Тюмень. Кафедральный собор иконы Божией Матери «Знамение».

Тюмень. Знаменский кафедральный собор
Каменная церковь Знамения Божией Матери была заложена 21 сентября 1768 г. на месте ранее сгоревшей и деревянной церкви того же имени с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста. Придел был отстроен в 1775 г. и освящен настоятелем Тюменского Троицкого монастыря архимандритом Софронием. Саму церковь, из-за нехватки средств, сооружали на протяжении 30 лет. 9 сентября 1801 г. игуменом Маргаритом был освящен главный Знаменский престол. По завершению строительства в 1801 г. церковь представляла собой «корабль» с небольшим зимним приделом (сама церковь в то время была холодной), выполненном в стиле «сибирского барокко».
В декабре 1850 г. был утвержден план реконструкции Знаменской церкви, предусматривавший расширение и переделку ее из «холодной» в теплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной. Реконструкция производилась на средства тюменского купца-мецената И.В. Иконникова. Во время реконструкции здания церкви в 1851-1862 гг. северный придел был разобран, построен южный во имя святителя Иоанна Златоуста, который сгорел в конце XIX века. Одновременно с реконструкцией Знаменской церкви (1851-1862 гг.) был высажен сад в церковной ограде. В 1880 году деревянный пол в церкви был заменен чугунным.
В 1901 году на средства екатеринбургского купца-мецената М.И. Иванова были пристроены два придела к Знаменской церкви – в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы и свт. Иоанна Златоуста. На пожертвования же купца М.И. Иванова в 1904 г. пристроен к церкви еще северный придел – Никольский. В этом же году было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня. В таком виде здание церкви сохранилось до наших дней.
Знаменская церковь (8 сентября 1913 г. переименована из приходской церкви в соборную). Сейчас Знаменский собор представляет хотя и сложное, но целостное сооружение, очень интересный образец русского барокко в Сибири. При Знаменской церкви действовало приходское церковное училище.
По постановлению Президиума горсовета от 16 декабря 1929 г. Знаменский Собор был закрыт. С 1930 по 1944 гг. здание собора использовали как пересыльную тюрьму, а затем МТС. В 1944 г. Знаменский собор был передан в пользование общине верующих. В феврале 1948 г. архиепископом Омско-Тюменской Епархии Алексием (Пантелеевым) главный придел Знаменского собора был вновь освящен. При Архиепископе Тобольском и Тюменском Димитрии в 1990 г. была произведена замена деревянных полов на мраморные. В 2002 г. за счет средств благотворителей и пожертвований прихожан на звоннице установили 12 новых колоколов. В 2003 г. за счет пожертвований прихожан были заменены купола и кресты.
По материалам http://www.eparhia.port72.ru/p/blag/php/place.php?id=tyum&id1=1&id2=1

Церковь Знамения Божией Матери каменная, построена в 1786 году. В 1854 году к ней пристроен тюменским купцом Иваном Васильевичем Иконниковым придел во имя св. Иоанна Златоустого, который потом сгорел до основания, и в 1901 году вновь построен екатеринбургским купцом Михаилом Ивановичем Ивановым. Им же устроен и другой придел во имя Божией Матери Скоропослушницы. В церкви три престола: во имя Знамения Божией Матери, во имя Божией Матери Скоропослушницы и во имя св. Иоанна Златоустого.
Всего в приходе 78 дворов, прихожан муж. пола 160, жен. пола 166. Причт имеет сенокосной земли 21 дес. Церковный капитал 9623 руб. 98 коп. Причт получает проценты с билета вечного вклада в 7466 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Дома для причта деревянные, приобретены в 1886 году и составляют собственность церкви.
В приходе имеются: женская гимназия, четырехклассное городское училище и коммерческое училище Колокольниковых. Церковная школа помещается в наемном доме. Ближайшая церковь Успенская. Расстояние от Консистории 260 верст.
Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

Тюмень стала первым русским городом, основанным за Уралом. По летописному свидетельству, в июне 1586 года воеводы Василий Иванович Сукин и Иван Никитич Мясной «по государеву царёву и великого князя Феодора Ивановича всея Руси указу приидоша с Руси… и поставиша на реке Туре град Тюмень, иже прежде бысть град Чимги…» Правда, уже спустя четыре года Тюмень перешла в подчинение основанному годом позже её Тобольску и в этом подчинённом статусе оставалась на протяжении столетий, хотя уже к концу ХIХ века обошла сибирский «стольный» град практически по всем показателям, включая численность населения и уровень промышленного развития.
Тюмень по прежнему была безнадёжно деревянной; лишь в 1700-х годах в ней появилось первое каменное здание (точнее второе; первым стали непритязательные каменные амбары, построенные чуть раньше) — Благовещенская церковь. Далее очередь дошла до Троицкого монастыря, а потом каменное строительство снова заглохло — до 1760-х годов. Известно, что у каменного Знаменского храма было два деревянных предшественника. Датировка первого из них до сих пор вызывает споры. Ряд косвенных свидетельств указывает на 1624 год, но документальных подтверждений тому нет. Вторая возможная дата — 1659 год; она значится на чудом сохранившемся кресте, принадлежавшем Знаменской церкви. Этот деревянный храм сгорел в самом конце ХVII века. Сменившая его, тоже деревянная, церковь простояла до 1766 года — летом того года страшный пожар уничтожил всю Тюмень, и Знаменский храм не избежал гибели в огне. В 1768 году на пепелище была заложена каменная Знаменская церковь, её строили уже в контексте новой концепции развития Тюмени; другими словами, рождение каменной Знаменской церкви совпало с рождением той Тюмени, которую мы сегодня знаем. Храм предполагалось возвести холодным, однако для богослужений, в зимнее время решили заложить тёплый «престол в трапезе о полуденную сторону» во имя святителя Иоанна Златоуста, на что в 1769 году последовало благословение епископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова). В 1775 году Иоаннов придел освятили, но работы в основном храме затянулись.
Церковь строилась на приходские деньги, всего на неё оказалось потрачено 10 000 рублей (очень большая сумма по тогдашним меркам), средств то и дело не хватало, и строительство (равно как и труды оформителей) приходилось замораживать. В ежегодных клировых ведомостях Знаменского храма начиная с 1841 года датой окончания строительства называется 1786 год, однако официально главный престол освятили гораздо позже — 9 сентября 1801 года. Вместе с тем богослужения в храме совершались и раньше: так, согласно высочайшему указу 13 октября 1797 года, священника Знаменской церкви г. Тюмени Гавриила Лунина за отсутствие «за леностью» на службе в высокоторжественные дни определили в монастырь в «труды на три месяца». Возможно, речь здесь идёт о службе в Иоанновском приделе, а не в основном храме. Имен авторов Знаменского храма, выстроенного в стилистике сложившегося к тому времени «сибирского барокко» (а тюменский собор, по общему мнению, один из лучших его образцов), мы не знаем. Зато знаем, что иконы для храма писали тюменский мещанин Е. К. Соломатов (в 1789 году) и тобольский ямщик Ф. И. Черепанов (в 1799 году). В Сибири в то время «богомазов» не хватало и в иконописцы мог попасть любой человек, не лишённый художественных способностей. Прихожане остались довольны работой тобольского ямщика — иконостас Знаменской церкви составили именно черепановские творения.
За первые сто лет своего существования, считая с даты освящения главного престола, тюменский Знаменский храм неузнаваемо изменился, превратившись в конце концов из достаточно простого и традиционного храма-«корабля» в сложнейшее сооружение, поражающее нас ныне своими причудливыми формами. По завершению строительства тюменская Знаменская церковь выглядела совсем не так, как она выглядит в наши дни. В издании «Тобольские епархиальные ведомости» было напечатано следующее: «Церковь состояла из крыльца с круглыми колоннами, притвора с колокольней над ним, трапезы, отделенной от церкви глухой каменной стеной, со стеклянной дверью, и главного храма. В трапезе на правой стороне был придел во имя св. Иоанна Златоуста, в котором зимой и совершалась служба. Стены церкви внутри и снаружи были выбелены. Крыша церкви, купол, подглавки и ограда были деревянные. Колокольня четырёхугольная, двухъярусная, в каждом ярусе по всем четырём сторонам по два слуха». В приходе тогда (к нему были приписаны ещё две деревни) числилось 170 домов с 1027 прихожанами. Для справки: всего в Тюмени в конце ХVIII века проживало 6000 человек.
