Углич. Богоявленский монастырь.

Богоявленский монастырь, 3 класса, в городе Угличе. Основан в 1584-1591 годах; в 1609 году был сожжен поляками; в 1620-629 годах восстановлен; в 1661 году перенесен был из крепости в посад, на настоящее место. Здесь была пострижена царица Мария Федоровна, мать убитого святого царевича Дмитрия. Монастырский соборный храм в честь Богоявления Господня построен в 1843-1853 годах. В монастыре находится местно чтимая Федоровская икона Божией Матери. Ежегодно 15 августа с нею бывает крестный ход вокруг монастыря, в память избавления города от холеры в 1871 году.
В Богоявленской часовне, устроенной под соборным храмом, находится весьма чтимая икона Божией Матери, именуемая «Недремлющее Око». Она пожертвована в монастырь в 1848 году, как древняя и с давних пор чудотворная, жительницей города Углича Александрой Васильевной Лебедевой; писана на доске (17 вершков вышины и 12 вершков ширины); живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на этой святой иконе сидящею в комнате; голова Ее, покрытая простирающимся до Ее плеч покрывалом, наклонена в левую сторону, а Ее полуоткрытые очи к спящему на Ее левом колене и левой руке Богомладенцу; правой рукой Богоматерь держит на уровне со Своим плечом край белой пелены, на которой покоится Богомладенец; глава Его обращена в левую сторону, руки сложены под грудь, ноги согнуты в коленах и опущены вниз. Празднование в честь этой святой иконы бывает 29 мая. При монастыре больница.
Монастырю принадлежит часовня в городе Рыбинске близ вокзала. Здесь находится другая икона Божией Матери «Недремлющее Око». Она пожертвована сюда в 1871 году дочерью протоиерея Рыбинского собора, знаменитого проповедника, отца Родиона Путятина (+1869 год), питающего к этой святой иконе особенное Благоговение вследствие семейных преданий. Икона имеет 1 аршин высоты и 10 вершков ширины; писана на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись — итальянского стиля; Богоматерь изображена на ней в половину роста, сидящею перед столом; причистое лицо Ее, печальное, с очами, опущенными долу, обращено к лежащему Богомладенцу; левая рука Ее, покоящаяся локтем на столе, поддерживает главу Ее, а правая поддерживает спящего Богомладенца, покоющегося на подушке. Глава Богомладенца обращена в правую сторону, очи Его закрыты; правая Его рука покоится на правой руке Богоматери, а левая — на согнутом колене Его ноги. Внизу изображения надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (песнь песней, 5, 2).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

На берегу матушки-Волги, на юге Ярославской губернии, находится Богоявленский женский монастырь, который занимал целый квартал в центре г. Углича, выходя своими постройками на четыре улицы. Видимым основанием монастыря является середина 14 века по Р.Х., когда супруга Димитрия Донского княгиня Евдокия (иже во святых инокиня Ефросинья) после смерти мужа помогала своему малолетнему сыну, получившему в княжение Угличский удел.
Благолепию и процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Феодоровны, матери последнего Угличского князя из рода Рюриковичей, иже во святых убиенного страстотерпца царевича князя Димитрия. В 1591 году, после убиения царевича Димитрия, ноября 20-го дня здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви. Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства.
В 1970-80-е годы проводились работы по реставрации фасадов и куполов храмов. Но интерьеры их захламленные, запущенные, с поврежденными росписями к концу 20-го века пришли в плачевное состояние. Только в последние годы появилась надежда на возрождение храмов и возвращение им первоначального назначения. В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря. Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок и начать Богослужение.
http://ugli4.narod.ru/

Монастырь основан в кон. XVI — нач. XVII вв. По разным версиям основательницами называются М.Ф. Нагая или К.И. Шестова. Первоначально находился в юго-западной части кремля. В 1609 г. был разорён поляками. Восстановлен в 1620-х гг. В 1661 г. перенесён на нынешнее место. В 1689-1700 гг. построен первый каменный храм. В 1764 г. получил статус третьеклассного. В XIX в. велось активное каменное строительство. С сер. века являлся одним из наиболее значительных и известных монастырей Ярославской епархии. Число насельниц достигало 250 человек.
