Монастырь был основан Григорием Хандзтели (759-861), известным грузинским деятелем и церковным просветителем. Во времена Хандзтели там были заложены одни из самых крупных и богатых грузинских храмов, от которых до наших дней если что-то и сохранилось, то весьма в плачевном состоянии (кроме церквей, переоборудованных в мечети). Свыше тысячи лет назад здесь появилась простенькая по современным взглядам церковь (однонефная базилика Святого Георгия), которая по сей день является основным звеном архитектурного ансамбля. Позже к ней были пристроены галерея и часовня, территория обзавелась каменным забором, а над центральным входом появилась колокольня. Особый вид монастырю придала четырехэтажная башня (четвертый этаж, к сожалению, сохранился не полностью) или «столп» напротив восточного фасада церкви, согласно надписи на южной стене возведенная в 1141 году Свимоном Чхондидели — современником и приближенным царя Давида Строителя.
Давид Вартумашвили
Убиси находится в Харагаульском районе, не доезжая 25 километров до города Зестафони. Можно не вглядываться в указатели: благодаря удобному ориентиру — большому недостроенному мосту на другой берег Дзирулы — пропустить это место невозможно. Дорога проложена зигзагами вдоль реки. За мостом на крутом повороте имеется два съезда, один из них ведет в поселок Убиса. А сам монастырь, почти весь скрытый деревьями и не видимый с дороги, расположен буквально в двухстах метрах от поворота.
Монастырь был основан Григорием Хандзтели (759—861), известным грузинским деятелем и церковным просветителем. Во времена Хандзтели там были заложены одни из самых крупных и богатых грузинских храмов, от которых до наших дней если что-то и сохранилось, то весьма в плачевном состоянии (кроме церквей, переоборудованных в мечети). В общем, в свое время этот человек был одним из самых известных и почитаемых людей в Грузии, а потому и Убиси, его детище, выглядит более весомо в свете этой информации. Итак, свыше тысячи лет назад здесь появилась простенькая по современным взглядам церковь (однонефная базилика Святого Георгия), которая по сей день является основным звеном архитектурного ансамбля. Позже к ней были пристроены галерея и часовня, территория обзавелась каменным забором, а над центральным входом появилась колокольня. Особый вид монастырю придала четырехэтажная башня (четвертый этаж, к сожалению, сохранился не полностью) или «столп» напротив восточного фасада церкви, согласно надписи на южной стене возведенная в 1141 году Свимоном Чхондидели — современником и приближенным царя Давида Строителя. (С фамилией Чхондидели связаны некоторые интересные события в грузинской истории. В былые времена монастырь Мартвили, который стоит в моих планах на посещение, называли Чхондиди. Чхондидские монахи пользовались особым почетом в Грузии и именно настоятель монастыря назначался на должность главного советника при царе. Так, Свимон Чхондидели получил при Давиде Строителе должность губернатора, а Арсен Чхондидели столетие спустя при царице Русудан возглавил посольство в стан хана Батыя). В башне сейчас расположена келья одного из монахов, поэтому я не стал напрашиваться на ее посещение, несмотря на то, что лестница на второй этаж, наполовину каменная, наполовину деревянная, является одной из архитектурных находок комплекса.
Церковь Святого Георгия расположена в центре небольшого практически прямоугольного участка, обойти его — дело двух-трех минут. Но это время будет насыщено интересными деталями. Здесь и архитектурные элементы храма, и захоронения нескольких прошедших веков разной степени сохранности. Слышал, но не обратил внимание, что у питьевого фонтанчика прижилось банановое деревце и даже плодоносит. Пишу эти строки, и вспоминаю еще одно необычное для Грузии наблюдение — отсутствие посетителей. Возможно это всего лишь исключение, но в тот момент на территории находился лишь я и один из служителей, у которого были куплены свечи. На вопрос, нет ли у него какого-нибудь буклета об истории обители (пусть даже на грузинском) батюшка, скорее всего не владевший русским языком, подарил мне рекламу собачьего питомника. Чтобы увидеть главное сокровище монастыря — нужно зайти в храм. От пола до потолка стены покрыты фресками, выполненными в XIV веке Дамиане, одним из немногих средневековых грузинских художников имя которого сохранилось в истории. Чудо уже то, что фрески в храме, стоящем чуть ли не на дороге, сохранились с минимальными потерями. Стены расписаны в три уровня: верхний изображает Страстную неделю, начиная с входа Иисуса в Иерусалим, средний и нижний посвящены жизни и смерти Святого Георгия.
По материалам: https://www.newsgeorgia.ge/gruziya-monastyr-ubisi/