Рождества Пресвятой Богородицы кафедральный собор расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин.
23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький — 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.
6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 1920-е и 1930-е годы.
Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.
Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению. Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.
Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл «Миссии», одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрит-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.
В 2003 году ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Благоустроена территория храмового комплекса, достроено здание миссии, часовни, изготовлена мозаичная икона Богородицы для колокольни, сделана подсветка всего комплекса. В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжаются украшение интерьера.
Источник: сайт Уфимской епархии
Нынешний главный храм Уфы наследует этот высокий статус от своего предшественника — Воскресенского собора, на сегодняшний день возрождённого и тоже сохранияющего кафедральное значение. Строительство будущей церкви Рождества Богородицы было запланировано в конце ХIХ столетия, о чём свидетельствуют сохранившиеся чертежи городской застройки. Место для него выбрал сам Антоний, тогдашний епископ Уфимский. Поставить храм — дело долгое и дорогостоящее, а необходимых средств для будущего собора, как всегда, недоставало. Лишь в 1901 году состоялась торжественная церемония закладки новой церкви, после чего наконец-то развернулись основные строительные работы. Это стало возможным благодаря действенной помощи местного купца, главного Уфимской городской думы Никифора Патокина. Когда строительство начало явно пробуксовывать, грозя выродиться в очередной российский долгострой, Никифор Миронович выделил деньги, необходимые для возведения здания основного объёма храма и колокольни, для которой он закупил четыре пары «звонов». И работа сразу закипела. По задумке епископа Антония будущий кафедральный собор должен был расположиться на восточной стороне улицы Приютской (сегодня — улица С. М. Кирова). Она была названа в честь православного детского приюта, открытого здесь в 1849 году благодаря инициативе графа Строганова, председателя общероссийского Главного комитета попечительства о детских учреждениях общественного призрения. Приютская улица, подобно реке в море, «вливалась» в городскую площадь, большой квадрат которой окружал бы храм Рождества Богородицы, став его присоборной территорией. Алексей Храповицкий — так в миру звался архиерей — уготовил главному храму Уфы место, на Приютской (будущей Рождественской) площади.
Постройка главного городского собора, несмотря на финансовую поддержку мецената, растянулась вплоть до 1909 года. В ходе работ местные каменщики использовали некоторые технологические идеи, в частности, кирпичную кладку, уже апробированные при недавнем строительстве Никольской церкви (1897), возведённой возле железнодорожного вокзала. Рождественский храм получился нарядным: зелень кровли на крыше красиво гармонировала с покрытыми бронзой крестами его массивных куполов. Кирпичное здание основного объёма украшала трёхъярусная колокольня, а купол, хотя и был сработан из дерева, зато искусно обит железом и также окрашен «под кирпич». 23 августа всем миром на колокольню новоиспечённого собора поднимали колокола. Из восьми новых «звонов» наиболее миниатюрным был десятифунтовый. Зато самый массивный потянул на 50 пудов и 35 фунтов. Дар купца Патокина оказался «голосистым» — колокола были слышны далеко окрест. Всё было готово к приёму богомольцев, вплоть до асфальтовых полов, закреплённых по краям цементным раствором. Места в церкви хватало: общая длина её здания вместе с колокольней составляла 206,5 саженей при максимальной ширине в 10,5 саженей. С учётом того, что одна сажень — единица длины, общеупотребительная в России тех лет, — составляла 2,13 метра, это был вполне вместительный храм для своего времени.
6 сентября 1909 года новый кафедральный собор Уфы был освящён. Церемонию провёл епископ Уфимский и Мензелинский Нафанаил, в миру Николай Захарьевич Троицкий. Северный придел собора освятили во имя святителя Николая Чудотворца; южный — во имя Архистратига Михаила. Первым настоятелем храма был назначен священник Василий Лезенков. По окончании строительства собора оживилась жизнь на окружавшей его Приютской (Рождественской) площади, стал быстро формироваться церковный приход. В 1916 году он насчитывал уже 1747 человек мужского и женского полов; земельных владений у храма не было, и жалованье священники поначалу не получали. Собор Рождества Богородицы стал последним православным храмом Уфы, построенным в дореволюционный период. Когда грянули революционные события 1917 года, храм оставался действующим. В 1919-м в помещениях собора был размещён госпиталь для раненых и выздоравливающих, при этом церковная жизнь продолжалась, как прежде.
