В 1552 г. после покорения Иваном IV Казанского ханства на этом месте был построен каменный Троицкий храм. Участок для постройки был выбран рядом с центром московского Торга. В память казанских побед около Троицкого храма было построено семь деревянных церквей.
В 1555-1561 гг. на месте деревянных церквей зодчими Бармой и Постником Яковлевым был выстроен новый каменный храм. По преданию, святитель Макарий, митрополит Московский, решил построить храм из восьми придельных церквей, престолы которых должны были быть освящены в память празднований, дни которых стали днями побед при взятии Казани. Зодчие немного отступили от плана митрополита и построили главный шатровый храм и вокруг него разместили восемь приделов, таким образом получилось девять церквей. Троицкий храм вошел в состав собора и стал восточным приделом, освященным также в честь святой Троицы.
В 1588 г. над могилой святого Василия Блаженного (похоронен у стен Троицкого храма в 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший новое название всему собору. В 1670-1690 гг. храм был перестроен: с востока была построена шатровая колокольня, пристроена терраса-гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.
Во время пожара 1739 г. храм сильно выгорел изнутри. Его отреставрировали и покрасили в белый цвет. Тогда же под его своды были перенесены престолы 15 церквей, находившихся на Красной площади. В 1781-1784 гг. был сделан иконостас храма, сохранившийся с переделками до нашего времени.
В 1812 г. храм был разграблен французами. К 1817 г. храм отреставрировали и вернули прежнюю многоцветную раскраску стен.
В 1923 г. храм был превращен в музей. В 1936 г. храм хотели взорвать, т.к. он мешал проведению демонстраций, парадов и просто автомобильному движению. Но благодаря заботам реставратора-подвижника П.Д. Барановского эта идея не осуществилась. Вызванный в Кремль с целью получения указаний для обмера и составления сметы по сносу храма, Петр Дмитриевич под угрозой самоубийства потребовал отказа от этого черного замысла. Храм уцелел, а вот патриарха реставрации отправили в тюрьму и он первое, что спрашивал у жены во время свидания было: «Что, стоит?» — «Стоит, не сносят…» и только потом брался за принесенную из дома еду. Через полгода его выпустили.
Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Приделы: восточный — в честь Троицы Живоначальной, западный — в честь входа Господня в Иерусалим, северный — в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, южный — в честь святого Николая (иконы Николая Великорецкого, северо-восточный — в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских, юго-восточный — в честь преподобного Александра Свирского, юго-западный — в честь преподобного Варлаама Хутынского, северо-западный — в честь святого Григория Армянского, с северо-востока также приделы святого Василия Блаженного и Рождества Богородицы.
Богослужения начались в 1991 г., но регулярно не совершаются.
В октябре 1552 года «позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад всё множество бесчиссленное народа московского» — москвичи выходили встречать возвращающуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Русь была избавлена от опасности нападения её злейшего врага. Такое историческое событие нуждалось в увековечивании, и вскоре после возвращения Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) из Казанского похода, на месте будующего храма Покрова-на-Рву была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами. А 1 октября 1555 года Иван Грозный «повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы… надо рвом у града близ Фроловских врат».
Через пять лет, 1 октября 1560 года, были освящены приделы Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория «Великая Армении». Если предыдущая деревянная церковь имела главным престол в приделе Троицы, то при строительстве каменного собора центральное место занял храм во имя Покрова Богородицы, а придел Живоначальной Троицы стал первым к востоку от входа. Центральный храм и придел Трёх патриархов были закончены в следующем, 1561 году.
Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объёма семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов. Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном основании — «Поставлен бысть храм каменный преудивителен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов». В одном из приделов храма позднее был погребён московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552), он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова-на-Рву и получил в народе прозванье храм Василия Блаженного.
