Храм, построенный на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612 г., был освящен в 1632 г.Ранее на этом месте стоял деревянный храм, построенный на вклад князя Д. М. Пожарского (сгорел в 1632 г.).Неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг. В 1923-1933 гг. здание реставрировал П.Д. Барановский. Храм снесли до основания в 1936 г.
В 1990-1993 гг. на средства мэрии Москвы началось воссоздание памятника по сохранившимся обмерам, сделанным архитектором П.Д. Барановским в 1920-е гг., и исследованиям историка С.А. Смирнова. Это первый пример полного восстановления старого храма, разобранного в советские годы. Автором проекта стал архитектор О.И. Журин, один из учеников П.Д. Барановского.
Революционные потрясения 1917 года не могли обойти стороной Казанский собор как один из главных духовных узлов православной империи. 26 сентября 1918 года из храма исчезает чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, бывший с народным ополчением К. Минина и Д. Пожарского. А за 14 лет до этого из Богородицкого монастыря Казани к ужасу всех православных был украден и, согласно материалам дела, сожжён в печке сам первообраз Казанской иконы. После этого святотатства Россия потерпела поражение в войне с Японией, разразилась революция 1905 года. Новая пропажа — теперь уже московского списка — предвещала стране множество бед, которые не замедлили явиться.
В 1920 году собор был захвачен обновленцами. А через два года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей он был начисто ограблен: содрали не только серебряные оклады и ризы с икон, не погнушались даже детскими серебряными ложками, пожертвованными кормящими матерями иконе Богородицы «Млекопитательница». Летом 1924-го новая напасть — здание храма заинтересовало Исторический музей, остро нуждавшийся в площадях для своих фондов, разросшихся за время экспроприаций. В свою очередь Моссовет, «освобождавший» город от «пережитков прошлого», приговорил к сносу колокольню, а следом и весь собор. Но в Главнауке, курировавшей охрану памятников, нашлись сотрудники, желавшие возвратить Казанскому храму первоначальные формы. Они умудрились найти поддержку в Совнаркоме.
В 1925 году вместо намеченного сноса началась реставрация собора сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских под руководством архитектора-подвижника П. Д. Барановского. Спустя пять лет на совместном заседании Мособлисполкома и Моссовета Казанский собор был лишён статуса действующего храма. А ещё через три года реставрацию грубо свернули: П. Д. Барановский был арестован и отправлен в лагерь строить первые трассы БАМа. В том же году были расформированы Реставрационные мастерские. В 1936-м Казанский собор начали «раскатывать по кирпичику». П. Д. Барановский вернувшийся из зоны, застал это чёрное действо в самом разгаре. При этом он нашёл в себе силы, трудясь вместе с разорителями, сделать точные размеры, по которым и был позже восстановлен памятник.
В 1937 году на пустыре, где некогда стоял собор, по проекту Бориса Иофана установили павильон в честь III Интернационала. На месте церковного алтаря и колодца с родниковой водой устроили общественный туалет. После войны павильон исчез, но туалет остался и обслуживал миллионы посетителей летнего кафе и ГУМа вплоть до 1990 года.
5 июня 1990-го Президиум Исполкома Моссовсета под предводительством Ю. М. Лужкова принял решение о воссоздании святыни. Восстановлением руководил архитектор Олег Журин — один из учеников Петра Барановского. 4 ноября тогоже года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной литургии, совершённой Святейшим Патриархом Алексием II в Успенском соборе Кремля, многолюдный крестный ход направился к месту будущего строительства. Здесь состоялась закладка первого камня возрождаемого собора. Ровно через три года, на Казанскую, Патриарх Алексий II освятил восстановленный храм. Образ Казанской Божией Матери для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря.
Из журнала «Православный Паломник». Выпуск №11, ноябрь 2014 г /Андрей Самохин «Заступнице Усердной»/