Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя. Был построен по проекту Александра Померанцева и Виктора Васнецова и заложен к 50-летней годовщине отмены крепостного права в России Александром II. Его высота составляла 70 м. Храм был заложен в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Начало Первой мировой войны затормозило строительство. К моменту Октябрьской революции гигантский 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён. Обветшавшая постройка была снесена в 1952 году, на её фундаменте в 1960 году был возведён Дом пионеров Фрунзенского района Москвы — ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах.
Информация с сайта http://oldmos.ru/photo/view/31244
19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским.
«Осени себя крестным знамением, народ русский!» – звучало во всех московских церквях в день опубликования Манифеста, 5 (18) марта. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству государя-освободителя. О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.Н. Погодин. Новый благодарственный храм решено было строить в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя.
Высочайше утвержденный Комитет по созданию благодарственного храма-памятника и для сбора на него пожертвований был создан уже 5 июня 1861 года при кремлевском Чудове монастыре, где и хранились собранные по всей России деньги. За сорок лет работы Комитета эти средства не составили пятой доли необходимой суммы, и только в конце 1890-х годов оказалось возможным приступить к воплощению замысла. К тому времени храм Христа Спасителя уже был освящен, появились силы и средства для новой великой московской стройки. Пожертвований накопилось в 70 тысяч рублей, остальное взяла на себя казна: общая стоимость проекта составляла 1 млн. 124 тысячи 715 рублей.
Место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма.
Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. Одним из них был Александр Афанасьевич Латков, строивший в Троице-Сергиевой Лавре. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Автором утвержденного проекта стал академик А.Н. Померанцев, который составил его по рисункам В.М. Васнецова и возглавил общие работы по строительству.
Грандиозный проект вышел, на славу: его стали называть чудом архитектуры. Огромный, 21-главый, без единого столпа храм высотой в 70 метров, вмещал в себя до 6 тысяч людей и действительно следовал за храмом Христа Спасителя – и по замыслу, и по размерам. Купола собора, грациозно выстроившись около высокой центральной главы, будто пылавшие свечи, выражали идею православной соборности и единства царя с народом. Начертанная внутри надпись гласила о причине его возведения. В 1904 году торжественно освятили место для будущей закладки собора: его возведение предполагали завершить к 1911 году, к 50-летнему юбилею отмены крепостного права. «Московские ведомости» сообщали о молебствии на Миусской площади при многотысячных толпах. Чин освящения земли совершил митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Он обратился к народу с ободряющим словом о благостной любви России к созиданию святых храмов и о том, что не было еще на Руси примера, «чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения». Его слова оказались трагическим пророчеством.
На следующий год грянула первая русская революция. И прошло еще много трудных лет, включая юбилейный год, прежде чем состоялась сама закладка многострадального храма. Это произошло только 22 сентября 1913 года, в год другого юбилейного празднования – 300-летия Дома Романовых. На приуроченную к нему закладку храма приехала св. великая княгиня Елизавета Федоровна, словно осенившая торжество своим присутствием. Митрополит Московский Макарий, совершивший чин закладки, снова напомнил о давней русской традиции знаменовать великие и радостные события в своей истории созиданием храмов-памятников. А на следующий год началась Первая мировая война.
Однако ко времени закладки строители успели соорудить нижний этаж собора, где уже в ноябре 1915 года был освящен придел, и начались богослужения, пока сам храм еще возводился. Придел поначалу освятили во имя св. апостола Архипа, в чей праздник состоялось подписание Высочайшего Манифеста об освобождении крестьян, но потом он был переосвящен во имя св. Тихона Воронежского. Как и храм, придел тоже оказался внушительным по размерам – в нем могли находиться до 400 молящихся. Здесь стали служить ежедневные литургии и панихиды по русским православным воинам, павшим на поле брани, и по почившим жертвователям храма.
В апреле 1916 года был открыт собственный приход храма, со штатным духовенством, определены условия его содержания и освящен для богослужений нижний ярус храма с приделом. Московское городское Кредитное общество пожертвовало средства для устройства храмовой иконы св. Александра Невского. Невероятными усилиями успели возвести собор к 1917 году, незавершенной оставалась лишь его внутренняя отделка. Одна прилегающая улица и переулок тогда были названы в честь Александра Невского – и названия эти уцелели до наших дней. Другая местная улица получила наименование «Память 19 февраля». При последующей реконструкции она была включена в площадь и исчезла.
