Тверской. Николаевский Греческий монастырь.

Известно, что Николаевский (Никольский, Николо-греческий) монастырь в Москве на посаде существовал еще в конце 14 века, еще до строительства Китай-городской стены. Точное время основания обители неизвестно, а первые документальные свидетельства о Никольском монастыре относятся к 1390 году, но уже тогда он называется ″Старым″. Существующая летопись указывает на связь монастыря с греками, и, возможно, он служил им пристанищем в Москве. Кроме того, Никольский монастырь служил местом заключения для провинившихся священников.
По результатам археологических раскопок было выяснено, что в старину Старый Николаевский монастырь стоял на правой стороне улицы, возле Богоявленского монастыря. Видимо, в то время, когда Иван Грозный даровал греческим монахам земли на левой стороне для устройства обители, они постепенно перебрались на новое место, а старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью.
Когда – точно не установлено, но или в 1556, или в 1571 году Иван Грозный определил греческим афонским монахам Никольский монастырь. В то время в Москву прибыл Архимандрит Афонского Введенского Хиландарского монастыря Прохор, и царь к нему очень благоволил, пригласил приезжать и впредь, а также пожаловал земли на улице Никольской, находившиеся напротив монастырского подворья. На подаренных землях греки вскорости построили церковь Николая Чудотворца (Никола Большая Глава), а при царе Федоре Иоанновиче эта церковь и положила начало новому Никольскому монастырю. В 1603 году Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. Старый же Никольский монастырь, расположенный в Ветошном переулке, продолжал оставаться местом заключения опальных русских священнослужителей. Сюда прибыл митрополит Московский Филипп (Колычев), после того, как отказал царю в благословлении на служении в Успенском соборе. Также на территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к древней присяге – целованию креста) – один из трех в Москве.
Часовня Николая Чудотворца, построенная в монастыре в 1646 году, была почитаема среди жителей Москвы. В 1648 году с Афона в Москву привезли великую святыню – список с чудотворной Иверской иконы, которую поместили в Николаевский монастырь. В благодарность за это царь Алексей Михайлович разрешил грекам на Афонском подворье Никольского монастыря совершать службы на родном языке, а год спустя в монастыре оставили только греческих монахов. В то время особую благосклонность мужскому Никольскому монастырю выказывал патриарх Никон, который даже на своем столе предпочитал видеть греческие кушанья.
Спустя некоторое время Иверская икона была передана Валдайскому монастырю, а в Николаевском остался новый список. В мае 1669 года чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот. В этот же день царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольской обителью. С той поры монастырь стали называть Греческим. Рядом с Никольским греческим монастырем был выстроен Греческий гостиный двор, где останавливались приезжие греческие купцы. Монахи с Афона приезжали в Никольский монастырь и оставались здесь на 4-7 лет, а затем сменялись.
По приказу царя Алексея Михайловича греческому монастырю приписали Крестовоздвиженский монастырь и убогий дом на Божедомке, где монахи выстроили себе загородную резиденцию. Это привело к невиданному наплыву иноков-посетителей из других стран, и в 1694 году монахи подали Петру I прошение о запрещении приезжим останавливаться у них, т.к. средств на содержание гостей было недостаточно. Эта просьба разгневала царя, и он приказал отобрать у монахов Крестовоздвиженский монастырь, а затем и убогий дом. Но эпоха правления Петра I оставила не только отрицательный след в истории монастыря. Именно в это время рядом с Никольским монастырем поселился Дмитрий Кантемир, род которого восходил к самому Тамерлану (Тимуру). Это Кантемирам принадлежало имение Черная Грязь (Царицыно), которое выкупила у них царица Екатерина Великая. Никольский монастырь стал фамильной усыпальницей Кантемиров, поэтому они не только щедро одаривали обитель, но и принимали участие в ее обустройстве.
В 1727 году в монастыре был построен каменный храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1734-36 г.г. наследники Кантемира построили над ним верхнюю церковь во имя Иверской иконы (позже Успения). Вторая монастырская церковь была построена еще в 1644 году и освящена во имя святых Константина и Елены. В 1767 году Матвей Кантемир своими средствами обновил ее. Отдельно от церкви стояла колокольня.
В 1737 году в день Троицы разгорелся пожар, во время которого выгорела большая часть Москвы. Пожар нанес огромный вред и Греческому монастырю. После того как обитель была восстановлена, ее архитектурный ансамбль практически не изменялся вплоть до конца 19 века. В 18 веке окончательно определился статус обители. Монастырь был определен как необщежительный греческий монастырь 2-го класса (1764 г.). В 1766 году Николаевский монастырь вышел из подчинения Московской Синодальной Конторы, и перешел в распоряжение Священного Синода. В этом же году обитель произвели в разряд ставропигиальных. Теперь монахов из других российских монастырей в него помещать было запрещено. В 1775 году монастырь зачислили в епархиальное ведомство, но он все равно числился как приписной от Афонского Иверского монастыря.
