Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в городе Тюмени. Основан в 1616 году. При нем школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Тюменский Троицкий монастырь находится на краю Ямской слободы города Тюмени, с северо-восточной его стороны, на высоком крутом берегу реки Туры. Место над монастырем составляет четырехугольную площадь. С трех сторон монастырь обнесен каменной стеной с двумя воротами: одни главные с южной стороны, с башнею над ними, другие на северной стороне ограды. В юго-западной части ограды имеются углубления в половину толщины стены; полагают, что углубления эти сделаны с боевой целью, для защиты монастыря, при слухе о приближении к Тюмени Пугачева, или его бунтовавших приверженцев. С восточной стороны монастырь загорожен деревянным заплотом по той причине, что бывшая на этой стороне каменная стена уничтожилась от подмыва горы рекою Турою, которая и ныне очень вредит монастырю во время весеннего полноводия, в совокупности с ключами, вытекающими из-под горы на пространство всего берега, занимаемого им. При взгляде на внутренность монастыря, взору представляется стоящий по середине ограды 5-главый Троицкий храм; около алтаря и по сторонам его (преимущественно с южной) несколько братских и мирских могил, обнесенных решетчатым небольшим полисадником. К западу от Троицкой церкви, по направлению к настоятельскому корпусу, проведены деревянные тротуары и вдоль их аллея из лип и кустарников. От монастыря открывается красивый вид на заречную часть города, да и сам монастырь представляет прекрасный ландшафт со стороны, особенно из-за реки Туры. Монастырь основан в 1616 году монахом Нифонтом, из Раифской пустони. К Нифонту начала собираться понемногу братия, с которою он питался трудами, обрабатывая землю, пожертвованную городскими жителями. В 1622 году игумен Сергий для содержания монастыря с братиею исходатайствовал два рыболовных места и построил первую деревянную церковь во имя Преображения Господня.
До начала XVIII столетия церковь и все здания в монастыре были деревянными и от времени и малоискусных настоятелей пришли в упадок. Тобольский митрополит Филофей Лещинский, по случаю частых своих проездов через Тюмень в архиерейские вотчины (ныне Кодское село, Камышенка и др.), полюбить красивое местоположение Тюменского монастыря и, видя крайний упадок его, по благочестивой своей ревности, и по случаю намерения своего быть в нем на покое, решился возобновить его весь каменным строением. «Се аз Филофей, митрополит сибирский и тобольский, — так говорится в оставленном им завещании на имя своих преемников по сибирской кафедре (сукцессоров), многажды в путешествии моем через Тюмень, видел обитель Преображения Господня в конец опустошенную, от строителей неискусных и приходящую в падеж последний. Умилихся душею и да не взыщет Бог на мне, егда хваление Божие в той обители угаснет, на Бога возложив мой умысл и на Того промысл, ахся за строение церковное каменное здание: Таже и по инем нуждам: Лучится архиереем в ней бывать (между бо отчинами архиерейскими стоит пососедственно), а особо упаси Боже! Архиерею невзгоды с градоначальником в Тобольск и для раскольников, которых наиболее в Тюмени, будет архиереови брату нашему где притулитися. Для тех причин обновить сию обитель». По ходатайству Пр-наго Филофея, имянным Высочайшим указом в 1705 г., предписано было Тобольскому воеводе, князю Черкасскому отпустить казны из Тобольских доходов 1000р., устроить под монастырем кирпичные сараи, делать и обжигать кирпич чрез ссыльных людей, леса и дрова для обжога кирпичей возить подгородным крестьянинам, а верхотурскими крестьянам сплавить из Верхотурья четыре струга белого камня. При этих средствах в 1708 году построены в монастыре три отдельныя каменныя церкви с колокольнею и монастырскою оградою, а именно: первая соборная церковь Троицкая, освященная в 1745 году, в ней устроены четыре престола, из которых первый во имя Живоначальныя Троицы, второй с северной стороны в теплом приделе во имя Успения Божией Матери, над ним на хорах третий во имя Преображения Господня и четвертый на западных хорах, алтарем к югу, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев. Почему именно с такими наименованиями устроены престолы, в вышеприведенном завещании говорится: «в церкви же той каменной, мноюю выстроенной, имут быти пять престолов: первый и больший, по извещению(?), пресвятыя и живоначальныя Троицы. Второй в приделах нижнем Успеня Пресвятыя Богородицы печерския, в память, в той бо яз смиренный родихся духовне, в той воспитан, от тоя взят на мирское архиерейство. Третий, на верху того престола, имать быть престол Преображения Господня, яко на сие составися издревле та обитель. Четвертый и пятый могут быть на хорах в память святых великомучеников Георгия и Димитрия солунского-ангела и патрона Сибирского (на день памяти св. великомученика Димитрия 26 окт. 1581 года Ермаком покорена Сибирь) и преподобных отец Антония и Феодосия печерских». Вторая церковь, при южной монастырской стене, вместе с колокольнею, крестообразная, устроена во имя св. апостол Петра и Павла, для увековечения дня имянин Петра I, которого особенно почитал митрополит Филофей и которого в свою очередь, видимо, ценил гениальный русский монарх. Третья церковь на северной стороне монастыря трапезная, во имя св. великомучеников Дмитрия солунскаго и Георгия победоносца; в ней пристроен каменный одноэтажный корпус для кухни и братских келий. Величина устроенных пр. Филофеем храмов следующая: Троицкая пятиглавая, длиной 13 сажен, шириной с приделами 12 ? саж., и вышиною с крестом 20 сажен. Петропавловская пятиглавая, длиною и шириною 10 саж., вышиною с крестом 16 сажен. Мученическая двуглавая, длиною 10, шириною 4 и вышиною с крестом 10 сажен. Колокольня осми-угольная , с каменным шатром, шириною 4, а вышиною с крестом 18 сажен. Во всех упомянутых церквах, особенно Троицкой, устроены были великолепные, резные, позолоченные иконостасы с живописными иконами в византийском вкусе. О художестве икон Абрамов пишет: «особенно примечательны местныя иконы в Троицкой церкви по искусству, с каким писаны и по той священной важности, какую они поражают молящихся при взглядах на них. Величественные иконы так выразительны, что как бы живыя и хотят выступить из мест своих». Художников для иконостасов Филофей Лещинский вызывал из Киева. От бывшего в Тюмени в 1842 г., большого пожара, истребившего возле самого монастыря до 200 обывательских домов, Петропавловская церковь и колокольня пострадали так, что, кроме каменных стен, ничего в них не осталось исправить все эти повреждения монастырь, по крайней скудности своих доходов, без постоянного пособия, не имел никакой возможности, а для сбора из братии способных и благонадежных не было.
При этих неблагоприятных обстоятельствах настоятель архимадрит Владимир сам нашел и убедил к пожертвованиям некоторых благотворитель и при пособии их произвел следующия постройки и поправки: 1) Пострадавшая от пожара Петропавловская церковь с колокольнею, в продолжении 1851 — 1853 годов, возобновлены в лучшем, против прежняго, вида. 2) Внутри Троицкой церкви и в трех приделах при ней, в продолжении 1853 — 1856 годов, устроены новые полы и потолки, все стены оштукатурены; в теплом Успенском приделе устроен новый иконостас с заклиросными киотами, а старый иконостас, снова перекрашенный и перезолоченный, из оной церкви перенесен в Петропавловскую церковь. 3) В главной Тройцкой церкви, в продолжении 1859 — 1862 г.г., устроен новый великолепный иконостас, с помещением в нем всех икон из прежнего иконостаса. Все стены и своды внутри церкви расписаны живописными картинами и покрыты лаком. В нижнем ярусе нового иконостаса на все местные иконы, неимевшия украшения, сделаны новые серебренные ризы, с озолоченными венцами; за клиросами устроены два новые киота и на иконы в киотах сделаны серебренные позолоченные ризы; под задними хорами у столбов сделаны также два новые киота. В двух приделах на хорах старые иконотасы поновлены; только одна мученическая церковь, довольно уже ветхая, оставалась неисправленною до 1881 г., до игуменства о. Мемнона, которым она достаточно приведена в порядок. В теплой Успенской церкви, при постройке нового иконостаса, новый престол освящен уже во имя Введения в храм Пресв. Девы.
