Собор Архангела Михаила в Московском Кремле. Дата создания: 1505-1508 гг. Автор: Алевиз Новый. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материал, техника: кирпич, белый камень.
Построен на месте древней белокаменной Архангельской церкви 1333 г., служившей усыпальницей московских великих и удельных князей (придел Иоанна Предтечи у южной апсиды и придел Уара у северной пристроены в середине XVI в.). Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиораванти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением в основном полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма, что вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшие древнерусские храмовые постройки, и лишало его той высоты, светлости и пространства, которые так поразили современников в памятнике, возведенном на четверть столетия раньше. Сложенные из кирпича широкие столпы водружены на высокие массивные постаменты, увеличивающие их сечение, и поставлены довольно близко друг от друга в рядах, разделяющих продольные нефы, благодаря чему возрастает изолированность нефов и впечатление их протяженности в направлении от главного входа к апсидам. При пониженных сводах боковых нефов это делает здание более похожим на базилику, чем на крестово-купольное сооружение. Некоторые исследователи связывают особенности Архангельского собора не столько с шестистолпными, крестово-купольными храмами домонгольской Руси, сколько с памятниками Венеции конца XV в., откуда был родом зодчий, продолжающими традиции византийской архитектуры.
В соответствии с планом фасады членятся по вертикали на неравные части, а пятиглавие, в котором барабаны восточных глав по своему диаметру уже западных, оказывается сильно смещенным к востоку, тем более что в западной части храма Алевизом была сооружена для семьи князя двухъярусная паперть с приделом св. Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице. Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти. Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера.
Увлечение пышным убранством сказалось в обработке порталов резным растительным орнаментом. Портал главного, западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (фреска на стене лоджии, посвященная деяниям князя Владимира Святославича и крещению Руси, была написана в XVI в., затем неоднократно поновлялась). Заслуживает внимания «горнее место» в алтаре, исполненное в стиле всей архитектуры собора и напоминающее ренессансные ниши-табернакли в итальянских церквах, служащие для помещения в них статуй святых. В создании этого «горнего места», отличающегося гармонией пропорций и благородной простотой декора, Алевиз проявил себя таким же увлеченным сторонником ренессансных форм, каким он показал себя во всех деталях отделки Архангельского собора.Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы. Архангельский собор в основном сохранил свой первоначальный облик. Сильнее всего пострадал от позднейших переделок южный фасад, почти полностью закрытый галереей, выложенными в 1773 г. в связи с появлением трещин контрфорсами и сооруженной в 1826г. пристройкой служебного характера. Завершение собора также подверглось некоторой перестройке: первоначально покрытие было позакомарным, с черепичной кровлей (время замены черепицы железом неизвестно), и над закомарами возвышались фиалы; во второй половине XVIII в. закомары были напложены, и цоколи барабанов глав оказались скрытыми кровлей; центральная глава приобрела луковичную форму вместо прежней шлемовидной. Как теперь установлено, собор в своем первоначальном виде был окрашен в два цвета: побелкой были выделены цоколи, пилястры, капители, раковины, архитравы, карнизы, откосы окон; стены были окрашены под кирпич, как и фризы антаблементов.
В XVI в. собор был расписан (предположительно 1564-1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. Это ряд сцен нижнего яруса на сюжет притчи о Богатом и Лазаре (росписи верхнего яруса относятся уже к XVII в.). В 1652-1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям, поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым. Наиболее примечательной частью стенописи является «портретная» галерея нижнего яруса, состоящая из условных изображений реальных исторических лиц, погребенных в соборе (более 60-ти «портретов» великих московских и удельных князей): Василия II Темного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Дмитриевича и Андрея Ивановича Старицких, Владимира Андреевича Храброго и его внука Василия Ярославича, Симеона Ивановича Калужского и Бориса Васильевича Волоцкого, Андрея Васильевича Угличского и других. Портреты погребенных в соборе в конце XVI — XVII вв. царей были написаны уже на досках яичной темперой (парсуны: Федора Ивановича; Федора Алексеевича Романова, 1686 г., работы И. Безмина, Е. Елина и Л. Смольянинова; парный портрет Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, 1677 г. работы Ф. Зубова все в Историческом музее; князя М.В. Скопина-Шуйского, ок. 1630 г. в Третьяковской галерее) или на холстах.
