Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму.
Деревянный храм
Первоначальный храм был деревянным. Стоял он «на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал».В 1237 году во время набега Батыя, по свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами. Судьба Спасопреображенской церкви неизвестна. Но в 1319 году в Никоновской летописи и Софийском временнике, упоминается на Московском Бору монастырь, где временно находилось тело убитого в Золотой Орде князя Михаила Ярославича Тверского.
Собор Ивана Калиты
10 (18) мая 1330 года Иван Данилович Калита на месте деревянного храма поставил второй на Москве каменный собор (после Успенского) — четырёхстолпный и трёхапсидный, размером примерно 11 на 11 метров. Его освятил митрополит Феогност. Собор был расписан на средства великой княгини Анастасии, мастером Гойтаном с греческими и русскими учениками. Иван Данилович основал Кремлевский Спасский монастырь, переведя в него архимандритию из Данилова монастыря. Первым архимандритом монастыря стал Иоанн, впоследствии архиепископ ростовский. Перед смертью Калита принял иноческий постриг в Спасском монастыре. Наследник Калиты Симеон Гордый по примеру отца уделял много внимания собору и монастырю. В 1350 году он пристроил к собору придел и притвор, который служил княжеской усыпальницей. Перед смертью Симеон, так же как отец постригся в монахи. Храм сильно пострадал после набега Тохтамыша в 1382 году, архимандрит Симеон и монахи монастыря были убиты. Восстановлен был при Дмитрии Донском, князь повелел выделять монастырю ежегодно на Спасов день 15 рублей. В 1392 году в соборе был погребён первый пермский епископ Стефан. Князья Василий Дмитриевич и Василий Темный жаловали монастырю большие дары. Василий Темный пожаловал монастырю село Клементьево в верховьях реки Дубны, его сын князь Андрей деревни Пушакино и Кисловку с пустошью Бабчино, со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями.
Второй храм
В 1490 году — во время перестройки Кремля при Иване III монастырь был перенесён на другое место, где был основан Новоспасский монастырь. Древний собор, покинутый монахами, приобрел статус дворцового. К собору с южной стороны были пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива. Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым. Перестройку собора относят к правлению Василия III — 1527 год. Памятник пострадал во время пожара 1554 года. В делах Оружейной палаты 1584 г. упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. В ружной книге Оружейной палаты 1631 г. означены приделы: 1) Трехъ Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.
С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.
Третий храм
В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но требовал капитального ремонта, что и было поручено архитектору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры среди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были опубликованы данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был заново переложен в первоначальных формах, однако не столько из первоначального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обычным явлением (ср. судьбу старого собора в Можайске), причём перед разборкой, как правило, проводились тщательные обмеры. Впрочем, такой способ реставрации неизбежно искажал и внешний вид и внутреннее устройство древних памятников. Сохранились акварельный рисунок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет некоторым авторам предполагать его руководящую роль в реконструкции памятника. Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдор Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские солдаты разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера храм отреставрировали и заново расписали. При этом его постарались по возможности освободить от позднейших архитектурных привнесений.
Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П.Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются. Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.
Осенью 1997 г. во время строительных работ во дворе Большого Кремлёвского дворца, археологи обнаружили в земле часть фундамента западной стены Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали древнего, 1330 г. постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два поврежденных захоронения XIV в., принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря.Кроме этого было обнаружено компактное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте древнего монастырского кладбища. Останки подверглись длительному археологическому и историческому исследованию, а затем были перезахоронены. Историческое исследование легло в основу книги: «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Московского Кремля».
http://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/1762-sobor-spasa-na-boru/
Существовавший ранее Спас на Бору или Преображенский собор. Находился собор на дворе Большого Кремлевского Дворца, построен был в 1330 г. великим князем Иоанном I Даниловичем Калитою при митрополите св. Феогносте. Западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350 г. великим князем Симеоном Иоанновичем Гордым.