В настоящее время, сверх упомянутых трех церквей с колокольнею, находится следующие здания: 1) Против Троицкой церкви, при западной монастырской стене, каменный настоятельский с подвальным этажом дом, старинной постройки, длиною в 10, а шириной в 5 сажен. 2) При той же стене к сверху деревянный корпус с братской трапезной и кельями. 3) На юго-восточной стороне от Троицкой церкви находится выстроенный в 1838 году, для помещения братии, одноэтажный, деревянный, на каменном фундаменте корпус, длиною 10, а шириною 5 саж. 4) Над передними монастырскими вратами каменная осми-угольная башня, и при ней две каменные кельи старинной постройки, в коих теперь помещается монастырская церковь. 5) К Петропавловской церкви и колокольне с южной стороны каменная пристройка с тремя комнатами, в которых помещалось Тюменское духовное правление. 6) При Мученической церкви одноэтажный каменный ветхий корпус, современный постройке церквей, в коем прежде находилась кухня с кельями, а ныне за ветхостью стоит праздным. На западной стороне этого корпуса находится небольших размеров пристрой башни («столп»), в коем помещалась домовая церковь пр-наго Филофея. Эта башенка заслуживает внимание археологов и, совсем запущенная, нуждается в восстановлении во внимание к исторической своей древности и значению для Сибири лица, приносившего здесь свои молитвы, владыки Филофея. 7) Между Троицкою и Мученическою церквами каменный подвал для хранения провизии. 8) За братскою трапезою, по той же линии, деревянный хлебный амбар с погребом. 9) На заднем дворе деревянные строения: баня и далее амбар на 15 саженях и 4-х сажен ширины, внизу коего помещаются конюшня, каретни и пр.
В благоустройстве монастыря принимали участие следующие, упомянутые в сибирских летописях и в монастырских делах, лица: 1) первоначальный основатель монастыря, Казанский монах Нифонт 1616 года; 2) строитель старец Илия 1620 г.; 3) игумены: Аврамий 1621 г., 4) Сергий 1622 г., 5) Варлаам 1639 г.; строители: 6) Лаврентий 1648 г., 7) Феоктист 1656 г.; архимадриды: 8)Антоний 1698 г., 9) Исаакий 1703 г., 10) Гедеон 1723 г., 11) Зиновий 1733 г., 12) Михаил 1752 г.,13) Порфирий 1760 г., 14) Софроний 1761 г., 15) Феодосий до 1777 г., 16) Никодим до 1786 г.; игумены: 17) Троадий 1-й 1791 г., 18) Андрей с 1794 г., 19) Троадий 2-й, 20) Даниил с 1796 г., 21) Андрей 2-й 1798 г., 22) архимадрит Маргарит с 1808 по 1809 г., 23) архим. Гавриил Стефановский 1810 г. После его пяти лет управления монастырем казначей иеромонах Филадельф, переведенный потом игуменом в Кондинский монастырь; 24) архимадриты: Амвросий с 1815 г., 25) Владимир с 1836 по 1870 г., 26) Антоний Пудовиков с 1871 по 1878 г., 27) игумен Мемнон 1881 г., 28) иеромонах Филарет с 1886 г., до нынешнего времени. Что касается числа монастырской братии в разное время существования монастыря, то представит цифровые данные об этом трудно. Норма монастырской братии в дошедшем до нас завещании о построении Троицкого храма указывается следующая: 4 священника, пятый начальник, диакона два, клирошан 6 и послушников по чину. «Прошу, говорится в завещании преосв. Филофея, — на сию обитель иметь призор особый архиерейский:, чтобы было всегда, аще не более, то священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послужников по чину, и чтобы тунеядцев отнюдь тут не было. Начальник же должен промышлять, чтобы в ней пение было киевское и т.д.». Но едва ли можно полагать, чтобы было показанное число братии в монастыре даже на первое время, разве при самом митр. Филофее и тех его «суксессорах», которые свято исполняли его завещание и свидетельствовали это своими подписями под завещанием. Впрочем, и последнее сомнительно. Уже ближайший преемник Филофея по кафедре, митрополит Антоний Стаховский, подписываясь под завещанием его, оговаривается: «и я недостойный митрополит Тоб. И Сибир. Антоний руку мою прикладываю, обещаясь по силе, пока житие мое, сему месту святому пособствовати». При Антонии Нарожницком, в 1744 — 1747 г. возникает в монастыре дело об иеромонахе Леонтии, который изобличался в тяжком преступлении. Можно было думать, что иеромонаха подвергнут извержению из священного сана и иноческого чина, но митрополитанский суд ограничился наложением ему наказания шелепами, в присутствии монастырской братии, запрещением на год в священнослужении, при чем Леонтий обязывался повседневно читать в церкви стоя псалмы и каноны — первую половину года без клобука, а другую в клобуке; в среды и пятницы иметь ему воздержание от пищи и на всякий день класть с молитвою 30 поклонов земных о отпущении грехов. Через год, по одобрении архимандритом, Леонтий был разрешен, при чем в указе Консисторском сказано: «ради скудости в иеромонахе по прежнему дозволить священнодействовать». Вот уже когда чувствовалась скудость в составе братии. В остальное за тем время, особенно ближайшее к нам, в братии всегда был недостаток. Перед 1880 годом в монастыре некому было настоятельствовать и он два года состоял под управлением вдового священника-быльца (Павла Серебренникова).
В настоящее время в Тюменском монастыре 3 иеромонаха с настоятелем, 1 иеродиакон и до 6 послушников, кроме прислуги. Средства к содержанию монастыря и к прокормлению братии были, должно полагать, всегда небогатые. Дело в том, что Тюменский монастырь заведен был без указа, и сначала не имел ни крестьян, ни угодий. Городские жители пожертвовали монастырю землю, которую монахи должны были обрабатывать сами. Только в 1659 г. за монастырем крестьян 72 души муж. пола, рыбная ловля по р. Туре, озеро Щучье, сенные покосы, пахотные земли мукомольную мельницу. Все это утверждено за монастырем в 1662 г. царем Алексеем Михайловичем, по просьбе строителя старца Феоктиста. Такое хозяйство нельзя назвать значительным и скудость могла еще зависеть от неискусного ведения его. На это именно жаловался преподобный Филофей, который потому, между прочим, и обратил внимание на Тюменский монастырь «что видел обитель Преображения Господня в конец опустошенную, от строителей неискусных и приходящую в падеж последний». Потому он и пишет в своем завещании: «на тую церковь молю с дому архиерейского давать по всем в год, по три пуда воску, по десяти фунтов ладану, по два ведра вина церковного, понеже бо того в дому архиерейском не скудно. И да слывет та обитель Свято-Троицкая, Преображенская, домовая архиерейская»: «Тоже молю, — пишет он в заключении своего завещания, — братию мою архиереев, кто по мне будет, для великой скудости сей обители пожаловать из дел духовных доходы отдавать на братию, на одежду, чтобы молитвы неусыпно были»: Впоследствии у монастыря было 7 деревень в Тюменском округе, в которых в 1774 году считалось 516 душ и отпускалось жалованье по 40 р. в год из казны, чтобы монахи молились о здравии царского величества.
