Михаила Малеина, преподобного, в Вознесенском монастыре церковь
В северо-восточном углу женского Вознесенского монастыря Кремля, рядом со Спасской башней почти три века стояла двухэтажная церковь преподобного Михаила Малеина – одного из великих подвижников святой горы Афон. Точная дата построения храма неизвестна, первое историческое свидетельство о нем встречается в документах за 1617–1618 гг. Полагают, что он возник вскоре после 1613 г., когда избранный на царство юный Михаил Федорович прибыл из Костромы в Москву. Его мать инокиня Марфа поселилась в Вознесенском монастыре, где вскоре и был устроен храм Михаила Малеина – небесного покровителя ее царственного сына. При церкви был устроен придел мученика Феодора иже в Пергии. Деревянный храм в 1634 г. сломали, и на его месте тогда же выстроили каменный. В Троицкий пожар 29 мая 1737 г. храм сильно пострадал. Тогда же он лишился чудотворного образа Спасителя, к которому прибегали в молитвах и цари, и простой люд.
В 1823 г. при церкви устроили больницу. Собственно, сам храм находился в верхнем этаже двухэтажного здания, а в нижнем, под алтарем помещались две кельи. Внизу были устроены проездные ворота. С западной части к церкви примыкало каменное здание богадельни, позже переоборудованной для общей монашеской трапезы. Внутри церковь была устроена в виде квадратной палаты. Двухъярусный главный иконостас и тоже двухъярусный придельный иконостас были сооружены в XVIII веке. Храмовая икона преподобного Михаила Малеина была написана в 1739 г. по повелению императрицы Анны Ивановны. В трапезной сохранялась большая чудотворная икона Господа Вседержителя, к помощи которой прибегали лица, «с верою искавшие пред сею св. иконою духовного утешения и помощи в скорбях и печалях». Особо почитался и образ Божией Матери «Троеручница» старинной прекрасной работы, в шитой жемчугом ризе. Едва ли не главной исторической достопримечательностью было древнее белокаменное скульптурное изображение в рост великомученика Георгия Победоносца на коне. Долгие годы эта скульптура находилась в церкви святого Георгия близ Спасских ворот, разобранной за ветхостью в 1808 г. Скульптуру, ставшую символом Москвы, поместили в придел мученика Феодора, в специально устроенную нишу. Над трапезной соорудили восьмигранную колокольню, которую восстановили после пожара 1737 г.
Монастырь закрыли в 1918 г., а в 1929–1931 гг. разрушили все его постройки. Древнее скульптурное изображение Георгия Победоносца передали в Третьяковскую галерею, где в 1995 г. после тщательной реставрации оно было выставлено в одном из залов.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.
С 1617 г. в монастыре упоминается деревянная церковь во имя преп. Михаила Малеина, подвизавшегося на афонской горе Малеон, а с 1626 г. церковь мч. Феодора «иже в Пергии Памфилийской», которые считались покровителями царствующего сына Великой старицы – Михаила Федоровича и ее мужа Федора Никитича Романова, затем патриарха Филарета. Первоначально это были приделы в Вознесенском храме. Позднее, по-видимому, был сооружен отдельный деревянный храм во имя этих святых, так как через три года после кончины инокини Марфы и через год после кончины патриарха (1634) царь Михаил Федорович в течение одного лета, от 1 мая до сентября, построил на месте деревянного каменный храм во имя Михаила Малеина с приделом Феодора Пергийского. Строителями храма были подмастерья каменных дел Бажен Огурцов и Семейка Белой.
