Творожково. Троицкий Творожковский монастырь.

Творожковский Свято-Троицкий монастырь, общежительный, в Гдовском уезде, в местечке Творожкове. Основан в 1887 году из существовавшей с 1865 года женской общины. При нем богадельня, школа и приют для детей.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Возведение Свято-Троицкого женского монастыря началось в 1862 году с создания женской общины Александрой Шмаковой, выпускницей Смольного института благородных девиц. На возведение обители этой женщиной были потрачены долгие годы и огромные финансовые средства. Первым храмом монастыря стала домовая церковь из дерева, освященная в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вскоре по проекту известного петербургского архитектора Михаила Арефьевича Шурупова был возведен белокаменный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы. Своего рассвета Творожковский монастырь достиг в двадцатом веке перед богоборческими гонениями. В 1929 году храм был практически полностью разрушен.В настоящее время Свято-Троицкий монастырь в деревне Творожково полностью восстановлен. Также отремонтирована деревянная церковь «Всех скорбящих Радость», отстроен келейный корпус, восстановлен Троицкий храм.
http://www.kaliningradgid.ru/architecture/

Свято-Троицкая Творожковская Женская Община. Описание составлено по рассказам священника Аристотелева и других лиц, давно живущих в Общине. Творожковская Община находится в 235 верстах от Петербурга, в 90-от Гдова и в 42-х от станции «Белой» Варшавской железной дороги. Она расположена на скате горы, при рыбном озере Каменном, в местечке Творожково, в версте от Быстреевского погоста. Община открыта с Высочайшего разрешения от 24 июля 1865 года, вследствие просьбы Гдовской помещицы, вдовы коллежского асессора Александры Филипповны фон-Розе, урожд. Шмаковой, в монашестве Ангелины, в мызе её Творожково.
При Общине есть теплая домовая церковь, во имя Скорбящей Божией Матери, освященная 29 декабря 1866 г. игуменом Черменецкого монастыря Антонием. В 1882 году, 5 сентября, при нынешней настоятельнице Георгии, освящен и каменный, пятиглавый, крытый железом, теплый собор Св. Троицы. Освящал его благочинный, священник Кирилл Аристотелев. Под собором назначено место для церкви Иоанна Предтечи, для неусыпного чтения псалтири. Собор начат в 1873 г.; закладка его совершена инженером, майором Черненковым, но, за смертью его, постройкой руководил инженер Неверов. Собор окончен еще при жизни основательницы на экономические и сборные средства, подобно как и домовая церковь, устроенная в двухэтажном деревянном доме.
В храме достопримечательны: 1) Частицы мощей Казанских Чудотворцев — Гурия, Варсонофия и Германа, пожертвованные гг. Канивецкими в день освящения домовой церкви. Мощи находятся в домовой церкви, в киоте, с изображением Чудотворцев; 2) старинный, серебряный крест, в ? вершка толщиною, в 2 вер., длины и 1 ? — ширины, с 9-ю частицами св. угодников. По свидетельству сборщицы Ксении Федотовой, крест пожертвовал один петербургский житель, по имени Лавр. Сей крест также находится в домовой церкви; 3) два старинных серебряных креста — приношение лугской помещицы, Варвары Александровны Жандр. В большем из них находятся частицы камня от Гроба Господня, от Губы Господней, Ризы Господней, Жезла Моисеева, Древа Господня и — несколько частиц мощей разных святых; 4) две иконы — храмовая, Скорбящей Божией Матери и Успения Божией Матери. Последняя получена основательницею Общины с Афона.
Приход Общины составляет 35 сестер разных возрастов и сословий. Сестры живут на началах общежития. Они помещаются: 1) в главном деревянном корпусе, с домовой церковью; 2) в особом деревянном одноэтажном доме, состоящем из 14 келий; его построил, в 1880 году, петербургский купец Михаил Иоаннов Травин, предназначая его сперва для гостиницы.