Монастырь был закрыт примерно в 1930 г. В 1930-1960-е гг. его архитектурный ансамбль значительно пострадал. В 2003 г. Федоровская и Смоленская церкви были возвращены верующим. В 2010 г. началось возрождение монастыря.
Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 32.

Угличский Богоявленский женский монастырь Ярославской губернии – место духовного единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В местных летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в 16 веке царицей Марией Федоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего Угличского князя, убиенного царевича Димитрия.
Первоначально обитель находилась в юго-западной части угличского Кремля. Там и застало ее Смутное время. Деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами в начале XVII века, о чем свидетельствует летопись: «…У Богоявления, что в крепости городской, игумения Анастасия с тридесятью пятью сестрами и двумястами честных дев и жен множеством посечены бяху, а монастырь весь сожжен и разорен…». Впоследствии игумения Анастасия причислена к лику Святых, считается местночтимой святой.
Восстанавливалась обитель стараниями матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы Иоанновны (урожденная Ксения Шестова). Но в 1661 году, во время строительства новых крепостных стен, часть монастырских строений подверглись сносу, о чем «… били челом <…> Великому Государю с Углеча Богоявленскаго девича монастыря игумения Пелагия с сестрами…». Великий государь Алексей Михайлович в своей грамоте Угличскому воеводе повелел: «…построить вновь наше Великого Государя богомолье, Богоявленский девичий монастырь, за городом на посаде, на церковной земле Иоанна милостивого…». В том же 1661 году монастырь был перенесен из Кремля на посад, на место, где он до сих пор и находится.
Монастырь креп, и уже в 1689 году был заложен фундамент первой каменной церкви, при игумении Елене в 1700 г. освященной в честь Богоявления Господня с приделом в честь Смоленского образа Богородицы. На нижнем этаже этой церкви был храм Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 г. в находящейся подле него палатке устроен придел во имя Иоанна Милостивого и Димитрия митрополита Ростовского.
Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда.
Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона.
Феодоровская летняя церковь
Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…».
Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище — росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.
В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются.
Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи. – Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. <…> с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова <…> пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…».
Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…».
Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни.
Богоявленский соборный зимний храм
В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. <…> по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.
Интерьер собора величественный и обширный. Барабаны пятиглавия не открыты внутрь – собор был зимним, и нужно было хранить тепло. Это создавало таинственный и уютный полумрак. Всю восточную стену занимал многоярусный резной иконостас, вызолоченный. Росписи в 1870-х гг. выполнил угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин с сыном Павлом. «…стены и своды храма расписаны священного содержания картинами из евангельских историй. <…> с правой стороны храма нарисованы чудеса от, Толгской иконы Божией Матери; с левой – чудеса Святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго, на паперти изображение страшного суда».
Пол собора был покрыт чугунными плитами, «…нагревается четырьмя изразцовыми печами…». В храме находился мощевик – кипарисовая доска с вставкой мощей Святого Иоанна Милостивого работы неизвестного мастера. Ныне он находится в угличском государственном музее.
Под алтарем Иоанна Милостивого была в те времена устроена часовня с выходом прямо на Ростовскую улицу, т.к. в этом месте Богоявленский храм ограды не имел. В часовне находилась икона Божией Матери «Недремлющее око», от которой многие верующие получали исцеление по своей вере. В часовне прямо под алтарем был колодец, вода из источника по Милости Божией также исцеляла верующих угличан и паломников.
В годы гонений на церковь в храме стали разливать керосин, вскоре там случился пожар и все, что не успели сохранить верующие люди, было уничтожено огнем. Стены храма покрыты толстым слоем гари, копоти – от былого величия не осталось и следа.
