Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой.
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.
Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материал, техника: кирпич, белый камень
Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм — первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.
В 1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века «Митрополит Петр с житием», хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году, строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему могуществу Москвы.
Возведение нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было несколько — и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко разведенная известь, и кладка стен без перевязи.
Почти год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года новый собор торжественно освятили.
Здание храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви, были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы «палатным способом», зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление — он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны, «як един камень». Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит.
В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов. Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и «видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими».
Источник: Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М., Искусство. 1987. С.159
В конце 12 века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович (1261-1303) построил на этом месте первый Успенский собор. Четверть века он исправно служил москвичам, пока Иван Калита (1283-1240/41), переманивший из Владимира в Москву митрополита, не затеял роскошное, как ему казалось, каменное строительство, стремясь подчеркнуть тем самым значение Москвы как столицы великого княжества — преемника Киева и Владимира. Но желания Калиты явно превышали тогдашние возможности казны, и построенный им каменный собор никак не мог претендовать на роль храма общегосударственного значения. Несмотря на переезд митрополита в Москву, старый Успенский собор во Владимире продолжал оставаться главным храмом Русской земли — в нём проходили торжественные церемонии «посажения на стол» великих князей. К тому же собор Ивана Калиты быстро обветшал, так что спустя полтораста лет его приходилось подпирать толстыми брёвнами, чтобы он не обвалился.
В начале 1470-х годов великий князь московский Иван III Васильевич (1440-1505) (вел. кн. 1462-1505), государь всея Руси, повелел начать строительство нового собора, который своим обликом должен был соответствовать создаваемому им единому Русскому государству. Возведение нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти его в длине и ширине.
Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473-1474 годах были сложены стены собора и сведены своды. Но когда приступили к кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость раствора; «Зане же жидко растворяху, ино не клеевито». Разрушение почти готового собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на мосвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров из Пскова, тогда считавшиеся лучшими зодчими на Руси. Но приехавшие в Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его достраивать. Иван III пригласил зодчих из Италии. Посланный им в 1474 году в Венецию дьяк Семён Иванович Толбузин привёз согласившегося ехать на Русь А. Фиораванти, итальянского строителя из Болоньи, у него к тому времени возникли трения с муниципалитетом Болоньи и он был рад получить защиту русского государя. Фиораванти прибыл на Русь в марте 1475 года со своим сыном и молодым помощником. Фиораванти был вынужден считаться с русской традицией зодчества и приспосабливать к ней привычныеему формы итальянской архитектуры. Ознакомившись со старинными церквами Новгорода и Владимира, Фиораванти заложил Успенскийсобор по новым принципам — «палатным образом». На глубоко национальной русской основе архитектор создал весьма интересное в архитектурно-художественном отношении сооружение. Соединив в себе достижения новгородской, владимиро-суздальской и итальянской(эпохи раннего Возрождения) архитектурных школ. Успенский собор стал главным храмом страны. Главенствовавший над городом, он воспринимался «яко один камень» и при относительно небольших размерах производил грандиозное впечатление. Его равномерно освещённый интерьер, напоминавший огромный зал, поражал современников «величеством и высотою, светлостью и звонностью и пространством».
Успенский собор в Кремле открыл новую страницу в истории русского зодчества. Он затмил собой все ранее существовавшие на Руси постройки и до самого конца 17 века служил русским зодчим образцом для подражания.
Три придела собора напоминают о древних церквах, существовавших в Кремле до постройки собора. В обном из них, во имя св. Дмитрия Солунского, погребён князь Юрий Данилович (ум. 1325) Московский, брат Ивана Калиты. Второй придел посвящён апостолам Петру и Павлу, третий, во имя Похвалы Богоматери, устроен св. Ионой (1390-е-1461), митрополитом Московским (1448-1461), ради избавления Москвы от татар.
Внутри собор поражал своей строгостью и великолепием. Его украшает «велелепная» роспись, над которой на протяжении столетий трудились лучшие мастера страны. После освящения собор ещё два года стоял не расписанным, пока в 1481 году к работе над восточной, алтарной частью не приступил великий русский иконописец 15 века Дионисий (ок. 1440-1502) с учениками — Тимофеем, Ярцем и Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенского собора частично сохранились до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон: храмовая «Успение Богоматери», иконы «О тебе радуется», «Пётр митрополит с житием», «Алексей митрополит с житием».
К росписи северной, западной и южных стен собора приступили только в 1513 году. Как выглядела эта роспись — неизвестно, так как в пожар 1626 года огонь сильно повредил её, и в 1642 году было решено расписать собор заново. Более ста живописцев приехали по царскому указу в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче старой — только на позолоту было израсходовано более двух тысяч тонких листов золота. А через восемь лет после окончания росписи собора мастера Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас.