На протяжении всего ХIХ столетия Знаменский храм жил неторопливой приходской жизнью. За исключением стихийных бедствий, во время одного из которых — холерной эпидемии 1848 года — была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение». В 1820-х годах была проведена первая реконструкция. Тогда вокруг Знаменского храма вместо деревянной устроили каменную ограду с двумя воротами в ней; последние, исполненные в стилистике классицизма, в некотором роде оказались произведением искусства. В 1836 году храм обзавелся новым благовестным колоколом почти в двести пудов весом (более трёх тонн). В том же году выяснилось, что деревянные конструкции храма гниют, прогнили полы, отчего иконостас холодного Знаменского храма накренился. Подвести каменный фундамент удалось спустя только три года; тут требовались богатые жертвователи, которые долго не находились. Ситуация повторилась через десять лет, когда прохудилась деревянная крыша над приделом Иоанна Златоуста в трапезной, своды набухли водой, по стенам пошли трещины и стала отваливаться штукатурка.
Четыре года ушло на сбор денег и приобретение материалов — ремонт (с железным покрытием крыши, побелкой и покраской) выполнили лишь в 1851 году. В 1854 году был освящён южный придел святителя Иоанна Златоуста, соединённый с главным храмом аркой. Освятил его архиепископ Тобольский и Сибирский Евлампий (Пятницкий). Кроме того, устроили новый иконостас, привели в порядок алтарь главного храма; уже признанная к тому времени чудотворная икона Божией Матери «Знамение» получила богатую серебрянную ризу с 35 драгоценными камнями. Тюменский купец И. Иконников также передал Знаменской церкви новую богослужебную утварь, изготовленную из серебра. В 1880 году деревянные полы в храме заменяются чугунными. Неожиданная беда случилась в конце ХIХ века — во время вспыхнувшего пожара сгорел выстроенный И. В. Иконниковым южный придел святителя Иоанна Златоуста. И вновь на помощь пришёл богатый купец — на этот раз им оказался известный благотворитель и меценат из Екатеринбурга Михаил Иванович Иванов. Немалую сумму пожертвовал и отец Иоанн Кронштадтский, с которым Иванов был хорошо знаком. Уже в 1901 году освящать воссозданный южный придел в Тюмень приехал епископ Тобольский и Сибирский Антоний (Каржавин). В 1904 году стараниями того же Иванова к Знаменскому храму пристроили северный придел, а над трапезной поставили восьмигранный световой барабан, перекрытый куполом — всё это, вкупе с «подросшей» на один ярус колокольней, совершенно преобразило Знаменский храм. Именно в таком виде он предстаёт сегодня нашим взорам, несколько даже теряющимся от нарядного «изобилия» и динамизма его форм, перетекающих одна в другую. С 1910-х годах церковь освещалась электричеством, причём электроическое освещение было устроено не только внутри церкви, но и снаружи. В 1913 году храм перестал быть приходской церковью, получив высокий статус собора.
После Октябрьской революции собор не избежал ограбления в пору так называемого «изъятия церковных ценностей» в 1922 году, причём грабители отличились особым пристрастием к иезуитским приёмам. Когда верующие предложили комиссии, собиравшейся «конфисковать» ризу с чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», заменить её равноценным количеством серебра и драгоценностей, «комиссия» согласилась, но уже спустя месяц представители комиссии пришли и за самой ризой, поживившись тем самым у «религиозников» в двойном размере. А потом Знаменский собор передали обновленцам — эта практика имела хождение по всей стране. В 1929 году из храма выгнали и обновленцев — городские власти хотели передать здание под клуб физкультурников, но в конце концов пошли по более простому пути, устроив в нём общежитие для курсантов-колхозников. В 1933 году, в результате каких-то странных веяний, собор вернули обновленцам, которые совершали в нём богослужения до самой войны. В сентябре 1941 года обновленцев снова выбросили на улицу, а здание церкви переоборудовали под военные нужды — в основном помещении жили военнослужащие, а в обезображенном южном приделе оборудовали гараж. Наконец, в 1945 году — на волне потепления отношений между властями и Церковью — Знаменский собор вернули верующим, и уже навсегда. Два важных события произошли в 1948 году. В феврале архиепископ Омский и Тюменский Алексий (Пантелеев) освятил главный престол, а в мае Знаменский собор получил статус охраняемого памятника архитектуры.