Поставленный на перекрестке двух главных магистралей, собор стал одним из самых значительных зданий города. Его главы видны издалека в перспективах улиц, с дальних окраин и Волги.
Храм во имя Пресвятыя Богородицы «Достойно есть»
Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь Достойновская-Богородичная была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих.
Разрушение обители
В советское время благополучию обители пришел конец. Монастырь огромный и многолюдный закрыли в конце 1920-х гг., а дальше последовало разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь «Достойно есть» перестроена в жилой дом. Уничтожено налаженное монастырское хозяйство, которое трудами насельниц обеспечивало благосостояние.
В более поздние десятилетия памятникам архитектуры обители было уделено некоторое внимание. В частности, отреставрирован и освобожден от искажений Смоленский храм, приведен в порядок Феодоровский, начата реставрация Богоявленского собора. Но территория была лишена единства, келии перестраивались и разрушались.
Рассказывает заслуженный работник культуры, историк, краевед Виктор Ерохин: «В 1989 году, когда я был директором угличского историко-архитектурного музея, мы забрали у торга Богоявленский собор. К нему примыкали ветхие деревянные сараи. Поскольку это пожароопасно, мы решили их снести. Собор надо было реставрировать, ставить леса, а сараи мешали. Разрушив их, под мусором, мы обнаружили памятники игумений монастыря монахини Еликониды и монахини Инокентии. Их пришлось убрать. На территории монастыря в 19 веке не было кладбища. Эти надгробные памятники с надписью сегодня находятся у Федоровского храма. Если провести археологическую зачистку, можно обнаружить и сами могилы. Немаловажно и обнаружение могилы игумении Анастасии с сестрами, убиенных польскими интервентами в 1609 году. По свидетельству летописных источников, могила находится близ церкви Флора и Лавра. Но это место так застроено домами, что сегодня достаточно трудно определить точное местоположение. Игумения Анастасия считается местночтимой святой, есть смысл, несомненно, искать ее мощи».
Немаловажен этот факт в истории монастыря. А.Н. Ушаков пишет: «При Богоявленском женском монастыре, как находящемся внутри города, кладбища не имеется. В стенах монастыря, с особаго разрешения, погребены: игумения Еликонида, как храмосоздательница (с южной стороны храма), и рядом с ней монахиня Еванфия. Над их могилой памятник из серого камня, полированный с надписью…». Как благодетельницу и устроительницу монастыря погребли игумению Еликониду на территории ее обители и, конечно, не случайно, а по воле Божией, место нахождения могил было обнаружено.
Одним из эпизодов советского периода истории монастыря стала жизнь в нем известной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Она еще маленькой девочкой в годы гражданской войны жила с семьей в келье у церкви «Достойно есть», о чем оставила яркие воспоминания в повестях «Углич» и «Дневные звезды». Богоявленский собор остался в детской памяти писательницы как самый яркий образ Углича. Из дневниковых записей 1958-1959 гг. О. Ф. Бергольц: «… мне снился город детства – Углич, <…> мы жили в келье Богоявленского девичьего монастыря <…> высокий белый собор с синими главами. И главы были усыпаны крупными золотыми звездами…».
Возрождение Богоявленского монастыря
В 2003 г. началось возрождение двух храмов обители. В Феодоровской и Смоленской церквях совершаются службы. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора – впервые за много десятилетий разрухи и небрежения самый заметный угличский храм обрел достойный вид.
Осенью 2010 г. Священным Синодом по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвращен в лоно Русской Православной Церкви Богоявленский женский монастырь города Углича. Для восстановления монастыря и возрождения монастырской жизни обители сюда приехала монахиня Антонина (Злотникова) с сестрами. В XIX в. на территории Богоявленского монастыря существовала единственная на всей ярославской земле православная гимназия. Монахиня Антонина хотела бы возродить её.
http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/clause-history.html

Богоявленский монастырь основан в конце XIV в. женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля. В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.
В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.
В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».
От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей. В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.
Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.
В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь. Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами. В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека. В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.
Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В. Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого. Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е гг. Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».
В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.
В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е гг. В советское период его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980-е гг. в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.
http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/history.html

Из троицы ныне действующих святых обителей Углича Богоявленский женский монастырь, несмотря на его преклонный возраст в шесть с лишним столетий, является самым молодым. Его основание связано сразу с двумя историческими личностями. По одной версии, на исходе ХIV века обитель обустроила Евдокия Московская, супруга великого князя Дмитрия Донского. Восстановила же обитель на другом месте — мать государя Михаила Романова Ксения Шестова, и случилось это двумя столетиями позже. Первоначально обитель находилась в городском кремле, где в настоящее время располагается парк и состояла из двух деревянных храмов. Дальнейшее развитие и благоденствие Богоявленского монастыря связано с личностью матери погибшего царевича Дмитрия, царицей Марией Фёдоровной, которая была здесь пострижена в 1591 году. Спустя столетие в Угличском кремле начали активно строить фортификационные объекты, и обитель сменила место «жительства», его перенесли на несколько сотен метров от стен кремля. На этом месте обитель располагается и поныне. А случилось тогда вот что…
В 1609 году монастырь, находившийся на территории кремлёвской твердыни, был разграблен и разрушен польскими войсками Яна Сапеги, захватившими город. При этом были убиты настоятельница, игуменья Анастасия «с тридесятью пятью сестрами и двумя стами честных дев и жен множеством». В 1620-х годах монастырь был восстановлен по ходатайству великой старицы инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой), матери царя Михаила Фёдоровича. В 1661 году при постройке новых крепостных стен монастырь был выведен на посад, на Ростовскую дорогу, на землю, принадлежавшую ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, где до Смутного времени находилась церковь Святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. По сведениям Писцовых книг Углича 1674-1676 гг., во вновь отсроенном монастыре находились две деревянные церкви — в честь Богоявления Господня с приделом Иоанна Милостивого, а также «пресвятыя Богородицы Страстныя деревянная, с трапезою, теплая, об одной главе». Кроме того, были колокольня на столбах, келья игуменьи и двенадцать келий для монахинь. Монастырь был обнесён забором со Святыми воротами, на которых находился образ «Спаса в Деисусе поясном, на одной деке».
На исходе ХVII веке в монастыре начинается каменное строительство. Так в 1689-1700 гг при игуменье Елене угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым и Иваном Кисельниковым была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской иконы Божией Матери. В её нижней части размещалась тёплая церковь в честь апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В октябре 1853 года, после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854-м году её главный престол был освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. В начале 1840-х годов монастырём было приобретено соседнее имение купца Г. В. Буторина для строительства грандиозного Богоявленского собора. Игуменья Еликонида (Муратова) несколько раз видела, как зимой в фруктовом саду имения Буториных в огромном количестве слетались вороны и галки, причиняя большое беспокойство хозяевам. А к весне случилась новая напасть: высохли все деревья в этом саду. Буторин решил посадить было новые деревья, но всё тщетно. Тогда Г. В. Буторин предложил игуменье выкупить территорию сада. После приобретения этого участка земли сюда несколько раз прилетали три белых лебедя, садились в одном и том же месте и подолгу не улетали. 19 октября на купленной у помещика территории вместе с некогда богатым фруктовым садом, на углу Ростовской и Петровской улиц, был заложен новый Богоявленский тёплый собор. Алтари его трёх престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди. Он возводился с 1843 по 1853 годы по проекту знаменитого зодчего Константина Тона, которому государь доверил создание храма Христа Спасителя в Москве. Храм, очевидно, строился по индивидуальному разработанному проекту, но за основу была взята церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге за Калинкиным мостом у Обводного канала (1831-1837), ставшая первой попыткой возрождения в церковной архитектуре национального русского стиля.
