Собор в честь Спаса Нерукотворного Образа на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 гг. Зодчими были Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. Обновлялся в 1678-1680 гг. В 1681-1682 гг. церкви Спаса, Распятия и Воскресения Словущего подвели под одну кровлю и поставили на ней одиннадцать глав на тонких барабанах, украшенных майоликой (строительные работы произодвились под началом О.Д. Старцева; рисунки для майолик и крестов были выполнены известным резчиком старцем Ипполитом; ему же принадлежит деревянное Распятие 1687 г., находящееся с молельне Распятской церкви).
Верхоспасский собор, как ближайший храм к царским жилым покоям, получил то же значение для царского богомоления, каким раньше пользовался Благовещенский собор. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Федоровича и до Петра I, были крещены их дети и совершалось молебствие в день совершеннолетия царевичей, когда они объявлялись наследниками престола. От этого храма лестница вела на так называемую боярскую площадку, где боярам читались указы, распоряжения царя, и царь жаловал бояр, окольничих думных и ближних людей именинными пирогами. Самая верхняя площадка названной лестницы ограничена медной вызолоченною решеткою, отчего церковь Спаса и именовалась еще Спас за Золотою решеткой. В 1812 г., после ухода неприятеля из Москвы, в Верхоспасском соборе, кроме разграбления, вся стенная живопись оказалась избитой гвоздями.
Собор вновь отделан в 1836 г. Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно — вверху.
Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в. Северный придел с 1682 г. именуемый Иоанно-Предтеченским, связан с Верхоспасским собором проемом в северной стене и имеет общую с ним трапезную. В трехярусном, сдержанном по рисунку форм иконостасе (возможно, середины XIX в.) размещены иконы XVII столетия. Сохранившаяся настенная живопись, вероятно, второй половины XVIII в. с позднейшими вычинками.
К 1990 г. Верхоспасский собор вместе со всеми Теремными церквами относится к числу «правительственных здавний». Доступа простым посетителям в эти храмы нет.
Источник: Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001.
Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой несколько разнообъемных зданий, расположенных на подклетах великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения: Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины (1627, строил англичанин Джон Талер) и надстроенная над ней в 1654 г. церковь Евдокии, которая была впоследствии переосвящена в честь Воскресения Словущего, то есть обновления храма Гроба Господня; Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635-36), впоследствии переосвящённым во имя Иоанна Предтечи и надстроенным над ним храмом во имя Крестовоздвижения, который чаще называется Распятским. В 1680-е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу.
С восточной стороны Верхоспасской площадки находится Верхоспасский собор, построенный одновременно с Теремами русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефмлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Большую художественную ценность в Верхоспасском соборе представляют оклад, царские врата иконостаса, выполненные в XVIII в. из чеканного серебра, и произведения живописи XVII в. С наружного фасада Верхоспасский собор вместе с другими церковками Теремного дворца находится под одной медной кровлей, увенчанной 11 главками с позолоченными куполами. Барабаны глав и фриз украшены поливными многоцветными изразцами, сделанными мастером Осипом Старцевым по рисункам знаменитого резчика XVII в. старца Ипполита. Медная кровля собора сохранилась с XVIII в. Последняя реставрация глав производилась в 1957—1958 гг. Верхоспасский собор был домовой церковью царей.
Церковь «Распятия». С Верхоспасской площадки Теремного дворца лестница ведет в домовую церковь «Распятия», расположенную над Верхоспасским собором. Эта церковь построена в 1681 г. В ней интересны древние иконы — «живопись по тафтам». Они представляют собой аппликации из искусно подобранных цветных шелков. Лица, кисти рук и ступни ног изображенных фигур написаны красками. Иконы выполнены в конце XVII в. изографами Оружейной палаты Богданом Салтановым, Иваном Безминым и Василием Познанским. Замечательным памятником резьбы по дереву является деревянная дверь из церкви «Распятия» на хоры церкви «Воскресения Словущего».
https://kreml-msk.ru/verhospasski-sobor.html