Любопытный факт относится к 1965 году. Тогда секретарь горисполкома и директор местного мехзавода с охотой приняли заказ Знаменского собора, и в течение нескольких дней рабочими была возведена вокруг храма металлическая ограда. Скорость по советским временам — немыслимая. Секретарь и директор чуть не поплатились за свою «политическую близорукость» партбилетами, но ограда осталась стоять на месте. На излёте советской эпохи, в 1980 году, в подготовленной «приглядывающими» органами справке указывалось, что в праздничные дни Знаменский собор посещали до 1000 человек, а в будни — около 50-ти. Актив храма состоял из 34-х человек (включая пятерых священнослужителей). К слову, на всю Тюмень действующими тогда являлись лишь две церкви — Знаменский собор и Всехсвятский (Кладбищенский) храм. А потом пришли новейшие времена, принесшие с собой возрождение церковной жизни… Так, в 1991 году была организована воскресная школа, сыгравшая важнейшую роль в возрождении христианской жизни в Тюмени. С 1994 года в Знаменском соборе была возрождена традиция крестных ходов. Первый крестный ход состоялся 19 июня, на празднование Святой Троицы, проследовав от соборного храма до Троицкого монастыря и обратно. Широкую известность получил церковный хор Знаменского собора, образованный в феврале 1996 года.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №88, 2014 г.

Знаменский собор смотрится очень празднично — свою роль тут играют и особенности композиции, и богатый декор, и бело-синие цвета экстерьера, имитирующие светотеневую лепку фасадов даже в пасмурную погоду, и ранообразие форм, невозможным образом складывающихся в прекрасное целое… Первоначальный «вариант» храма создавался во второй половине ХVIII века, освящали его в самом начале ХIХ столетия, а перестраивали в начале ХХ столетия — общее время условного строительства заняло полтора века, за которые на российских просторах сменилось несколько архитектурных стилей. И если барочные пристрастия строителей Знаменской церкви вполне понятны — классицизм, уже выступающий на первые роли в столицах, до провинции тогда ещё не добрался (а кроме того барокко в его сибирском «изводе» предоставляло зодчим так много степеней свободы, что надо думать, казалось стилем необыкновенно удобным), — то в начале-то ХХ века бал правил псевдорусский стиль, эклектика, модерн. Насколько же тонким стилистом был безымянный автор проекта тогдашней реконструкции храма, что почувствовал все особенности его организации и сумел, расширяя церковь, ничего не испортить и все «нововведения» привести в полную гармонию с тем, что уже было!
Основной четверик — самая старая часть Знаменского собора; он как бы задаёт основную барочную ноту всей храмовой композиции. Четверик — благодаря барочным фронтонам, узким угловым пилястрам, вытянутым окнам и некоторым другим деталям — приобретает явную устремлённость ввысь, которая ещё более полчёркивается ярусными барабанами. Северный и южный приделы, пристроенные в начале ХХ века, как бы разрушили «осевую» заданность изначальной структуры Знаменского храма, получившего после их завершения продольное развитие и превратившегося в сложную «сумму» разнообразных объёмов. Главы основного четверика — дань украинской традиции, а она была необыкновенно сильна в Сибири в ХVIII столетии, где на протяжении целого века архипастырями становились почти исключительно выходцы из Малороссии. Причём в данном случае дело даже не столько в форме глав (хотя и они более чем характерны), а в их расположении: близко придвинутые к центральной главе малые главы расположены не по углам четверика, а по сторонам света. После «обрастания» узкой трапезной двумя приделами понадобилось как-то уравновесить намечавшуюся «приземлённость» центральной части Знаменского собора, особенно бросавшуюся в глаза из-за низкого восьмерика над трапезной, который почти ощутимо давил сверху на сооружение. Эту роль выполнила выросшая на один ярус изящная колокольня, чей взлёт тянет за собой будто бы начавшую оседать архитектурную массу трапезной части с приделами.