Зодчими, возводившими собор, старинные хроники называют псковских мастеров Барму и «городового и церковного мастера» Постника Яковлева, которые были «премудры и удобны для такого чудного дела». Зодчие с большим знанием дела выбрали место для соборана Красной площади, рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через ров Спасский мост, и собор оказался в самом оживлённом месте Москвы — на площади перед Спасским мостом находилось Лобное место, с которого оглашались царские уазы и грамоты и возле которого во время важных общественных событий собирались москвичи. Здесь стали проводиться богослужения для всего населения Москвы, так как тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Во время богослужений перед Лобным местом «ставились образы, как на крылосе», а на само Лобное место водружался аналой. Таким образом, город получил площадь для всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского посада.
В 1812 году собор был разграблен французами. Отступая, Бонапарт отдал приказ взорвать собор, но этот приказ не успели выполнить. Второй раз покушались взорвать собор в 1930-е годы большевики. В 1817 году храм Василия Блаженного был отреставрирован, причём было снесено кладбище при соборе и окружающие его дома, засыпан проходивший рядом ров. Образовавшаяся вокруг собора широкая площадь стала продолжением Красной площади.
Причудливый силуэт собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города. Новый храм вызвал восторг москвичей. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причём формы этих храмов взяты с разных образцов («различными образцы и многими переводы»). Центральный из них шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно своеобразное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многобразию своего облика храм Василия Блаженного не знает себе равных на Руси.
Первоначально собор был красно-кирпичным с белокаменными деталями. Ныне существующая яркая раскраска относится уже к 18 веку. Позднейшими пристройками являются шатровая колокольня и сводчатые наружные галереи — они сооружены в 17-м столетии. Свой окончательный вид собор приобрёл только в конце 17 века, когда было пристроено крыльцо, а в собор перенесены престолы нескольких снесённых за ветхостью церквей.
Собор снаружи и внутри множество раз подвергался ремонтам, расписывался и переписывался. В пожаре 1739 года выгорела практически вся внутренность собора, погорели «иконостасы, окончины, св. иконы и вся утварь без остатка». Существующая внутренняя роспись главного храма относится к 1784 году, боковые храмы и притворы расписаны в 1839-1845 годах.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.
Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства. Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Ивана IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг. окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 г.) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским. Для строительства обеденного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»). Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году. Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Ивана Грозного, являвшихся соавторами важнейших культурных начинаний своей эпохи.
На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города. К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим. Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.
Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю) — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.
Покровский собор является национальным символом России: как памятник славе русского оружия и как уникальный по архитектуре храм, признанный шедевр древнерусского зодчества. Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».
Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного. Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей).
Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.
В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем. 15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения. Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 20-е годы XX века были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. В 60-е годы XX века проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля. В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей. В настоящее время в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв., а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.
С 1990 года Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят Патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.
Составитель Е.М. Юхименко http://www.patriarchia.ru/db/text/1559602.html
Покровский и Василия Блаженного на Рву собор двухэтажный, с девятью придельными церквами, стенами, кроме что в алтаре Покровском от потрясения сделалась трещина, иконостасами и иконами ограбленными, цел, крышки на всем соборе и колокольне сгорели, утварь и ризница, самая лучшая и богатейшая, кроме увозимых серебряных и жемчужных вещей, не в виду бывших, вся разграблена, а некоторые имеются в нем. По освящении нижней Васильевской церкви служба проводится. Приходских дворов не имелось, а состоит собор на жаловании.
Протоиерей Иоанн Платонов, у него собственные три дома, один каменный, два на каменном фундаменте деревянные – сгорели. Священники: Михаил Никитин, у него собственный дом каменный сгорел, Даниил Иванов, у него дом собственный, каменный, сгорел; диакон Петр Михайлов, у него собственный каменный дом сгорел; дьячки Василий Ильин, Федор Егоров и пономарь Дмитрий Петров собственных домов не имеют, а проживали в церковной каменной палатке, которая сгорела.
Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г.
Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места; называется также церковь Василия Блаженного. Первоначально здесь была построена каменная церковь св. Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г.
У этой каменной церкви был погребен скончавшийся 2 августа 1552 г. Блаженный Василий, Христа ради юродивый. В том же году 2 октября последовало взятие Казани Иоанном IV Грозным. В память дней казанских побед около Троицкой церкви было воздвигнуто семь деревянных храмов: Александра Свирского, Иоанна, Павла, Александра Константинопольских, Григория Армянского, Покрова Пресвятой Богородицы, Киприана и Иустины, Варлаама Хутынского и Входа Господа в Иерусалим.
Митрополиту Макарию (1543 – 64 гг.) надо приписать мысль о замене деревянных храмов вместе с Троицким объединенною группою каменных, которая представляла бы собою прочный и величественный памятник взятия Казани. В качестве зодчих были приглашены русские мастера Барма и Постник Яковлев, которые составили план, включавший ради симметрии и девятый храм. Этому последнему решено было дать наименование Николая чудотворца вследствие тогдашнего пребывания в Москве иконы Николы Великорецкого, принесенной сюда на время из Вятки для поновления.
Девятипрестольный храм строился с 1554 г., окончен в 1560 г. и стал выдающимся произведением русского искусства, своей оригинальностью приводящим в изумление и восхищение своих русских людей и чужеземцев. Подобного храма не было впоследствии, но почти не было и прежде. В некоторой степени храмами-предшественниками, которые имели в виду Барма и Постник, можно считать церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. и церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове 1529 г., первую для среднего Покровского шатра, вторую для восьми столпообразных приделов. В свою очередь Вознесенская и Предтечевская церкви построены под влиянием стиля деревянных храмов, издревле отличавшихся от каменных чисто русским и общим характером постройки и отдельными архитектурными подробностями.
Собор сохранился и имеет тот же вид, какой дали ему зодчие XVI ст. Но некоторые изменения с течением времени все-таки произведены. В 1588 г. были обретены мощи Василия Блаженного, вследствие чего внизу встроена десятая церковь имени этого святого, которая снаружи по своему стилю не нарушает общей гармонии всего здания, а внутри замечательна своими крещатыми сводами. Около 1640 г. внизу же устроили одиннадцатый алтарь, над местом погребения Блаженного Иоанна, скончавшегося в 1589 г. Придел этот сначала назывался «Риз положения», а в конце XVII ст. переименован в «Рождества Богородицы»; здесь почивают мощи св. Иоанна, приобретенные в 1672 г.
В XVII ст. покрыто сводами и крышею все пространство между девятью верхними храмами и над галереей; пристроены два изящных двушатровых западных крыльца и вход в нижнюю церковь; надстроена палатка на северной стороне нижней церкви, ныне служащая ризницей; выстроена колокольня вместо прежней звонницы; устроена сплошная стена кругом нижнего этажа, вместо прежних открытых арок. В XVIII ст. перестроен алтарь Васильевской церкви; переименован придел Киприана и Иустины в Адриана и Наталии, а вместо престола Иоанна, Павла и Александра устроен престол Иоанна Милостивого; в главный Покровский храм перенесен иконостас из разобранного в 1770 г. собора Черниговских чудотворцев, а в придел Входа в Иерусалим – из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. В 1784 г. впервые расписаны внутри стены Покровского храма и сняты восемь главок, стоявших по углам звездчатого главного храма. Поновления были также в XIX и XX вв., но менее важные.
В соборе ежегодно 1 октября совершается крестный ход в память взятия Казани. Когда в Москве были всероссийские митрополиты, потом патриархи, совершался и другой крестный ход, так называемый «шествие на осляти». Оно состояло в том, что в Вербное воскресенье митрополит, позднее патриарх, ехал от Успенского собора на осле, которого обыкновенно вел сам царь. При громадном стечении народа шествие направлялось к Входоиерусалимскому приделу, где совершался молебен, а затем возвращалось в Успенский собор. Остаток древнего торжества сохранился теперь только в виде многолюдства на базаре, бывающем на Красной площади в Вербное воскресенье.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади — главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного. Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.
Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.
Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии. Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь — во имя Николы Великорецкого. Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву. Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских. Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского. Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского. Северо-западная — во имя Григория Армянского.
Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.
Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.
Источник: https://www.msk-guide.ru/sobor_vasiliya_blazhennogo.htm
Собор Василия Блаженного уникален и нов для своего времени, но «не безроден» в истории русского зодчества. Среди его предшественников уместно назвать, прежде всего, церкви Коломенского — шатровую Вознесенскую и многостолпную Предтеченскую. (Правда, относительно последней существуют предположения, что не Покровский собор явился более развитой и усложнённой «вариацией» на тему Предтеченской церкви, а наоборот, Предтеченская стала упрощённой репликой Покровского собора).
Собор, решённый как совокупность трёх основных элементов (больших восьмигранных столпов, ориентированных по сторонам света, маленьких квадратных в плане церковок, расположенных между ними, и центральной башни с шатровым завершением), строился из сравнительно нового для середины ХVI века материала — кирпича. До этого храмы возводились главным образом из белого камня и плинфы (тонкого кирпича). В случае с Покровским собором из белого камня выполнены лишь цоколь и некоторые декоративные элементы. Более того, стремясь подчеркунуть то, что здание кирпичное, строители ещё вдобавок и раскрасили его «под кирпич». Эта раскраска была восстановлена в ходе реставрационных работ 1954-1955 годов. Тогда же открылось, что стены храма пронизаны внутри деревянными конструкциями, выполнявшими функцию своего рода «пространственного чертежа». Установленные до начала кирпичной кладки, они определяли контуры будущего строения и местонахождение всех его элементов.
При соборе с самого начала существовала звонница, однако она была не такой, как теперь. Мартин Груневег, объехавший в качестве торгового подмастерья пол Европы и с января по август 1585 года живший в Москве, отразил её тогдашний образ в своих «Записках»: «При ней (при церкви) стоит колокольня. И в ней висят, как при других церквах, колокола в плохо сооруженной стене. Никакие колокола не раскачивают, но двигают язык за веревку спускающуюся до земли». Как видим, тогдашняя звонница Покровского собора имела совершенно иной вид нежели нынешняя колокольня, и напоминала, скорее, до сих пор сохранившиеся звонницы новгородских и псковских храмов.
О первоначальной форме и покрытии глав собора исследователи спорят до сих пор. Надо полагать, однако, что при постройке они были шлемовидными, а луковичную форму приобрели в конце ХVI века. Что касается покрытия, то ещё в ХVII веке оно не отличалось многоцветьем. Судя по воспоминанием иноземцев, видевших собор в это время, его главы были покрыты светлыми блестящими листами. Полихромную раскраску главы приобрели, по предположениям И. Е. Забелина, в конце ХVII века, а с конца ХVIII они имеют те же цвета, что теперь. Интересно, до 1780-х годов собор украшали дополнительные декоративные главки — у основания центрального Покровского шатра и у основания подкупольного барабана западного придела.
Одна из основных особенностей собора Покрова на Рву — его богатый наружный декор, ведущий свою родословную от храмов рубежа ХV-ХVI веков, которые строились итальянскими мастерами. Кокошники, машикули, карнизы самой разнообразной формы веселят глаз и делают собор похожим на резную игрушку. Как уже было сказано, при постройке собор был окрашен «под кирпич». Однако в ходе ремонтных работ, проводившихся в конце ХVII века, внешнюю и внутреннюю галерею, а также площадки и парапеты крылец расписали травчатым орнаментом. В ХХ веке росписи были отреставрированы.