Храм был поставлен в юго-восточном углу монастыря у самых Спасских ворот, так что алтарные апсиды подходили вплотную к кремлевской стене. Это была двухэтажная теплая двухпридельная церковь с трапезной и колокольней. Церковь имела в плане 10 саженей в длину, 7 в ширину и в высоту 10 саженей (соответственно 21,4 x 10,7 x 21,4 м). Высота колокольни достигала 35 м. Алтарная часть, состоявшая из двух полукруглых апсид, и прямоугольная трапезная имели одинаковую высоту, а находившийся между ними храм был почти на пять метров выше. В нижнем этаже, под алтарем, располагались две кельи, а под храмом были проездные ворота в хозяйственную зону монастыря. Под церковью были обширные подвалы, занятые погребами. Над церковью и приделом в повышенной части здания, на сводах, были устроены два глухих барабана, обработанные аркатурно-колончатым поясом с главками, крытыми железом с морданным золочением и четырехконечными крестами с завитками, сияниями и полулуниями, укрепленные цепями. Церковь целиком выстроена из большемерного обожженного кирпича на известковом растворе с применением железных связей.
Фасад главной церкви преп. Михаила Малеина был обращен на юг, к Спасской улице, и поэтому его отделка более декоративна, чем у придельного фасада, выходившего во двор и в значительной степени загороженного примыкающим келейным корпусом и хозяйственными постройками. Снаружи стены были гладко оштукатурены. Декоративные детали скромных форм применены только в функциональных местах. Первый этаж отделен от второго поясом из одного ряда кирпича на ребро, обрамленного тонкими штукатурными тягами простых профилей. Аналогично решены карнизы. Центральная часть церкви выделена двойными полуколонками с простыми византийскими базами и капителями типа лопаток. Эти полуколонки в центре продолжены вверх, и на них опирается фризовый пояс центрального объема, поддерживающий пяты трех небольших арок с простым трехчастным профилем под кровлей. В местах опирания арок фриз раскрепован с завершением внизу небольшими висячими замками. На первом этаже прямого продолжения полуколонок не получилось, так как они оказались привязаны к проезду и обрамляют его, опираясь на простой цоколь, проходящий по всей длине здания. Железная кровля над самим храмом шатровая, с резными железными подзорами, над алтарем и трапезной – двускатная.
В алтаре церкви и трапезной по два довольно широких окна с прямыми перемычками и отливами внутрь помещений. Они обрамлены наличниками с сандриками, сведенными дугообразными тягами вверх, опирающимися на пятиступенчатые мелкопрофильные карнизики, поддерживаемые по бокам кувшинообразными полуколонками, стоящими на подоконных плитах с висячими замочками в местах опирания стоек. Окна первого этажа также имели наличники, но гораздо более простой формы.
Над трапезной придела, то есть с северной, дворовой стороны здания, стояла колокольня, построенная в 1694 г. Вход на нее устроен в стене трапезной. Нижний ярус колокольни, возвышавшийся над кровлей до уровня карниза церкви, квадратный в плане, был глухим, с декоративными плоскими нишами с южной стороны и плоскими пилястрами с западной. Углы этого яруса обрамлены тремя полуколонками той же формы, что и у храма. Второй ярус, с колоколами, восьмигранный, с крупными открытыми проемами, завершающимися арками с многоступенчатым, но простым по профилям и изящным обрамлением. На углах восьмигранника поставлено по одной полуколонке той же формы, что в нижнем ярусе и в храме, доходящими до пят арок, и продолженными до карниза плоскими пилястрами с капителями. Над карнизом по периметру восьмигранника проходил невысокий глухой пояс, отделанный приставными полубалясинами. Третий ярус колокольни также восьмигранный, но меньшего размера и высоты с окошками с арочными завершениями и полуколонками, на которые опирался невысокий фриз с карнизом, на раскреповки которого по углам поставлены декоративные маленькие фронтоны треугольной, чуть стрельчатой формы. Завершает верх колокольни невысокий глухой восьмигранный барабан с отделкой в виде плоских ниш, на котором поставлена главка той же формы и размера, но с небольшими ребрами по углам восьмигранника. Крест имеет ту же форму и размеры, что и кресты на главках церкви и придела.