Когда-то глаза прихожан собора радовали золочёные хоругви и кресты, уникальные старинные иконы, резные аналои, сработанные из крепкого дуба, посеребренные подсвечники. Все они исчезли в советскую эпоху, когда в Уфе один за другим стали закрываться православные храмы. В этот период властями насаждалось обновленчество, особенно активно этот процесс шёл начиная с 1920-х годов. Появились священники и епископы нового толка, сеющие раскол в рядах православных общин. Храмы захватывались духовенством, пошедшим на сделку с советской властью, но последующее их массовое закрытие красноречиво свидетельствовало о провале этой авантюры. С закрытием в Уфе кафедрального собора стало окончательно ясно: идеологические игры большевиков потерпели крах, и отныне устанавливалась эпоха жёсткого, воинствующего атеизма. Священникам и прихожанам ценой немалых усилий удавалось защитить родной храм вплоть до 1934 года. 5 апреля Президиум БашЦИК постановил закрыть Рождественско-Богородскую церковь, после чего началось её планомерное разорение, покуда решался вопрос, для каких хозяйственных нужд можно приспособить освободившиеся помещения. В итоге было решено передать храм медицинскому институту — под анатомическую клинику. По причине бюрократической волокиты анатомическая клиника в опустевшее здание так и не переехала, и оно продолжало пустовать вплоть до окончания следующего года. Только в декабре 1935 года храм передали в ведомство «Башкино». Однако предыдущая история повторилась: надежды работников кинофикации оборудовать в церковном помещении установку для демонстрации звукового кино, первенцем которого в СССР стала драма «Путёвка в жизнь» (1931), не спешили воплощаться в жизнь. По некоторым сведениям, в 1936 году вместо медиков и киношников в храм пришли сотрудники НКВД. Эта в высшей степени серьёзная организация развернула в здании свою тюрьму, но уже в следующем, 1937 году по каким-то причинам освободила помещения. В октябре 1938 года здание использовалось в качестве склада. Власти стремились искоренить само упоминание о православии, Боге и религии. Однако невозможно вычеркнуть из истории города важную и существенную её часть, и даже когда церкви уничтожались, либо, подобно храму Рождества Богородицы, использовались не по назначению, люди помнили их прежние имена, звоны колоколов и кресты, осенявшие город светлой благодатью.
Грянула Великая Отечественная война и принесла уфимским храмам новые испытания. По рассказам священников нынешнего, теперь уже кафедрального собора, некоторое время в его здании размещался призывной пункт, откуда новобранцев увозили на военную службу. Любое нецелевое использование здания и его помещений неизменно наносит ему серьёзный вред. В особенности это стало заметно, когда в храме Рождества Богородицы начли работать авиамастерские. Они принадлежали эвакуированному в Уфу Куйбышевскому моторостроительному заводу, оборонному предприятию, которое не должно было останавливаться ни на день. Однако многие крупные детали и узлы самолётов, подлежащих здесь ремонту, попросту не вписывались во входные порталы церкви. Поэтому был расширен главный вход, и можно сказать, что храму ещё повезло с новыми «хозяевами» здания: в церквях, где в годы войны работали танковые мастерские, стены просто проламывали, чтобы транспортировать внутрь здания повреждённые стальные машины.
В послевоенные годы здание храма постепенно перевели на «мирные рельсы». В июне 1955 года Уфимский городской совет постановил передать помещение бывшей Рождественско-Богородицкой церкви государственной организации «Башкино». В здании был открыт кинотеатр «Йондоз» («Звезда»). Первым кинофильмом, который был показан в новом кинозале в 1958 году, стала лента режиссёра Сергея Параджанова «Первый парень». В жизни кинотеатра бывали разные времена, а началась она с варварской переделки церкви. «Реконструкция» здания полностью лишила его купольной части, колокольни и двух пристроек. Были заменены все строительные перекрытия, установлены массивные опорные столбы и аляповатый портик при входе, в духе помпезного сталинского ампира. Внутри здания, как в любом кинотеатре, строители оборудовали кассу, фойе и главное помещение — зрительный зал.