Богоявленский храм имеет следующие размеры: высота от земли до креста 63 1/2 аршина (45 м), внутри длина с папертью 48 аршин (34 м), ширина 33 аршина (23,5 м), высота от пола до сводов 21 аршин (15 м). Примечательно, что собор Богоявленской обители в русско-византийском стиле является одной из немногих построек Тона, уцелевших на сегодняшний день. Собор, стоящий на пересечении главных городских магистралей, виден издалека. Это — крупнейший из храмов Углича. 17 октября 1853 года архиепископ Евгений освятил главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Церковь Смоленской иконы Божией Матери стоит напротив Восточных ворот монастыря. Она датируется 1700 годом, является старейшим храмом обители и к тому же её первой каменной постройкой. Её главный престол освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный придел — в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня; сегодня его помещение используется в качестве ризничной. Будучи традиционным трапезным храмом с пятиглавием, церковь покоится на подклете. Когда-то она имела шатровую колокольню и большое крыльцо, перестроенное в ХIХ столетии в классическом стиле. От колокольни сохранилась только её нижняя часть, остальное было разобрано из-за состояния крайней ветхости, когда Богоявленская обитель обрела новую звонницу, установленную возле Феодоровской церкви.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери носит своё название в честь патрональной иконы рода Романовых. Это — дань благодарности Ксении Шестовой, матери основателя царской династии и возможной основательнице Богоявленского монастыря. Дата закладки Феодоровской церкви — 21 мая 1805 года. Спустя 13 лет работы завершились уже при новой игуменье Августе, сменившей прежнюю — Маргариту. Главная из особенностей здания — в плане она представляет собой правильный крест. Основной объём, обрамлённый по периметру полукруглыми пристроями, увенчан пятью куполами сферической формы, которые завершены маленькими луковичными главами. Они сверкают на солнце, покрытые сусальным золотом. Три из четырёх фасадов оформлены портиками в четыре колонны, а к западной стороне в 1837 году пристроили трёхъярусную колокольню (уничтожена в 1935-е годы и восстановлена в 2018-м), в нижнем ярусе размещалась библиотека. Ныне в храме сохраняются некоторые уникальные стенные росписи прошлых лет. Изначально их создавала артель провинциального живописца Епифана Алексеевича Медведева. Мастер использовал оригинальную технику настенной «живописной уборки», которая создавала иллюзорную имитацию объёмных архитектурных деталей интерьера. В 1862 году росписи церкви обновил и дополнил мещанин из Ярославля Егор Дьяконов. Именно его фрески и уцелели во многом благодаря реставрационным работам, которые к 1980-м годам завершили в Феодоровской церкви специалисты под руководством архитектора Семёна Евгеньевича Новикова.
Ансамбль Богоявленского монастыря был в основном сформирован в ХIХ веке, большинство построек принадлежало этому периоду и было выполнено в классическом и эклектичном стилях. В начале ХХ века обитель имела капитал в процентных бумагах, составлявших 194,957 рублей, с которого монастырь получал средства на содержание сестёр, храмов и причта. По своему положению Богоявленская обитель являлась третьеклассным монастырём и потому получала небольшое содержание от государства в размере 337 р. 43 коп. Число насельниц монастыря составляло примерно 250 человек.
В советское время Богоявленский женский монастырь разделил судьбу большинства других обителей — он был закрыт примерно в 1930-м году. Уже начиная с 1918 году происходило постепенное отчуждение зданий. Келейные корпуса стали использовать под квартиры, учебные заведения, детский дом. Здесь жила в бывших кельях монастыря после Октябрьской революции (с 1918 по 1921 гг.) и учившаяся в школе по соседству будущая поэтесса Ольга Берггольц, впоследствии тепло вспоминавшая годы, проведённые в святой обители, особенно ярко запомнившиеся звёзды на голубых куполах Богоявленского собора. После окончательного закрытия обители началась активная перестройка зданий в соответствии с новыми нуждами. В храмах были уничтожены иконостасы, особо ценные предметы культа были вывезены в Ярославль, часть икон осело в местном музее. Основной этап разрушения связан с Волгостроем, начавшим свою деятельность в Угличе с конца 1935 года. Вероятно, при его участии в 1930-х годах была разрушена колокольня Феодоровской церкви, полностью снесена ограда с воротами. Но в целом Богоявленский монастырь пострадал меньше, чем приходские церкви, половина которых была разрушена в 1930-х годах.
