Год основания церкви установить не удалось. Первоначально храм был деревянный, каменное здание было заложено в 1770 г. и освящено в 1789 г. 2-этажное здание церкви — классический тип трапезной церкви. Церковь имеет 4 престола: верхний этаж — главный придел Вознесения Господня; нижний придел — во имя великомученика Георгия Победоносца; правый придел — в честь Преображения Господня построен в 1870 г. по завещанию купца Оконишникова И.В., левый — в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1870 г. по завещанию купца Котовщикова Е.А.
При церкви находилась библиотека. При церковном приходе существовало 6 училищ: двухклассное городское (женское), четырехклассная церковная приходская школа, смешанное училище (мужское и женское) от Министерства Народного Просвещения в д. Мыс и две школы в д. Яр и Парфенова. В 1929 г. церковь закрыли и передали под молодежный клуб.
В настоящее время храм открыт.
По материалам http://www.eparhia.port72.ru/p/blag/php/place.php?id=tyum&id1=1&id2=3 Официального сайта Тобольско-Тюменской епархии
Вознесенская церковь каменная, двухэтажная, построена в 1789 году. При ней два придела, построены в 1870 году, один с правой стороны — на капитал, завещанный в 1863 году прихожанином тюменским купцом Иваном Васильевичем Оконишниковым, второй, с левой стороны — на капитал прихожанина тюменского купца Евлампия Александровича Котовщикова.
В церкви четыре престола: во имя Вознесения Господня, во имя св. великомуч. Георгия Победоносца, во имя Преображения Господня и во имя Рождества Богородицы. Приписная к сей церкви кладбищенская во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
В приходе три деревни: Парфенова (3 вер.), Яр (12 вер.), Мыс (6 вер.). Всего домов 381, прихожан муж. пола 1524, жен. пола 1658. Церковной земли имеется: усадебной 2 дес. 1475 кв. саж. Капитал церкви 11857 руб. 19 коп., причта 9388 руб. 37 коп. Жалованье диакону 150 руб., псаломщикам по 98 руб.
Штат: три священника, диакон и три псаломщика. В приходе имеются четыре дома для причта, построены прихожанами и составляют собственность церкви.
В приходе женская двухклассная церковно-приходская школа, мужская приходская Мин. Нар. Просвещения, смешанное училище Мин. Нар. Просв., учрежд. Т.Д. Колмогорова, смешанная церковно-приходская школа в дер. Яр, смешанная церковно-приходская школа в дер. Парфеновой, смешанная Минист. Народ. Просвещения в дер. Мыс. Церковные школы в собственных домах. Ближайшая церковь — соборная Благовещенская. Расстояние от Консистории 260 верст.
Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.
Вознесенско-Георгиевская церковь
Само молитвенное 2-х этажное здание, с классическим типом трапезной церкви, являлось в тот период одним из крупных культовых объектов города. Б. А. Жученко и С.П. Заварихин так охарактеризовали архитектурное значение храма: “Церковь играла очень важную роль в структуре тюменской застройки, вовлекая левый берег в организованное пространство прибрежной панорамы и образуя вместе с Благовещенской церковью своеобразные речные ворота. Градостроительный эффект этой композиции трудно переоценить, учитывая ту роль, которую играла Тура в жизни города”. Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоящий напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.
Первыми документами, которыми мы располагаем в отношении Вознесенской церкви, были замечания архитектора А. Суворова, который, находясь в Тюмени в 1840-х годах, обратил свое пристальное внимание на аварийное состояние двух, между собой похожих как в основании, так и в размерах, колоколен Воскресенской и Вознесенской церквей. Он отмечал: “Имея значительную высоту двух указанных колоколен, которые с годами приобретают постепенное падение на запад, где впоследствии в их стенах образовались серьезные трещины. Естественно, невмешательство может причинить в дальнейшем серьезные последствия для этих церквей. Вероятно, только в уменьшении их высоты можно облегчить тяжесть для фундамента и остановить их падение и к тому же они приобретут благовидную наружность верхней части”.