По рассказам горожан, позади новоиспечённого кинотетра на некоторое время раскинулся пустырь, однако свято место пусто не бывает: в воскресные дни здесь обосновалась городская «толкучка», как в советские времена нередко именовали стихийные вещевые рынки — «барахолки». Сюда потянудись люди со всей Уфы, а заодно посещали и кинотеатр. Шло время, менялось и отношение к религии. Между тем члены православной общины неустанно требовали у властей вернуть им храмы. Немало писем поступило к городскому руководству и по поводу храма Рождества Богородицы. Сыграло свою роль и то печальное обстоятельство, что большинство уфимских церквей к началу 1990-х годов были закрыты и разорены. Рано или поздно количество обращений верующих к властям должно было привести к неименуемой подвижке ситуации, что и произошло летом 1991 года. Поначалу в здании прекратили демонстрацию киносеансов, а 21 августа уфимский горисполком постановил возвратить здание храма Рождества Пресвятой Богородицы прихожанам.
4 сентября здание уже бывшего кинотеатра было передано РПЦ. Храм стали восстанавливать всем миром. Благодаря неутомимой работе назначенному в храм настоятеля — отца Бориса (Развеева) и силами прихожан, была организована уборка мусора на прихрамовой территории, после чего началась капитальная реконструкция здания храма; удалось восстановить всю её купольную часть, надстроить недостающие ярусы колокольни, настелить железную кровлю и расширить окружающую территорию. В 1992 году о храме Рождества Пресвятой Богородицы заговорили уже во всей России: здесь стали мироточить сразу несколько старых икон, о чём написала центральная пресса. После этого знаменательного случая власти стали активнее помогать восстановлению и реконструкции храма, но всё равно восстановительные работы продолжались ещё много лет. В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе своего визита в Республику Башкортостан совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском храме и присвоил ему статус кафедрального собора.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №324, 2018 г.
5 июня 2016 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, празднование Собора Уфимских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Современный вид уфимского кафедрального собора существенно отличается от его первоначального храма. Сравнительно недавнее восстановление храма, варварски обезглавленного и перестроенного в годы советской власти, преобразило его и возвеличило. Значение и важность этих трудов трудно переоценить: не случайно в Указе Патриарха о присвоении храму Рождества Пресвятой Богородицы статуса кафедрального собора значилось: «… в связи с окончанием реставрационных работ». Здание было существенно расширено, ему восстановили купол основного объёма и отстроили колокольню, на которую добавили новые звоны.
Изначально церковь Рождества Богородицы строилась в так называемом кирпичном стиле узорочья, активно развивавшемся в эпоху царствования Александра III и ставшем весьма популярным в русской архитектуре на стыке ХIХ и ХХ веков. С одной стороны, узоры классически тёмно-красных кирпичей, из которых сложены стены не одного российского православного храма, ассоциировались у впервые увидевших их со старинным церковным зодчеством допетровской Руси. С другой — стены храма, лишённые штукатурного слоя, отличались как оригинальностью и красотой рельефной кладки и оттенков колера собственно кирпича, так и дешевизной строительства. К тому же, как видно на примере уфимской церкви, они оказались вполне долговечными, что свидетельствует о высоком мастерстве местных каменщиков.
Первоначально соборный храм был четырёхстолпной постройкой с трапезной и двухъярусной колокольней, которая с годами надстраивалась. Основной объём прежде одноглавого храма ныне венчает пятиглавие с довольно широким центральным световым барабаном в форме традиционного восьмерика с золотыми куполами. Приделов у храма два: южный Михайло-Архангельский и северный Никольский. В соборе позаботились и о маломобильных посетителях: его главный вход оборудован наклонным подъёмом по лестнице — пандусом. Здание по-прежнему покоится на четырёх столпах и является городской достопримечательностью благодаря своей высокой, многоярусной колокольне и весьма эклектичному декору. В своё время церковная звонница состояла из восьми разнокалиберных колоколов, установленных 23 августа 1909 года. Крупнейший из них весом превышал восемь центнеров (50 пудов 35 фунтов), самый маленький был всего 10 фунтов. Многоярусная колокольня кафедрального собора — без сомнения, самая выдающаяся и наиболее колоритная деталь всего храмового комплекса. Некоторые специалисты обнаруживают в её облике внешнее сходство с мотивами восточного зодчества.
