Углич. Церковь Димитрия царевича «на крови».

Церковь Дмитрия «на крови» относится к распространенному в конце XVII века типу бесстолпных пятиглавых церквей с трапезными. В облике памятника отчетливо прослеживаются традиции московской архитектуры второй половины XVII столетия — прежде всего в богатстве декора фасадов. Угличская церковь напоминает Знаменский собор в Зарядье. Интересен-южный фасад церкви, обращенный к дворцовой Палате, который можно расценивать как главный. Обилие деталей — наличники с традиционным завершением в виде кокошников, сдвоенные колонки, обрамляющие углы центрального объема, широкий профилированный карниз и яркие изразцовые вставки — придает фасаду праздничный вид, совсем не соответствующий печальному событию, в память о котором сооружена церковь. Лишь росписи западной стены интерьера центрального куба воскрешают эпизоды, связанные с гибелью царевича Дмитрия. Роспись осуществлена артелью художников московского подрядчика Сапожникова в 1772 году.
Западную стену занимает композиция «Убиение царевича Дмитрия», являющаяся уникальным образцом исторической монументальной живописи в интерьере культового памятника. Композиция росписи восходит к станковым и графическим образцам, создававшимся живописцами XVII— XVIII столетий. Основной особенностью этих образцов было крупное центральное изображение царевича в окружении отдельных сцен, составляющих целостное построение, объединенное общим ритмом.
Развитие сюжета читается слева направо и включает несколько последовательных разновременных событий, сменяющих друг друга в соответствии с житийным повествованием. Наверху, в тереме, — сцена одевания царевича; ниже, у лестницы, — эпизод убийства, далее — мертвый царевич в окружении сбежавшихся по звону колокола угличан и динамичная сцена расправы горожан над убийцами, скачущие в Москву гонцы и перенесение останков Дмитрия в столицу.
Живопись храмовой части стилистически связана с крупнейшей школой монументальной живописи Ярославля и Костромы XVII века. Однако она уступает лучшим ее образцам, являясь поздним истолкованием некогда великих традиций. Здесь утрачено изящество пропорций, приглушена цветовая гамма, плавная величественность движений заменена барочной театральной экспрессией.
Стенопись трапезной, выполненная в 1788 году мастером Петром Хлебниковым, отличается от стенописи центрального куба. Традиционное изображение ветхозаветного библейского сказания «О сотворении мира и грехопадении Адама и Евы» выполнено в реалистической манере. Светотеневая моделировка создает впечатление осязаемой пластики обнаженного человеческого тела. Пейзажный фон намечает второй план и зрительно увеличивает глубину композиции. Ритмические повторы линий, жестов, ракурсов сообщают внутреннее движение и завершенность каждой сцене. Пестрый колорит отдельных частей росписи — результат поздних ремесленных поновлений.
Из деталей интерьера интересна дверь трапезной, сохранившаяся со времен основания церкви. Полотно двери расписано и мастерски украшено коваными металлическими накладками ажурного рисунка.
Из книги С.Е. Новикова «Углич. Памятники архитектуры и искусства». — М., «Советская Россия», 1988

Церковь св. царевича Димитрия, что на крови, каменная, двухэтажная, с приделом в верхнем этаже, ружная, бесприходная, прочная. Престолов три: в нижнем теплом этаже — во имя св. Архистратига Михаила, в верхнем этаже холодном — во имя царевича Димитрия и в теплом приделе верхнего этажа — во имя Ярославских чудотв. Федора и чад его Давида и Константина и царевича Димитрия. Церковь воздвигнута вместо деревянной, по указу царя Михаила Федоровича от 1638 г. царскою казною, а окончательно устроена и освящена в 1692 г. по указу царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей, кроме придела в верхнем этаже, каковой устроен вместо бывшей галереи, в 1861 г. на средства города и доброхотных дателей.
Здесь помещена походная церковь угличской дружины, возвратившейся из Крымской кампании в 1856 г., и знамя №139, находившееся, до устроения придела, во дворце царевича Димитрия. Чтимые святыни: плащаница с изображением св. царевича Димитрия, величиною в его рост, шитая золотом и шелками матерью царевича инокинею Марфою Федоровною. Плащаница помещается в серебряной раке в холодной церкви у правого клироса. На плащанице икона, обложенная листовым серебром, позлащенным, с чернью. На иконе вделаны крестообразно четыре ореха, найденные в руке св. царевича, с которыми он был заклан. В средине иконы хранится ковчежец с финифтяным изображением царевича, стоящего пред иконою Спасителя. В ковчежце хранится запекшаяся кровь, взятая от гортани царевича. Плащаница и икона присланы царем Михаилом Федоровичем в 1631 г. вместо св. мощей: храмовая икона царевича Димитрия, икона Боголюбской Божией Матери. Начало празднования сей последней относится к 1664 г., по случаю избавления от моровой язвы, и образ Федора, Давида и Константина, ярославских чудотв. с мощами – напутственное благословение преосвящ. Нила Угличского ополчения от 1855 г.
