Кирпичная трапезная церковь, построенная в 1628 г. старцем Мисаилом. Храм поднят на хозяйственный подклет. Основной частью здания является квадратная в плане трапезная с одностолпным сводчатым перекрытием. С восточной стороны к трапезной примыкает небольшая Успенская церковь с двумя приделами, завершённые тремя шатрами. С востока выступают три алтарные апсиды. Первоначально имелись приделы Козьмы и Дамиана и Мученицы Ирины (позже переосвящён во имя Гурия, Самона и Авива), в кон. XVIII в. приделы упразднены. Во 2-й пол. XVIII в. трапезная была перестроена под настоятельские покои.
Церковь отреставрирована в 1956-1961 г. с восстановлением первоначальных форм. В 1997 г. стала основным храмом возрождённого монастыря.
Успенская «Дивная» церковь – выдающийся памятник древнерусского зодчества первой трети XVII века. Находится на территории Алексеевского монастыря. Построена в 1628 году при настоятеле Мисаиле. Согласно местному преданию, является памятником защитникам монастыря, погибшим в Смутное время. Впервые упоминается в писцовых книгах 1628–1631 годов. Во второй половине XVII века приспособлена для размещения настоятельских покоев.
В 1905 году отремонтирована на средства Н.Н. Войтяговского, пристроено каменное крыльцо. В 1918 году включена в список архитектурных памятников, подлежащих первоочередному обследованию и реставрации. После упразднения монастыря в 1920-х гг. использовалась под хозяйственные нужды.
Архитектура церкви отличается простотой и монументальностью. Центральное место занимает небольшой объем, поставленный на высоком подклете. Он завершается тремя шатрами, сгруппированными следующим образом: два малых боковых смещены относительно большого центрального на восток. При этом каждый из них приобретает почти самостоятельное значение. Главный шатер, отделенный в настоящее время сводом от внутреннего пространства церкви, по своим размерам и конструкции не может считаться декоративным завершением. Первоначально, вероятно, он был открытым изнутри и имел функциональное значение. Малые шатры по внешнему виду похожи на главный, однако, являются чисто декоративными элементами, т.к. устроены на цилиндрических сводах, перекрывающих находящиеся под ними помещения. Под церковью расположен подвал. С восточной стороны храм завершается тремя полукруглыми апсидами. С запада к нему примыкает двухэтажная трапезная с массивным четырехгранным столбом в центре, поддерживающим своды.
Декоративное убранство Успенской церкви сохранилось не полностью. В настоящее время лишены убранства северная и южная стены церкви и вся трапезная. Наиболее интересным является восточный фасад. Аркатурно-колончатый пояс проходит по всем апсидам «Дивной». Своей нижней частью колонки опираются на верхний полувалик межэтажного пояса, а наверху завершаются двойными килевидными арочками. Каждая колонка украшена двумя дыньками. Своим рисунком пояс напоминает несколько измененную обработку московских храмов XV–XVI веков, а также аркатуру ростовского Успенского собора. Интерьер «Дивной» сохранился плохо: полностью утрачены росписи, отсутствует иконостас. По наблюдениям специалистов и сообщениям источников, самой ранней являлась роспись 1680–1684 годов. В XVIII – начале XX веков она неоднократно поновлялась и переписывалась. Первоначально в церкви был двухярусный иконостас. В середине XIX века его заменили на одноярусный.
Денисов В.В.
Этот трёхшатровый храм необычен и для Углича, и для всей России. Специалисты связывают его постройку с влиянием на местную архитектуру московского зодчества; в частности, известный искуствовед Игорь Грабарь отмечал: «Успенская церковь поражает запоздалостью своей ранне-московской алтарной обработки, отодвигающей её на много лет назад». Стройные и белоснежные шатры Дивной церкви в Угличе видны издалека, настолько высоко они вздымаются над кронами больших деревьев. Каждый, кто видит этот храм впервые, может отметить как органичное совершенство композиции его здания, так и целую оригинальность конструкции. Основа её — главная храмовая часть, которую завершают три высоких шатровых главы, совместно образующих некое подобие трезубой монаршей короны. Их устремлённость ввысь придаёт зданию, и без того расположенному на возвышенности, определённую лёгкость и изящество, благо две малые главы храма являются декоративными. Главный же шатёр отделён от внутреннего объёма храма массивным сводом и в прошлом конструктивно вполне мог играть какую-то целевую роль в общем архитектурном ансамбле, предположительно обладая входом внутрь. Малые же шатры, внешне схожие с центральным, глухие по определению, так как базируются на сводах цилиндрической формы, которые, в свою очередь, перекрывают нижние помещения. Примечательно, что малые шатры по боковым фасадам храма несколько смещены относительно более массивного центрального в восточную сторону. Весь основной объём храма, сравнительно небольшой, установлен на высоком подклете, изначально имевшем хозяйственное назначение. Главную же часть всего здания составляет кирпичная трапезная. Это наиболее массивная часть всего ансамбля. Она квадратная в плане, имеет два этажа и сводчатое одностолпное перекрытие. С определённого момента она стала также нести функции покоев для настоятеля Алексеевского монастыря. С восточной стороны здание украшают три апсиды алтарной части, имеющие полукруглую форму.