Донатор собора великий князь Василий III представлен на самом почетном месте на северозападном столпе напротив главного входа в храм. На других столпах помещены в нижнем ярусе фигуры князей Владимиро-Суздальской и в верхнем Киевской Руси предков московских князей, олицетворяющих предысторию Московского государства. В соборе-усыпальнице стоят сорок шесть княжеских гробниц, размещенных в большинстве своем в южной части интерьера; в северной находятся погребения опальных князей (в 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами). Над погребением царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). Серебряная рака надгробия с чеканным изображением высоким рельефом царевича на крышке была выполнена лучшим чеканщиком XVII в. Г. Овдокимовым с помощниками в 1630г. (Оружейная палата). Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым, но в 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат). Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым, М. Милютиным. Среди икон местного ряда наибольшую художественную ценность представляет икона «Архангел Михаил с деяниями» (конец XIV — начало XV в.), одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя, считавшегося покровителем московских князей в ратных делах. Из пышной церковной утвари Архангельского собора мастерством исполнения выделяется золотой потир, украшенный драгоценными камнями и отделанный чеканкой, чернью, резьбой вклад Ирины Годуновой в 1598 г. (Оружейная палата).
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к XIV в.: в 1333 г. первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. В 1505-1508 гг. на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.
С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.
Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.
Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 гг. собор был расписан заново большой артелью русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Программа новой росписи во многом следовала идеям, содержавшимся в стенописи грозненского времени. Одной из основных ее тем было прославление великокняжеской и царской власти через образы святых русских князей. Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, и др. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.
Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.
Ещё в 12 веке на месте нынешнего Архангельского собора стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Даниловичем Калитой (1283-1240/41) в 1333 году в память избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же храме Иван Калита впоследствии и был погребён. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских Великих князей и царей, при Петре Алексеевиче I (1672-1725) он уступил это право государственному некрополю Петропавловского собора в Петербурге.
Первоначальный Архангельский собор, расписанный в 1399 году Ф. Греком, был «по ветхости» разобран в 1505 году для строительства нового храма. Возводить новый Архангельский собор было поручено приехавшему в Москву Алевизу Новому, или Фрязину.
Алевиз прибыл в Москву через Крым в 1504 году из Венеции. Его сопровождал русский посол Ларев и дьяк Карачаров. Из-за русско-литовской войны путешественники не могли ехать через Литву и вынуждены были податься сначала в Молдавию, а затем в Крым. Здесь их задержал хан Менгли-Гирей, для которого Алевиз построил «железные ворота Демир-Хапу» в ханском дворце в Бахчисарае. Прибывшего в Москву 10 ноября 1504 года Алевиза стали здесь именовать Алевизом Новым. Дело в том, что до него в Москве уже работал итальянец «Алевиз» — Алоизио да Каркано, он же Алевиз Фрязин Миланец, участвовавший в строительстве Московского Кремля. Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них сохранился только Архангельский собор — остальные либо не сохранились, либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости. Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить привычные ему ренесансные мотивы к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился в чисто русской традиции, но в обработке фасадов явно присудствуют элементы венецианской архитектуры.
Завершённый в 1509 году, пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине кремлёвский собор. Одним из новшеств, применённых Алевизом, стали белокаменные раковины в закомарах собора — это элемент получил впоследствии широкое распространение на Руси. В частности, к нему прибегали строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в Дмитрове.
Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостости облика Архангельского собора, но, тем не менее, этот изящный храм настолько пришёлся по душе москвичам, что в течение почти столетия он служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой полаты, Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле. Порталы храма обильно украшены резным растительным орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками. Галерея, вероятно, была разобрана в 17-м столетии.