Церковно-причтового капитала в билетах 6 524 руб. Каменная часовня-памятник, находящаяся на Успенской площади города, построена на месте освящения походной церкви угличской дружины в 1855 г. В нижнем этаже придельного храма помещается церковно-приходская школа. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Казенного жалованья причт получает 4 руб. 55 коп. со времен Петра Великого, пособие причту от города 400 руб. в год.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Церковь царевича Димитрия «на крови» 1692 года, ярким красным цветом выделяется на волжском «фасаде» города, эффектно венчая кремлевский мыс. Она поставлена на том самом месте, где 15 мая 1591 года оборвалась жизнь царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, последнего угличского князя.
Существующий храм построен по указу Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича. Ему предшествовали деревянная часовня, «клетская» церковь начала XVII столетия, рубленная шатровая церковь 1630 года. Каменный храм относится к распространенному во второй половине XVII века типу бесстолпных, пятиглавых церквей, на подклете, состоящих из алтарной апсиды, высокой храмовой части, трапезной, притвора с крыльцом и колокольней.
Полукружие алтарной апсиды расположено на месте гибели царевича. В облике храма воплотились традиции русской архитектуры того периода с богатым декором и многоцветием. Сочная кладка наличников, угловых креповок, фризов, изразцы, яркий цвет стен и глав придают памятнику нарядный вид. В XIX веке надстроили северную открытую паперть — площадку и позднее превратили ее в придел, уменьшили высоту шатра колокольни, что изменило образ храма, сделав его приземистее.
Притвор церкви расписан в XVIII веке на сюжеты заповедей, «Чуда о Хонском монастыре», «Страшного Суда». Слева от входа — изображение царевича в рост. За расписной, кованной заклепками «в репья» дверью уютная трапезная. Стенопись здесь выполнена в 1788 году мастером П. Хлебниковым из Борисоглебских слобод, что под Ростовом, на сюжеты библейских сказаний: о сотворении мира, о грехопадении Адама и Евы, изгнании их из рая. Живопись являет пример внедрения в просвещенный екатерининский век светских вкусов в церковную живопись. Объемно и реалистично выполненные обнаженные фигуры создают впечатление осязаемой пластики человеческого тела, показанного в движении. Но, несмотря на внедрение светских вкусов в культовую живопись XVIII века, изображение обнаженного тела на стенах провинциальной церкви было вольностью. Это объясняется тем, что в мемориальном, бесприходном, храме редко совершались богослужения.
Западную стену высокой храмовой части занимает композиция «Убиение царевича Димитрия». Это идейный центр интерьера и редкий пример исторической живописи в церкви. По построению композиция напоминает работы художников и граверов XVIII века. Роспись выполнена в 1772 году артелью московского подрядчика Сапожникова. Развитие сюжета читается слева направо и включает несколько событий рокового дня 15 мая 1591 года, сменяющих друг друга в соответствии с житийным повествованием.
Наверху, в тереме — сцена одевания и проводов царевича на прогулку. Ниже у лестницы эпизод убийства — мамка Василиса Волохова, ее сын Осип, и третий, из служивших при дворе людей Годунова, Никита Качалов или Данила Третьяков, попросив отрока показать ожерелье, наносят ему удар ножом в горло. Выше и правее — плачущие над царевичем царица Мария Нагая, кормилица Арина Тучкова и сбежавшиеся в Кремль по звону колокола угличане. В центре — колокольня, бьющий в колокол пономарь Федор Огурец и убийцы, пытающиеся взломать двери и прекратить звон. Справа — динамичная сцена расправы горожан над убийцами, выше — тела побитых во рву и скачущие в Москву гонцы.
