Тырышкино — одно из живописнейших мест на Кенозере. Там и находится одно из «чудес» Кенозерья — часовня во имя Параскевы Пятницы с уникальными «небесами». Деревянная часовня была устроена здесь между 1800 и 1825 гг. В часовне Параскевы Пятницы потолок сделан в виде 8-гранного «неба», на которых написаны архангелы, евангелисты и Распятие. Святые изображены попарно.http://www.pomorland.travel/chto_posmotret/khramy/4004/
Деревня Тырышкино (Тырышкина) расположена на мысе юго-восточного берега Кенозера. Часовня с посвящением Параскеве Пятнице построена, вероятно, не позднее конца XVIII века.
Характерная для Кенозерья прямоугольная в плане композиция часовни состоит из клети с папертью, срубленных на низком подклете, под общей двухскатной крышей. Композиция усложнена южным выступом паперти, в котором находится крыльцо. главка над крышей на высокой шее, обита городчатым лемехом и завершена высоким крестом. В объемной композиции здания доминирует восьмерик колокольни, срубленный на самцах и слегах паперти. Поверх звона колокольня завершена пологой восьмискатной кровлей и увенчана шатровым шпилем с высоким крестом. Горизонтальная обшивка стен «в рустик» скрывает внутреннюю планировку часовни и связывает части здания в единый объем. Углы здания выделены вертикальной обшивкой. Косящатые окна молитвенного помещения смещены к восточной стене. Паперть, имеющая вход с юга, освещается сдвоенным окном на западном фасаде, расположенным напротив входных дверей в молитвенное помещение. Оконные проемы обрамлены профилированными наличниками. Фасады часовни выкрашены бело-голубой краской и сдержано декорированы: угловые лопатки с резными ромбами в филенках, тонкая пропильная резьба причелин, профилированные доски обшивки, филенчатые с калевками распашные двери в паперть. Значительную роль в оформлении фасадов играет полихромная окраска частей здания. Красноватой «черлядью» выделены подзоры, карнизы, ромбы на угловых лопатках, цоколь, стойки и перила ограждения звонницы. Ярко-синей краской выявлены филенки, обрамления окон и дверей, накладные доски подзора и т.д.
Характер декора , способ установки колокольни на конструкциях крыши, устройство дверей, обшивка внутренних стен паперти позволяют отнести последнюю перестройку часовни к начала ХХ в. Устройство потолочного перекрытия «небом» позволило увеличить высоту молитвенного помещения до 3,5 м. Время создания расписного «неба» в Пятницкой часовне – первая треть XIX в., мастер – Стефан (Степан) Никитин Кознов. 8-гранное «небо» с изображением архангелов и евангелистов сохранилось полностью. Размер четверика «в свету»: 460х466 см. Стены в интерьере вытесаны «в круглый угол». Восточная стена закрыта рамой иконостаса. Паперть внутри обшита тесом. В её северном углу располагается лестница, ведущая на колокольню.
Вход в молельное помещение располагается на продольной оси запад – восток и представляет собой одностворчатую дверь простой плотницкой работы, открывающуюся внутрь. Пол часовни из широких плотно подогнанных плах по деревянным балкам. Перекрытие потолка притвора – из широких досок по матице.
Пятницкая часовня была обследована и обмеряна в 1988 г. специалистами Объединения «Росреставрация» под руководством архитектора Л. А. Ткаченко. В 2007 г. архитектором Н. Н. Уткиным разработан проект реставрации памятника. В 2008 г. плотниками Кенозерского национального парка были проведены консервационные работы на кровле.
Заручевская Е., Шаповалова Л., Кольцова Т., Небеса и окрестности Кенозерья: расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». — М., 2009, с.356-377; http://arhispovedniki.ru/gallery/
Деревня Тырышкино (Тырышкина) расположена на мысе юго-восточного берега Кенозера. Узкий залив отделяет её от деревни Горбачиха. В разные годы XIX века в Тырышкино насчитывалось от одиннадцати до восемнадцати крестьянских дворов (1). Окружённые рощей часовни стоят в стороне от деревенских домов, между просёлочной дорогой и возвышенным берегом залива. Часовня с посвящением Параскеве Пятнице построена, вероятно, не позднее конца XVIII века, так как в сороковых годах XIX века в приходе уже никто не помнил времени её постройки.
Характерная для Кенозерья прямоугольная в плане композиция часовни состоит из клети с папертью, срубленных на низком подклете, под общей двухскатной крышей. Композиция усложнена южным выступом паперти, в котором находится крыльцо. Главка над крышей на высокой шее обита городчатым лемехом и завершена высоким крестом. В объёмной композиции здания доминирует восьмерик колокольни, срубленный на самцах и слегах паперти. Поверх звона колокольня завершена пологой восьмискатной кровлей и увенчана шатровым шпилем с высоким крестом. Горизонтальная обшивка стен «в рустик» скрывает внутреннюю планировку часовни и связывает части здания в единый объём. Углы здания выделены вертикальной обшивкой. Косящатые окна молитвенного помещения смещены к восточной стене. Паперть, имеющая вход с юга, освещается сдвоенным окном на западном фасаде, расположенным напротив входных дверей в молитвенное помещение. Оконные проёмы обрамлены профилированными наличниками.