В 1764 г. крестьяне и вотчины от Тюменского, как и от всех монастырей в Сибири и России, отобраны в казну и монастырям штатное содержание. После этого монастырь содержался и братия прокармливалась на окладные суммы, и, кроме обычных средств от треб, заказных обеден, акафистов и пр., также деньгами, получаемыми от арендаторов с отдаваемых им угодий. Угодья у монастыря доныне числятся следующие: 1) Тюменского округа, Червишевской волости, при деревне Малой Балды на речке Балда, от Тюмени в 40 верстах, двухпоставная мукомольная мельница; 2) В 120 верстах от Тюмени в Ялуторовском округе, Лыбаевской волости, при деревне Кокуйке, на речке Березовке, однопоставная мукомольная мельница, принадлежавшая прежде Рафайловскому монастырю, а по уничижении оного, в 1834 году, приписанная к Тюменскому монастырю; 3) Рыбопромышленный песок на р. Туре, возле монастыря; 4) Ялуторовского округа под селом Турушевским, в 100 верстах от Тюмени, небольшое озеро, принадлежавшее прежде Рафайловскому монастырю; 5) В 15 верстах от Тюмени под Луговским селом, при р. Туре, сенокосный луг, под коим земли 40 десятин; на нем ставится для монастыря сено, при хорошем урожае травы до 800 копен; 6) В 3-х верстах от Тюмени около р. Туры, сенокосный луг, под коим 20 десятин земли; на нем ставится для монастыря сена около 200 копен; 7) Березовая роща возле самого города Тюмени, бывшая прежде пахотною землею, под коей земли 33 десятины; 8) Другая таковая же роща, в 4 верстах от Тюмени, тоже бывшая прежде пахотною землею, в коей земли около 100 десятин; 9) Лесной участок, в Тюменском округе, в 30 верстах от Тюмени, около реки Пышмы, отведенный монастырю в 1840 г., в нем земли около 150 десятин.
При незначительных средствах, которыми располагал всегда Тюменский монастырь, он не отказывался, в разное время своего существования, от участия в деле просвещения детей. В 1761 г., при Тобольском митрополите Павле, в Тюменском монастыре была открыта латинская школа. В ней обучались священнослужительские дети заказов Тюменского, Тавдинского, Туринского и Краснослободского, пока в последних двух не были открыты свои школы. Впоследствии, при архиепископе Варлааме 1, школа латинская преобразована была в славяно-русскую и оставалась при Тюменском монастыре до конца 1783 г. 20 января 1784 г. священно-церковно-служители Тюменского заказа заявили духовному правлению, что «за неурожаем хлеб дорогой, также и прочие съедные потребные к жизни человеческой овощи не родились, и подряжающиеся в гор. Тюмень содержат детей их просят дорогую плату за квртиры, хлеб и харч, а они сами, за неполучением с прихожан руги, на домы свои хлеб покупают и вследствие двойного содержания могут придти в крайнее убожество», и просили правление уволить детей из школы на 1784 год, обязуясь обучать их в своих домах. О просьбе духовенства правление донесло преосвященному Варлааму. 29 января преосвященный разрешил уволить детей на годичное время в домы их родителей с тем, чтобы пополугодно доносили ему, чему уволенныя дети будут научены. В 1790 году учение возобновилось и продолжалось до 15 июня 1803 г., когда преосвященным Антонием Знаменским сделано было распоряжение: с 1 сентября того года детей духовенства Тюменского и Туринского округа, от 8 до 18 лет, представлять в русское училище, учреждаемое в монастыре Знаменском при Тобольской семинарии. Впрочем, это распоряжение не было в точности приведено в исполнение, видимо, за уклонением родителей, нежелавших отправлять своих детей так далеко, при немалых материальных затратах. В свою очередь, училище русское при семинарии, само по себе — одно, не имело средств содержать довольно учеников из разных округов. Требовалось привлечь штатные монастыри к участию на содержание, или снова поддержать бывшие доселе при монастырях русские школы. По предложению преосвященного Антония от 21 сентября 1804 года, консистория потребовала от настоятелей сведения о том, чем каждый монастырь может вспомоществовать учреждению училищ. Тюменский монастырь дал отзыв в таком роде, что он предполагает содержать десять учеников: дать им келью с отоплением и книги; для пропитания, одежды и обуви учеников ежегодно отпускать из неокладной суммы 50 р.; в случае недостаточности этих денег — спосошествовать для общей пользы какими-нибудь экономическими средствами. Если в учителя будет избран кто-нибудь из диаконов или причетников Тюменского заказа, то он должен довольствоваться доходами от своей церкви, не требуя от монастыря особой платы за обучение детей. За успешное обучение детей монастырь со своей стороны обещал прибавлять ему по 1 рублю в месяц; по открытии штатных братских вакансий, принадлежащее им жалованье и провизию употреблять на содержание учеников. Таким образом, русская школа при Тюменском монастыре снова ожила; мы встречаем упоминание о ней в 1810 г., причем школа числится состоящею в ведении Тюменского духовного правления. Дальнейшая судьба сего училища в точности неизвестна. Должно однако думать, что школа поддерживалась духовным правлением, которое помещалось в том же монастыре до самого своего закрытия. В последнее время при Тюменском монастыре существует церковно-приходская школа для приходящих бедных детей города. Занятия в ней ведутся с достаточным успехом; ученики каждогодно по нескольку выдерживают льготные испытания по воинской повинности. Не столько путем школы, сколько всем строем иноческой жизни, Тюменский монастырь служил по мере возможности, религиозно-просветительным целям тюменцев, которые, особенно из памяти к почившему здесь преосвященному митрополиту Филофею, приходили в монастырь для молитвы и поучения словом Божиим, а в лице иных иноков и для назидания словом и примером их жизни. В монастыре были посылаемы Епархиальным Начальством лица духовного чина на «справу», равно и из среды раскольников. При беглом сравнительно осмотре монастырского архива, нельзя было отыскать документальные данные о том, были ли в Тюменском монастыре на послушании и в качестве епитимийщиков лица замечательные в каком-либо отношении.
Вообще, предание и архив не свидетельствует об особенных исторических деятелей монастыря. В этом последнем отношении, т. е. историческом, единственной замечательной личностью выступает преосвященный митрополит Филофей, возобновитель монастыря, — этот истинный апостол Сибири, о котором преемник его митрополит Антоний Стаховский свидетельствовал Святейшему Синоду, что он личным своим трудом ко Христу до 40000 инородцев, от Урала до Камчатки, и не принуждением, а любовью и увещанием. Преосвященный Филофей, проживая на покое в монастыре, скончался 31 мая 1727 года, на 77 году своей жизни, и по завещанию похоронен на монастырской ограде, вблизи западных дверей Троицкой церкви для того, чтобы входящие в церковь через могилу попирали его — «обуявшую соль земли». Сначала над могилою ничего не было, но после устроен каменный памятник, в виде гробницы, и обнесен кругом полисадником с железными решетками и небольшой крышей. Теперь здесь устроена красивая паперть. Вследствие преемственного, постоянного изустного предания о благочестивой и праведной жизни митрополита Филофея, жители как города Тюмени, так и прочих мест Сибири, питают к памяти его особенное благоговение, и по усердию своему, над могилою его служат панихиды об упокоении души усопшего Архипастыря, в надежде, через его ходотайство у Бога, получить себе милость Божию в болезнях и прочих случаях, и, как говорят, многие получают желаемое. Отчасти благоговейная память о почившем архипастыре, а также и то, что в монастыре издавна жили сановитые лица из духовенства — архимандриты и игумены, наконец самый храм (холодный) очень вместительный, — все это было причиною, что в монастырь стекались граждане со всем духовенством в большие и гражданские праздники, для совершения торжественных молебствий. Так было, насколько известно, до 1885 года, когда почему-то этот старинный, быть может, еще от времен митрополита Филофея Лещинского сохранившийся обычай был отменен. За то до последнего времени продолжается обычай приносить сюда, из-за 30 верст — села Каменки, чтимую икону Нерукотворного Спаса, которая остается в монастыре около трех недель, причем, как в храме, так и на домах, по желанию благочестивых граждан, служатся братиею молебствия. Встреча иконы бывает около 8 июля и отличается особенной торжественностью. Чудотворных икон, древних рукописей и прочих предметов, заслуживающих особенного внимания по древности и другим каким-либо причинам, монастырь не имеет; нет в нем даже вполне приличной утвари и ризницы, хотя в числе первой довольно старых серебряных сосудов, есть и оловянные; есть также митры различной своеобразной формы, только все это в 1881 году мы видели хранимым в недостаточном порядке.
