Тверской. Кремль. Церковь Воскресения Словущего.

Церковь Воскресения Словущего входит в комплекс Теремных церквей. Церкви принадлежат пять глав с северной стороны комплекса. Теремные церкви закрыты для посещения. 
Церковь «Воскресения Словущего» построена в XVII в. Главный вход в нее находится этажом ниже, в так называемом Чугунном коридоре, расположенном с северной стороны Верхоспасской площадки. В этой небольшой церкви примечателен деревянный резной позолоченный и расписанный красками иконостас, выполненный в начале XVIII в. Декоративная обработка хоров также относится к этому времени. Перед иконостасом висит старинное паникадило с часами — дар шведского короля Карла XI царю Алексею Михайловичу.

Храм входит в так называемый «комплекс кремлевских теремных церквей». Находится на третьем ярусе восточной части Теремного дворца. В Смутное время деревянные постройки Кремля сильно пострадали, поэтому царь Михаил Федорович в 1630-е – 1640-е гг. построил для своих детей каменный Теремной дворец, сохранившийся до наших дней. Уже на плане «Кремлеград», сделанном в начале 1600-х годов, на этом месте изображен храм, а с 1620-х годов упоминаются почти все церкви восточной части теремов. Из них каменной была только церковь святой Екатерины, построенная в 1627 г. на месте сгоревшей деревянной. В середине XVII века над ней надстроили церковь преподобной Евдокии, названной так в честь святой покровительницы матери царя Алексея Михайловича, Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Трапезная церкви святой Екатерины имела два придела: преподобного Онуфрия, в память о дне рождения Евдокии Лукьяновны, и преподобной Евдокии.
Над украшением церкви трудились художники Иван Владимиров, Иван и Владимир Феофилактовы, расписавшие стены. В церкви работали живописцы Симон Ушаков, Федор Елизаров, Федор Тимофеев, Осип Владимиров и позолотчик Тимофей Чертенок. Храм поновлялся в 1677 г., стенная живопись была забелена. В 1678 г. мастера «Сенька да Левка Ивановы, Андрюшка да Прошка Федоровы и Митька Герасимов» создали новый иконостас. Симон Ушаков и Исайя Ананьин пишут для него новые иконы и поновляют старые. Вместе с ними работают известные позолотчики Федор Евтихеев и Иван Салтанов. Этот выдающийся иконостас, представляющий собой удивительное сочетание вычурной резьбы, позолоты, серебрения и переливающихся ярких красок, оставлял ощущение, что он сделан из фарфора или перламутра. Иконостас, расписанный «золотом, сребром, и разными красками», украшают изображения цветов, вьющихся лоз и яблок. Иконостас и резные хоры сохранились до наших дней. Основная тема резьбы у декора хор та же, что и у иконостаса: архитектурный ордер, колонны которого обвиты виноградной лозой.
При царе Федоре Алексеевиче в 1681 г. церковь переосвятили в память Воскресения Словущего. Появление в Кремле храма в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме связано с тем, что благочестивый царь Федор Алексеевич построил рядом с храмом «Голгофу», – святое место с алебастровым гробом Господним и предстоящими перед ним фигурами ангелов. С 1682 г. под одной крышей, объединенные одним узорчатым фризом, увенчанные одиннадцатью стройными золочеными главками, находятся четыре храма. Церкви Воскресения Словущего принадлежат пять северных глав. Здание богато украшено очень красивыми многоцветными изразцами, которые изготовил Осип Старцев по моделям известного резчика старца Ипполита. И снаружи, и внутри церковь имеет облик, сложившийся к концу XVII века. При строительстве Большого Кремлевского дворца на западном фасаде церкви были закрыты два окна, которыми освещались хоры. Иконостас и хоры были отремонтированы, стены вновь расписаны в 1840 г. художником Т. Киселевым.
Частично храм исследовался и реставрировался в XX веке. Свободного доступа в него нет. 
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?