Первый тревожный знак последовал после Февральской революции. Нововозведенный московский собор был столь велик, что его предлагали для заседаний вожделенного Учредительного собрания – дабы и оно традиционно заседало в Москве, а не в северной столице. А после Октябрьской революции собор, по выражению историка Москвы П.В. Сытина, «стал не нужен». Богослужения в освященном приделе храма проходили еще некоторое время, пока шла Гражданская война. Дальнейшая судьба собора с первых лет советской власти подпала под сомнение. В 1920 году встал «вопрос о кирпиче» – появилась идея разобрать храм ради строительных материалов, но от этого отказались, поскольку цементная кладка собора была очень прочной и качественного кирпича вышло бы очень мало. Да и Главмузей вступился тогда за храм «ввиду исключительного значения данного памятника», пытаясь «принять меры», чтобы уберечь его даже от вредного влияния атмосферных осадков.
Тем не менее, уже в 1925 году родилась идея создать в соборе первый советский крематорий в курсе пропаганды революционного «красного погребения». Православный храм как нельзя лучше подходил для директивных богоборческих кощунств, но переоборудование колоссального собора Александра Невского оказалось весьма дорогостоящим и нерентабельным проектом, и крематорий устроили в храме Серафима Саровского Донского монастыря. Между тем, недостроенный храм на Миуссах «с порыжевшими от времени куполами, с черными, длинными щелями незастекленных окон», как описывали его газеты, постоянно обращал на себя внимание, и вопрос о его использовании поднимался часто.
Очередным безумством стало предложение создать в нем «пантеон Коминтерна», но выдвигались и совсем простые идеи, вроде открытия в здании храма музейную экспозицию «установления советской власти на Дальнем Востоке», или пищеблока для детского дома, или архива, или Радиодома, и даже «Дома химии» им. Менделеева. Были проекты советских архитекторов «достроить» здание, то есть облечь его в бетонную конструкцию и превратить в обычное городское сооружение. Взорвать же его не решались, поскольку первые попытки дали трещины в соседних зданиях, где размещались важные учреждения, и от идеи простого уничтожения собора отказались. А советские путеводители обходили стороной причину его сооружения, будто ее не было вовсе.
В 1952 году П.В. Сытин еще упоминает о «недостроенном соборе» в описании Миусской площади. А в 1960 году на его месте уже вырос Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю. Шевердяева и К. Шехояна. Он был построен на фундаменте собора с частичным использованием его стен и кирпича. Это все, что осталось от благодарственного национального храма, возводимого огромным трудом за долгожданную свободу русских крестьян. Кто-то винит в гибели храма органы охраны памятников истории и культуры Москвы, кто-то – многочисленные упущения, медлительность и нерадивость дореволюционных властей, сильно затянувших его столь необходимое для России возведение.
На Миусской же площади недавно был освящен памятный знак на том месте, где когда-то возвышался в благодарении Богу храм-памятник русской свободы.
Информация с сайта http://www.pravoslavie.ru/arhiv/050303111601.htm
Александра Невского, благоверного князя, на Миусской площади собор
Храм-памятник во имя благоверного князя Александра Невского был задуман в память исторического события – отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. императором Александром II, в честь его святого покровителя. Правительствующий Синод 30 мая 1861 г. издал указ о постройке храма, в котором, кроме прочего, говорилось, что органы власти обязывались «изыскать для будущего храма место, на котором бы он преимущественно был виден народу как памятник, и с тем вместе, если можно, соответствовал наилучшей потребности». На основании указа при Чудовом монастыре создали Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение в Москве храма Александра Невского. К 1894 г. сборы составили сто тысяч рублей серебром, что было меньше пятой части необходимой суммы. После длительных обсуждений будущего месторасположения храма (предлагались места на площади Старых Триумфальных ворот или у Ильинских ворот) московское городское управление в 1895 г. безвозмездно предоставило землю – три тысячи квадратных сажен в южной части Миусской площади.
Место, на котором к концу XIX века начали создавать Миусскую площадь, хотя и было внутри Камер-Коллежского вала, но только начиналось застраиваться, а до этого здесь были обширные дровяные склады и рынок, где торговали лесом. В конце XIX века площадь постепенно стала приобретать значение культурного и общественного центра северо-западной части города. В это время сложилась сеть улиц, связавших ее с Тверской-Ямской и Новослободской улицами.
Первые участки Миусской площади в виде прямоугольных кварталов были отданы для сооружения храма Александра Невского и Промышленного училища (в настоящее время Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева). Первоначальный проект собора был составлен архитектором А.А. Латковым, но так как в основу плана был принят круг, церковные власти его отвергли как не канонический. В 1890 г. известным архитектором Александром Никаноровичем Померанцевым, профессором Императорской Академии художеств, был предложен проект собора, который он разработал, используя рисунок художника В.М. Васнецова. В 1900 г. А.Н. Померанцев представил второй проект храма Александра Невского, менее дорогой в исполнении. Этот вариант и был принят.