Значительные обновления происходили при Дмитрии Донском, Иоанне III, Василии III и Иоанне IV Грозном, причем, были пристроены юго-западный верхний придел, юго-восточный придел Гурия, Самсона и Авива, северо-восточный придел Трех Святителей, притвор к юго-восточному приделу.
При обновлении 1863 г. верхние приделы получили наименования: северный – муч. Прокопия, южный – Стефана Пермского; придел Трех Святителей остается не восстановленным и служит палаткой для причта.
В главном иконостасе находятся храмовые иконы Сретенского собора, разобранного в 1801 г., и церкви Похвалы Богородицы, находившейся в Потешном дворце и упраздненной в 1809 г.
Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом № 14.
В 1328–1330 гг. великий князь московский Иван Данилович Калита возвел в Кремле Спасский храм и вскоре учредил при нем обитель, в которую перевел иноков из Данилова монастыря. Настоятель Спасского монастыря имел сан архимандрита. Западный притвор и северо-западный верхний придел были построены в 1350 г. при Семене Гордом. В XIV в. Спасском соборе были похоронены: первая супруга Ивана Калиты великая княгиня Елена, супруга Ивана II Ивановича великая княгиня Александра, сын Дмитрия Донского Иван (в монашестве Иоасаф), святитель Стефан епископ Пермский.
В 1490 г. великий князь Иван III, расширяя свои палаты, перенес монастырь на другой берег Москвы-реки, ниже по течению, где он существует до настоящего времени под именем Новоспасской обители. Кремлевский Спасский храм был превращен в придворный собор. В XVI в. к его южной части пристроили придел мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, а с севера – придел Трех Святителя (упразднен после 1812 г.). С XVII века Спасская церковь стала приходским храмом дворцовых служащих. С переносом столицы в Петербург придворный собор Спаса на Бору пришел в запустение. В конце XVIII века обветшавший храм был в значительной части разобран под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова и вновь сложен из кирпича в формах XVI–XVII века. Тем не менее храм сохранил фрагменты первоначальных стен. В 1812 г. он пострадал от французов, забравших все серебро из храма и устроивших в нем конюшню и склад для фуража. После освобождения Москвы церковь была обновлена и освящена.
В середине XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца древний Спасский собор оказался скрыт со всех сторон высокими стенами. В 1856–1863 гг. он был отреставрирован под руководством архитектора Ф.Ф. Рихтера. Южный верхний придел освятили во имя святителя Стефана Пермского, северный – во имя великомученика Прокопия. Тогда же храм расписал иконописец Рогожкин по образцу ярославского собора Иоанна Предтечи. Главной святыней храма были хранившиеся под спудом мощи святителя Стефана Пермского, апостола зырян, современника и друга преподобного Сергия Радонежского. Над местом его погребения была устроена гробница-рака, на крышке которой находилось украшенное серебряной ризой изображение святого. В 1890 г. гробницу оковали позолоченным серебром, а над нею была устроена новая художественная сень из бронзы. В трехъярусном главном иконостасе XVIII века находились Царские врата XVI – начала XVII века, храмовая икона Преображения Господня XVI века, чудотворная икона Всемилостивого Спаса, Боголюбская икона Божьей Матери, Сретение Господне, Собор архангелов Михаила и Гавриила, Похвала Пресвятой Богородицы, святителя Стефана Пермского с деяниями. В алтаре нижнего придела хранился храмовый образ святителя Спиридона Тримифунтского (в Средние века в храме был его придел).
После Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли, и в 1933 г. он был снесен. Часть икон передали в музеи Кремля, а старинные Царские врата ныне украшают иконостас кремлевской Ризположенской церкви. На месте Спасского храма во дворе Большого Кремлевского дворца сооружена пристройка.
Михаил Вострышев, Москва православная. Все храмы и часовни (152 стр.) https://dom-knig.com/read_223495-152#