В 1840 году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался.
С момента постройки Вознесенской церкви в ней находились два иконостаса: на верхнем этаже (главный) – в честь Вознесения Господня и в нижнем – во имя Великомученика Георгия Победоносца. Позднее к последнему были пристроены и освящены в 1874 году еще два придела, по плану и фасаду утвержденные епархиальным начальством от 21 октября 1865 года: с правой стороны – в честь Преображения Господня, по завещаниям купца И.В. Оконишникова, с левой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, купца и одновременно церковного старосты этого прихода Е.А. Котовщикова. Примечательно, что иконостасы двух приделов были под заказ изготовлены и привезены из Москвы.
В 1856 году основные события Вознесенского прихода перемещаются на приходское (парфеновское) кладбище. Здесь братьями купцами Иваном и Федором Диаконовыми осуществляется беспрецедентное решение строительства большой каменной церкви с предполагаемыми названиями: во имя Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская, и во имя Трех Святителей. В 1857 году, после освидетельствования местности Тобольским Губернским Правлением, началось строительство храма, которое закончилось в августе 1862 года, получившее впоследствии название – Трехсвятительская. С момента ее открытия богослужения совершались преимущественно в двунадесятые праздники, а в летний период – иногда по воскресным дням.
В 1856 году Е.А. Котовщиковым было направлено в Тюменскую Духовную Консисторию письмо с чертежами для нового иконостаса в приделе Великомученика Георгия. Вскоре последовало разрешение, и в феврале 1864 года произошло его освящение. В сентябре 1859 года ветхий Георгиевский иконостас, по просьбе верующих, передается в новый деревянный храм (Крестовоздвиженский) села Еременское Тавдинской волости.
В 1861 году церковным старостой и прихожанами осуществляется капитальный ремонт Вознесенского храма и ее прилегающей территории. Произведены штукатурка и побелка внутри и снаружи здания, колокольни и каменной ограды; замена крыши и водосточных труб, а также ряд других текущих работ.
В 1865 году был утвержден в Духовном Правлении проект расширения Вознесенской (Георгиевской) церкви, где предусматривалось сооружение к северной стене притвора колокольни небольшого двухэтажного помещения. Вместо него в 1874 году появился северный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный одновременно с южным. Возможно, тогда же была сооружена и крытая паперть в виде четырехколонного портика.
В результате реконструкции Вознесенский храм к концу XIX в. принял еще более внушительный вид над всем левобережьем реки Туры. Расположенные на одной оси три купола представляли острую форму и многоярусное завершение в виде восьмигранного фонарика. Первый ярус колокольни соответствовал по высоте второму ярусу трапезной, второй – высоте кровли трапезной, а основной (третий) – был высоким и имел слегка сужающую кверху форму.
В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения. Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений.
В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.
Со второй половины XIX в. почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы. Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 году Вознесенский храм являлся первым среди других церквей города по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. В оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 год при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход с ее приписными деревнями являлся самым большим среди других в городе.
В 1894 и 1907 годах в Вознесенской (Георгиевской) церкви состоялись духовные торжества: первое – по случаю 50-летнего юбилея священнослужителя и духовника городского духовенства священника П.Т. Машанова и второе – чествование по поводу 25-летия священнической деятельности настоятеля священника М.И. Иноземцева.
В 1913 г. в приходской деревне Мыс по инициативе местных жителей была построена часовня в честь Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”. Дальнейшая ее судьба нам не известна, однако в 2000 году по инициативе В.П. Салмина, председателя молитвенного здания, и его братьев была построена и освящена 15 марта новая часовня, но уже под другим названием – во имя Рождества Богородицы.
В 1930-м году церковь была закрыта, а через два года в ней был организован клуб по прокату кинофильмов, затем склад колхоза “Красный Октябрь” и пекарня райпотребсоюза. В апреле 1988 года по просьбе верующих храм был передан общине и начал восстанавливаться, и уже с июля 1990 года силами его настоятеля священника Сергия Кистина и служителей церкви в приходе совершаются богослужения.
