Церковь Богоявления Господня воздвигнута в 1853 году при игумении Еликониде, в ней два придела: Толгской иконы Богоматери и св. Николая чудотворца и Иоанна Милостивого.
Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.
Большой четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный храм в русско-византийском стиле, построенный по проекту арх. К.А. Тона в 1843-1853 гг. Собор возведён при участии насельниц монастыря на собранные ими пожертвования. Храм поднят на подклет. Имеет массивный основной объём с большими арочными и щелевидными окнами, высокие алтарные апсиды, в которых находились основной престол и два придела: один — Толгской Божией Матери, второй — Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Под северной апсидой в подклете располагалась часовня Иконы Божией Матери «Недремлющее око» с почитаемым образом. С западной стороны к храму примыкает паперть, в верхнем этаже которой размещалась монастырская ризница. Завершающие барабаны глухие, не связанные с внутренним пространством. Богоявленский собор является наиболее внушительным и крупным храмовым сооружением города. После закрытия значительно пострадал интерьер. С кон. 1980-х до 2007 г. с перерывами велась реставрация фасадов, глав и кровель. В 2009 г. начато возрождение храма.
Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 3-8.
В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.
В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника. Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.
19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди. Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.
11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября – левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.
Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.
Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.
Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.
Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.
Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г. Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.
В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.
Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.
Иконы в алтарных нишах были утрачены вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.
Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.
Источник: http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/hram-bogoyavlenskiy-sobor.html