Православные кресты кафедрального собора осеняют Уфу божественной благодатью. При их создании в своё время мастера применяли специальный метод «бронзирования». Эта оригинальная методика под названием «через огонь» иначе именуется ртутным покрытием. Применялась, в частности, при наружных золочениях куполов знаменитого Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Фасады собора Рождества Богородицы были также красивы во все периоды существования храма, за исключением периода, когда в нём размещался кинотеатр. Сравнить бывшее и нынешнее обличье стен позволяет фрагментарный участок прежнего «кирпичного» стиля здания, фрагмент которого специально сохранён в ходе реставрации собора в исходном виде как подлинное историческое свидетельство. На этом участке фасада установлена соответствующая информационная табличка, где, в частности, значится: «Сохранено в память о первозданном облике храма». Сегодня кафедральный собор Уфы — это большое, видимое издалека здание небесно-голубого колера с сияющими в солнечную погоду куполами. Высота основного объёма составляет 21 метр, колокольня же увеличивает её более чем вдвое — до 47 метров. Внешне здание собора весьма эффектно выглядит и ночью, благодаря искусно выполненной электрической подсветке.
Интерьер церкви Рождества Пресвятой Богородицы с красочными художественными росписями на стенах, сводах и потолках здания во многом определяют её главенствующую роль среди православных достопримечательностей нынешней Республики Башкортостан. Это одна из крупнейших и наиболее просторных её церквей: изначально строившаяся на перспективу как будущий кафедральный собор. С крепкими стенами, местами превышающими метровую толщину, она была дополнительно расширена в ходе реставрации 1990-х годов и нынче может вмещать во время богослужений более трёх тысяч человек. Внутренняя перепланировка храма для нужд кинотеатра, сделанная во второй половине ХХ века, нарушила столь необходимую для большого собора акустику его помещений. По воспоминаниям посетителей кинотеатра «Йондоз», уже в районе 20 ряда оборудованного здесь зрительного зала звуки сливались с внутренним эхом, и билеты на эти места уфимцы старались не покупать. После демонтажа кинотеатра былая акустика здания была восстановлена.
В своё время большую часть церковной утвари для собора приобрёл его главный меценат и благотворитель, купец Никифор Миронович Патокин. Современный главный иконостас уфимского собора был создан и приобретён на уникальном российском предприятии по производству предметов церковного обихода подмосковном заводе «Софрино». Иконостас был установлен в декабре 2004 года, а уже в следующем году появились ещё два — в приделах. Тогда же были в основном завершены росписи храма. Всеми работами в 1992-2007 годах руководила Елена Алексеевна Фаворская, выпускница Свердловского архитектурного института. Оформлением интерьеров занимался уфимский художник и предприниматель Дмитрий Молев. Руководимая им артель «Уфимский иконостас» изготовила более 40 этих резных произведений церковного искусства. Поэтому отделка внутреннего убранства храма Рождества Богородицы неизменно вызывает восхищение его посетителей. В процессе восстановления стен и пола использовался мрамор — железистый пакистанский и белый греческий. Полы настилали с применением розового итальянского камня, для декора бралась настенная итальянская мозайка, материалом для которой послужили южноафриканский гранит серо-голубых тонов и серпентинит (змеевик) характерного зелёного цвета с различными вкраплениями. Щедрая стеновая роспись наносилась на стены, своды и потолок вручную. Сюжеты фресок центральной области собора отчасти повторяют живописные композиции столичного храма Христа Спасителя, поскольку и в Москве, и в Уфе обе эти церкви расписаны в академической церковной стилистике, характерной для России конца ХIХ века. Находясь в кафедральном соборе, чувствуешь себя словно в музее искусств, где своды храма напоминают волшебный калейдоскоп.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №324, 2018 г.