В заключении сего исторического очерка скажем, что если принято ценить заслуги исторических деятелей сохранением памяти их в потомстве путем устройства в честь их различных просветительных и благотворительных учреждений или через поддержание уже открытых и существующих; то таковую память вполне заслужил преосвященный митрополит Филофей, почивающий в Тюменском монастыре, который пи жизни его был любимой обителью Ахрипастыря. Монастырь этот теперь, нельзя сказать, чтобы был в желаемом состоянии как в отношении иноческого состава, так и в экономическом, о чем однако так много заботился митрополит Филофей, оставивший по сему предмету завещание. Как бы желательно, чтобы осуществились надежды сего Архипастыря, о которых он писал в завещании. А для сего, и первее всего, необходимо увеличение состава братии, необходим подъем порядков монастырских в соответствии требованиям иноческого устава, что могло — бы влиять благоприятно в религиозно — нравственном отношении на окружающую среду, в которой много раскольников. Здесь при монастыре всего удобнее иметь местопребывание противораскольническому миссионеру, вести беседы с заблуждающими и религиозно-нравственные чтения, для которых есть приличное помещение. Само собой разумеется, что в памяти того же просветителя Сибири — преосвященного Филофея и вследствие исторической традиции, при монастыре не должно прекращаться существование школы и быть ей следует более организованною, чем теперь — в виде лишь начальной школы — для десятка детей городских. Она по всему праву должна быть, по меньшей мере, двухклассною церковно-приходскою школою. Путем этой школы будет поддерживаться просветительное влияние на молодое подрастающее поколение, которое всегда сохранит память к воспитавшей его школе и уважение к монастырю, приютившему у себя школу. А благочестивыя и деятельная жизнь обновленной братии религиозные собеседования с возрастными, особенно с раскольниками, довершат желаемый подъем монастыря. Тогда можно с уверенностью сказать, что не зарастет тропа благочестивых людей к могиле приснопамятного митрополита Фелофея, а через это несомненно подымется самое материальное благосостояние монастыря, которое в свою очередь вызовет впоследствии новые соответственные мероприятия ко благу ближнего и к славе обители.
Перепечатка с www.ihtus.ru/mon/h.shtml]Официального сайта Свято-Троицкого мужского монастыря
Из графических материалов о ранней Тюмени представляет интерес книга голландского географа Николаса Витсена «Северная и Восточная Татария», вышедшая вторым изданием в 1705 году. Для иллюстрации книги Витсен пользовался чертежами Сибирского приказа, и в том числе работами С. У. Ремезова. Но у него не было подробного изображения Тюмени, и Витсену его, видно, пришлось составлять по устным рассказам. В июле 1705 г. Тюмень вновь постигло бедствие. Пожар поглотил почти весь острог, сгорело 729 дворов, а сохранилось только 47. Сгорела острожная стена со Спасской и Знаменской башнями, девичий монастырь, церкви: Архангельская, Спасская, Знаменская и Ильинская и митрополитский двор. На базарной площади сгорело 24 лавки, кружечный двор, таможенная изба и богадельня. И как писалось в донесении того времени, «отстоять было невозможно потому, что те лавки и таможенная изба с дворами градских жителей построены были смежно, а на оных оброчных лавках сделаны были избы жилые большие». Городской острог в пожаре не пострадал.
Не сразу Тюмень смогла оправиться от пожара. Только в 1709 г. воевода Д. С. Копьев поставил новую острожную стену с полевой стороны и было начато строительство каменного Преображенского, или Троицкого собора мужского монастыря. Церковь заложили в мае 1708 года и закончили в 1715 г. По специальному указу Петра I на ее строительство с Урала было отпущено кровельное железо и 1 000 рублей из тобольских доходов.
Мощный объем собора завершен тремя большими и двумя малыми главами, получившими сложные силуэты куполов, напоминающие завершения украинских церквей, хотя трактовка архитектуры стен собора чисто русская. Известно и имя его строителя: им был «каменный мастер» Матвей Максимов. Но не выяснено, удалось ли ему закончить собор. Уже в процессе сооружения храма к его основному объему с северной стороны пристроено двухэтажное здание приделов, получившее совершенно иную архитектурную пластику. Особенно характерны обрамления окон. Если в основном объеме проемы обрамлены традиционными русскими наличниками, то здесь они получили форму, напоминающую трепетное пламя свечи. Точно такие же окна сделаны были в Спасской церкви Тобольска, построенной в 1709–1713 г.г. Видимо, этот неизвестный тобольский строитель закончил и Троицкий собор тюменского монастыря.
Выходец из Киева, сибирский митрополит Фелофей Лещинский жил в Тюменском монастыре с 1711 по 1719 год и затем с 1721 по 1727 год. Он охотно привлекал своих земляков к отделке собора. Ими был выполнен великолепный иконостас. Их влияние сказалось и на архитектурных формах собора.
Особый интерес представляет вторая монастырская церковь — Петропавловская. Из-за позднейших переделок она утеряла свой первоначальный облик. Деревянные её купола сгорели в пожаре 1842 года. Восстановлены они были уже в виде луковиц, в то время как до пожара купола были такими же, как и на Троицкой церкви, — многоярусными.
Петропавловская церковь в плане имеет форму равностороннего креста. В непосредственной близости от неё, на восток, отдельно стоит восьмигранная колокольня. Позднее её соединили с церковью, застроив промежуток между ними и ещё сделав двухэтажный пристрой с южной стороны, где разместились ризница и духовное правление. Все это исказило первоначальный облик церкви.
Сохранились чертежи Петропавловской церкви, сделанные для перестройки её после пожара. По ним легко восстановить и ее первоначальный облик. Её формы напоминают Георгиевскую церковь киевского Выдубецкого монастыря, построенную в 1696-1700 годах. Еще более неожиданно ее сходство с одним из рисунков, помещенных в «Служебной чертежной книге» С. У. Ремезова. Ремезов как будто бы не бывал на Украине. Видимо, кто-то из киевлян привез рисунок этой церкви. Такое предположение вполне вероятно, так как еще в 1702 году Лещинский обращался с просьбой к Петру I, «монахам киевлянам чтобы был приезд в Сибирь и из Сибири отъезд вольный» и чтобы им давались ямские подводы. С монахами ехали и мастеровые. Но рисунок Ремезова — далеко не копия церкви Выдубецкого монастыря. Здесь своя трактовка многих форм и деталей. Таким образом, можно предполагать, что Петропавловская церковь в Тюменском Троицком монастыре была построена по проекту С. У. Ремезова, хотя и в несколько измененном виде.
