Тверской. Высокопетровский монастырь.

Высокопетровский монастырь, 2 класса, в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 году великим князем Дмитрием Донским; в 1505 году при великом князе Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь святого Петра митрополита. Здесь находятся иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 году исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе святого Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме находятся гробницы Нарышкиных, родственников по матери императора Петра I.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Предание, однако, возводит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда московский князь поставил на правом берегу Неглинной Боголюбскую церковь. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Иван Калита ехал вдоль реки и вдруг увидел перед собою высокую гору, покрытую белым сверкающим снегом. Видение исчезло — сперва снег, затем гора. Митрополит Петр так растолковал Калите его смысл: гора — это князь, а снег — он, митрополит Петр; раз снег растаял, то митрополит умрет раньше князя. В память о Петре-митрополите Калита и выстроил храм. Есть, правда, сведения, что монастырь основан был еще при жизни Петра, в 1326 году.
Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII века назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. Иоанн сопровождал в Константинополь небезызвестного Михаила-Митяя, избранного в русские митрополиты.
В XV-XVII веках Петровский монастырь постепенно расширялся, входил в северную линию монастырей-форпостов столицы. В конце XVI века, после строительства стен Белого города, он оказался в черте Москвы. Обитель пользовалась вниманием знати и царствующих особ: в 1505-1517 годах ее перестраивал великий князь московский Василий, на рубеже XVII-XVIII веков — Петр I и весь род Нарышкиных, чья фамильная усыпальница находилась в Боголюбской церкви. Здесь, в частности, похоронены были Иван и Афанасий Нарышкины, дядья Петра I, убитые во время стрелецкого бунта 1682 года, дед Петра Кирилл Нарышкин. Некогда камни монастырского кладбища хранили память и о других старинных московских родах — Бутурлиных, Нащекиных, Свиньиных.
Главными святынями монастыря, в котором в начале XX века действовало шесть храмов, были Боголюбская, Влахернская и Владимирская, чудотворная Казанская и Толгская иконы Богоматери. По средам перед Казанской и по воскресеньям перед Боголюбской иконами служили соборные акафисты. В монастыре бережно сохраняли три иконы и портрет патриарха Никона, поступившие в обитель в 1690 году из дома сосланного Петром боярина Василия Голицына.
Несмотря на благоволение сильных мира сего, Петровский монастырь не раз страдал от пожаров — в 1493 году, в XVII столетии… Его ограбили и осквернили французы в 1812-м. У колокольни похоронили москвичей, расстрелянных по приговору французского трибунала. Числился монастырь сначала в Патриаршем, затем в Синодальном ведомстве. В 1764 году его возвели во второй класс и причислили к ставропигиальным, но в 1775-м передали в Московскую епархию. Архимандрит его по указу Св.Синода носил мантию со скрижалями.
Петровский монастырь был довольно богат. В 1678 году он владел 519, а в 1700-м — 612 крестьянскими дворами. В середине XVIII столетия обитель имела 5998 душ крестьян, к ней приписаны были Льгов монастырь под Рыльском и Медвежья пустынь близ Дмитрова. В начале XX века земельных владений было всего 45 с небольшим десятин, да монастырь получал из казны 1249 рублей 37 копеек в год. В нем жили в то время архимандрит и 14 монахов.
Долгое время в монастыре размещались различные духовные и богоугодные учреждения: в 1771 году, во время чумы, карантин и лечебница, с 1770-х годов по 1903 год — духовный цензурный комитет, склады христианской литературы, епархиальная библиотека Московского общества любителей духовного просвещения. Известно, что в конце XIX века художник М. В. Нестеров написал в одной из церквей обители портрет архиепископа Волынского Антония.
После 1917 года Петровский монастырь приютил архиереев, прогнанных властями, а также вернувшихся из ссылки. В 1923 году настоятель архиепископ Варфоломей, викарий Московской епархии, принял в обитель братию закрытой Зосимовой пустыни. Монастырские палаты стали отходить к учреждениям. Затем настал черед храмов: в 1924 году закрыли Сергиевский, в 1926-м — Покровский и Толгский. В том же 1926 году был закрыт и сам монастырь, но Боголюбская церковь продолжала действовать как приходская. Вскоре в Моссовет поступила жалоба от трех живших по соседству членов ВКП(б): «На бумаге это бывший монастырь, а в действительности остался по-старому… монастырь имеет разлагающее действие… ведет пропаганду против власти». 5 апреля 1929 года президиум Моссовета постановил закрыть Боголюбский собор. Владыка Варфоломей отслужил в нем последнюю вечерню. Собор отдали в аренду «Зернотресту», который в 1930 году сломал кресты и купола, устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов. Началось разграбление обители: на склад Мосфинотдела вывезли более 300 облачений священников, 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Лишь небольшую часть убранства передали верующим и в музеи. Висячие подсвечники, например, подлежали сдаче в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд… Исторического музея. В 1930-е годы над монастырем нависла даже угроза полного сноса «ввиду расширения Петровки», но, к счастью, этот проект не был реализован.
