Тверской. Кремль. Вознесенский монастырь.

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380 г.) и стала одним из первых женских монастырей.
В 1389 г. после смерти мужа княгиня Евдокия приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения — завет мужа вырастить детей до совершеннолетия. В 1395 г., когда на Москву шел хан Золотой орды Тамерлан, Евдокия велела перенести в город Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих.
Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела.
Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 г. святая Евдокия скончалась. По преданию, у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 30 (17 ст. ст.) мая и 20 (7 ст. ст.) июля. Поскольку Евдокии не удалось закончить строительство Вознесенского собора, его продолжила ее невестка — Великая княгиня Софья Витовтовна, которая вышла замуж за Василия I.
Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине XV века собор так и не был достроен. В 1467 г. княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания, а на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом.
В 1518 г. великий князь Василий III приказал своему архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора — усыпальницы царей. В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз обновлялся — при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле Вознесенский собор пострадал незначительно. В 1730-х гг. в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 г. перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 г.
К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 г. по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 г.
Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины. Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения. По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.
Во время наполеоновского нашествия 1812 г. настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.
В ноябре 1917 г. в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.
В 1929 г. Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 гг. была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х гг. здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 г. его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.
В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. Президент России Владимир Путин предложил план преобразований территории внутри Московского Кремля, в частности, восстановить два монастыря и церковь, находившиеся на месте 14-го корпуса Кремля до 1930 года.
http://ria.ru/spravka/20140731/1018344553.html

Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле принадлежал к числу древнейших монастырей Москвы и наиболее почитаемых обителей России. Его основание связано с именем великой княгини Евдокии Дмитриевны, жены великого князя Дмитрия Донского. Брак Евдокии Дмитриевны, дочери великого князя Суздальского и Нижегородского, с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем стал не только важным политическим союзом, но и образцом супружеского благочестия. Евдокия прославилась праведной жизнью и благотворительностью. В 1407 году в основанном ею ранее Вознесенском монастыре великая княгиня заложила белокаменный храм во имя Вознесения Господня. Вскоре она приняла постриг с именем Ефросинии и после кончины была погребена в оснванной ею церкви.
С этого времени на протяжении более трёх столетий Вознесенский храм являлся местом упокоения великих княгинь и цариц, крупнейшим великокняжеским и царским некрополем Кремля. Под его сводами были похоронены Софья Витовтовна, жена великого князя Василия I, Софья Палеолог, жена великого князя Ивана III, Анастасия Романовна, первая жена царя Ивана IV Грозного, Ирина Годунова, жена царя Фёдора Иоанновича, Наталья Кирилловна, мать императора Петра I, и другие русские государыни.
Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля. К началу XX века на его территории находились три храма — Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина XVII века и церковь Святой Екатерины, построенная по проекту архитектора К.И. Росси в начале XIX века. Собор во имя Вознесения Господня, заложенный княгиней Евдокией, несколько раз горел и перестраивался. Окончательный облик он принял в конце XVI века при царе Фёдоре Иоанновиче, образцом для него послужил Архангельсий собор Кремля, усыпальница великих московских князей и царей.
Важнейшей святыней монастыря являлись хранившиеся в Вознесенском соборе под спудом мощи святой основательницы обители — великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии). Особым почитанием пользовались также чудотворные иконы «Богоматерь Одигитрия» (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) и «Богоматерь Казанская» (ныне — в Оружейной палате Московского Кремля).
История Вознесенского монастыря неразрывно связана с историей Кремля и Москвы. Вместе с городом обитель пережила пожары, нашествия и разорения. В годы смуты после воцарения Лжедмитрия I в монастыре жила последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая, в иночестве Марфа. Здесь же несколько дней перед свадьбой провела Марина Мнишек, будущая жена Лжедмитрия I, а далее и Лжедмитрия II. После воцарения династии Романовых, с 1613 по 1631 год в стенах обители проживала другая знаменитая инокиня с именем Марфа — мать первого царя династии Михаила Фёдоровича. Русские государи делали богатые вклады в обитель. Инокинями Вознесенского монастыря нередко становились представительницы знатных родов.
Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь был разграблен, но после восстановлен, как и другие соборы и церкви Кремля. В 1907 году в обители прошли торжества в честь 500-летия со дня преставления Княгини Евдокии, в которых участвовали митрополит Владимир (Богоявленский), многочисленное духовенство, а также великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Организаторами торжеств были игумения Евгения (Виноградова), её портрет можно видеть в экспозиции, и протоиерей Вознесенского собора Александр (Пшеничников), один из первых историографов обители.
Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского монастыря, а также находившегося рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Благодаря деятельности комиссии, созданной в музеях Московского Кремля, в состав которой вошли заведующий отделов памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений. Архитектор-реставратор П.Н. Максимов выполнил архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих князей и княгинь были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора.
После разрушения прошли годы. Наследие Вознесенского монастыря сохранялось в Музеях Московского Кремля. Работы научных сотрудников и реставраторов позволили сделать немало открытий, касающихся истории Вознесенского монастыря и судеб русских государынь.
Двадцать восьмого мая 2008 года после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля, которую совершил святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, святые мощи великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии) были перенесены в придел святого мученика Уара в Архангельского соборе — вход в него находится со стороны Соборной площади.
В 2014 году в южной пристройке Архангельского собора открылась экспозиция, восстанавливающая историческую память о знаменитой Вознесенской обители. Центральная витрина посвящена монастырским храмам и их убранству. В ней представлены иконы и богослужебные предметы из Вознесенского монастыря, в том числе несколько икон XVII века из величественного шестиярусного иконостаса монастырского собора, запрестольный крест с древними образками-мощевиками, хранившийся в алтаре собора, выполненный после войны 1812 года при восстановлении Кремля, икона преподобной Ефросинии начала XX века с видом Вознесенского монастыря.
Экспонаты экспозиции свидетельствуют об особом почитании, которым пользовался Вознесенский монастырь у руссих государей и знатных родов. Среди пожертвований — покров с изображением Голгофского креста, вклад царя Михаила Фёдоровича, драгоценная подвесная пелена к чтимой иконе «Богоматерь Олигитрия» — пожертвование княгини Домники Михайловны Мстиславской, шитая пелена «Богоматерь Фёдоровская» 1630-х годов — вклад старицы Марфы, матери первого царя династии Романовых.
Вознесенский монастырь являлся важным духовным центром Москвы. Более ста монахинь и послушниц проводили дни в обители в молитве и послушании; высшей ступени монашества — великой схимы удостаивались лишь немногие. В схимнических одеждах изображена святая Ефросиния на покрове, выполненном в мастерской монастыря. В витрине хранится ценнейшая реликвия — кожаный пояс преподобной Ефросинии начала XV века с тиснеными изображениями двунадесятых праздников.
Благодаря многолетним стараниям научных сотрудников и реставраторов Московского Кремля спасенные сокровища Вознесенского монастыря были сохранены и отреставрированы. Экспозиции в южной пристройке Архангельского собора знакомит с богатейшими историко-культурным наследием одного из самых знаменитых монастырей, история которого неразрывно связяна с историей Москвы и России.
«Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль». Из экскурсионной брошюры. www.kreml.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?