Третьей постройкой монастыря была церковь Сорока мучеников. Она имела в плане размеры 10×4 сажени (21,3 м x 8,5 м) и высоту с крестом 10 сажен (21,3 м). К небольшой церкви была пристроена трапезная.
Были в монастыре и другие каменные сооружения: в западной части ограды построен был двухэтажный дом для приезжавшего митрополита, территория монастыря с трех сторон ограждена каменной стеной длиной 386,5 м. Монастырь занимал площадь неправильной геометрической формы с размерами примерно 138 м x 139 м. В южной стене были въездные ворота, увенчанные конусо-образной главкой.
Подмываемый Турой берег постоянно сползал, хотя и был в начале XVIII века укреплен деревянным обрубом длиной 147 м и шириной в 4,2 м. Здесь каменную стену пришлось заменить деревянным забором.
Помимо каменных построек, в монастыре было несколько деревянных служб и келий для монахов и настоятеля. Монашеские кельи размещались в первом этаже Петропавловской церкви и в колокольне.
Отсутствуют какие-либо сведения о датах постройки двух последних церквей и ограды. Но они, видимо, были возведены в тот же срок, что и Троицкий собор, то есть в 1702-1715 г.г.
В 1714 году Петр I издал указ, по которому по всей территории государства запрещалось каменное строительство с тем, чтобы сосредоточить все усилия на возведении зданий новой столицы — Петербурга.
Строительство в Тюмени в XVI-XVIII веках. http://providenie.narod2.ru/news/05/2014-09-29-10
К числу уникальных памятников истории Сибири относится архитектурный ансамбль Тюменского Троицкого монастыря — творение умелых рук сибирских архитекторов, строителей, художников, резчиков XVIII века. Монастырь расположен на крутом берегу Туры, в северо-восточной части города Тюмени. Основные его сооружения — Троицкий собор, Петропавловская церковь, колокольня и монастырская стена — сохранились до наших дней.
Центральное место на монастырской территории древнерусские строители отвели Троицкому собору. Пятиглавый кубический храм высотой 43,2 метра, длиной 28,08 метра и шириной 27 метров со сложным силуэтом куполов и оригинальной трактовкой стен представляет собой сочетание древнерусской и древнеукраинской архитектуры. Такое сочетание типично для культовой и гражданской архитектуры Сибири первой половины XVIII века.
Не менее интересна Петропавловская церковь, расположенная у южной монастырской стены. Она, как и Троицкий собор, пятиглавая, высотой 34,56 метра, длиной и шириной по 21,6 метра. По форме Петропавловская церковь напоминает равноконечный крест, почему ее иногда называли крестообразной.
Третий памятник архитектуры XVIII века в монастыре — восьмиугольная колокольня с шатром, примыкающая к алтарю Петропавловской церкви, ее высота с крестом — 33,88 метра, ширина — 8,64 метра. В свое время колокольня имела 7 колоколов, главный из которых весил 116 пудов, и звон его считался лучшим в Тюмени.
Территорию монастыря обрамляет кирпичная стена XVIII века, с южной стороны которой находятся проезжие ворота.
История создания и художественные особенности ансамбля Троицкого монастыря издавна привлекали внимание ученых. Более других ими интересовались до революции историки церкви, особенно Н.А. Абрамов и неизвестный автор под инициалами «П. Г-н». В советское время Тюменским Троицким монастырем занимались историки архитектуры В.И. Кочедамов и А.М. Прибыткова. Они раскрыли художественные достоинства и историко-культурную ценность комплекса сооружений Троицкого монастыря. Однако история создания ансамбля монастыря изучена слабо, и датировка его построек, основанная главным образом на сообщениях церковных историков XIX века, дается в имеющейся литературе противоречиво.
В. И. Кочедамов предполагает, что Троицкий собор, Петро-павловская и Мученическая церкви, колокольня и ограда построены при митрополите Филофее Лещинском в 1708—1715 годах. А.М. Прибыткова считает, что Троицкий собор построен в 1709—1717 годах, Петропавловская церковь основана в 1733 году и вместе с колокольней и кельями была закончена в 1755 году, а каменная ограда — в 1739 году.
Изучение новых архивных данных позволяет уточнить историю создания каменного ансамбля Тюменского Троицкого монастыря.
Через некоторое время после основания в 1586 году города Тюмени в нем появляется ряд культовых сооружений. Среди них построенный в первой четверти XVII века мужской Спасо-Преображенский монастырь, позднее переименованный в Троицкий. Первоначальные постройки монастыря, как и все городские строения, были деревянными. Но когда на рубеже XVII—XVIII века в Сибири началось «каменное строение», оно затронуло и Тюмень, в том числе и Спасо-Преображенский монастырь.
Инициатором и активным организатором каменного строительства в монастыре выступил митрополит тобольский и сибирский Филофей Лещинский, видный деятель церкви и культуры России петровского времени. В 1706 году он обратился к Петру I с просьбой разрешить «на Тюмени в Спасском монастыре построить небольшую каменную подаянием мирских людей церковь, а кирпич бы делать ссыльным людям». Петр I, рассматривая лично «доносительные статьи» Филофея, вынес по ним положительное решение, и 14 декабря 1706 года в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасском монастыре построить церковь каменную». Строительство близ монастыря специальных кирпичных сараев, обжиг кирпича и возведение церкви указывалось производить силами ссыльных людей, а рубка и доставка в монастырь строительного леса «на подвязи» и дров «на обжигание кирпичю» возлагались на подгородных крестьян Тюменского уезда. Кроме того, пашенным и оброчным крестьянам Верхотурского уезда для «церковного строения» в Тюменском Спасском монастыре указано было привезти из Верхотурья 4 струга «белого камени». Позднее Филофей добился от Петра I указа об отпуске из тобольской казны на церковное строение в Тюменском Троицком монастыре 1000 рублей (Указ 12 июня 1709 года).
С 1707 года началась активная подготовка к каменному строительству в монастыре. В течение этого года между Тобольской приказной палатой и тюменским воеводой Д.С. Копьевым шла интенсивная переписка о поставках в монастырь тюменскими подгородными пашенными и оброчными крестьянами леса на строительство церкви и кирпичных сараев (заводов) и дров для обжига кирпича. Помимо этого крестьяне должны были доставить на кровлю для кирпичных сараев 2000 возов соломы. Для ускорения работ по изготовлению кирпича из Тобольска был прислан наделенный большими полномочиями приказной человек А.И. Иконников. Его распоряжения по нарядам крестьян на монастырские работы были обязательны для тюменского воеводы. В результате принятых мер в 1707 году в монастырских сараях было изготовлено 82 тысячи кирпичей, а в 1708 году к 3 ноября «в деле» находилось 114 200 кирпичей.
В 1706 году, как видно из просьбы Филофея и указа Петра I, предполагалось обжигать кирпич и вести все строительные работы по возведению церкви силами ссыльных людей. Но вскоре из-за малочисленности ссыльных в Тюмени, особенно ссыльных каменщиков, пришлось привлекать к строительству церкви местных жителей.
10 мая 1708 года Тобольская приказная палата указывала Д.С. Копьеву, что «основание под церковь велено выбутить тюменским каменщикам», поэтому «к строению тоя каменные церкви нынешнего 708 году дать каменщиков на Тюмени сколько человек понадобитца и впредь потому ж давать тех каменщиков по вся годы до совершения церкви».
Но копка рвов в 1708 году продвигалась медленно, и Тобольская приказная палата вынуждена была направить тюменскому воеводе указ «дать для работы рвы копать тюменских казачьих детей, а под церковь основание выбутить каменщиков сколько человек пристойно». Во исполнение этого указа Д.С. Копьев 18 мая 1709 года отправил посыльных по всему Тюменскому уезду, чтобы они высылали казачьих детей «для копания рвов в Спасо-Преображенский монастырь под церковь каменную да каменщиков для клажи и бутки в том же монастыре церкви каменной тотчас бессрочно».