Община обнесена каменной оградою, оконченною в 1883 году. Ограда имеет форму неправильного шестиугольника, изломленная сторона которого обращена к озеру и, вероятно за недостатком средств, сделана из дерева. Внутри ограды помещаются: изба для молочных скопов, квасная, хлебный амбар, два ледника и упомянутые два жилые дома. Вне ограды — три избы для работников, хлебня, сарай для дров, сена и экипажей, гумно, скотный двор, конюшня, водогрейная, две бани — на берегу озера. За стеной же находится деревянный дом, в верхнем этаже которого гостиница, а в нижнем живет священник. На берегу озера находится кузница, а в полуверсте от Общины — кирпичный завод, с помещением для рабочих.
Общине принадлежит 650 десятин земли пахатной, сенокосной и лесной. С неё получается доходу около 2 тыс. р. в год. При Общине находятся: четыре работника, два пастуха и конюх; сестры иногда надзирают за работами, иногда работают и сами. Цель учреждения Общины — способствовать развитию благочестия и духовного просвещения в здешнем глухом крае. Достижению этих целей служит, прежде всего, благолепный, стройный чин богослужения, совершаемого непременно трижды в седмицу, кроме праздников. Той же цели способствуют детский приют и богадельня.
Детский приют устроен по образцу Царскосельского женского дух. училища. Сначала сюда принимались сироты из дух. звания, но потом, вероятно по недостатку кандидаток, стали принимать из податного сословия. Впрочем, в приют могут поступать и не сироты, с платою по 25 р. с. в год на содержание. Приют помещается в том доме, где домовая церковь. Комплект детей простирается до 10-ти, но ныне их только семь и из них — две отданы в услужение частным лицам.
В приют принимаются дети от 7 до 11 лет и живут до совершеннолетия, а по желанию попечителей или родственников — и долее. Наукам они учатся с октября до мая; остальное время заняты хозяйством и разными работами. Учат их священник и некоторые из сестер. По достижении совершеннолетия, они или возвращаются к родственникам, или поступают в число сестер, или отдаются в услужение по частным домам.
Богадельня помещается в корпусе, построенном Травиным и устроена для бесплатного пребывания 5-ти человек женского пола. Впрочем, ныне богадельня слилась с Общиною и в богадельне даже с лиц духовного звания берут по 15 р. ежегодно за квартиру и стол, а одежду они должны иметь свою.
Основательница Общины положила капитал в 300 р., чтобы проценты с него давались в ссуду соседним крестьянам, Так как капитал не умножался, то Община обязана была ежегодно прибавлять к нему по 50 руб. Деньги выдавались тем крестьянам, которые представляли заверение волостного правления о благонадежности возврата.
http://www.strugi-edu.ru/SP_Tvorojkovo_nw.html

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь осно­ван в 1862 году петербуржской дворянкой Александрой Филипповной фон Розе (в девичестве Шмаковой). Эта боголюбивая женщина все свои средства и более двадцати лет своей жизни положила на устроение святой обители, служение Богу и людям. После окончания Смольного института Благородных девиц в Петербурге она вышла замуж за богатого дворянина Карла Андреевича фон Розе, немца, лютеранина по вероисповеда­нию. После ранней смерти их дочери Марии под влиянием благочестивой жизни супруги Карл Андреевич принял Право­славие с наречением имени Николай в честь святителя Нико­лая Чудотворца, которого почитал, еще будучи лютеранином. Николай Андреевич часто выражал свое сокровенное жела­ние Александре Филипповне, которое впоследствии стало его последней волей: «Если тебе суждено прежде меня умереть, то я устрою мужской монастырь; если же я умру прежде тебя, то ты устрой женскую обитель. Таким образом, мы всегда будем помогать друг другу молитвами и не узнаем разлуки». Для этой цели было приобретено имение Творожково с деревнями Барский Дубок и Гаврилова Гора Гдовского уезда Петербургс­кой губернии. Вскоре Николай Андреевич тяжело заболел и умер. Вдова, чтобы исполнить его завещание, стала заботиться об устроении обители.
16 августа 1862 г., после многочисленных неудачных попы­ток основать монастырь, Святейший Синод издал Указ об уч­реждении женской обители и приюта для девиц в Творожкове. Первым храмом обители стала деревянная домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освя­щенная 29 декабря 1866 г., — на следующий день после постри­жения Александры Филипповны в рясофор с именем Ангелина. Затем по проекту петербургского архитектора — академика Михаила Арефьевича Щурупова — был возведен белокамен­ный пятиглавый собор в честь Святой Живоначальной Троицы. Позже появились богадельня и необходимые хозяйственные постройки. Но главной заботой матушки было устроение духов­ной жизни в будущей обители. Благодаря любвеобильному серд­цу она смогла сплотить притекающих в общину сестер. Ее очень любили и простые крестьяне из окрестных селений.