Главный вход в Знаменский собор находится с запада, он расположен под колокольней. Пройдя через притвор и под хорами, вы попадаете в трапезную. Кстати, хоры — единственное место, где сохранились элементы оформления, относящиеся к дореволюционной эпохе: это деревянные резные консоли и деревянная обрешётка перил с геометрическим рисунком. Четырёхстолпная трапезная — самая обширная по площади часть Знаменского собора. Над нею в начале ХХ века был устроен восьмигранный световой барабан, снабжённый небольшой главкой. Трапезная через арочные проёмы раскрывается в приделы: северный — во имя святителя Николая Чудотворца и южный — во имя святителя Иоанна Златоуста. Подобные же арочные проёмы соединяют трапезную с притвором и основным четвериком. Это скруглённость форм и сочетание отдельных пространств посредством широких проходов, неотъединенность их друг от друга, сообщают какую-то мягкость всему интерьеру. Храм богато украшен — в частности, росписями архитектурного, орнаментального и сюжетного характера; все они — нового времени, относятся ко второй половине ХХ века (верующим собор в 1945 году был передан в ужасающем состоянии), хотя не исключено, что выполнялись поверх остатков старых росписей, сделанных в процессе реконструкции храма в начале ХХ века. Что касается основного четверика, то он, по сравнению с трапезной и приделами весьма невелик. Два ряда окон дают ему прекрасную освещённость, а солидная высота — очевидную устремлённость вверх. Древний иконостас для которого некогда писал иконы известный нам тобольский ямщик Фёдор Черепанов, давно утрачен — как, впрочем, и всё убранство храма, относящееся к ХIХ веку. Нынешний центральный иконостас, в три яруса, был изготовлен в конце 1940-х годов (когда богослужения в соборе уже возобновились) мастером И. С. Шавриным, работавшего до революции в очень популярной в Тюмени иконописной мастерской М. С. Караваева.
Главная святыня Знаменского собора — икона Божией Матери «Знамение». Считается, что её первообраз, который представлял собой изображение на грубом холсте, наклееном на щит из кедровых досок, был написан ещё в 1624 году выходцем из Великого Устюга иконником Спиридоном — вероятно для первой деревянной Знаменской церкви. Тюменская икона Божией Матери «Знамение» являлась копией (с небольшими «разночтениями») знаменитого новгородского чудотворного образа, прославившегося во время осады Новгорода суздальцами зимой 1169-1170 годов. Известно, что в пожаре конца ХVII столетия тюменская икона не пострадала, а в новом деревянном Знаменском храме её поставили «над дверьми церковными при входе на паперть в нарочно устроенном по её величию углублении». Благополучно пережила икона и опустошительный пожар 1766 года, а при строительстве каменного Знаменского храма ей заранее определили похожее местонахождение — на колокольне, над входом на паперть, где для образа сделали специальную арку-окно. Здесь она и оставалась до холерной эпидемии 1848 года, когда её отсюда сняли и устроили с ней крестные ходы в течении десяти дней. Вскоре смертность резко упала, а к сентябрю эпидемия и вовсе прекратилась. В 1852 году её поместили в специально устроенный для неё резной киот за правым клиросом. В неразберихе 1920-1930-х годов следы чудотворной иконы затерялись. Существует версия, которая указывает, что нынешняя соборная икона Божией Матери «Знамение» — «новая» и была написана в середине ХХ века.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №88, 2014 г.

Знаменский кафедральный собор – главный, один из древнейших и самых красивых православных храмов Тюмени, вызывающий невольное восхищение своей архитектурой у каждого, кто видит его впервые. Здесь находится кафедра Высокопреосвященнейшего Димитрия, правящего Митрополита Тобольской митрополии, который является настоятелем собора. С начала 2000-х годов по 2008 г. Знаменский кафедральный собор был центром церковного округа — Тюменского благочиния, которое включало в себя г. Тюмень, Тюменский, Исетский, Нижне-Тавдинский, Ялуторовский, Заводоуковский, Омутинский, Юргинский районы, города Ялуторовск и Заводоуковск.