По замыслу Филофея церковь в Спасо-Преображенском монастыре должна была иметь пять престолов: главный и самый большой в честь Троицы, второй, в нижнем приделе, — Успенский (богородицы Печерской, в память того, что сам Филофей был воспитанником Печерской лавры и оттуда получил назначение в Тобольск), третий, наверху — «Преображения господня» (в честь старого названия монастыря), четвертый и пятый, на хорах — в память великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского (покровителя сибирского).
В записи 21 апреля 1708 года, где Филофей изложил указанный план строительства собора, он отмечал: «к сим престолам иконостасов пять изрядным художеством делается (подчеркнуто мною — С. К.) и трудником скицаром и иконником все заплачено, и каменному мастеру Матвею Максимову за всю егопри ней гошпиталь, в нем три человека…» Далее отмечается, что монастырь обнесен каменной стеной, перечисляются монашеские кельи и различные хозяйственные строения, примыкающие изнутри к монастырской стене.
Как видно, к 1741 году в монастыре из крупных каменных сооружений были Троицкий собор, Мученическая церковь, колокольня, ограда и недостроенная Петропавловская церковь. Любопытно указание документа на наличие госпиталя. Это было первое лечебное учреждение в Тюмени.
Позднее, в 1761 году, здесь же была открыта и первая в Тюмени начальная школа для обучения детей священнослужителей, так называемая латинская школа. Во второй половине XIX века она располагалась в двух каменных кельях при главных монастырских воротах.
Строить несколько церковных зданий одновременно монастырь был не в состоянии. Поэтому после окончания Троицкого собора за один 1717 год была построена небольшая Мученическая церковь. Только после этого приступили к сооружению Петропавловской церкви с колокольней. Как доносил в 1788 году в консисторию игумен Троицкого монастыря Никодим, Петропавловская церковь основана «с каменного колокольнею во одной связи до состояния штатов 1726 году». Примерно в это же время, а возможно и раньше, было начато строительство каменной стены. Из обращения властей Тюменского монастыря к населению, которое удается датировать примерно между 1728—1736 годами, видно, что строительство церкви, колокольни и каменной ограды было начато при Филофее (а он умер в 1726 году), но «не скончавшиеся за оскудением». В своем обращении монастырь призывал население жертвовать на достройку Петропавловской церкви, колокольни и ограды. Между прочим отмечалось, что монастырская ограда к этому времени уже возведена была наполовину. Первый взнос в сборную книгу, приложенную к обращению, на сумму 28 руб. 72 коп. записан рукой эконома монастыря И. Климонтова от имени митрополита сибирского Антония Стаховского. Далее следует список других жертвователей: купцов, канцеляристов, посадских, служилых, крестьян, дворян, церковнослужителей. Документ конца не имеет, но сохранившийся список содержит 66 фамилий лиц, пожертвовавших в общей сложности 138 руб. 12 коп.
Строительство, как видно из указанного документа, было возобновлено в конце 20 — начале 30-х годов XVIII века и осуществлялось на средства, собранные с местного населения. К 1741 году, как отмечалось выше, постройка ограды и колокольни была закончена. Петропавловская же церковь была достроена только к 1755 году и 30 августа этого года освящена по грамоте митрополита Сильвестра.
25 апреля 1763 года архимандрит Тюменского Троицкого монастыря в доношении митрополиту Павлу так описывает Петропавловскую церковь: «…наподобие четвероконечного креста устроена, прямо сей церкви на восток споряду ризница и при ней колокольня, вокруг все строение обведено перилами деревянными». Под церковью устроены кельи, между ними ворота.
Первые участки сохранившейся до наших дней каменной ограды монастыря были построены еще при Филофее, а весь комплекс ее окончен в 1739 году. Тогда же в 36,7 метра от Петропавловской церкви и в 77 метрах от Троицкого собора у западной стены монастыря были возведены двухэтажные каменные настоятельские покои «в одной с оградою связи, с кладовыми под ними двумя палатами». Ограда каменной была только с трех сторон, с четвертой, восточной, «над самым яром к реке, от наводнений осыпающемся», в 32,4 метра от него был поставлен деревянный забор. Длина каменной ограды равнялась 391,9 метра, деревянной — 125,3 метра.
В дальнейшем в монастыре большого строительства не было. Осуществлялся лишь ремонт и подновление существующих зданий, приходивших в ветхость или страдающих от частых в Тюмени пожаров.
Таким образом, датировка каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре выглядит следующим образом. Заготовка леса, глины, сооружение кирпичных сараев, изготовление кирпича начались в 1707 году. В это же время Филофей подрядил для строительства Троицкого собора мастера Матвея Максимова, а также иконописцев и «сницарей» для письма икон и резки иконостасов.
В 1708—1709 годах заложили фундамент Троицкого собора и к 1716 году закончили полностью сооружение его центральной части. Достройка северного придела и отделка Троицкого собора были закончены к 1717 году.
В 1717 году сооружена одноэтажная Мученическая церковь с монастырским корпусом и хозяйственными помещениями при ней.
Между 1717—1726 годами приступили к возведению комплекса Петропавловской церкви с колокольней. В это же время или несколько раньше начали строительство монастырской стены и настоятельских покоев. Вскоре после смерти Филофея (1726 год) строительство стены, колокольни и Петропавловской церкви было приостановлено из-за недостатка средств. Около 1733 года оно было возобновлено, и к 1739 году стена была возведена полностью. Не позднее 1741 года было закончено и сооружение колокольни, а Петропавловская церковь была построена в 1755 году.
Таким образом, все строительство каменного ансамбля Тюменского Троицкого монастыря осуществлялось в течение полувека с 1707 по 1755 год с небольшим перерывом в конце 20 — начале 30-х годов.
Памятников XVIII века такой художественно-архитектурной значимости, как ансамбль Тюменского Троицкого монастыря» в Сибири мало, поэтому его необходимо реставрировать и сделать общедоступным для осмотра.
С. В. Копылова, К датировке каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре
Тюменский Преображенский монастырь, известный сейчас как Свято-Троицкий, был основан в 1616 г. пришедшим из Казанского Раифского монастыря монахом Нифонтом. Обитель расположилась в живописном месте, на высоком мысу, омываемом с трех сторон водами реки Туры.
К 1624 г. в Преображенском монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя, 6 братских келий, деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь. В это время число братии было всего три человека.
К 1680 г. площадь и хозяйство монастыря значительно расширилось, Преображенской обители принадлежало 405,5 десятины пашни, 153 десятины залежной земли и 7550 копен сенных покосов. Количество братии возросло незначительно, поэтому все работы в приделах монастыря выполнялись зависимыми людьми всего около 200 человек: крестьянами, бобылями, трудниками.
С Тюменским мужским монастырем неразрывно связанно имя «Апостола Сибири» святителя Филофея митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. В этой обители он провел большую часть своей жизни. Здесь, в тишине, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался религиозно-просветительской работой.
Едва только вступив на Тобольскую кафедру в 1702 г., митрополит Филофей проезжая через Тюмень, увидел «обитель Преображения Господня опустошённую и приходящую в падеж падения». Деревянные кельи сильно обветшали, забор покосился, Преображенская церковь полуразрушена. Однако вид на Заречье отсюда открывался великолепный с обрывистого берега Туры. Возможно, после первого своего визита митрополит Филофей решает возродить монастырь как «Свято-Троицкий» в каменном исполнении.