Ещё одна деталь, служащая украшением храма — это его лестницы. Изначально лестницы собора были открытыми. В 1680-е годы над ними появились кровля на ползучих арках и шатровые рундуки над площадками. Тогда же деревянные навесы над гульбищем, то и дело горевшие в московских пожарах, заменили сводчатыми кирпичными галереями на столбах. Поднявшись по одной из таких лестниц, мы оказываемся внутри этого удивительного храма. Если снаружи собор производит монументальное впечатление, то, входя в него, посетитель попадает в своего рода лабиринт, по временам «раскрывающийся» вертикальными пространствами церквей-столпов. Как писал архитектор Н. И. Брунов, «наиболее характерной композиционной особенностью внутреннего пространства Покровского собора являются ритмические контрасты пространств интерьеров церквей и внутренней галереи. Чередуясь с низким пространством галереи, пространства церквей как бы вырастают из него, вместе с тем ритмически продолжая друг друга.
Интерьер Покровского собора, взятый в целом, проникнут движением. Он подобен волнующемуся пространственному морю, отдельные волны которого (интерьеры церквей) вздымаются все выше и выше от малых приделов через столпы к центральному храму». Центральный и самый большой храм — Покровский — имеет высоту от пола до купола 46 метров. Общая площадь его — 64 квадратных метра. Внутри он, как и другие храмы-столпы собора, был изначально декорирован очень сдержанно. В восьмерике и покоящемся на нём шатре сохранилась орнаментальная роспись ХVI столетия, выполненная чёрной и красной красками по светлому фону. Во время реставрации под шатром Покровского храма раскрыты фрагменты надписи о завершении строительства в 1561 году. При ремонте, произведённом во второй половине ХVII столетия, Покровский собор «расцвёл» изнутри пышным растительным орнаментом, украсившим переходы и галереи.В ХVIII-ХIХ веках на стенах собора появилась масляная живопись.
В приделах Киприана и Иустинии, Трёх Патриархов и Николы Великорецкого сохранились иконостасы, выполненные специально для них в ХVIII и ХIХ веках. В Покровскую церковь был перенесён иконостас из кремлёвского храма Черниговских чудотворцев. В других храмах иконостасы сборные, составленные преимущественно из икон старого письма.
Высота Покровского собора — 65 метров. До надстройки в начале ХVII века колокольни Ивана Великого, он был самым высоким зданием в Москве. Центральный храм Покрова Богородицы имеет высоту от пола до потолка 47,5 метров, общую площадь — 64 квадратных метра. К 1917 году в соборе было 11 престолов. За долгие годы своего существования собор дважды подвергался опасности полного разрушения, несколько раз горел и разорялся, долгие годы стоял, не зная богослужений.
Будучи уникальным памятником русского зодчества, собор Василия Блаженного является в наши дни одновременно музеем (филиалом Государственного Исторического музея) и храмом. Богослужебная жизнь возобновилась в нём в 1990 году, на праздник Покрова Божией Матери, когда Патриарх Московский Алексий II совершил в соборе 13 октября праздничную всенощную, а 14 октября — Божественную литургию. В ноябре 1991 года указом Президента РСФСР было разрешено проведение регулярных богослужений в Покровском соборе, а в 1997 году после реставрации открылся придельный храма Василия Блаженного, в котором сегодня каждое воскресенье служится литургия.
В 2011 году собор отрздновал своё 450-летие. Именно 450 лет назад, в 1561 году, как гласит храмозданная надпись, «совершена бысть сия святая церковь Покров Пресвятыя Богородицы». К юбилею было приурочено множество выставок и мероприятий, а самое главное — завершение важного этапа реставрации, длившегося десять лет. Сейчас для посетителей открыто большинство помещений Покровского собора — причём это не только храмы и галереи, но и подклет. В 2011 году в подклете открылась новая экспозиция, посвящённая истории знаменитого собора и археологическим изысканиям на его территории.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №1, 2012 г.