Венчает композицию панорама Московского Кремля и большое изображение царевича в лике святого. Фреска стилистически связана с монументальной живописью крупнейших школ Ярославля и Костромы XVII века, но уступает ее лучшим образцам. Плавная величественность движений знаменитых образцов заменена здесь театральной экспрессией, характерной для барокко, цветовая гамма приглушена. Между окнами первого и второго света «проиллюстрирован» православный «Символ Веры», выше помещены изображения русских святителей. Золоченый резной иконостас храма установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной несколько великолепных произведений иконописи лучших русских изографов — мастеров Московской Государевой Оружейной палаты.
В церковь делали вклады первые цари династии Романовых и русская знать. Икона «Богоматерь Смоленская» — вклад Михаила Федоровича Романова в деревянную церковь в 1630 году.
Высокие художественные достоинства, изящество рисунка и благородный колорит позволяют полагать, что ее автором мог быть видный царский изограф Назарий Истомин. Виртуозной техникой живописи, утонченностью цветовых и тональных сочетаний отличается образ Богоматери Цареградской, созданный иконописцем Петром Савиным в 1630 году.
Образ «Спас — Великий Архиерей» — подписная икона, исполненная в 1692 году одним из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Петром Билиндиным. В ней явственно присутствует влияние крупнейшего мастера эпохи Симона Ушакова — черты светотеневого, портретного письма. Европейские «фряжские» влияния есть и в образе «Св. Николая Чудотворца» в малом иконостасе трапезной. Храмовый образ «Св. царевич Димитрий» выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века. Это копия иконы XVII века, серебряный басманный оклад с которой представлен отдельно. В церкви хранятся реликвии — свидетели трагических событий рубежа XVI-XVII веков.
Угличский ссыльный набатный колокол, возвестивший о гибели отрока. Колокол был бит плетьми, лишен языка и уха, сослан в Сибирь, откуда возвращен в Углич только в 1892 году. На солее храма — носилы и рака, в которых после свержения Самозванца в конце мая — начале июня 1606 года мощи царевича были перенесены из Углича в Москву, а рядом — большой слюдяной фонарь, которой несли перед процессией. Здесь же серебряная икона — мощевик с осколками орехов, бывших у царевича в руках в момент убийства.
http://www.vidania.ru/temple/temple_yaroslavskaya/uglichskii_raion_zarevicha_dimitriya_na_krovi_zerkov_uglich.html
Церковь царевича Димитрия «на крови» — несомненно, самый известный храм Углича, воздвигнута на месте трагической гибели малолетнего сына Ивана Грозного царевича Димитрия. Сразу после гибели царевича на этом месте поставили небольшую часовню. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками в 1611 г. Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая (зимняя) церковь Михаила Архангела. В храме была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1654 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный увиденным, пожертвовал крест на храмовую икону.
В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний — царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. В трапезной церкви сохранилась кованая дверь (XVII в.) из «дощатого железа», пол, застланный в XVIII в. чугунными плитами. Интерьер расписан в 1778 г. мастером Петром Хлебниковым на темы библейских сказаний «О сотворении мира» и «Грехопадении Адама и Евы и изгнание их из рая».
Западную стену храмовой части занимает большая композиция на тему «угличских событий» 15 мая 1591 г. Здесь же представлены реликвии, связанные с гибелью царевича Димитрия: слюдяной фонарь, носилы и рака, в которых в 1606 г. мощи царевича переносились из Углича в Москву. В иконостасе, установленном в 1867 г., древняя икона Богоматери Смоленской – вклад царя Михаила Федоровича в первую деревянную церковь в 1630 г. Редкая подписная икона «Спас Вседержитель» выполнена в Оружейной палате 1696 г.
Самым ярким экспонатом церкви можно назвать угличский ссыльный колокол — участник трагических событий 15 мая 1591 г., возвестивший о гибели царевича. Его, всполошившего своим звоном всех горожан и призвавшего их к бунту против людей Бориса Годунова, сбросили с колокольни, как человека, лишили крестного знамения, вырвали язык, отрубили одно ухо, били 12 раз плетьми и сослали в Тобольск. Неоднократно угличане пытались вернуть набатный колокол на родину. Это удалось сделать лишь в конце XIX в. 20 мая (3 июня) 1892 г. пароход с набатным колоколом причалил к пристани напротив Спасо-Преображенского собора. Горожане приветствовали его криками «Ура!». Надпись на колоколе гласит: «В сей колокол били в набат при убиении благоверного царевича Дмитрия. В 1593 г. прислан из города Углича в ссылку в град Тобольск, в церкви Спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитным».