В 1950-е годы началась реставрация монастыря. Его здания отданы были различным культурным учреждениям, в том числе Литературному музею.
Возрожден мужской Высоко-Петровский монастырь в начале 1990-х
годов. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 года совершаются богослужения в храме Сергия Радонежского. Настоятелем был назначен игумен Иоанн (Экономцев).
Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы ХVII-Х1Х вв.; ограда 1690-х гг.
Из книги «Русские монастыри», издательство «Очарованный странник», Москва, 1995, с. 45-46.

Монастырь, первоначально посвящённый апостолам Петру и Павлу, был основан на этом месте в последние годы жизни свт. Петра (1326), митрополита Киевского и всея Руси. Сделав своим местопребыванием Москву, он любил уединяться для молитвы на лесистом берегу Неглинной. Шло время. Деревянная обитель не раз горела и вновь отстраивалась. В начале ХVI века, после очередного пожара, она получила первый каменный храм — собор во имя святителя Петра Митрополита. Возвёл его, как говорят, Алевиз Фрязин Новый. Тогда-то монастырь и поименовали официально Высоко-Петровским, хотя название «Петропавловский» было в ходу до начала ХVIII века.
До самых последних лет ХVII столетия Высоко-Петровский монастырь не относился к числу наиболее благоустроенных и обеспеченных московских и подмосковных обителей, хотя имел статус ставропигиального и управлялся архимандритами. Но в 1672 году Наталья Кирилловна, вторая жена царя Алексея Михайловича, произвела на свет сына Петра, и её отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, на радостях подарил свой московский двор, вплотную примыкавший к Петровскому монастырю, венценосному зятю. А зять, в свою очередь, передал его монахам. В 1690-е годы на разросшейся монастырской территории началось активное строительство: были возведены храмы Боголюбской иконы Божией Матери, преподобного Сергия с трапезной, Святые ворота с надвратным храмом и колокольней, а также длинный корпус, занявший юго-западную сторону участка. Тогда же, благодаря щедрости юного Петра, обитель приобрела немало земельных угодий за пределами Москвы. В Москве нет больше ансамбля, где в таком объёме сохранились бы жилые здания с галереями и гульбищами. К примеру, Нарышкинские палаты, возведённые в 1690-е годы, долгое время оставались самым длинным зданием в городе, исполнение которых завораживает до сих пор. Храм Сергия Радонежского выстроили в монастыре в память о том, что именно в Троице-Сергиевой Лавре, под молитвенным покровом преподобного Сергия, спасся в 1689 году царь Пётр от очередного стрелецкого бунта. В его таперешнем облике вызывают вопросы убогошикарный «теремок» над крыльцом и парадная лестница из каких-то железобетонных свай.
Интересны сами по себе собор Петра Митрополита и храм Боголюбской иконы Божией Матери. Долгое время считалось, что Петровский собор Алевиза Фрязина не сохранился, но в 1979 году реставратор Б.П. Дедушенко убедительно доказал, что он лишь скрыт под слоем переделок нарышкинской эпохи. А вот Боголюбская церковь служила усыпальницей многим представителям рода Нарышкиных. И строилась-то она над могилами убитых в 1682 году стрельцами Ивана и Афанасия Нарышкиных. В панораме города и улицы Петровки Высоко-Петровский монастырь выделяется силуэтом прежде всего своей ажурной красно-белой колокольней, также выстроенной в «нарышкинском стиле».
Снова стоит обратиться к истории монастыря. После секуляризации церковных земель 1764 года Высоко-Петровский монастырь, приписанный ко второму классу, распростился со своими угодьями (лишь 50 десятин оставили ему). Внутренняя его жизнь в это время тоже не блистала. По штату ему полагалось 16 насельников, на деле их было ещё меньше. Да и те чернецы, что имелись, не всегда соответствовали своему званию: документальные источники того времени свидетельствуют о случаях пьянства и воровства среди братии. Немногим лучше обстояло дело и в ХIХ веке. Обитель долго не могла оправиться после бесчинств, учинённых французами в 1812 году (здесь квартировали наполеоновские кавалеристы, и в Боголюбском храме они например, свежевали туши скота, а у монастырской стены расстреливали москвичей, обвинённых — справедливо, нет ли, кого это интересовало? — в поджогах).