По проекту собор Александра Невского должен был стать вторым по размерам после храма Христа Спасителя, высотой около сорока пяти метров и квадратный в плане. Фасады завершались закомарами, с востока он имел семь алтарных апсид, так что казалось, что храм семинефный, что не соответствовало внутреннему пространству. Оно должно было быть единым и грандиозным. Огромный, сложной конструкции свод опирался только на стены и не имел внутренних опор. Вдоль южной и северной стен внутри шли галереи с аркадами, над которыми располагались хоры по образцу древних византийских храмов, в частности Святой Софии в Константинополе. Архитектурный стиль, в котором проектировался собор, был древнерусским, но в нем были элементы византийской и даже средневековой итальянской архитектуры. Число куполов предполагалось самое большое из всех русских храмов – двадцать один. В центре помещался главный купол с самым высоким и широким барабаном. Вокруг него на стороны света – четыре купола поменьше. По диагонали здания еще четыре, чуть меньше предыдущих. Всего девять больших куполов. По краям здания, между закамарами располагалось тринадцать небольших маковок на тонких шеях. Предполагалось строить собор из современных материалов: бетона и цемента в сочетании с кирпичом, а облицовывать камнем. Новые материалы давали возможности создать столь сложную конструкцию завершения храма, построить его быстро и дешево, и получить при этом грандиозный и эффектный собор. К сожалению, собранных денег было недостаточно, поэтому строительство откладывалось.
Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) освятил место закладки собора только в 1904 г. Строительство началось 22 сентября 1913 г. Такое промедление оказалось роковым, так как начало войны в 1914 г. замедлило темпы возведения собора. К 1915 г. основной объем храма без куполов и детальной отделки был закончен. Архитектор А.Н. Померанцев считал возведение собора, посвященного его святому покровителю, делом всей своей жизни, стремился ускорить работы, даже передал свои сбережения на строительство.
К октябрю 1917 г. огромный храм выглядел почти законченным, за исключением нескольких глав и внутренней отделки. Через год после начала строительства в подклете был устроен придел апостола Архипа, память которого совершается 19 февраля. Год спустя этот придел, по всей вероятности, был заменен новым, более обширным. 16 ноября 1915 г. освятили придел святителя Тихона Воронежского. Он был устроен по инициативе бывшего председателя строительного комитета епископа Верейского Модеста. Придел размещался под южным отделением главного алтаря, вмещал до четырехсот богомольцев. Храм святителя Тихона Воронежского должен был иметь отдельный причт, в нем предполагалось ежедневно служить литургии и панихиды по православным воинам, на поле брани убиенным, а также по почившим жертвователям. Вход в него был устроен отдельный с улицы. Указом Синода от 30 апреля 1916 г. был открыт самостоятельный приход при строящемся Александро-Невском храме на Миусской площади, со штатным причтом из священника и псаломщика и отнесением содержания его на местные средства. Тогда же в храме был оформлен и освящен северный придел во имя святителя Николая. Он был сделан временным с одноярусным деревянным иконостасом и иконами на холстах в рамах, прикрепленными на неоштукатуренные стены. В алтаре помещалось изображение Божиего Ока, а под ним – Богоматерь Покровительница, копия с работы В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
После Октябрьской революции строительство было прервано. Тогда же упразднили Комитет для принятия и хранения приношений на созидание храма, работавший с 1861 г. В книге «Красное колесо» А.И. Солженицын написал, что москвичи предлагали использовать «грандиозный недостроенный собор на Миусской площади, внутри без единой колонны» для заседаний Учредительного собрания, в надежде, что оно соберется в Москве, а не в Петербурге. В 1920-е гг. службы в соборе прекратились, и его стали использовать как склад. В частности, в нем хранилась после сноса здания панорамы на Чистых прудах свернутая в рулоны Бородинская панорама художника Ф.А. Рубо.
В 1930-е гг. обсуждались разные проекты достройки здания: для Дома Радио (проект архитекторов А.Н. Душкина и А.Г. Мордвинова, 1934 г.), проведения экспериментов по разработке акустических систем для Дворца Советов, так как бесстолпное внутреннее пространство было в три раза больше, чем объем зала Большого театра. Пока шло обсуждение, как приспособить храм, в нем разместили склад, в который свезли чугунные детали Триумфальной арки после ее сноса в 1934 г. Детали (колесница Победы, воины, рельефы и прочие работы скульптора И.П. Витали) потом перевезли в Музей Всесоюзной академии архитектуры, расположенный в Донском монастыре. В 1950-е гг. стены храма, частично уже разрушавшиеся от времени, были взорваны. На месте собора с использованием частично его стен и кирпича в 1960 г. был поставлен Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю. Шевердяева и К.Д. Пехояна.
http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-2-moskva-p_333.html