В настоящее время в церкви царевича Димитрия «на крови» располагается один из отделов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.
http://visituglich.com/info/memorials/na_krovi.html

В некоторых городах есть праздники, связанные с многовековой историей, местными традициями и культурой. Они определяют характерные особенности в широчайшем многообразии населённых пунктов страны, сохраняют историческую память. Для Углича таковыми являются даты, связанные с царевичем Димитрием.
В данном контексте, конечно, в первую очередь вспоминается День царевича Димитрия, отмечаемый 28 мая (15 мая – по старому стилю). Но помимо общеизвестного события были и другие значимые даты, о которых помнили прежние поколения угличан. Об одной из них не грех вспомнить и нам, – тем более, что уходящий год, а отчасти и наступающий, юбилейные для этой даты. Речь идёт о передаче в Углич реликвий царевича Димитрия, ставших одними из наиболее известных и почитаемых городских святынь. С тех пор минуло 390 лет!
Как известно, церковь Царевича Димитрия «на крови» была основана в 1630 году по указу царя Михаила Феодоровича. Освящение деревянного храма произошло 15 мая – в годовщину гибели царевича, спустя 39 лет. Вскоре угличане подали челобитную царю и патриарху Филарету с просьбой «пожаловать на освящение удельному граду, новопоселившемуся по раззорении по литве» частицу мощей царевича Димитрия, «одр и старую раку, из Углича унесённую с мощами в Москву, да образ его, каковой благословят прислать». Писанная в Угличе челобитная датирована 1 августа 1630 года.
Спустя несколько месяцев прошение было удовлетворено – 2 декабря последовала патриаршая грамота. Данным обстоятельством объясняются разночтения датировки события в различных публикациях. «Лето 7139-е от сотворения мира» – 1631 год. Как известно, в допетровское время применялся сентябрьский стиль летосчисления – при переводе в ныне действующий календарь обозначенная дата относится к 1630-му, а для современников события это был уже следующий год.
В грамоте говорилось: «И государь царь, и мы патриарх отпустили на Углеч раку царевича Димитрия и носилы; а за ракою чудотворца Димитрия велено ехать Большого Дворца подьячему Якиму Заморцеву, и память наказная дана ему, где ту раку устроить в соборной церкви. Да в другую деревянную церковь послан, с ним же Якимом, ковчег, вделан в доску, да и мощи в ковчеге, а около обложено серебром, золочено и поведено чернью».
Предметы были доставлены в Углич 10 декабря и торжественно встречены при Московских воротах Земляного города (посада), находившихся рядом с Николосухопрудской церковью. Очевидно, тогда же была передана в дар угличанам и плащаница с изображением царевича Димитрия, шитая его матерью Марией Нагой, инокиней Марфой Феодоровной. Считается, что плащаница имела портретное сходство и, более того, на шее Димитрия вышито жемчужное ожерелье, носимое перед гибелью. Как и ковчег, плащаница была передана в храм царевича. Носилы и рака размещены в Спасо-Преображенском соборе, где находились до XIX века.
Далее рассмотрим бытование предметов. В Писцовых книгах 1674-1676 годов подробно описано убранство церкви Царевича Димитрия. Перед иконостасом, между поставными свечами (напольными подсвечниками) находился аналой, обитый «червчатым» (ярко-малиновым) сукном. На нём «в ковчеге часть мощей благовернаго царевича князя Дмитрия; а ковчег обит бархатом червчатым, затворы серебряные золочены с чернью, на ковчеге четыре орешка в киотцах, на нём покров атлас червчатой верх».
У правого клироса в киоте была икона Спасителя с изображенными в молении царевичем Димитрием и князем Романом Угличскими. Вероятно, рядом размещалась плащаница. В Писцовых книгах приводится её описание: «Плащаница – на ней вышит образ благовернаго царевича князя Димитрия, венец и ризы шиты золотом и серебром по лазоревой земле, а тропарь и кондак шит по червчатой камке, ожерельице жемчужное; на плащанице ж покров камчатой цветной мелкотравной, крест нашит – кружево серебряное кованое, трость и копие и подпись шиты серебром».
Из приведённого описания можно сделать вывод, что ковчег первоначально хранился просто на аналое, а плащаница как икона могла быть помещена на стене. Перед ней висела медная лампада. С течением времени (уже в каменном храме) способ хранения почитаемых предметов меняется. В 1773 году была изготовлена деревянная рака или гробница, установленная на солее около правого клироса. В неё и поместили главные святыни. В описи имущества 1786 года приводится описание: «На правой стороне гробница деревянная, а на верхней доске написан образ царевича Димитрия, а вверху Отечествие. Во оной гробнице обито тафтою вишнёвою.