Расположенный по улице Семакова, 13 (до 1922 г. — ул. Подаруевская), собор представляет собой яркий пример разновременной постройки, выполненной последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что оно строилось в общей сложности почти 150 лет. Точная дата основания церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», к сожалению, остается неизвестной, она колеблется между 1624 и 1659 годами. Первая деревянная церковь сгорела в пожаре 1697 года, затем была восстановлена и вновь уничтожена огнем в 1766 году. В 1768 году на месте сгоревшей деревянной была заложена каменная церковь. Основные этапы строительства были завершены в 1786 году.
Первая каменная церковь состояла из крыльца с круглыми колоннами, притвора с колокольней над ним, трапезной и главного храма. В трапезной на правой стороне находился теплый придел во имя Иоанна Златоуста, в котором зимой совершалось Богослужение, а главный – Знаменский – был рассчитан только для летнего периода. Крыша церкви, купол, подглавки и ограда были деревянные. Четырехугольная колокольня состояла из двух ярусов. Под первым ярусом на лицевой стороне, над крышей крыльца, имелось углубление в виде круглого окна, внутри которого была вставлена стеклянная рама с иконой Страшного суда. Икона находилась здесь до 1837 года. Затем ее поместили на стене в паперти, а прежнее место украсили иконой «Знамение». В написании икон для Знаменской церкви принимали участие два местных мастера живописи: тюменский мещанин Е.К. Соломатов и тобольский живописец, ямщик Ф.И. Черепанов.
В декабре 1850 года был утвержден план реконструкции Знаменской церкви, предусматривавший расширение и переделку ее из холодной в теплую. По этому плану церковь должна была стать двухпридельной. Реконструкция производилась на средства тюменского купца-мецената И.В. Иконникова. Во время реконструкции здания в 1851-1862 гг. северный придел был разобран, построен южный, во имя святителя Иоанна Златоуста (сгорел в конце XIX века). Одновременно с реконструкцией Знаменской церкви был высажен сад в церковной ограде. В 1880 году деревянный пол в церкви заменен чугунным.
В 1901 году на средства екатеринбургского купца-мецената М.И. Иванова к Знаменской церкви были пристроены два придела – в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя святителя Иоанна Златоуста. На пожертвования купца М.И. Иванова в 1904 году к церкви пристроен еще северный придел – Никольский. В этом же году было закончено сооружение купола над трапезной и на один ярус увеличена колокольня.
Сейчас Знаменский собор представляет собой хотя и сложное, но целостное сооружение, очень интересный и редкий образец русского барокко в Сибири.
Знаменская церковь одна из первых после Свято-Тоицкой монастырской школы находилась у истоков духовного образования в Тюмени и в близлежащих сельских приходах. Со второй половины XIX века почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы, однако еще в первой половине ХIХ столетия в городе уже находилось одно уездное и два приходских училища: Знаменское, образованное 21 мая 1820 года, и заречное, Вознесенское, образованное 24 августа 1852 года. К 1917 году в Знаменском приходе уже существовали женская гимназия, высшее начальное училище и приходская школа. Обучавшихся к 1920 году было до 20 мальчиков и 30 девочек.
В 1913 году в храме состоялось торжество по случаю переименования Знаменской церкви из приходской в соборную. В 1929 году Знаменский собор закрывают. С 1930 по 1944 гг. здание собора использовали как пересыльную тюрьму, а затем МТС.
Интересен такой факт из советской истории Знаменского собора. В июне 1965 года вокруг собора бригадой из 9 рабочих механического завода за несколько дней была сделана металлическая ограда. Все работы осуществлялись по письменному указанию секретаря горисполкома Н.К. Сироткина и директора механического завода С.В. Емельянова, которые приняли к исполнению заказ Церкви. В итоге оба получили по выговору от бюро горкома КПСС с занесением в учетные карточки. На 1980 год в Тюмени функционировало только два православных храма: Знаменский и Всех Святых.