Архангельский собор, видимо, был расписан сразу после окончания строительства. Но существующая роспись храма относится к 1652-1666 годам. Её авторами являются знаменитые изографы той поры — Гурий Никитин (Гурий Никитич Кинешемцев) (ок. 1620-1691), Сила Савин, Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626-1686), Степан Резанец, Фёдор Евтихиевич Зубов (ум. 1689). В живописи Архангельского собора, по словам Е.С. Сизова, «в лицах раскрывается история России». Целая портретная галерея проходит перед нами — Великие князья Киевской Руси, князья Владимиро-Сузнальской Руси, московские Великие князья и удельные князья Московского княжеского дома…Это не портреты, а некие «воображаемые подобия», образы князей. Их фигуры объединены между собой в единую красочную процессию, устремляющуюся к алтарю.
Росписи Архангельского собора включают в себя и композиции на тему подвигов Архангела Михаила. Они расположены на северной и южной стенах храма. В канву этих композиций вплетено несколько сюжетов, повествующих о борьбе Руси с татарами — связь небесного и земного для наших предков была слишком очевидна.
Первый иконостас собора погиб в пожаре 1547 года. Существующий же иконостас создан в 1680-1681 годах московскими иконописцами под руководством Дорофея Золотарёва, создателя иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Особенно удалась мастерам золочёная резьба иконостаса — использованные ими новые декоративные формы сыграли большую роль в формировании нового художественнго стиля, получившего название московского барокко. Росписи Архангельского собора неоднократно восстанавливались. Большая реставрация была произведена после 1812 года, когда французские варвары, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта. Тогда же, после 1812 года, был обновлён иконостас.
Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием». Легенда связывает её создание в конце 14 века с именем княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы Дмитрия Ивановича Донского. Написанная мастером из круга Андрея Рублёва, икона стала символом защиты всего народа, всей Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий. Иконописец, писавший её, явно был одним из крупнейших мастеров Древней Руси, чьё имя не дошло до нас. Икона «Михаил Архангел» по своим художественным достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями древнерусской живописи. В соборе хранилось множество древних книг, среди которых — рукописное евангелие 12 века.
Внутри собора царит полумрак. В этом полумраке безмолвно высятся 56 каменных гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Даниловича Калиты (1283-1340/41) и кончая Иваном Алексеевичем (1666-1696), братом Петра Алексеевича I (1672-1725). Исключения составляют св. благоверный князь Дании Александрович (1261-1303), погребённый в Даниловом монастыре, и Юрий Данилович (ум. 1325), брат Ивана Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Фёдорович Годунов (1552-1605). Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Лжедмитрием I (Юрий Богданович Отрепьев) (ум. 1606) и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (1586-1610). Здесь же похоронен император Пётр II Алексеевич (1715-1730), умерший в 1730 году в Москве от оспы. И сдесь же были успокоены останки князя Михаила Всеволодовича Черниговского (1179-1246) и его боярина Фёдора (ум. 1246), убитых в Орде в 1246 году. В соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Дмитриевича Звенигородского (1374-1434), Василия Юрьевича Косого (ум. 1448), Юрия Ивановича Дмитровского (1480-1536), Василия Ярославовича Боровского (ум. 1483), Андрея Васильевича Большого Углицкого (1446-1494), а также героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго (1353-1410), князя Серпуховского. Вся русская история, в именах её главнейших деятелей, спит в стенах Архангельского собоа. При жизни многие из них враждовали друг с другом, но ныне, примирённые смертью, лежат все вместе. До Петра Алексеевича I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.
Постройка Архангельского собора сделала Соборную площадь Московского кремля необыкновенно торжественной. Столица Русского государства приобрела достойный своего значения архитектурный ансамбль. Многоглавые златоверхие храмы тесной группой венчали Боровицкий холм. А над ними высоко в небе парил золотой крест колокольни Ивана Великого.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.
