Углец, урочище. Церковь Николая Чудотворца.

Заброшена, своды трапезной обрушились. Сохранились фрагменты росписи. По данным, опубликованным в 1863 г., существовали престолы: в славу Пресвятой Троицы, и в честь Святителя Николая и св. Пророка Илии. При храме существовала «каменная келья», а «в приходских селеньях 2 деревянные часовни». При церкви существует кладбище, на котором до настоящего времени продолжают хоронить. Углец – бывшее небольшое село (по переписи 1897 г. в нём значился 41 чел.), которое стояло на оживлённом древнем тракте Кинешма-Лух-Нижний Новгород, значение которого после строительства в 1871 г. железной дороги заметно уменьшилось, а после строительства в XX веке шоссе Кинешма-Вичуга-Иваново полностью было утрачено. 

Расположена в 2 км от с. Сошники, на кладбище ныне не существующего с. Углец. Кладбище занимает почти квадратную (со срезанным западным углом) территорию на склоне холма и об¬несено деревянной оградой (прежняя каменная не сохр.). Кирпичное оштукатуренное здание построено в 1815 г. на средства прихожан. Довольно часто встречающийся в Ивановской обл. пример храма, соединяющий традиционное пятиглавие с барочной купольной кровлей и классицистическим декором фасадов. Церковь состоит из двусветного четверика с прямоугольной апсидой и сильно расширенной трапезной и трехъярусной колокольни. Основной объем в три оконных оси завершен высокой кровлей гуськового профиля с пятью луковичными главами на круглых барабанах. Ярусы света на фасадах четверика разделены тягой простого профиля, переходящей в венчающие карнизы апсиды и трапезной. Углы объемов нижнего яруса подчеркнуты рустом. Над этим ярусом на боковых фасадах рельефной кладкой кирпича образована оригинальная имитация аттика с венчающим его пологим фронтоном. Окна с простыми полочками заключены в прямоугольные ниши в первом свете и в арочные — во втором. Декор апсиды и трапезной, кроме руста на углах, состоит лишь из полочек над окнами. В кровле по сторонам света устроены развитые слуховые окна, барабаны декорированы арочными нишками (в центральном — световом — барабане в нишках прорезаны прямоугольные окна). Фасады ярусов колокольни трактованы как дорические портики (в верхнем полуколонны заменены на пилястры). Ее криволинейная кровля с ложными люкарнами увенчана четырехгранным барабанчиком со срезанными углами и овальными нишками и далее — маленькой главкой со шпилем. Внутри храм перекрыт восьмилотковым сводом со сферическими тромпами— в основании и световым кольцом в центре. Широкая низкая трапезная с приделами имеет два столба посередине и крестовые своды над ячейками, в алтаре -полулотковый свод с распалубками над окнами.
Сохранившаяся в храме стенопись исполнена, очевидно, в сер. 19 в. в технике клеевой живописи в единой стилистической и технической манере, более поздних записей нет. Роспись сохранилась в основном в верхних частях храма. Плафон свода четверика занимает единая неразграненная композиция «Небесная литургия». В основании свода проходит неширокий штукатурный карниз. В простенках между верхними окнами южной и северной стен помещены четыре композиции на сюжеты жития св.Николая, центр западной стены отведен «Проповеди Иоанна Предтечи в пустыне». Нижние части южной и северной стен, а также восточная стена росписи не имели (были побелены), так как закрывались иконостасом и его боковыми частями, заходящими на стены. Композиции имеют фигурные обрамления, выполненные гризайлью. Гризайльной же росписью покрыты участки стен четверика между фигурными композициями. В своде и на стенах алтаря сохранились остатки композиции «Да молчит всякая плоть человечья». На западной стене алтаря — «Тайная вечеря». Колорит стенописи светлый. На голубом фоне эффектно смотрятся гризайли и яркие чистые краски фигурных композиций. Рисунок уверенный, но далекий от академической жесткости. В объемной моделировке характерны обобщенные высветления и глубокие притенения. В построении складок одеянии чувствуется связь с более ранней художественной традицией, хотя композиции в целом спокойны и уравновешенны, в духе классицизма 19 в. В храме сохранилась одна икона пророческого чина и небольшой фрагмент деревянного каркасного иконостаса, который может быть отнесен ко времени освящения храма.
Беляев, 1863, с. 115; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 117: Краткие статистические сведения, 1911, с. 138. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 161-162

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?