Главная святыня собора – икона Божией Матери «Знамение». Многочисленные списки с иконы «Знамение» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся Дионисиево-Глушицкая, Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие иконы. С 1852 года тюменский образ Божией Матери «Знамение» стал почитаться как чудотворный и был перенесен за правый клирос, в новый резной киот. Первое явление чуда связано с эпидемией холеры в 1848 году. Именно в это гнетущее время, как указывается в летописи Знаменской церкви, прихожанину С.Е. Зубареву приснилась икона «Знамение» Божией Матери. Во сне ему открылось, что, если эту икону снять с колокольни и пронести ее вокруг города, то болезнь прекратится. Этот сон Зубарев сообщил прихожанам. В воскресенье, 8 августа, сняв икону с колокольни, они совершили перед ней молебное пение, занося в свои дома. С 7 по 17 августа уже все жители Тюмени прибегли с мольбой к Божией Матери, и икона была обнесена вокруг города. Смертность от холеры пошла на убыль, а затем прекратилась и сама болезнь. Это проявление милости Божией через икону «Знамение» Пресвятой Богородицы возбудило в душах верующих особое благоговение, и она с этого времени навсегда оставалась в помещении церкви.
В апреле 1992 года настоятелем собора протоиереем Валерием Гордеевым были привезены 4 колокола, которые ранее находились на дальневосточных маяках приморского края «Милютин», «Аскольд», «Песчаный» и «Датта». Колокола были переданы Церкви ходатайством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Главнокомандующего военно-морским флотом адмирала В. Чернявина. Колокола для маяков были отлиты еще до революции в г. Тюмени компанией «Торговый дом Гилева П.И. Сыновья». Два колокола установили в Знаменском соборе, а два других были установлены на колокольне в Тобольске.
В 1994 году в Тюмени возобновилась традиция Крестных ходов. Первый Крестный ход состоялся от Знаменского собора до Троицкого монастыря на празднование Святой Троицы. В 2002 году за счет средств благотворителей и пожертвований прихожан на звоннице собора были установлены 12 новых колоколов. В 2003 году за счет пожертвований прихожан на соборе были заменены купола и кресты. Реставрация собора продолжается и по сей день.
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/php/place.php?id=tyum&id1=1&id2=1

Знаменский собор пережил три строительных периода. Каменный храм «кораблем», в стиле сибирского барокко, ссоружался с 1768 по 1800 год; богослужения в нём начались в 1775 году в тёплом приделе св. Иоанна Златоуста, устроенном в трапезной. В середине XIX века трапезную решили расширить. Насколько серьёзно тогда относились к храмостроительству, видно из того, что проект перестойки был представлен на утверждение императору Николаю I. По этому проекту трапезная часть храма была значительно увеличена в южную сторону, и в эту пристройку перенесли придел св. Иоанна Златоуста.
Шли годы, приход численно вырос, но не стал богаче; средств на новую реконструкцию храма у него не было. Неожиданно в конце XIX века Господь через о. Иоанна Сергиева Кронштадтского послал знаменским прихожанам щедрого благотворителя из Екатеринбурга — купца-золотопромышленника М. И. Иванова (1837-1906). Благодаря его пожертвованиям в 1897 году начались работы по обновлению храма. В ходе их явилась мысль о более значительном расширении, соединенном с полной перестройкой трапезной части церкви. Купец усилил жертвы, которые в сумме превысили 55 тыс. руб. В итоге к осени 1901 года Знаменский храм стал вмещать 3000 человек: «таких и в епархии немного, а в Тюмени и вовсе нет» — было подчеркнуто в адресе, поднесенном М.И. Иванову 23 сентября 1901 года, в день освящения северного придела храма. Но ещё более важно то, что при столь значительной перестройке храм не утратил художественную ценность и чистоту стиля сибирского барокко. Внутри же он оказался удивительно лёгким и светлым, благодаря куполу, прорезанному 14 окнами, который очень тактично поставлен над средней частью трапезной. Очевидно, М.И. Иванов, при большом материальном достатке, не утратил и эстетический вкус. В 1904 году он волне заслуженно был утвержден в звании почетного гражданина Тюмени.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?