Устройство потолочного перекрытия «небом» позволило увеличить высоту молитвенного помещения до 3,5 м. Стены в интерьере вытесаны «в круглый угол». Восточная стена закрыта рамой иконостаса. Паперть внутри обшита тёсом. В её северном углу располагается лестница, ведущая на колокольню.
Фасады часовни выкрашены бело-голубой краской и сдержанно декорированы: угловые лопатки с резными ромбами в филёнках, тонкая пропильная резьба причелин, профилированные доски обшивки, филёнчатые с калёвками распашные двери в паперть. Значительную роль в оформлении фасадов играет полихромная окраска частей здания. Красноватой «черлядью» выделены подзоры, карнизы, ромбы на угловых лопатках, цоколь, стойки и перила ограждения звонницы. Ярко-синей краской выявлены филёнки, обрамления окон и дверей, накладные доски подзоров и т. д. Характер декора, способ установки колокольни на конструкциях крыши, устройство дверей, обшивка внутренних стен паперти позволяют отнести последнюю перестройку часовни к началу ХХ века.
Пятницкая часовня была обследована и обмеряна в 1988 году специалистами Объединения «Росреставрация» под руководством архитектора Л. А. Ткаченко. В 2007 году архитектором Н. Н. Уткиным разработан проект реставрации памятника. В 2008 году плотниками Кенозерского национального парка были проведены консервационные работы на кровле. Реставрация на часовне не проводилась.
Размеры в плане: 6,6х4,8 м; высота до шпиля звонницы 7,5 м. Расписное «небо» в часовне святой великомученицы Параскевы деревни Тырышкино. Время создания: первая треть XIX века. Мастер: Стефан (Степан) Никитин Кознов (кон. XVIII века – после 1831 г.). 8-гранное «небо» с изображением архангелов и евангелистов. Сохранилось полностью. Дерево, левкас, смешанная техника (темпера, масло). Размер четверика «в свету»: 460X466 см.
Композиция росписи потолка, казалось бы, достаточно традиционна: Распятие, архангелы и евангелисты. Святые изображены на «небе» попарно. Однако есть ряд особенностей, которые отличают эту роспись. Архангел Селафиил и евангелист Матфей изображены на «небе» дважды, видимо, для соблюдения парного числа персонажей на гранях.
До начала XIX века были распостранены «небесные» композиции с изображением семи архангелов, почитавшихся Русской Православной Церковью: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Известны и другие имена, в частности архангела Сихаила, который поситался в Древнем Новгороде. Он, вероятно, на «небе» в Тырышкине ошибочно назван «Стихиил». Написание ряда других имен также отклоняется от нормы традиционного правописания, в частности: «Егудиил», «Серафиил». Можно отметить необычные сокращения в именах евангелистов «С АПО I ЕВА ЛУКА», что означает «святой апостол и евангелист Лука». Имя евангелиста Марка звучит как «Марко», аналогично написанию на «небе» в Усть-Поче. Это можно объяснить использованием в качестве образцов картин западноевропейских художников и иллюстрированных Библий, что широко вошло в практику русских иконописцев XIX века.
На основании стилистического единства «неба» с целым рядом атрибутированных северных икон можно утверждать, что его автором был Стефан (Степан) Никитин Кознов, крестьянин князя Б.А. Лобанова-Ростовского из «деревни Сергеевой Воздвиженской вотчины Вязниковского уезда» Владимирской губернии (2). Кознов много лет активно работал на Русском Севере. Архангельская духовная консистория неоднократно отмечала, что «он в своем деле довольно искусен», пишет иконы «добрым мастерством по угожетству» и «лучшим искусством на масляном грунте». Кознов писал иконы «греческим письмом», что с точки зрения официальной церкви означало искусную и грамотную живопись, соединяющую правила академического письма с византийской иконографией.
Несмотря на ориентацию на классические образцы, Стефан Кознов упрощает форму и образ. Облака, на которых стоят святые, выглядят как массивный бесформенный постамент. Чертами наивного реализма отмечены традиционные символы евангелистов: лев, символ Марка, изображен с человеческим лицом; символ святого Луки – телец – больше похож на крестьянскую корову. Они «по-домашнему» выглядывают из-за фигур евангелистов.
1. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52 / 20, л. 256 об., 1843 г.; Ф. 501, оп. 1, д. 1 / 8, л. 13, 1890 г.
2. Кольцова Т.М. Северные иконописцы. Опыт библиографического словаря. Архангельск, 1998, с. 148-151.
Литература: Алфёрова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973, с. 166–167. Гунн Г. П. Каргопольский озёрный край. М., 1984, с. 91–93, 96. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982, с. 77, 86. Кенозерский национальный парк: Краткий путеводитель. Архангельск, 2004.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-svyatoy-velikomuchenitsy-paraskevy-kon-xviii-nach-xix-veka/