Тверской. Кремль. Церковь Похвалы Божией Матери в Потешном дворце.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце. Обиходные названия: Похвальская церковь; Богородицкая церковь Дата основания 1651 г. Дата постройки последнего здания 1651-1652 гг. Современный адрес: Москва, Кремль, ул. Дворцовая. Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Освящена 1 сентября 1652 г. как домовая церковь боярина И.Д. Милославского. Приделы: Алексия, человека Божия и Марии Египетской. Узкий участок между крепостной стеной и хозяйственной застройкой царской резиденции определил планировочное решение усадьбы Милославского. В центре участка расположилось само строение, с юга и севера соответственно парадный и хозяйственный дворы. Почти квадратное в плане здание имело в середине арочный проход, соединявший обе территории. Парадное крыльцо, выходившее на южный двор, замыкало пристройку, поставленную глаголем к основному объему палат. По смерти Милославского усадьба в 1669 г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 г. в них для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом.
С 1679 г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен. Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объем здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны в виде машикулей, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью. При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 г. здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка осуществляется по проекту И.В. Еготова и предусматривает превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу в главный. С этой целью для симметрии пристраивается северное крыло, а фасад и интерьеры украшаются модными псевдоготическими деталями. Церковь при этом упраздняется. Главы снесены, но сохранилась звонница. В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000-2004 гг. на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения зданий и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.
Подготовил материал к размещению на сайте Виктор Скалдин

Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце церковь (Кремль)
Из Александровского сада и с Манежной улицы хорошо видна церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, расположенная в служебной зоне Кремля. Особенно теперь, когда после реставрации Потешного дворца XVII века воссозданы в первозданном виде золоченые купола храма. Церковь строилась в 1651–1652 гг. как домовая при палатах Ильи Даниловича Милославского, отца царицы Марии Ильиничны, и была освящена 1 сентября 1652 г. с приделами преподобного Алексия, человека Божия, и преподобной Марии Египетской. Палаты, расположенные у западной Кремлевской стены, между Троицкой и Комендантской башнями, – единственный оставшийся в Кремле дом частного происхождения. По смерти Милославского усадьба в 1669 г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 г. в них для царской семьи стали устраивать потехи – первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты Милославского стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец расширили и частично перестроили. Расположение домовой церкви, вписанной в объем здания, является отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части над жилыми покоями. Палаты были как бы «небоскребом XVII века» (четыре этажа, а с подвалами – пять), с церковью и со звонницей, с плоскими крышами и висячими садами на них, со сквозным проездом тридцатиметровой длины под всеми этими сооружениями, с резным белокаменным бестиарием (собранием фантастических животных) на плоскостях наличников. Став Комендантским домом в 1806 г., бывший дворец подвергся перестройке, тогда и упразднили домовую церковь. Главы снесли, но сохранилась звонница. В 1869 г. архитекторы П.А. Герасимов и Н.А. Шохин пытались вернуть Потешному дворцу первоначальный вид. Они удалили поздние надстройки и псевдоготическое оформление, на фасаде сделали лепнину по образцу XVII века. Но при этой реставрации был допущен целый ряд ошибок, связанных с неправильным прочтением следов утраченного декора памятника.
В 1999 г. было принято постановление вернуть дворцу первоначальный облик. Отлитые в цементе накладные наличники XIX века сняли везде, под ними были найдены остатки старых, срубленных, которые сумели воссоздать. Утраченный декор по сохранившимся фрагментам выполнил скульптор Григорий Эрстакян. Частично восстановили оригинальную раскраску наружных стен. В 2001–2003 гг. реставраторы восстановили завершения церкви и звонницы. На чердаках, под слоем вековой пыли они смогли разглядеть фрагменты оснований барабанов. Любопытно, что алтарная часть имела трехщипцовые завершения, а четверик храма еще более сложные покрытия. Его центральная часть венчалась закомарами с востока и с запада, а на южном и северном фасадах – двускатной крышей. На восточном фасаде под штукатуркой по натурным остаткам реставрировали наличники с треугольными фронтонами и рустами. Их классическая форма, традиционная для европейской архитектуры, уникальна для древнерусского зодчества. При реставрации дворца в 2000–2004 гг. церковь внешне восстановлена, однако освящены только кресты, сам же домовый храм используется комендатурой Кремля в служебных целях.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?