По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы — тем самым идея единения Руси получала сокральный смысл. Так в Успенском соборе оказались иконы новгородского письма 12 века — «Устюжское Благовещенье» и «Деисус», икона 12 века «Спас Нерукотворный» из Владимира, «Деисус» работы владимиро-суздальских иконописцев конца 12 века, иконы самого раннего периода московской государственности: «Спас Золотые Власы» и «Михаил Архангел», относящиеся к рубежу 12-13 веков, иконы времён Ивана Калиты — «Спас Ярое Око» и «Борис и Глеб на конях», принадлежащие кисти московских мастеров !4 века.
В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси — икона Владимирской Богоматери, перевезённая сюда в 1395 году из Владимира. В тот год взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и небыло спасения царствующему граду… Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день «Темир Аксак царь убояся и устрашися… и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша». По преданию, икона Владимирской Богоматери была написана св. евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174).
Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров 14 века, перевезённые в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские темы.
Каждая эпоха оставляла свои следы в Успенском соборе. В 1551 году, во времена Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное «царское место», или, как его стали называть, «Мономахов трон». Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими получение Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) царских регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатёр на фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации Екатерины I (1684-1727) этот трон хотели убрать из собора, то Пётр I Алексеевич (1672-1725) сказал: Я сиё место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нём сидели».
В алтаре Успенского собора находились три больших креста, называемых Корсунскими. По преданию, их привёз из Корсуни в Киев св. равноапостольный князь Владимир Святославович (ок. 960-1015), откуда они попали во Владимир, а затем в Москву.
В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым русских царей помазывали при венчании на царство — так называемая Августова Крабия. Этот сосуд, по преданию, принадлежал ещё римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был прислан в дар императором Алексеем Комнином Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Среди утвари собора выделялись два потира, привезённые Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода. По преданию, они принадлежали св. Антонию Римлянину и были привезены им из Рима.
С Успенским собором связаны трагические страницы Отечственной войны 1812 года. Французские варвары устроили в соборе конюшню. После войны из серебра, отбитого у интервентов, была отлита центральная люстра храма.
В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи московские за исключение митрополита Алексея (Елевферий Фёдорович Бяконт) (между 1292-1305 — 1378), погребённого в Чудовом монастыре, и низвергнутого патриарха Никона (Никита Минин (Минов) (1605-1681), похороненного в Новоиерусалимском монастыре.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России», Вече, 2000.
Успенский собор Московского Кремля расположен на Соборной площади. Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.
Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.
В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире. Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду. А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.
Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире. В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится «как един камень». Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.
Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими».
Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах — Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд.» Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.
В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы, другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире. В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и «Святой Георгий», «Троица»и другие.
Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место — у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства — один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту — Гвоздь Христа Господня.
В храме множество памятников декоративно-прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.
С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже — и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.
Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.
Источник: https://www.msk-guide.ru/uspenskiy_sobor.htm
В раннем сочинении «Панорама Москвы» М. Ю. Лермонтов назвал Московский Кремль «алтарём России». Успенский собор по праву можно считать его престолом… Исследователи Успенского собора Московского Кремля сходятся в том, что шедевр Аристотеля Фьораванти достаточно близок к своему образцу — Успенскому собору во Владимире. Но при этом довольно широк разброс мнений относительно влияния, оказанного на постройку со стороны других архитектурных традиций и стилей. Некоторые специалисты рассматривали храм как «прекрасно выдержанный в стиле ранней Москвы», другие отмечали присутствие черт северорусского (новгородского) зодчества, третьи и вовсе считали, что Фьораванти создал настоящее «итальянское произведение, лишь одетое в русский костюм». Успенский собор — трёхнефный, пятиглавый, имеет прямоугольную форму, вытянут по оси «восток-запад».
Кладка храма состоит из небольших тщательно отёсаных белокаменных блоков с внутренней забутовкой, а наиболее сложные конструктивные элементы (арки, своды, барабаны и столпы) сооружены из кирпича. Размер кирпича 28 х 16 х 7 см. Стены покоятся на мощном цоколе и разделены пилястрами на одинаковые по размерам прясла, которые завершаются одинаковыми по высоте полуциркульными закомарами. Здание отличает особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты с северной и южной сторон массивными пилонами, крупные мощные главы сближены, создавая вместе с соотношением высоты стен и барабанов ощущение определённой приземистости постройки. Гладь стен подчёркивают узкие щелевидные окна в двух ярусах и небольшой аркатурно-колончатый фриз, заимствованный из владимиро-суздальской архитектуры, но при этом переработанный зодчим для выражения своей архитектурной идеи — пояс из колонок и арочек лишён пластичности, он почти не выделяется из стены и не «разрушает» её плоскости. Современники отмечали, что здание смотрится «как един камень». Это впечатление усиливает и некоторая ассиметрия собора: сгруппированные вокруг центрального купола главы собора, а также порталы южной и северной стен сдвинуты к востоку.