Храм с древних времен является великокняжеской и царской усыпальницей. Расположен в юго-восточной части Соборной площади, почти над кромкой Кремлевского холма. В 1333 г. каменный храм во имя архангела Михаила выстроил великий князь московский Иван Данилович Калита. Иван Калита и был первым похоронен в новой усыпальнице в 1340 г. В соборе хоронили членов великокняжеского дома, и устраивались мемориальные приделы. Когда накопилось двадцать пять гробниц, а приделов пять, стала замечаться теснота, и великий князь Иван III в 1505 г. заложил нынешнее здание. Строил собор итальянский зодчий Алевиз, прозванный Новым. Он был сооружен в архитектурных формах, пришедших из Византии и распространенных как на Руси, так и на севере Италии. Зная крестово-купольную систему своей родины, Алевизу легко было построить храм, архитектура которого выглядит традиционно русской с пятью главами и закомарами, но в его конструкции специалисты видят много черт, родственных венецианским храмам. В декоративном убранстве его фасадов зодчий применил декор в стиле венецианского Возрождения. Стены разделены двумя карнизами, один из которых делит здание как бы на два этажа; а другой отделяет полукружья закомар, украшенные раковинами. На фасадах поставлены по два пилястра, один над другим, как бы поддерживающие карнизы. В нижнем ярусе на стенах между пилястрами сделаны узоры в виде плоских арок. Северный и западный входы в собор обрамляют типично итальянские резные белокаменные порталы, расписанные красками и золотом. В центре западного фасада устроено широкое углубление – лоджия. Пышное оформление фасада резко отличает Архангельский собор от других храмов Кремля. Этот декор был уникален в русской архитектуре XVI века, но часто стал повторяться в постройках как церковных, так и светских в XVII веке.
Закончилось строительство Архангельского собора уже при преемнике Ивана III – великом князе Василии III, и его освятили 8 ноября 1508 г. Между 1552 и 1555 годами пристраивают Покровский придел (у северной апсиды), с 1848 г. ставший приделом святого Уара. Во второй половине XVI столетия появляется придел Зачатия Иоанна Предтечи (у южной апсиды). В 1581 г. в южной апсиде по распоряжению Ивана Грозного был похоронен царевич Иван и создан там престол Иоанна Лествичника Собор неоднократно горел. Особенно сильно выгорел он в пожаре 1737 г. Следствием этого, быть может, была разборка галерей с северной и западной сторон и переделка центральной главы. В 1773 г., во время закладки по проекту В.И. Баженова Большого Кремлевского дворца, собор дал трещины, после чего с южной стороны его были подведены два мощных контрфорса. В конце XVIII века по проекту архитектора М.Ф. Казакова к северному порталу собора было пристроено крыльцо-притвор, разобранное в 1920-х годах как искажающее облик древнего здания. Внутреннее убранство очень нарядно. Своды покоятся на шести столбах, четыре из которых находятся в центре храма, а два – в алтаре. Освещается храм узкими щелевидными окнами, расположенными в два яруса. Стены и своды покрыты росписью. Как предполагают, первая роспись была произведена в год окончания постройки собора. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича старую роспись удалили, после чего собор расписали вновь, повторив композиции прежних фресок. В нижнем ярусе, напротив надгробий, были помещены изображения покойных князей. С западной стены, где расположено наибольшее количество захоронений и места для изображений не хватило, они были перенесены на южную. Кроме князей, похороненных в соборе, на стенах и столбах храма были изображены древнерусские правители. Все князья, включая и тех, кто боролся с установлением московского самодержавия (Юрий Звенигородский и Галицкий, Василий Косой) изображены с нимбами, над каждым из князей помещено изображенияе его святого патрона. Эти росписи свидетельствуют о том, что, по крайней мере, к XVII в., а, возможно, и ранее, при Иване Грозном, складывается представление об Архангельском соборе как о месте захоронения «святопочивших» государей. Смерть, по представлениям авторов и заказчиков стенописи, примиряет между собой и в отношении к потомкам, а род московских государей представляется единой династией, находящейся под особым покровительством Господа. Работа продолжалась с перерывами в течение ряда лет (1652, 1660, 1666 гг.). Роспись выполнялась большой группой иконописцев, вызванных в Кремль из многих русских городов – Ярославля, Вологды, Костромы, Новгорода, Углича, Калуги. Руководили работами лучшие иконописцы Оружейной палаты. Стенопись XVII века несколько раз обновлялась.