В монастыре уцелели три основных храма и большинство келейных корпусов. Кроме искажения этих зданий, самыми значительными утратами явились снос колокольни и разборка ограды на кирпич. В ряде келейных корпусов были размещены общежития Педагогического училища, поэтому территория монастыря получила название — Студенческий городок. Храмы использовались в качестве складов, при этом они не подвергались каким-либо перестройкам. Только у Богоявленского собора было уничтожено крыльцо, а под левым окном западного фасада пробит люк (заложен в 2009 г.). В 1970-75 годах Смоленская церковь была отреставрирована по проекту ярославского архитектора Семёна Евгеньевича Новикова. При этом были восстановлены утраченные фигурные наличники окон и покрытие глав из поливной черепицы. Феодоровская церковь реставрировалась в 1980-х годах. При этом вновь вызолочены главы, отремонтированы фасады и заменена кровля. Реставрация Богоявленского собора была начата на исходе 1980-х годов, но большей частью ограничилась постановкой лесов вокруг всего храма. В этот период был только выполнен серьёзный ремонт глав. С конца 1990-х годов на храме велись небольшие работы, заключавшиеся в постепенной замене кровли и установке нескольких крестов. Позднее, в 2005-2007 годах была полностью покрыта крыша, покрашены главы и произведён полный ремонт фасадов. Склады из храмов были выведены в конце 1980-х годов. После этого они лишились присмотра, и началось активное разрушение росписей.
В 2003 году в Феодоровской церкви стали вновь совершаться богослужения, вскоре началось восстановление Смоленской церкви. В этот период они стали приходскими храмами — в Феодоровской церкви службы совершались летом, а в Смоленской — зимой. Чуть позже монахини вместе со специалистами-реставраторами приступили к внутренним реставрационным работам главного храма монастыря — величественного Богоявленского собора, продолжающиеся и по сей день. Богоявленская женская обитель всегда привлекала к себе каждого, либо паломника, либо путешественника, побывавшего тут хотя бы единожды, своей красотой и особенной атмосферой намоленного места.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск №360, ООО «Де Агостини», 2019 и с сайта: www.vidania.ru/Архитектурный ансамбль Угличского Богоявленского женского монастыря. Е. А. Лиуконен

7 февраля 2018 года епископ Переславский и Угличский Феодор совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Богоявленском женском монастыре города Углича.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславской епархии и настоятель Покровского храма города Переславля-Залесского протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Димитрий (Горбатюк), благочинный приходов Угличского округа игумен Николай (Шишкин), духовенство Переславской епархии.
Стук забиваемых в престол гвоздей, символизирующий пригвождение Спасителя ко Кресту, возвестил о начале Великого освящения. При открытых Царских вратах епископ Феодор, преклонив колена вместе с верующими, просил Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей. По окончании священнодействий престол облачили в двойные покрывала: нижнее, белое, знаменует собой погребальную плащаницу Спасителя, а верхнее, украшенное, изображает Его вечную Небесную Славу.
В завершение чина Великого освящения храм окропили святой водой, а затем особой кистью были нанесены на стены кресты Святым Миром. Освящение храма завершилось торжественным крестным ходом с мощами, которые впоследствии были вложены в Святой Престол. В новоосвященном храме епископ Феодор возглавил Божественную Литургию.
Проповедь перед причастием произнёс благочинный приходов Угличского округа игумен Николай (Шишкин). По окончании богослужения епископ Переславский и Угличский Феодор обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.
Источник: http://www.monastyr-bogoyavlenie.ru/news-2018.02-osvyaschenie-kazanskogo-hrama.html
Каменная водосвятная часовня-сень построена в 2017 году.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?