В фасадной обработке собора довольно много мотивов итальянского происхождения: сильно выступающие из плоскости стены пилястры и особенно сильно — пилоны по краям апсид, резные профили цоколя и пояса на барабанах, формы капителей аркатурно-колончатого фриза и т. д. Восточные алтарные выступы (апсиды) — скруглённые, пониженные по отношению к закомарам. Они традиционны для облика русского храма, но при этом выражены менее объёмно, чем апсиды владимирского Успенского собора. Устройство сдвоенных узких апсид у боковых нефов, северного и южного, обусловлено необходимостью разместить в алтарной части, помимо основного престола, жертвенник и три придела, существовавшие ещё в предшествовавшем храме: во имя Димитрия Солунского, в честь Поклонения веригам апостола Петра и в честь Похвалы Богодицы. С. С. Подъяпольский считает, что «найденное решение алтаря оказалось единственно возможным при данной композиции собора, хотя сам по себе этот приём и может быть в какой-то степени сопоставлен с устройством у некоторых, особенно однонефных, итальянских церквей готического периода».
Аркатурно-колончатый фриз московского собора восходит к аркатурно-колончатому фризу Успенского собора во Владимире, однако в его прорисовке проступают итальянские черты. Во-первых, к ним относится форма капителей, которые аналогичны капителям внутренних столпов, поддерживающих своды. Это характерные для романской архитектуры кубические капители, лишь слегка видоизменённые лёгким скруглением граней. Во-вторых, можно отметить приём перехвата колонок узкими поясками, широко распространённый в готической архитектуре — и в частности, в сооружениях родной Аристотелю Фьораванти Болоньи. Стоит обратить внимание и на арочные перспективные порталы, которые окружают собор с трёх сторон. Такие порталы были характерны и для владимиро-суздальского зодчества ХII-ХIII веков, и для раннемосковского зодчества ХIV — первой половины ХV столетия. По мнению С. С. Подъяпольского, «их некоторая приземистость, отсутствия киля в архивольте позволяют сопоставить их скорее с порталами владимирского собора, чем с московскими порталами, за исключением такого характерного московского мотива, как «дыньки» на полуколонках обрамления». Можно добавить, что предками русских перспективных порталов, по всей видимости, были порталы романские.
Любой человек, имеющий хоть какое-то представление о русской средневековой архитектуре, войдя в Успенский собор, обратит внимание на величину пространства и обилие света, столь не характерные для памятников древнерусского зодчества. Несомненно, влияние западноевропейских, ренессансных черт нашло своё отражение в интерьерах собора ещё в большей степени, нежели снаружи. Перекрытия храма представляют собой систему арок и крестовых сводов, опирающихся в одном уровне одновременно на столпы и на внутренние вертикальные выступы стен — лопатки. Всего столпов шесть, расставлены они очень широко и только два из них, скрытые за иконостасом, имеют традиционную для русской культовой архитектуры крестчатую форму. Четыре столпа, находящихся в основном объёме храма, являются круглыми. Опора сводов не только на столпы, но и на стены обусловила главную типологическую особенность Успенского собора: он не является крестово-купольным сооружением. Искусствоведы определяют его как зальный храм.
Внимание посетителя привлекает могучий, уходящий под своды пятиярусный иконостас, высота которого более шестнадцати метров. Он был создан в 1653-1654 годах по заказу Патриарха Никона видными русскими иконописцами того времени, собранными из разных городов страны. В 69 иконах этого живописного ансамбля представлены основные события и персонажи библейской истории. В целую картину мира складываются и фрески Успенского собора. Как и иконостас, они датируются серединой ХVII века и в основном повторяют сюжеты и композицию предыдущей стенописи, которая украсила стены главного храма страны в 1515 году. Огромный фресковый ансамбль был создан всего за два сезона: в 1642 году проводились подготовительные работы, а на следующий год собор уже расписали. Сто пятьдесят мастеров-живописцев изобразили две с половиной сотни сюжетов и более двух тысяч отдельных фигур. На алтарной преграде чудесным образом сохранилось несколько участков первоначальной фресковой живописи, относящейся к рубежу ХV-ХVI веков: это полуфигурные изображения святых. Возможно, некоторые из этих фресок выполнил прославленный иконник Дионисий. На фресках представлено 249 композиций, количество изображённых фигур — 2066. Престолы собора освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, во имя великомученика Димитрия Солунского, в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и во имя первоверховных Петра и Павла.
В настоящее время нижний свет собора состоит из десяти окон четверика и семи окон алтарных полукружий, верхний свет — из одиннадцати окон.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №5, 2012 г.