Тверской. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех.

Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен).
Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского.
В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря.
История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского).
Чудов монастырь занимал особое положение среди московских обителей. В XVII веке он именовался Великой лаврой. Обитель издавна служила центром духовного просвещения и образования. В ней жил приглашенный на Русь при великом князе Василии III преподобный Максим Грек, занимавшийся здесь переводами и книжными исправлениями. В келье преподобного Максима собирались московские книгочеи. Здесь велись беседы на духовные и общественно-политические темы. Беседы, которые для их участников и, прежде всего, для самого преподобного Максима Грека окончились репрессиями со стороны светской и церковной власти. При патриархе Филарете в 1619–1633 гг. в Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («патриаршая школа»), где преподавали известный Арсений Грек и иеромонах Епифаний Славинецкий.
По своей близости к великокняжескому, а затем и царскому двору Чудов монастырь не имел себе равных среди обителей Москвы. Здесь приняли таинства святого крещения сыновья Ивана IV Грозного царевичи Иван и Федор, а также его дочь царевна Евдокия. В 1629 г. здесь крестил своего внука, будущего царя Алексея Михайловича патриарх Филарет. В 1672 г. патриарх Питирим (1672–1673) крестил в Чудовом монастыре будущего императора Петра I. В обители, основанной святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1818 г. принял крещение будущий царь-освободитель Александр II.
Нередко в своей истории Чудов монастырь служил «узилищем» для противников Церкви и государства, и для тех, кого впоследствии оправдал суд Божий и суд потомков, а также для тех, кто оказался за тюремными засовами по причине своей верности Церкви и Отечеству. В числе чудовских узников были известный своей ревностной борьбой с ересью жидовствующих, архипастырь и поборник просвещения святитель Геннадий, архиепископ Новгородский († 1504, память его совершается 4/17 декабря), до поставлення на кафедру бывший чудовским архимандритом, и отправленный в заточение в 1441 г. за свою измену православию на Ферраро-Флорентийском Соборе митрополит Исидор – последний грек на кафедре русских первосвятителей. В XVI веке в Чудовом монастыре в заточении находились князь В.И. Патрикеев Косой и архиепископ Новгородский Феофил. А в Смутное время сведенного с престола царя Василия Шуйского здесь постригли в монахи. Кстати, по одной версии, которую можно считать наиболее распространенной в отечественной историографии, из Чудова монастыря происходил Лжедмитрий I, который был здесь иеродиаконом. В Чудовом монастыре стяжал страдальческий венец священномученик Ермоген, патриарх Московский († 1612, память его совершается 17 февраля/2 марта, 12/25 мая). Заключенный в одной из келий обители, он был уморен здесь голодом польско-литовскими интервентами и изменниками из числа русских бояр. Чудов монастырь стал в 1913 г. одним из центров торжеств по прославлению святителя Ермогена в лике святых Русской Православной Церкви.
Обитель была известна и своим некрополем. На ее территории и под сводами ее храмов покоились останки известных родов князей Трубецких, Куракиных, Хованских, Щербатовых, Оболенских, бояр Стрешневых. В монастыре были похоронены: дядька (воспитатель) царя Алексея Михайловича и его родственник боярин Б.И. Морозов, духовный писатель и деятель просвещения XVII–XVIII веков иеромонах Кирион Истомин, иеромонах Епифаний Славинецкий, иконописец Тимофей Архипов. В начале XX века в стенах обители обрел место упокоения один из представителей рода Романовых, великий князь Сергей Александрович (1857–1905), убитый неподалеку от Чудова монастыря террористом.
С 1904 по 1919 гг. наместником монастыря был викарий Московской епархии епископ Серпуховский Арсений (Жадановский, t 1937), принявший страдальческую кончину в годы советской власти. При владыке Арсении, поддерживавшем связь со старцами знаменитой Зосимовой пустыни, монастырь оказывал большое влияние на духовную жизнь Москвы. Во время Поместного Собора 1917–1918 гг. некоторые его участники размещались в кельях Чудова монастыря. Вместе с его насельниками они пережили в начале ноября 1917 г. артиллерийский обстрел, которому подвергли Московский Кремль сторонники Военно-революционного комитета. В результате этого обстрела некоторые здания обители сильно пострадали.
После переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918 г., Кремль превратился в закрытую правительственную резиденцию. Доступ к кремлевским святыням для православных москвичей стал крайне затруднительным, а затем был прекращен вовсе. Насельники и насельницы кремлевских монастырей были вынуждены оставить свои обители. Поселившихся в Кремле большевиков охраняли китайские и латышские стрелки. Но осенью 1918 г. их сменили курсанты пулеметных курсов, преобразованных в Военную школу имени ВЦИК. Присутствие на территории Кремля этого военного учебного заведения решило судьбу архитектурного ансамбля Чудова монастыря. В 1929 г. было принято решение о сносе Чудова и Вознесенского монастырей и примыкавшего к Чудову монастырю здания Малого Николаевского дворца. На их месте в 1928–1934 гг. по проекту архитектора И.И. Рерберга построили здание военной школы, в котором впоследствии разместился Президиум Верховного Совета СССР.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
http://rutlib.com/book/21735/p/24
Деревянный храм Чуда архангела Михаила, бывшего в Хонех, давший название и начало Чудову монастырю, был заложен в сентябре 1358 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. В 1365 г. на месте деревянного святитель Алексий построил каменный храм, завещав похоронить себя подле него. Завещание святителя, из благочестия, не было выполнено, и он был похоронен внутри собора Чуда архангела Михаила, в Благовещенском приделе. Когда храм обветшал, и во время службы в 1431 г. рухнули потолок и стены, старую одноглавую церковь заменили новой, меньшей по размеру. В 1435 г. мощи святителя во время разборки обветшавшего собора были обретены нетленными. Но и новый храм был разобран в 1501 г. Через два года итальянские мастера возвели большой пятиглавый четырехстолпный собор, который был освящен 6 сентября 1503 г. Этот храм, очень красивый, стройный и пропорциональный, украшенный изящными декоративными элементами, не только достойно гармонировал с крупными зданиями храмов и дворцов Кремля, но и стал примером для подражания, так как в нем в полной мере выразились черты новой московской архитектуры. Большой купол собора был украшен вызолоченными главой и крестом. В 1518–1519 гг. собор был расписан, а в середине XVI века после пожара расписан вновь. Древний иконостас после пожара 1626 г. заменили новым. В 1780 г. вместо пятиглавия поставили одну главу. Позакомарное покрытие заменили четырехскатным, снесли окружавшую собор галерею.
В 1839–1849 гг. архитектор М.Д. Быковский проводил реставрацию храма Чуда архангела Михаила. Современники отзывались о ней восторженно, с чувством гордости за просвещенное время, научившееся ценить свое прошлое. Историк и москвовед Н.М. Снегирев писал: «Возобновление это может служить образцом тому, как надо реставрировать древние памятники церковного зодчества, не искажая их первобытного типа». В 1913 г. в подклете собора освятили церковь во имя священномученика Ермогена. В 1929 г. собор уничтожили вместе со всеми храмами и постройками Чудова монастыря.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?