Тверской. Церковь Владимирской иконы Божией Матери у Владимирских ворот.

Сооружена в 1691—1694 годах в стиле московского барокко: восьмерик на четверике, увенчанный «гранной» главой. Храм был возведён по обету царицы Натальи Кирилловны из доходов Стрелецкого приказа. Каждый год 21 мая у церкви проводился крестный ход в память избавления Москвы от нашествия татар в 1521 году.
Ранее на этом месте находилась деревянная часовня, построенная предположительно в 1395 году, когда из Владимира в Москву был доставлен чудотворный образ Богоматери. Эту икону, по преданию, нарисовал сам Евангелист Лука, на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала в начале XII века: в 1131 году её прислали из Константинополя киевскому князю Мстиславу, который поместил её в Вышгороде. В 1155 году сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес образ Богородицы во Владимир и установил в Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие Тамерлана, икону впервые привезли в Москву. Здесь, у будущих Никольских ворот, жители Москвы торжественно встретили её. Тамерлан отказался от похода на Москву и повернул назад.
В 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый возвел стену Китай-города, она вплотную примкнула к Владимирской часовне, рядом с ней были устроены Никольские (Владимирские) ворота крепости.
Царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила на месте часовни построить храм в честь Владимирской Иконы Божией Матери — именно Владимирским образом родители царицы благословили её в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в 1671 году. День Ангела царицы приходился как раз на день празднования Владимирской иконы. По личному указу Петра Первого строительство церкви было начато в 1691 году, и в 1694 она была освящена.
Церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, который находился на Никольской улице. А в 1805 году у церкви появилась новая часовня, в которую поместили список Владимирской иконы в красивой серебряной ризе.
Осенью 1932 года Храм Владимирской Божией Матери у Никольских ворот был закрыт и передан советской милиции под клуб. Летом 1934 года был снесен вместе со стеной Китай-города. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.

Существовавшая ранее церковь Владимирской Божией Матери находилась в конце Никольской улицы, у ворот, которые по этой церкви назывались Владимирскими. Список с Владимирской иконы находился на этом месте, вероятно, еще в XV в. Впоследствии была построена деревянная часовня, вместо которой в 1692 г. царица Наталья Кирилловна соорудила нынешнюю церковь, причем, был заложен проезд через башню и проломаны в стене ворота. Рядом около того же года построен причтовый дом с колокольнею, в 1694 г. к церкви пристроена трапезная.
В 1813 г. на икону устроена золотая с жемчугом риза, по завещанию графа Н. П. Шереметева. Церковь приписана к Заиконоспасскому монастырю. Последний раз обновлена была в 1915 г.
Владимирская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукою; из Греции она была привезена в Россию в XII в. и находилась в Вышгороде близ Киева. Была перенесена во Владимир, когда Андрей Боголюбский устраивал там новую столицу, вместо Киева. Во Владимире икона оставалась до 1242 г. В 1395 г. татарский завоеватель Тамерлан шел на Россию, разрушая все на своем пути. В Москве прибегли к помощи Небесной Заступницы и с молитвами перенесли святую икону из Владимира в московский Успенский собор. Тамерлан, дойдя до реки Оки, устрашенный бывшим ему во сне видением, повернул на юг, и Россия была спасена. На месте торжественной встречи в Москве Владимирской иконы построен в 1397 г. Сретенский монастырь, куда и совершается ежегодно крестный ход 26 августа в память избавления от Тамерлана.
В 1480 г. грозила беда от хана Ахмата, который с большими силами дошел до реки Угры. Великий князь Иоанн III далеко не был уверен в победе. Москва опять молилась перед Владимирской иконой, и Ахмат, не пробуя вступить в бой с русским войском, пошел назад в Орду. Это было окончательным освобождением России от татарского ига, и по этому поводу установлен второй крестный ход в Сретенский монастырь 23 июня.
Третий крестный ход в честь Владимирской иконы 21 мая до 1722 г. совершался тоже в Сретенский монастырь, а с этого года совершается в церковь на Никольской улице. Ход установлен по поводу поновления иконы, произведенного в 1514 г., а также в память спасения Москвы в 1521 г. от татар, сделавших набег под предводительством казанского царя Махмет-Гирея. Набег был внезапный, войска в Москве не было; жители стеклись в Кремль в глубоком унынии, предвидя неминуемую гибель, и искали спасения в молитве, посте и покаянии. Настроение наших благочестивых предков соответствовало видению, которое имела тогда монахиня Вознесенского монастыря. Ночью она видела во сне, как бы наяву, что в Спасские ворота выходят митрополиты св. Петр и св. Алексий вместе с другими святителями и уносят с собою Владимирскую икону Божией Матери. Там, где теперь Лобное место, они встречены были преп. Сергием и Варлаамом Хутынским. Преподобные, припав к стопам святителей, спрашивали, зачем они идут из города, и получили ответ, что Господь за грехи людей велел уйти и унести святую икону, предавая город татарам, если в народе не будет покаяния. Преподобные умоляли святителей, чтобы своими молитвами умилостивили Господа Бога и испросили народу прощение. Тогда святители стали служить молебен Пресвятой Богородице, после чего со святою иконою вернулись в Успенский собор. Действительно, татары, приступив было к Москве, испугались, вообразив, что на них идет бесчисленное русское войско, и немедленно вернулись вспять.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Существовавшая ранее часовня Владимирской Божией Матери находилась на Никольской улице, у Владимирских ворот, пристроена с севера к алтарю церкви Владимирской Божией Матери. Часовня существовала здесь до 1692 г., когда была построена заменившая ее церковь.
Постоянное посещение богомольцами было причиною, что и при церкви в 1805 г. оказалось нужным построить часовню, с новым списком святой иконы. Этот список украшен богатою ризой в 1862 г.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

 

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?