Декоративное оформление фасадов этого моноцветного храма довольно-таки сдержанное и лаконичное. Практически вся трапезная, а также южный и северный фасады лишены какого бы то ни было художественного убранства. Окон в здании немного, а проёмы всех трёх шатров более напоминают бойницы. Примечательно, что наклонная поверхность каждого из шатров сделана из камня и, по всей видимости, никогда не имела иного покрытия, например, жестяной кровли. Выступы-гурты на рёбрах шатровых граней придают им впечатление лёгкости и ажурности. У главного шатра больше соотношение ширины основания с высотой, нежели у двух других, что придаёт всему облику впечатление резкого подъёма в центральном завершении здания. Крайние шатры, более лёгкие и заострённые, выглядят как окаймляющие его монолитные башенки. Главный шатёр храма слегка сдвинут к западу относительно боковых и подчёркнут в своём основании рядом кокошников. Они собраны по три на каждой из восьми граней этой башни и имеют островерхую форму. Все три апсиды Успенской церкви украшает аркатурно-колончатый пояс. Нижние части его колонок опираются на верхнюю грань межэтажного пояса в форме полувалика; вверху каждая колонка завершается двойными декоративными арочками килевидной формы. Колонки украшены лепными деталями в виде характерных «дынек», по две на каждую. Игорь Грабарь отмечал, что аркатурно-колончатый пояс, которым украшены эти апсиды, «своим рисунком напоминает обработку храмов Москвы ХV-ХVI веков». Другие специалисты находят сходство орнамента этого пояса с аналогичной аркатурой Успенского собора в Ростове.
Изначально у храмового ансамбля Успенской церкви парадное крыльцо отсутствовало. В начале ХХ столетия в пору перестройки здания оно было добавлено с его северной стороны. Помимо входного портала для посетителей храма с крыльца можно попасть в звонницу, где размещены небольшие церковные колокола. В Дивном храме всё просто и скромно, без роскоши и излишеств. Впрочем, многочисленные посетители-богомольцы церкви Успения Пресвятой Богородицы, приток которых в Алексеевский монастырь Углича с годами не иссякает, стремятся сюда не ради декоративных изысков и богатства интерьеров. Все отмечают удивительную атмосферу покоя и возвышенности, всегда царящую в этом Божием доме.
Впервые очутившись во внутренних помещениях храма, понимаешь: он невелик, так как основные его достопримечательности, белоснежные шатры — «глухие»; они не открываются внутрь церковного пространства. Зато здесь отличная акустика, которой способствуют голосники: их круглые отверстия можно заметить на стенах и сводах. Когда-то для усиления звучания в стене вмуровывали специальные кувшины и другие ёмкости, способствующие распространению звука в интерьерах храма. Внутренние своды большой и торжественной трапезной здесь поддерживаются благодаря единственному четырёхгранному столпу. Он огромен, массивен и располагается в центральной части помещения. Кстати, здесь отсутствуют подсобные комнаты, из чего можно сделать вывод, что трапезная в Дивной церкви побольшей части использовалась не для обычных обедов, а для проведения церковных торжеств и встреч именитых гостей Алексеевской обители. В остальные же дни обитатели монастыря могли питаться в трапезной местной Богоявленской церкви. В основном объёме храма на первом этаже в своё время были обустроены настоятельские кельи и необходимые служебные помещения. Внизу располагались церковные подвалы, сохранившиеся и по сей день. Изначально он здесь был двухъярусным, однако в середине ХIХ столетия его заменили одноярусным.
Что касается росписей, то они погибли во всех храмах Алексеевского монастыря, за исключением настенной живописи в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, фрески которой датируются 1854 годом. Пропали уникальные произведения церковных иконописцев, наиболее ранние из которых специалисты относят ориентировочно к 1680-1684 годам, причём многие росписи постоянно обновлялись и даже переписывались на протяжении трёх столетий, вплоть до начала ХХ века. Самая почитаемая и знаменитая из икон, хранимых в Успенской церкви, — чудотворная икона Божией Матери известная как «Вратарница Угличская». Посетителям храма легко её отыскать: наибольшее количество даров оставлено благодарными верующими именно возле неё. Сетуют разве что представители СМИ: образ трудно фотографировать из-за огромного числа украшений, дарованных святыне исцелёнными богомольцами. Проведшая в городе Угличе лучшие годы детства известная советская поэтесса Ольга Бергольц посвятила трём шатрам Успенской церкви проникновенные строки: Возносятся все три её шатра Столь величаво, просто и могуче, Что отблеск дальних зорь лежит на них с утра, А в час грозы их осеняют тучи.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №360, ООО «Де Агостини», 2019