Во второй половине ХIХ века монахи с трудом выдерживали соблазны столичной жизни. Так, в 1870-е годы здешние насельники чуть не сжили со свету прп. Гавриила (Зырянова), имевшего несчастье вызвать их зависть своей благовейной жизнью. О. Гавриилу пришлось покинуть Высоко-Петровский монастырь. Краткий расцвет духовной жизни в монастыре пришёлся уже на послереволюционные годы, когда монашеская община, пополнившаяся пришельцами из знаменитой Зосимовской пустыни, разорённой в 1923 году, существовала подпольно (в 1918 году все жилые здания у монастыря отобрали, но храмы ещё оставались «в пользовании» верующих, их реквизировали постепенно, завершив процесс к 1929 году). Это интереснейшая страница в церковной истории Москвы. Интереснейшая и — скорбная, поскольку общину с примерной жестокостью разгромили в 1935 году, а едва ли не все её члены подверглись репрессиям «вплоть до высшей меры наказания».
В 1991-1992 годах началось постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря. В его зданиях, частично переданных Церкви, разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. С 2009 года восстанавливается собственно монашеская жизнь.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №78, 2014 г.

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV в., в нём архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 г. архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.
В 1326 г. проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.
При пожаре 1493 г. обитель выгорела. По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 г. возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 г. собор был освящён. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII в. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 г. польско-литовскими интервентами. В 1612 г., после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.
В конце XVII в. монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 г. Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна.
В 1690 г. в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 г.г. царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским», или «государевой молельней». В 1764 г. монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 г. стал епархиальным.
Большой урон был нанесен монастырю в 1812 г. После взятия Москвы в нём расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.
В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 г. из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 г. она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.
С Октябрьским переворотом 1917 г. для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 г. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 г. здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 г., когда был закрыт последний – Боголюбский храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 г. жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.
В 1959 г. монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.
С 1991 г. отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 г. ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 г. было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.
30 апреля 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.
С 2016 г. на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vysoko-petrovskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Высоко-Петровский монастырь был основан в ХIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всей Руси. Святитель перенёс митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского. В 1316 году проезжавший по берегу реки Неглинной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая — это ты, князь, а снег — я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении князь Иоанн повелел построить на этом месте храм в честь св. Петра и Павла, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же посвящением. Среди строителей и благодетелей монастыря: князь Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I, представители княжеского рода Нарышкиных.
При пожаре 1493 года обитель выгорела. По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящён. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до ХVIII века. В очередной раз Высоко-Петровский монастырь был опустошён в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, обитель восстановили и обнесли каменной стеной. В современном виде архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала ХVI до середины ХVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник в стиле «Нарышкинского барокко».
Самый древний храм обители — собор святителя Петра Митрополита Киевского и всея Руси, возведён в начале ХVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Московского Кремля. Храм воздвигнут на месте более древней деревянной церкви попечением Великого князя Василия III. Значительный вклад в обустройство монастыря внесли Нарышкины и лично царь Пётр I. В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и её царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском храме был поставлен список чудотворной иконы, привезённый царём из Боголюбского монастыря.
Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. Борьба Петра Алексеевича за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещённого о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию Радонежскому по Указу Петра I в 1690-93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведён трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны. В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года становится епархиальным.
Значительный ущерб монастырю был причинён во время Отечественной войны 1812 года. В нём останавливались на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен и тут же в монастыре, у колокольни хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся.
В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основания которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). 9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви. На нём председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители. По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года всё церковное имущество было национализировано, все жилые здания его были реквизированы и переданы в рабочий жилищный фонд.
С 1923 года эта московская обитель, духовно укреплённая зосимовскими иноками, стала существовать тайно и до 1935 года находилась под духовным управлением архиепископа Варфоломея (Ремова). Именно это тяжёлое время связано с новым этапом в духовной жизни Высоко-Петровского монастыря, когда обитель становится одним из центров церковной жизни Москвы. Весь советский период в Москве существовали тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. В 1929 году, «по настоятельным просьбам трудящихся», был закрыт последний храм обители, в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Из него выкинули каменные надгробия бояр Нарышеиных и открыли завод по ремонту сельскохозяйственной техники ведомства Зернотреста. В храме во имя преподобного Сергия Радонежского были устроены сначала главная медицинская библиотека, потом спортивный акробатический зал общества «Трудовые резервы». В храме святителя Петра был размещён небольшой литейный цех, где лили алюминий для моторов. Под коммунальное жильё приспособили Толгский храм, часовню в честь Казанской иконы Божией Матери, настоятельский корпус, корпус братских келий с Нарышкинскими палатами и даже усыпальницу Нарышкиных.
