Удальцова Надежда Андреевна
[1886—1961]
Творчество Н. А. Удальцовой представляет как бы умеренное крыло радикального авангарда 1910-х гг. Испытала влияние В. Е. Татлина и К. С. Малевича.
Удальцова посещала московские студии К. Ф. Юона (1906; здесь ее первым авторитетным учителем был Н. П. Ульянов) и К. Киша (1909-11), работала в студии В. Е. Татлина; затем продолжила образование в парижской академии «Ла Палетт» у А. Ле Фоконье и Ж. Метсенже (1912). Отсюда ее пристрастие к кубизму: вариации хрестоматийных кубистических мотивов («Скрипка», «Музыкальные инструменты», «Кухня», «Бутыль и стакан», все 1910-15) обнаруживают абсолютное владение методом, конструктивный напор и напряженность цвета.
Даже увлекшись супрематизмом (а Удальцова была членом общества «Супремус» и ассистентом Малевича во Вхутемасе), она продолжает параллельно создавать кубистические композиции, дорожа скрытым в них началом картинности и живого ощущения красочного материала («Живописное построение», 1916; «Красная фигура», 1919, и др.).
Именно привязанность к картине предопределила уход Удальцовой и ее мужа, художника А. Д. Древина, из Инхука (1921) в знак протеста против засилья производственников; по существу, это было и их уходом из авангарда. Но уход в данном случае не оказался концом пути. Долгосрочный натурный период — натюрморты, пейзажи Алтая, Казахстана и Армении — предельно выявил поразительное цветовидение Удальцовой. «Меня обвиняют в формализме, а по существу я работаю над цветом», — писала она в дневнике. Такие обвинения естественно вытесняли «обвиняемого» из художественной жизни.
С 1934 г. работы Удальцовой не выставлялись (за исключением камерного показа в театре «Ромэн» в 1945 г.). Тем не менее, обреченная на одиночество, пережившая арест и гибель мужа, художница не утратила уверенности в правильности своего пути, и, питаясь этим сознанием, ее живопись не теряла внутренней глубины.