефремовской дороги 45 саж., поперек от проезжей дороги Ефремовской 39 саж. А у тое церкви служит поп Гаврило Остафьев.
ЯЕВ № 44 от 29 октября 1890 г. Ч. неофиц. Столб. 701-703Описание церквей и монастырей города Углича «по Писцовым книгам 1674-1676 г.г.». http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=13114

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?