Сначала Вознесенский храм лишили дома с его постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем в апреле началось изъятие церковного имущества, которое должно было завершиться именно до праздника Пасхи, чтобы показать, что грабители ни перед чем не остановятся для того, чтобы осуществить задуманное. Итак, с 8-го апреля 1922 года экспроприационная комиссия приступила к фактическому изъятию ценностей из Вознесенской (Георгиевской) церкви. Из выписки Тюменской Губкомиссии свидетельствует, что за два дня было изъято: серебра 10 пудов 4 фунта 67 золотников, одна золотая розетка в 3 золотника, 47 алмазов (неценных камней) на 30 золотников 12 долей.
Первая четверть XX в. в российской истории ознаменовалась рядом глубочайших социальных потрясений. Не обошли они стороной и Русскую Православную Церковь. Этот кризис выразился, прежде всего, в движении обновленчества.
Вознесенская церковь становится местом развития этого движения. Настоятель (с 1921 г.) В.А. Марсов до 1912 года являлся благочинным церквей города, в 1918 году он член Тюменского Епархиального Совета, с 1922 года – председатель комиссии “Живая церковь”, в 1923 году – Уполномоченный ВЦУ. Вторая личность не менее интересна. Служитель того же храма – А.Г. Страхов. С 1901 года – псаломщик, через четыре года – диакон, с 1907 года – священник, а с 1922 года – секретарь Тюменской Епархиальной комиссии “Живая церковь”.
В 1923 году, в сентябре, в отдел Тюменского губисполкома поступило заявление от члена 2-го Всероссийского Поместного Собора “Живая церковь” В. Марсова о перезахоронении останков митрополита Филофея Лещинского, находившихся в притворе Свято – Троицкого собора Тюменского монастыря для предания их земле, но уже в новом месте. Президиум постановил: “Разрешить церковному Совету Вознесенской церкви передачу останков митрополита Филофея ”. 17 сентября в 4 часа вечера началась раскопка могилы, а утром 18-го в шесть часов перенесение останков в Заречную Вознесенскую церковь.
К концу 1920-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени проводится кампания по закрытию всех религиозных объединений и передачи их молитвенных зданий Горкомхозу для использования на культурные нужды города.
В период с 1930 по 1946 годы с некоторым перерывом в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-шубного завода и только 5 июля 1976 года Вознесенская (Георгиевская) церковь берется под государственную охрану, как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. В том же документе указано, что Вознесенская церковь вновь передается овчинно-шубному заводу, а последний, в свою очередь, использовал ее под склад.
Спустя 66-лет после закрытия и использования не по назначению, молитвенное здание 24 июня 1996 года передается Тобольско–Тюменской епархии. В 1999 году образовывается церковный совет из 20 человек.
Вознесенско-Георгиевский храм для города Тюмени уникален. Он имеет четыре алтаря и два этажа. Центральный алтарь первого этажа освящен в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия, боковые приделы – в честь Рождества Божией Матери (алтарь левого придела) и Преображения Господня (алтарь правого придела). Верхний алтарь освящен в честь Вознесения Господня. К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь.
И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского. Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него как семейная реликвия. Эта икона было очень темной. После того как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления. Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы. Образ св. Иоанна Тобольского передан наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игуменом Арсением (Посновым). Обретение этой иконы сродни чуду. Игумену Арсению принесли три черные доски, найденные в хлеву. Оказалось – это старинные иконы. Одна из них – с ликом Иоанна Тобольского. Когда эту икону почистили и поставили в храме, она начала осветляться и обновляться. Сейчас – это местночтимая святыня храма.
https://azbyka.ru/palomnik/Вознесенско-Георгиевский_храм_(Тюмень)
На средства прихожан в 1789 г. на нижнем левом берегу Туры в Тюмени была построена каменная двухэтажная церковь с колокольней и двумя престолами: в верхнем этаже — в честь Вознесения Господня, в нижнем — во имя святого великомученика Георгия.