В разные годы в помещениях монастыря размещалась школа и другие учреждения и предприятия. На месте монастырского сада, возле которого за алтарём храма святителя Петра с древних времён хоронили братию обители и представителей боярских родов, был организован детский сад, существующий и поныне. Большая часть территории монастыря была засыпана землёй слоем до двух метров. Повсюду был беспорядок, мерзость запустения. С 1935 года тайная община Высоко-Петровского монастыря была разгромлена. Были арестованы архиепископ Варфоломей, игумен Митрофан, иеродиакон Филарет, профессор И. В. Попов и многие другие. В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры, получив статус памятника архитектуры. В Нарышкиных палатах с 1971 года располагался филиал Государственного литературного музея (выведен в 1994-м году).
С конца 1950-х до начала 90-х годов на реставрацию старинных храмов обители стали выделяться государственные средства. Реставрационные работы возглавил архитектор Борис Прокофьевич Дедушенко. Кропотливо исследуя исторические материалы и анализируя археологические раскопки, он смог восстановить архитектурный ансамбль монастыря максимально близко к историческому состоянию. Храм святителя Петра вновь обрёл черты начала ХVI века (прежде всего были воссозданы узкие стрельчатые окна), вокруг храма преподобного Сергия была отстроена разрушенная из-за ветхости ещё в начале ХIХ века, галерея. И к 1990-м годам ансамбль монастыря, в основном, приобрёл свой прежний архитектурный облик, хотя работы так и не завершились. С 1991 года отдельные строения Высоко-Петровского монастыря начали возвращать Церкви. По указу Святейшего Патриарха Алексия II в стенах монастыря разместился Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. В 1992 году Отделу передали трапезную часть Сергиевского храма в Высоко-Петровском монастыре. 1993-й год — храмам обители присвоен статус Патриаршего подворья.
10 октября 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление в стенах древней обители монашеской жизни. Ныне наместником монастыря является игумен Пётр (Еремеев), ректор Российского Православного Университета.
Из буклетов: Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь и Высоко-Петровский монастырь в ХХ веке.

Несколько лет подряд в монастыре проводились реставрационные работы по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы:
В 2016 г. проводилась реставрация двух объектов: 1) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Церковь Пахомия, 1753-1755 гг.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 7) были выполнены работы: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока, реставрация гульбища. 2) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 3) выполнена реставрация фасадов, архитектурно-лепного и белокаменного декора; ремонт медной кровли, окрытие выступающих частей здания медью.
В 2017 г. проводилась реставрация двух объектов: 1) В церкви Петра Митрополита велись работы по реставрации фасадов с укреплением кирпичной кладки, по устройству белокаменных полов, воссозданию оконных и дверных заполнений с воссозданием фурнитуры, ремонтно-реставрационные работы по кровле. 2) На объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.» (ул. Петровка, д. 28, стр. 3) велись следующие работы: реставрация фасадов, укрепление кирпичной кладки стен, сводов, проездной арки и стилобата, реставрация белокаменного цоколя, устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием белокаменных водометов и пинаклей, устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, устройство белокаменных и деревянных полов, реставрация кровли, устройство системы водостока.
В 2018 г. реставрационные работы проводились на двух монастырских объектах культурного наследия: 1) На монастырском объекте Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г. (ул. Петровка, 28, стр. 9) велась реставрация фасадов четверика и апсиды, включая белокаменный декор, ремонт и реставрация конструкций крыши четверика и окрытия, глав, завершений храма (кресты, подкрестные шары). 2) На церкови Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г. (ул. Петровка, 28, стр. 10) проведена реставрация фундамента, ступеней крыльца и галереи (включая облицовку), устройство отмостки, реставрация живописи. Все реставрационные работы на этом объекте были завершены в 2018 г.
В 2019 г. реставрационные работы проводились на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря; конец XVII – начало XVIII вв. — Боголюбская церковь, 1685 г.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 11. Выполнялись работы: по реставрации кирпичной кладки фасадов, включая архитектурно-лепной декор, по воссозданию дверей и окон, подоконников, оконных металлических решеток, по ремонту конструкций и окрытия кровли, по реставрации завершений.
http://www.fedmp.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?