В 1706 г. святитель обращается к царю Петру I с просьбой разрешить строительство каменного собора подаянием мирских людей, а кирпич делать ссыльным людям. 14 декабря 1706 г. в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасовом монастыре построить церковь каменную».
Указом от 12 июня 1709 г. император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу.
Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, которых распорядился отправить стоить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось так же кузнецами и плотниками.
На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 г. митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Троицкий Монастырь. До прибытия 14 августа 1711 г. митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из нашего монастыря.
Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось.
Собор был освящен 16 июня 1715 г. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм украшен был великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Как видно из «Завещания», собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй – Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий — в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый — на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый «южный» в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.
Внутреннее убранство собора поражало своей красотою: храм был очень светлым, что в основном, не свойственно древним храмам. Великолепный пятиярусный резной иконостас блистал позолотой и яркостью красок. Все иконы в храме были написаны мастерами-монахами вызванными святителем Филофеем из Киева. Первый иконостас Троицкого собора просуществовал полтора столетия.
К северу от Троицкого собора в 1717 г. была возведена трапезная, двуглавая церковь во имя Сорока мучеников Севастийских. В дальнейшем к храму были пристроен одноэтажный корпус для кухни и братских келий.
В западном столпе этого корпуса устроена домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери, которую особо чтил святитель.
В 1721 г. началось возведение каменной монастырской стены. В 1723 г., когда большинство каменщиков было взято по царскому указу на уральские заводы, строительство монастыря прекратилось.
По замыслу святителя Филофея, монастырь в свое время должен был быть еще один храм. Петропавловский храм Свято – Троицкого монастыря был заложен еще при жизни святителя у Южной стены в 1726 г.
Образцом для этого храма стала церковь на экономических вратах Киево – Печерской Лавры.
Весной 1727 г. схимитрополит Феодор (Филофей) начал чувствовать приближение смерти и ожидал повелением Божия для отшествия в вечность. Перед смертью святитель сказал: «Похороните меня в Тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали ногами прах мой, обуявшую соль земли». 31 мая 1727 г. архипастырь почил кротким сном праведника в Троицкой обители на 77 году от рождения.
Окончательно обитель была отстроена уже после смерти митрополита Филофея. Каменное строительство Троицкого монастыря было возобновлено только с 1733 года, когда игумена Гедеона сменил архимандрит Зиновий.
В 1739 г. была достроена каменная монастырская стена. В этом же году в 77 метрах от Троицкого собора были возведены каменные настоятельские покой. Они состояли из трех частей: сеней и двух палат по краям. У главного входа находилось утраченное позднее крыльцо под деревянной крышей с внутренней лестницей, ведущей на второй этаж. Настоятельские покой стали первым жилым каменным зданием в Тюмени.
В 1830 г. архимандрит Амвросий устроил каменное надгробие с изображением креста, лика святителя и с надписью, а над всем – небольшой навес из листового железа.
Тюменский Преображенский монастырь, известный сейчас как Свято-Троицкий, был основан в 1616 г. пришедшим из Казанского Раифского монастыря монахом Нифонтом.
Обитель расположилась в живописном месте, на высоком мысу, омываемом с трех сторон водами реки Туры.
К 1624 г. в Преображенском монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя, 6 братских келий, деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь. В это время число братии было всего три человека.
К 1680 г. площадь и хозяйство монастыря значительно расширилось, Преображенской обители принадлежало 405,5 десятины пашни, 153 десятины залежной земли и 7550 копен сенных покосов. Количество братии возросло незначительно, поэтому все работы в приделах монастыря выполнялись зависимыми людьми всего около 200 человек: крестьянами, бобылями, трудниками.
С Тюменским мужским монастырем неразрывно связанно имя «Апостола Сибири» святителя Филофея митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. В этой обители он провел большую часть своей жизни. Здесь, в тишине, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался религиозно-просветительской работой.
Едва только вступив на Тобольскую кафедру в 1702 г., митрополит Филофей проезжая через Тюмень, увидел «обитель Преображения Господня опустошённую и приходящую в падеж падения». Деревянные кельи сильно обветшали, забор покосился, Преображенская церковь полуразрушена. Однако вид на Заречье отсюда открывался великолепный с обрывистого берега Туры. Возможно, после первого своего визита митрополит Филофей решает возродить монастырь как «Свято-Троицкий» в каменном исполнении.
В 1706 г. святитель обращается к царю Петру I с просьбой разрешить строительство каменного собора подаянием мирских людей, а кирпич делать ссыльным людям. 14 декабря 1706 г. в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасовом монастыре построить церковь каменную».
Указом от 12 июня 1709 г. император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу.
Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, которых распорядился отправить стоить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось так же кузнецами и плотниками.
На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 г. митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Троицкий Монастырь. До прибытия 14 августа 1711 г. митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из нашего монастыря.
Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 г. вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось.
Троицкий собор был освящен 16 июня 1715 г. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм украшен был великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Как видно из «Завещания», собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй — Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий — в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый — на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый «южный» в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.
Внутреннее убранство собора поражало своей красотою: храм был очень светлым, что в основном, не свойственно древним храмам. Великолепный пятиярусный резной иконостас блистал позолотой и яркостью красок. Все иконы в храме были написаны мастерами-монахами вызванными святителем Филофеем из Киева. Первый иконостас Троицкого собора просуществовал полтора столетия.
К северу от Троицкого собора в 1717 г. была возведена трапезная, двуглавая церковь во имя Сорока мучеников Севастийских. В дальнейшем к храму были пристроен одноэтажный корпус для кухни и братских келий.
В западном столпе этого корпуса устроена домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери, которую особо чтил святитель.
В 1721 г. началось возведение каменной монастырской стены. В 1723 г., когда большинство каменщиков было взято по царскому указу на уральские заводы, строительство монастыря прекратилось.
По замыслу святителя Филофея, монастырь в свое время должен был быть еще один храм. Петропавловский храм Свято — Троицкого монастыря был заложен еще при жизни святителя у Южной стены в 1726 г.
Образцом для этого храма стала церковь на экономических вратах Киево — Печерской Лавры.
Весной 1727 г. схимитрополит Феодор (Филофей) начал чувствовать приближение смерти и ожидал повелением Божия для отшествия в вечность. Перед смертью святитель сказал: «Похороните меня в Тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали ногами прах мой, обуявшую соль земли». 31 мая 1727 г. архипастырь почил кротким сном праведника в Троицкой обители на 77 году от рождения.
Окончательно обитель была отстроена уже после смерти митрополита Филофея. Каменное строительство Троицкого монастыря было возобновлено только с 1733 года, когда игумена Гедеона сменил архимандрит Зиновий.
В 1739 г. была достроена каменная монастырская стена. В этом же году в 77 метрах от Троицкого собора были возведены каменные настоятельские покой. Они состояли из трех частей: сеней и двух палат по краям. У главного входа находилось утраченное позднее крыльцо под деревянной крышей с внутренней лестницей, ведущей на второй этаж. Настоятельские покой стали первым жилым каменным зданием в Тюмени.
В 1830 г. архимандрит Амвросий устроил каменное надгробие с изображением креста, лика святителя и с надписью, а над всем — небольшой навес из листового железа.
В 1842 г. в Тюмени случился большой пожар, уничтоживший возле монастыря около 200 домов. Петропавловская церковь пострадала так, что кроме каменных стен ничего не осталось. Настоятель монастыря Архимандрит Владимир на пожертвования благотворителей сделал капитальный ремонт не только Петропавловской церкви, но и Троицкого собора.
