Тверской. Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа.

Спасский собор — построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на основе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах — второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.
В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г.
В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году.
Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде «столпа», иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм — его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.
В 1920 гг. храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт.
В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен — в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.
Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер).
5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.
С сайта Древо

Собор Спаса Нерукотворного Образа
Расположен посреди монастырского двора. Главный Спасский престол находился в нижнем храме. Впервые построен в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича князем Ф.Ф. Волконским, освящен в 1661 г. 20 ноября.
Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах — второй четвертью XVIII в.). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.
К 1626 г. на небольшой территории монастыря стояли церкви: одна, главная, — каменная и другая — деревянная; вдоль его границы с Никольским монастырем располагались деревянные кельи. В 1661 г. вместо прежнего ставят каменный собор. Это один из лучших памятников «московского барокко» Петровской эпохи. В него вошел прежний объем храма: в 1701 г. к нижней церкви 1661 г. была пристроена трапезная; вскоре (до 1709 г.) подверглась перестройке и получила существующий облик верхняя церковь. Здание увенчано сильно вытянутым малым восьмериком, несущим позднюю (1851) декоративную главку.
Храм пострадал от пожара в 1737 г. Пострадавший от пожара храм возобновлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г. В 1742 г. в соборе проводились ремонтно-строительные работы под наблюдением И.Ф. Мичурина, но они существенно не изменили его облика. Собор обновлялся в 1851 г.
Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде «столпа», с которой говорили речи проповедники, иеромонахи, ректора, наставники и воспитанники Академии; иконы богато украшены. В главном храме внизу — образ Нерукотворного Спаса и киот с частицами св. мощей, частицы от камня «на нем же возвести Ангел о Христовом Воскресении», 2 камня «Столпа Господня», замечательные надписи на внешней и внутренней сторонах храма на разных языках, относящиеся к XVII-XVIII вв.
В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен — в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь (?!).
Внутри здание занято дирекцией Московского областного драматического театра, свободного входа посетителям нет.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 154-155

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?