К концу 18 века собор, построенный Кантемирами, обветшал, и в 1795 году обрушилась его верхняя часть. Греческие священники обратились к царю Павлу I с прошением о предоставлении средств на обновление храма. Царь выдал 15 000 рублей, и приблизительно такую же сумму составили добровольные пожертвования греков, проживавших в Москве. На собранные деньги собор был поновлен знаменитым архитектором Матвеем Казаковым.
Отечественная война 1812 года принесла Никольскому греческому монастырю разорение и упадок. Наполеоновские солдаты не только разграбили и осквернили обитель, но и издевались над иноками, оставшимися в стенах монастыря. После войны монастырь быстро восстановили.
К концу 19 века большинство монастырских построек обветшали и были снесены. Оставшиеся строения были реконструированы под руководством архитекторов Г.А. Кайзера и К.Ф. Буссе. В 1902 году по Красной линии улицы Никольской было выстроено огромное здание, которое одновременно являлось и часовней и колокольней. Венчалось оно небольшой главой с крестом и звоном. Сейчас от здания сохранилась лишь ротонда с расположенной под ней часовней.
В начале 1920-х годов Николаевский греческий монастырь закрыли, в 1935 году сломали главный монастырский собор. Сейчас на месте Никольского собора находится пустырь. Корпуса бывших келий уцелели – в них расположились различные мастерские, магазины, учреждения. Сохранившаяся часовня перешла к историко-архивному институту. В 2007 году было принято решение о возрождении Никольского монастыря.
moscow.org

Николая, святителя, в Никольском греческом монастыре собор
Никольская улица вот уже более шести веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы. В разное время Никольский монастырь именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан он был в конце XIV века и впервые в летописи упоминается в 1390 г. Как и находившийся напротив него Богоявленский, в древности он был центром переписки книг. Существуют сведения, что до 1525 г. Никольскую обитель делили между собой монахи и монахини, которые сообща вели хозяйство и участвовали в богослужениях. После открытия женской Новодевичьей обители Никольский всегда оставался мужским монастырем. В середине XVI в. его территория уже вполне определилась. С севера он был ограничен новой Китайгородской стеной, с востока к нему примыкал Печатный двор, а с запада – постройки Заиконоспасского монастыря. Со стороны улицы в древности стояла деревянная часовня. Сообщение в летописи о пожаре, возникшем в монастыре 19 мая 1564 г., сохранило для нас интересные подробности о бывших в нем постройках. При пожаре сгорели две церкви, восемь келий и деревянные кровли остальных строений.
Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 г. Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 г. Эта жалованная грамота на владение обителью подтверждалась позже царями Федором Ивановичем и Михаилом Федоровичем. Монастырь стал называться Афонским или Николо-греческим подворьем. Царь Алексей Михайлович в 1653 г. позволил вести службы на греческом языке, а после того, как архимандрит Пахомий привез в Москву с Афона точную копию с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, пожаловал 19 мая 1669 г. греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем.
Сохранилось немного подробностей о постройках обители того времени. Известно, что на улицу выходила церковь святых Константина и Елены при братских келиях, построенная в 1644 г., под ней в 1646 г. расположили часовню святителя Николая, выступавшую за линию фасадов боковых зданий. В этой часовне, очень почитаемой в народе, находилась святыня – икона святителя Николая, привезенная с Афона архимандритом Пахомием. Перед святым образом горела неугасимая лампада. До начала XVIII века между местными жителями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни и зажигать им свечи в своих домах.
Обитель к концу XVII в. имела обширный ансамбль. Видевший ее путешественник Я. Рейтенфельс писал, что она «малым, чем уступала греческому кварталу в Риме». Православные иностранцы, жившие в Москве, по традиции собирались вокруг духовного центра – Никольского монастыря. Это были греки и сербы, армяне и грузины – торговцы и священники. Может быть, не случайно в 1711 г. Петр I пожаловал землю возле Никольского монастыря молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Кантемиру, вынужденному эмигрировать в Россию после неудачного Прутского похода. С именем этого государственного деятеля, энциклопедически образованного человека, ученого, члена Берлинской академии наук, связан период создания нового монастырского ансамбля. Построив дом между обителью и Синодальной типографией, Кантемир и его сыновья стали крупными вкладчиками монастыря. На их средства вместо ветхого старого храма выстроили каменный двухъярусный собор, освященный 18 сентября 1736 г. Нижний храм – святителя Николая, верхний – Успения Пресвятой Богородицы.