В целом храм выполнен очень просто и в то же время изящно, в едином стиле своего времени, с относительно свободным обращением с нарушениями архитектоники в случае необходимости, что заметно в несовпадении расстановки полуколонок в обрамлении церкви на втором этаже и проезда на первом. Некоторые детали, особенно в обработке колокольни, такие, как балясины и оформление арок, кажутся более поздними, что могло быть следствием серьезного ремонта храма после Троицкого пожара 1737 г., когда были поправлены своды в алтаре и трапезной, либо в процессе пристройки с севера монашеских келий, с запада каменной богадельни и нового входа с северо-запада.
Алтари в церкви и приделе отделены от храма каменной стеной с тремя проходами в храме и двумя в приделе. Церковь решена в виде квадратной палаты и соединена с общей трапезной четырьмя проходами. Алтарь главного храма отделен от придельного каменной стеной с открытым проходом между ними. В 1891 г. был произведен ремонт интерьеров церкви: выравнивание полов и замена их покрытия с лещадного на деревянное, замена потерявших устойчивость престолов на дубовые с кипарисными верхними досками на мраморных цельных плитах, переделка жертвенников, в связи с чем было произведено переосвящение храмов: главного – митрополитом Иоанникием, а придельного – благочинным Китайского «сорока», протоиереем Покровского собора Константином Богоявленским. Тогда же были капитально отремонтированы трехъярусные иконостасы храма и придела простой столярной работы XVIII в., разные по исполнению, крашенные по левкасу масляной краской с включением резных позолоченных элементов и с заменой каркасной основы на резную, вызолоченную на полимент, при сохранении общей композиции иконостасов в целом. Были выровнены с плоскостью иконостаса Царские врата, ранее находившиеся в углублении, гладкие, непрорезные, с заменой прорезными насквозь, вызолоченными на полимент и украшенными местами золоченой резьбой.
Прежние иконы работы не ранее XVII в. были заменены новыми, фряжского письма, писанными на старых липовых досках с возможным сохранением сюжетов старых икон, мастером Егоровым.
Так, в главном храме прежние иконы местного ряда – Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели, и Богородицы «Всех скорбящих Радость» в 1891 г. были заменены новыми, фряжского письма, иконами Спасителя с предстоящими препп. Варлаамом и Сергием и Печерской Богоматери с предстоящими в молении московскими святителями Петром и Алексием. С правой стороны от царских врат помещалась местная икона преп. Михаила Малеина; южная дверь примыкала к капитальной стене. С левой стороны от местной иконы Богоматери находилась икона Покрова Божией Матери с изображением под ней ликов святых, тезоименитых членам семьи Александра III, в память спасения во время крушения поезда 17 октября 1888 г. Северная дверь примыкала к северной стене храма. Тем же мастером Егоровым были переписаны вновь иконы придельной церкви с сохранением прежних сюжетов.
В храме преп. Михаила Малеина почитались следующие иконы: 1. Храмовая икона преп. Михаила Малеина, писанная по приказанию императрицы Анны Ивановны; 2. Икона Богоматери Троеручицы прекрасного письма, украшенная ризой, шитой жемчугом; 3. Древнее изображение великомученика Георгия на коне, поражающего дракона, изваянное во весь рост из белого камня высотой в три аршина (6,42 м), когда-то стоявшее в церкви вмч. Георгия. Статуя находилась при входе в Федоровский придел в специальной нише; 4. Большая икона Господа Вседержителя, почитаемая чудотворной, в массивной серебряной позолоченной ризе, украшенная на средства благодарных прихожан, получивших утешение и помощь в своих скорбях и печалях. Она стояла в трапезной, в киоте, между входами в основной храм и придельную церковь Михаила Малеина. В 1737 г. произведены изменения верхов церкви и колокольни.
В 1917 г. монастырь пострадал при обстреле Кремля, а вскоре был закрыт.
Воронов А.А. Монастыри Московского Кремля. — Москва, Литагент «ПСТГУ», 2009