В 1870 г. на средства, завещанные тюменским купцом И.В. Оконишниковым, при церкви с правой стороны пристроен придел в честь Преображения Господня. В том же году еще один прихожанин, купец 1-й гильдии Е.А. Котовщиков, пожертвовал капитал на пристрой придела с левой стороны — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
К Вознесенской церкви были приписаны деревянная часовня во имя святых апостолов Петра и Павла в д. Яр, церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в д. Мыс и Трехсвятительская, расположенная на Заречном кладбище города Тюмени.
В 1929 г. Вознесенско-Георгиевская церковь была закрыта, а здание церкви передано под клуб кожевенников и химиков. С 1934 по 1935 гг. в здании церкви располагалось общежитие учащихся школы шоферов и комбайнеров Тюменского сельскохозяйственного техникума. В дальнейшем здание бывшей Вознесенской церкви находилось в ведении Тюменского овчинно-шубного завода.
На основании решения Тюменского облисполкома от 5 июля 1976 г. здание Вознесенской церкви было причислено к памятникам истории и культуры местного значения. В 1996 г. здание Вознесенско-Георгиевской церкви передано Тобольско-Тюменской епархии. С марта 2001 г. в храме совершаются регулярные Богослужения.
В 2003 г. начаты работы по восстановлению утраченной колокольни храма. В 2005 г. завершено строительство колокольни. В этом же году установлен купол и подняты колокола, проведена реконструкция системы отопления храма, проведены работы по утеплению здания, заменены окна первого этажа храма на пластиковые. Все вышеуказанные работы проведены за счет благотворителей. В сентябре 2006 г. проведена газификация храма и Воскресной школы за счет средств городского бюджета.
21 октября 2006 г. состоялось важное событие в жизни не только прихода Вознесенско-Георгиевского храма, но и всей Русской Православной Церкви: в этот день были обретены честные мощи просветителя Сибири митрополита Тобольского Филофея (Лещинского) (†1727 г.). Прослужив в Сибири 25 лет, свят. Филофей на 77 году жизни преставился ко Господу. По своему смирению он завещал перед смертью похоронить себя вне церкви в Тюменском Свято-Троицком монастыре, «дабы входящие попирали ногами прах» его. После закрытия и расхищения Свято-Троицкого монастыря вопрос о судьбе могилы святителя Филофея был решен следующим образом: якобы с целью сохранения его останков их решили перезахоронить в Вознесенско-Георгиевскую церковь, которая к тому времени была захвачена обновленцами (раскольниками, которым потворствовала богоборческая власть). Вероятно, обновленцы этим хотели привлечь к себе поток богомольцев. Перезахоронение не афишировалось, поэтому официально считалось, что святые мощи были сожжены – так свидетельствовала большевистская пресса.
История обретения св. мощей Апостола Сибири митрополита Филофея Тобольского началась в 2003 г., когда к наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону (Бобову) подошла женщина, которая сообщила, что знает, где захоронен святитель. Выяснилось, что это дочь протоиерея Александра Сычугова, в 1920-е годы бывшего благочинным Тюменского округа. Он оставил завещание, в котором сообщалось, что святитель Филофей захоронен в Вознесенско-Георгиевском храме у левой от входа колонны. По благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия была создана комиссия по обретению мощей. Первые раскопки результата не дали, но затем мощи были найдены и торжественно перенесены в Свято-Троицкий монастырь, где и почивают по сей день.
В 2006 г. храм был включен в региональную программу по реставрации памятников архитектуры. Были выделены средства на разработку рабочего проекта реконструкции. В этом же году были проведены работы по усилению грунтов фундаментов храма и выполнена проектно-сметная документация (рабочий проект реставрации храма). В настоящее время реставрация продолжается.
http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/blag/