При настоятельнице Георгии (Снигиревской) Творожковская община была возведена в статус общежительного монастыря. Своего расцвета обитель достигла перед богоборческими гонени­ями XX столетия при игумений Валерии (Васильевой). К тому времени в монастыре проживало около 110 насельниц. В приюте воспитывались более 30 девочек, а в богадельне призревалось 10 старушек. При монастыре действовала церковно-приходская школа, в которой обучались девочки из приюта и из ближайших к Творожкову селений.
Матушка Ангелина почила 17 марта 1880 года, горе всех, знав­ших ее, было безмерным. Но и после смерти к ней на могилку шли как и прежде — к живой, получая по молитвам помощь и утешение.
После Октябрьского переворота обитель была ликвидирована, насельницы разогнаны, закрыты богадельня и существовавший еще некоторое время под видом детского дома приют. 9 июля 1931 г. в Свято-Троицком соборе Творожковского монастыря бы­ло совершено последнее богослужение. С тех пор обитель начала разрушаться, ситуацию усугубила Великая Отечественная война. В советское время каменный собор использовался как овощехранилище, деревянный храм «Всех скорбящих Радость» был раз­рушен, а на его месте построен деревенский клуб, монастырс­кое кладбище сравняли с землей. К концу XX века монастырь был полностью руинирован.
Благословение старца о. Николая Гурьянова на восстанов­ление обители положило начало первым попыткам ее возрожде­ния. С помощью Божией усилиями многих людей — монашествующих, мирян, военнослужащих, представителей местных пред­приятий и администрации начались плодотворные труды по возрождению обители. Несколько групп тружеников во Славу Божию сменяли друг друга в до-х годах прошедшего века. Первый успех — получение земли и возврат в пользование со­бора — состоялся благодаря трудам монахини Веры (Кобзак).
Но то, что не удалось сделать предшественникам, оказалось по силам монахине Варваре (Шараповой), которая по благос­ловению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Савви­на) прибыла в Творожково в 2000 г. Под духовное руководство пожилой, но мудрой и сильной духом матушки стекаются сестры, построены деревянный храм «Всех скорбящих Радость», келей­ный и игуменский корпуса, восстановлен и заново освящен Троицкий собор. Упорядочена литургическая жизнь, читается Псалтирь.
В декабре 2007 года, после принятия матушкой Варварой схи­мы с именем Василисса и ухода на покой, руководство оби­телью принимает монахиня Иоанна (Двойнишникова), постриженница Снетогорского монастыря. Матушка Иоанна много заботится о внутреннем благолепии храмов, продолжает оформ­ление сельхозугодий. При ее настоятельстве в обители введено Богородичное правило, ежедневно совершаются литургии. Построены: большой коровник, пог­реб, баня, кочегарка, большая часть каменной ограды, проведены под­земные коммуникации, начато восстановление гостиницы. Проведены работы по восстановле­нию и облагораживанию монастырского кладбища. Произведен ремонт зда­ний келейного корпуса и Скорбященского храма. Матушка Иоанна почи­ла 1 октября 2011 г.
С октября 2011 года обителью руководит монахиня Анна (Ткач). В 2012 году произведен ремонт Троицкого собора, восстановлена часовня Тихвинской иконы Божией Матери, введена в эксплуатацию прекрасная гостиница для паломни­ков, продолжается строительство ограды из природного камня.
Насельницами монастыря и паломниками почитаются чудом сохранившиеся могилки матушек-настоятельниц Ангелины и Арсении, юродивого Терентия Ивановича и блаженной матушки Ольги. В пяти километрах от обители находится святой источник пророка Божия Илии.
В настоящее время архитектурный комплекс монастыря практически полностью восстановлен и имеет три действую­щих храма: каменный Троицкий собор, отстроенную на прежнем месте деревянную церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и храм-часовню в честь святителя Николая Чудотворца на острове Молитв.
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3672

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?