Те государи, которые скончались после 1564 г., не получили изображений на стенах собора, но в память о них изготавливались надгробные портреты – парсуны, – которые ставились при гробницах. Известны парсуны царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, князя М.В. Скопина-Шуйского, царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича (написан в 1677 г.), Федора Алексеевича, а также царицы Натальи Кирилловны и царевны Марии Ивановны.
Иконостас собора выполнен из золоченого дерева и покрыт резьбой. Он сооружен в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым, но в 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми при обновлении собора после осквернения его французами в 1812 г. Тогда были сделаны и новые Царские врата. Иконы Архангельского собора в основном написаны в XVII веке художником Дорофеем Ермолаевым. Самой замечательной и древнейшей является храмовая икона архангела Михаила с восемнадцатью клеймами, написанная, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги Димитрия Донского. Однако по особенностям живописи ее относят к началу XV века. Также чтима икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится в иконостасе. Этот чудотворный образ находился ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софьей, когда она стала супругой московского князя Василия Дмитриевича.
Архангельский собор был усыпальницей русских князей. Самая древняя гробница в нем – Ивана Калиты. Рядом похоронен его сын – князь Симеон Гордый. Гробница великого князя Дмитрия Донского находится во втором ряду, у южной стены. Около иконостаса стоят гробницы великих князей Василия Темного, Ивана III и Василия III. За иконостасом, в дьяконнике, похоронены царь Иван IV и его сыновья – Иван Иванович и Федор Иванович. Примечательной особенностью формирования великокняжеской усыпальницы является ее ориентация по сторонам света. Захоронения великих князей совершались на южной стороне, удельных князей – на западной; опальных князей – на северной. Усыпальница Ивана Грозного и его сыновей, созданию которой сам царь уделял большое внимание, расположена в южном предалтарье собора, то есть в юго-восточном углу. Умершие в опале князья Юрий Иванович Дмитровский, Андрей Иванович, Владимир Андреевич и Василий Владимирович Старицкие были похоронены в северо-западном углу собора, там, «где опалные князи кладутца».
В соборе был похоронен и царь Борис Годунов, но после свержения с трона его сына Федора Борисовича гробницу с его прахом царя выбросили из собора. Впоследствии прах Бориса Годунова был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. В приделе Иоанна Предтечи стоит гробница военачальника М.В. Скопина-Шуйского. В центральной части собора, около северо-западного столпа, похоронен царь Василий Шуйский, который умер в польском плену. В 1635 г. после длительных переговоров его останки были перевезены из Польши в Москву. Гробницы царей и царевичей династии Романовых расположены у юго-восточного столпа. В жертвеннике собора находится рака с мощами князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 г. Кроме того, в соборе похоронены казанский царь Александр, казанский царевич Петр и император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от черной оспы. Всего в соборе 46 грониц (в некоторых из них – два и три захоронения) и две надгробные плиты. Особый статус некрополя Архангельского собора выражался в существовании архангельской архиепископии (1599–1765 гг.), архиереи которой совершали отпевания и панихиды по умершим царям, а также в обряде класть челобитные на имя царя на надгробия его предков. В церемониал венчания на царство входило и торжественное поклонение государя могилам предков. Также государи посещали семейную усыпальницу и перед выходом в дальние походы.