В 1885 г. при архимандрите Филарете (Кожевникове) был построен деревянный корпус, в котором разместились кухня, братский корпус, хлебный амбар и погреб.
В 1890 г. Мученическая церковь, стоявшая более пятидесяти лет без Богослужений, была отремонтирована на средства А.Ф. Смагина. Обе главы были покрашены и вызолочены оба креста. Из прежнего иконостаса иконы были вставлены в новый, простой работы, и подвинули престол несколько ближе восточной части алтаря. Освящение храма совершил епископ Иустин (Полянский).
300 – летие основания Троицкой обители — совпало по времени с трудными годами для России годами Первой Мировой войны. Уже с начала войны монастырь начинает регулярно отчислять пожертвования в пользу больных и раненных. Когда в Тюмени появились первые увеченные солдаты с передовой, Троицкий монастырь дал согласие приютить увеченных воинов. В резолюции Его Преосвященства от 30 мая 1915 г., де утверждается это решение, игумен Мариниан был назван человеком редкой доброты, который рад будет принять защитников Родины.
Нужно заметить, что Троицкий монастырь во время Отечественной войны 1812 года также отчислял средства «на нужды войны».
С приходом к власти большевиков в 1917 г., начинается сложный период в истории Свято-Троицкого монастыря. В фондах Тобольского архива сохранился документ, который сообщает сведения о последнем наместнике Троицкого монастыря. В этом письме говориться, что по благословению Патриарха Тихона, Священный Синод слушал представление архиепископа Николая от 27 марта 1922 г. и ходатайствовал о пострижении в монашество и возведение в сан архимандрита протоиерея Вознесенской церкви Александра Коровина, перемещенного на должность наместника Троицкого монастыря.
В июне 1922 г. после ареста настоятеля монастыря викарного епископа Иринарха (Синекова-Андриевского) архимандрит Серафим (Коровин) был назначен наместников Троицкого монастыря.
Свято-Троицкий монастырь был закрыт 11 августа 1923 г. Церковный совет подвергся аресту. В его состав входили: архимандрит Серафим (Коровин), священнослужители Вениамин (Поповский), Палладий (Красильников), Антоний (шутов), Алексий (Воронов), Дамиан (Прокопьев), Герасим (Муравьев), Авель (Панасенко), и звонарь Илия Преображенский.
Уже в первой половине сентября монастырь был фактически разграблен. Изымалось все: от митр и посохов (среди которых были и принадлежавшие некогда митрополиту Филофею) до последней лампочки, табуретки и даже полотенца.
В 1924 г. монастырские здания, как памятники зодчества, были переданы отделу Главнауки, там расположился музей атеизма. Поскольку у музея не было средств, что бы заняться ремонтными работами, в 1925 г. заведующий секцией музеев и охраны памятников Л.Р. Шульц предложил вернуть Троицкий собор группе верующих, но в этом было отказано. Настоятельские покой передали в аренду санаторию для туберкулезных детей, церковь Петра и Павла — окархиву, а в церкви Сорока мучеников расположили автохранилище.
Несмотря на происходящие в стенах обители перемены, бывшие прихожане Троицкого монастыря, не теряли надежды на возобновление в нем богослужений. В 1925 году они образовали общину Свято-Троицкого соборного храма, названную Свято-Троицким Затюменским религиозным обществом, состоящим из 257 человек, и утвердили устав, зарегистрированный в окружном административном отделе.
На заявления уполномоченных общины о проведении богослужения в Троицком соборе и о передачи ее в пользование предметов церковной утвари, последовал отказ краевого административного отдела.
В 1941 г. Троицкий монастырь был передан коммунально-эксплуатационной части военного гарнизона г. Тюмени
В 1946 г. было принято решение о строительстве Горводоканала. Тогда было принято решение о строительстве на территории Троицкого монастыря очистных сооружений. Церковь в честь сорока мучеников Севастийских и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери были снесены.
В январе 1946 г. областной совет принял решение о сохранении памятников древнерусской архитектуры бывшего Троицкого монастыря: «… Изъять в ведения ЕЭЧ Тюменского гарнизона временно переоборудовавшийся им на время Великой Отечественной войны под вещевые склады все здания и сооружения бывшего Троицкого монастыря г. Тюмени». Далее в этом документе говориться о запрещении КЭЧ дальнейшего использования здании Троицкого монастыря и передаче его в ведение областного отдела по делам архитектуры до 1 февраля 1946.
В 1947 г. выходит постановление Совета Министров РСФСР от 21 мая за № 389 «Об охране памятников», которые находятся под охраной государства. К нам были отнесены Тобольский кремль и Тюменский Троицкий монастырь.
Но в 1957 г. КЭЧ Тюменского гарнизона продолжал занимать территорию монастыря. По этому вопросу было принято решение «О ремонте и реставрации архитектурного памятника бывшего Троицкого монастыря». Облсовет решил: предложить областному управлению культуры расторгнуть в установленном порядке арендный двор на использование КЭЧ Тюменского гарнизона бывшего Троицкого монастыря в г. Тюмени и предложить КЭЧ к 1 августа 1958 года освободить все помещения для реставрации и организации музея.
22 июня 1994 г. Свято-Троицкую обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырь тогда не был передан епархии, и на его территории располагался Горводоканал, в Петропавловском храме расположился филиал областного краеведческого музея, в наместническом корпусе – Госрегестрация.
22 февраля 1995 г. Священный Синод постановил возродить монашескую жизнь в Тюменском Троицком мужском монастыре. Решением Священного Синода, исполняющим обязанности наместника Свято – Троицкого мужского монастыря был назначен преподаватель Тобольской Духовной семинарии иеромонах Тихон (Бобов). 5 мая 1995 г. к Троицкому монастырю был приписан Крестовоздвиженский храм. Поскольку монастырские храмы еще не переданы епархии, то наместник жил и служил в Крестовоздвиженском храме.
2 сентября 1995 г. Троицкий собор посетили епископ Василий (Родзянко) (+1999) и епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Епископ Василий выразил уверенность, что Троицкий собор еще возродится в былом великолепии.
10 декабря 1996 г. состоялась передача Троицкого монастыря Тобольско -Тюменской Епархии. В акте передачи принимали участие: епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, министр культуры Е.Ю. Сидоров, заместитель губернатора Тюменской области Ю.М. Конев, братия обители и хор Тобольской Духовной семинарии.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за труды по возрождению обители наместник монастыря игумен Тихон (Бобов), удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени.
20 июня 1998 г. на восстановленную колокольню Крестовоздвиженского храма подняли купол с крестом. В этот день в здании Тюменского Духовного училища с участием епископа Тобольского и Тюменского Димитрия и епископа Хабаровского Марка проходила конференция «Сибирь Молодая Православная» на которой присутствовали священники и молодежь северных и южных приходов епархии.
31 августа 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II прибыл в город Тюмень. После посещения Знаменского собора Святейший Патриарх посетил Крестовоздвиженский храм, где был встречен священством монастыря.
19 июля 1999 г. на заседании Священного Синода благословлено открыть Духовное училище с 3-летним сроком обучения.
30 июля 2000 г. архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил новый Братский корпус обители.
28 августа 2001 г. в Успенском приделе Троицкого собора была совершена первая Божественная Литургия после закрытия монастыря.
15 июня 2003 г. в Троицком соборе было совершено первое после 80-летнего перерыва Богослужение, которое возглавил архиепископ Тобольский и Тюменский Димиртий.
19 августа 2003 г. после Божественной Литургии губернатор Тюменской области С.С. Собянин вручил ключи от Петропавловского храма архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию. В ноябре этого же года началась реставрация Петропавловского храма.
http://troica-tyumen.cerkov.ru/istoriya-obiteli/