Монастырский собор еще раз значительно перестроили в 1795–1801 гг. по проекту М.Ф. Казакова. В 1801 г. новый собор освятили. Он приобрел строгие классические портики на фасадах и купол с люкарнами, завершенный изящным фонариком с крестом. При этом трапезная и алтарь сохранились от 1736 г. Гравюры начала XIX века наглядно представляют, насколько важную градостроительную роль играл выразительный новый силуэт Никольского храма в панораме Китай-города со стороны Театральной площади. Внутри собора, судя по старым фотографиям, сохранялся редкий по красоте и качеству исполнения четырехъярусный барочный иконостас с богатой позолоченной резьбой и сложными картушами завершения. Стенные росписи были сделаны в разные периоды XIX века. Устремленное ввысь внутреннее пространство было перекрыто крутым сомкнутым лотковым сводом, прорезанным световыми окнами. 3 сентября 1812 г. Никольский монастырь был разорен французами. Известно, что они ободрали иконостас, разграбили ризницу и издевались над архимандритом и иноками. Обитель долго не могла восстановить разрушенное, только в 1848 г. на средства купца М. Бостанджогло привели в порядок храм. В 1902 г. по проекту архитектора Г.А. Кайзера вдоль улицы выстроили новое здание монастырского подворья с гостиничными и конторскими помещениями. Его асимметричный фасад был выдержан в русско-византийском стиле, наверху находилась небольшая колокольня под луковичной главкой. Архитектурным декором ясно выражалось особое культовое предназначение центральной части дома, где освятили часовню святителя Николая. Портал с витыми колонками и кокошниками обозначал вход в нее, над ним сложное трехчастное окно. Под колокольней иная композиция, завершенная килевидным кокошником. Это здание сохранило свой декор до наших дней, сохранился и основной объем колокольни, утрачена лишь глава.
Монастырь закрыли после 1923 г., в зданиях келий разместились различные учреждения. Главной потерей была утрата собора в 1933–1935 гг. Сейчас вместо него – пустое пространство. Сохранилось каре трехэтажных монастырских келий, построенных в начале XX века архитектором К.Ф. Буссе. Их фасады, очень скромной архитектуры, объединены единым мотивом декоративных наличников второго этажа. Через некогда замкнутый двор монастыря пробит сквозной проход с Никольской улицы на Театральную площадь. Здание, выходящее на Никольскую улицу, ныне занимает Российский государственный гуманитарный университет.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

Никольский греческий мужской монастырь был основан в XIV в., в документах впервые упомянут в 1390 г. как монастырь «Никола Старый», «Никола большая глава, что у крестного целованья». Первоначально он располагался на месте совеменного дома 11 в Ветошном пер. В его соборе приводили к присяге подсудимых в сомнительных случаях, потому у него было название «что у крестного целовань». В 1653 году царь Алексей Михайлович передал Никольский монастырь греческому Афонскому Иверскому монастырю в знак благодарности за список с иконы Иверской Божией Матери, привезенный в Москву. С этого времени к названию монастыря добавили слово «греческий». В начале XVIII века обитель полностью перестроили на средства князей Кантемиров. В Никольском монастыре находилась их усыпальница, в ней был похоронен поэт А.Д. Кантемир.
В 1918 г. монастырь был закрыт. Единственный его храм — собор Николая Чудотворца — разрушили в 1935 году, остальные здания перестроили. Собственно говоря, от монастыря осталось только здание монастырского доходного дома с возвышающейся над ним бывшей колокольней монастыря. Под колокольней находилась часовня Николая Чудотворца, очертания которой сейчас и выделяются на фасаде здания. В настоящее время колокольня и часовня приписаны к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря — Спаса Нерукотворного.
Торговый корпус Никольского Греческого монастыря — самый заметный как во дворе, так и со стороны китай-городской стены из-за своего цвета покраски кирпичей красного цвета. Год постройки здания 1893-1895 гг. (1893, архитектор К.Ф. Буссе). Москва, Никольская улица, 11-13, с.5
Бывшие восточные кельи Никольского монастыря. А эти кельи граничат с запада с кельями Заиконоспасского монастыря. Они также выходят на Никольскую. Москва, Никольская ул., 11–13, с. 3.

Часовня Николая чудотворца находится на Никольской улице, при Никольском греческом монастыре. Часовня всегда была очень почитаема богомольцами, при упразднении всех московских часовен в 1722 г., эта была сохранена. Около ХХ ст. она перестроена со всем монастырским корпусом, выходящим на улицу, причем, и старая колокольня заменена новой.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?