В 1636–1637 гг. русские мастера сделали дошедшие до нашего времени каменные надгробия, стоящие в соборе. В 1905 г. были проведены реставрационные работы, после чего все надгробия заключили в бронзовые остекленные футляры, на которых написали имена погребенных и даты их захоронения. В торжественные дни гробницы накрывались богатыми бархатными или парчовыми покровами, которые сейчас находятся в Оружейной палате. Особое место занимает рака с мощами святого царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. Она установлена у юго-восточного столпа. Останки царевича Димитрия были перенесены из Углича в Архангельский собор в 1606 г., в период царствования Василия Шуйского. В 1638 г. над ракой установили резную белокаменную сень. В 1834 г. сень укрепили и покрасили, но резной орнамент при этом был поврежден и частично уничтожен. Во время реставрации собора в 1953 г. сень восстановили в первоначальном виде.
Собор был закрыт в 1918 г. В 1920-е гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы, в частности разобрали поздние притворы. При сносе в 1929–1930 гг. собора Вознесенского монастыря усыпальницы цариц и великих княжон, их останки в белокаменных гробах были перенесены в подклет Архангельского собора. В 1953–1955 гг. проводилась реставрация собора, после чего он был открыт как музей. Во время реставрационных работ в 1963 г. были вскрыты и исследованы захоронения Ивана Грозного и его сыновей; по результатам этих исследований М.М. Герасимов создал пластическую реконструкцию внешнего облика грозного царя и его сына Федора Ивановича. С 1991 г. в соборе совершаются богослужения на престольный праздник, на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи), а также по благословению патриарха. В остальное время он продолжает работать как музей.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»
Архангельский собор Московского Кремля — выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на Соборной площади, напротив Благовещенского храма. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.
Из истории Архангельского собора
На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей. В сентябре 1933 года храм был освящен. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.
Архитектура Архангельского собора
В основном, храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы. При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы. При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внес в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.
Убранство Успенского собора
В интерьере Архангельского собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас, были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков, Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила. Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 г.), сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679-1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14-15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.
Успенский собор как усыпальница
Как были расположены захоронения в храме в 1333 году — неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм. Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены, в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по четким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья — у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович, св. блгв. кн. Александр Невский. Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.
Успенский собор Московского Кремля – одна из святынь русского православия. И хотя в нем работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.
Источник: https://www.msk-guide.ru/arkhangelskiy_sobor.htm
Придел мученика Уара в Архангельском соборе Московского Кремля
Изначально придел мученика Уара в Московском Кремле был устроен в XII веке при самом первом московском храме Рождества Иоанна Предтечи. Первое время эта церковь была соборной, и при ней находился митрополичий двор. Позже, когда сюда перенесли из Углича мощи царевича Димитрия, в народе церковь получила название мученика Уара. Дело в том, что будущий царевич Димитрий родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) в день памяти мученика Уара Египетского. И по обычаю того времени получил это имя при рождении. Через несколько дней он был крещен и уже при крещении получил имя Димитрий. После сноса храма в XIX столетии пристройку перенесли к северной стороне Архангельского собора.
Придел мученика Уара в Архангельском соборе долгое время находился в запущенном состоянии. На протяжении последних лет в нем проводились восстановительные работы. Сейчас центральное место в приделе занимает рака с мощами преподобной Евфросинии Московской, перенесенная сюда 28 мая 2008 года. Главная святыня в приделе – чудотворная икона святого Уара начала XVIII века, одно из последних произведений мастеров Оружейной палаты. Уаровский придел был одним из самых посещаемых мест Кремля. Святой считается неустанным ходатаем перед Господом за некрещеных.
Замечательна сама архитектура придела. Это единственный сохранившийся в Москве бесстолпный храм эпохи Ивана Грозного. Реставраторы максимально раскрыли кладку и первоначальную роспись. Придел, как и весь Архангельский собор, был расписан «под кирпич». В советские времена в приделе был сделан вход в камеру кондиционеров.
http://rubooks.net/book.php?book=10642&page=7