В гробнице положена плащаница, на которой вышито золотом и серебром, и шёлком образ Святой Троицы и Благовернаго царевича Димитрия. На оном пять городков жемчужных. На оной плащанице ковчег, на котором верхняя доска серебряная резная, позолочена с чернию. В средине ея образ царевича Димитрия, а около крестообразно четыре орешка. Исподняя сторона обита красным бархатом».
Спустя шестьдесят лет, в 1833 году, на собранные по подписке пожертвования изготавливается новая великолепная рака. Она имела фигурную деревянную основу, с двух лицевых сторон обложенную чеканным серебром, а с других – посеребрённой медью «апплике». На изогнутых стенках раки находились три округлых клейма-медальона. В клейме у возглавия была вырезана надпись, излагавшая основные вехи истории царевича Димитрия – аналогичный текст находится в составе росписей южной стены:
«Убiенiе святаго государя оуглецкаго благовернаго князя царевича Дiмитрiя Iоанновича Московскаго: во осмое лето от рождества своего, маiя в 15 день: шестыя седмицы по Пасце в день субботный, во осмый часъ дне: к последней четверти. В лето от начала мiра 7099, от воплощенiя же Бога слова 1591: И перенесение же честных мощей его из Оуглеча в Москву бысть в лето бытiя мiра 7114: от воплощенiя Бога слова 1606: месяца iунiа въ 3 день: в царство благочестиваго царя Василiя Iоанновича Шуйскаго, в патрiаршество же Ермогегово: Посыланы же быша по святым и чудотворныя мощи его от царскiя палаты от священнаго же чина преосвященный Филаретъ митрополит Ростовскiй и Iарославскiй иже потомъ патрiарх бысть Московсiй и всея Россiи».
В двух клеймах на боковой стороне – изображения убиения царевича и перенесения мощей. Крышкой раки служила икона в серебряном чеканном окладе, где Димитрий был представлен в царском одеянии. В старинных описаниях сообщалось, что гробница «угличской работы» – с большой долей вероятности была изготовлена в мастерской Михаила Александровича Хорхорина. Она могла считаться одним из лучших произведений местного ювелирного искусства.
В том же году над ракой соорудили резную деревянную сень (балдахин) с двумя колоннами, карнизом, подзором, кистями и живописными клеймами. Пространство около гробницы и храмовой иконы окружили железной решёткой с позолотой и медными навершиями. Но при установке нового иконостаса в 1865 году, при церковном старосте А.Н. Решетникове, сень и решётка были убраны. Рака осталась свободно стоять в углу иконостаса около правого клироса. Она находилась на возвышении, имела в основании четыре шаровидные ножки. Рядом на солее стояли два больших медных посеребрённых подсвечника с вызолоченными деталями. В таком виде рака запечатлена на фотографии 1892 года, позволяющей воочию представить красоту пропорций и утончённость деталей. В 1900 году на средства известного благотворителя Н.Д. Евреинова был изготовлен стеклянный футляр для сбережения святыни.
Церковь Царевича Димитрия так и сохраняла бы священные реликвии и произведения искусства, собранные стараниями поколений угличан, но далее последовали революционные события. Рака, вероятно, была утрачена в начале 1920-х годов, во время известной большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Так, наряду с очень многими предметами было уничтожено замечательное произведение искусства угличских мастеров. Плащаница, бывшая одной из главных святынь Углича, тоже была утрачена.
Из числа святынь ныне сохраняется только ковчег, также именуемый иконой и доской-мощевиком. Предмет представляет собой квадратную доску кипарисового дерева. С лицевой стороны закреплены четыре совмещённые листа серебра. По контуру узкая профилированная рамка. На оборотной стороне выцветший потемневший бархат. Позолоченный канфарённый фон серебра покрывает выполненный в технике черни затейливый плетёный орнамент. В середине углубление с миниатюрной килевидной рамкой. Но в нём давно уже нет частицы мощей, которую в разные периоды закрывали «светолучное стекло» и финифтяная иконка.
Этот старинный ковчег держали в руках царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет. Его чтили многие поколения угличан. Уникальный предмет, представленный в экспозиции церкви Царевича Димитрия – на своём историческом месте, – и ныне является одной из главных реликвий Углича, подлинным свидетельством нашей истории.
https://uglmus.ru/about/publics/svaytini_carevskoy_cerkvi/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?