Тверской. Церковь Василия Великого на Тверской-Ямской.

Церковь во имя святого Василия Кесарийского была самым большим храмом в российской столице дореволюционной эпохи и по праву считается одной из самых богатых и роскошных церквей старой Москвы. Храм располагался на пересечении 1-й Тверской-Ямской (вл. 11) и Васильевской улиц. Церковь была основана в качестве приходского храма для слободы московских ямщиков в XVI веке. Во второй половине XIX века при ремонте храма под полом нашли могильную плиту, на которой была датированная 1577 годом надпись о том, что в то время, к концу правления Ивана Грозного, на этом месте уже стояла Васильевская церковь. Хотя первое письменное упоминание о стоявшей здесь деревянной церкви появилось только в переписи 1620-1621 года.
1-я Тверская-Ямская улица была центральной улицей Тверской ямщицкой слободы. Видимо, поэтому именно здесь и был поставлен сруб первой слободской деревянной церкви, выполненный по-простому, в виде «клети», наподобие русской избы. В 1671 году Тверская ямская слобода сгорела дотла от пожара. Именно поэтому в 1688 году было принято решение о восстановлении церкви уже в каменном виде. В 1812 году Тверская застава и Васильевская церковь были разорены французами. После изгнания Наполеона и восстановления слободы храм оказался тесен для быстро увеличивающегося населения этого района Москвы, и в 1816 году начались работы по строительству новой церкви, которые были закончены через 14 лет. В 1830 году состоялось освящение храма. Однако и этот храм простоял не долго, через 15 лет церковь разобрали и по плану, утверждённому самим императором, на этом месте был возведён большой отапливаемый однокупольный храм с приделами во имя святого Илии Пророка и святого Николая Чудотворца.
В это же время у нового храма появились трапезная и стройная высокая колокольня, возведённая по проекту известного московского архитектора Н.И. Козловского, который совместно с архитектором А.К. Александровым был привлечён к переделке храма. Николай Ильич Козловский был известен тем, что по его проектам строились колокольня храма Троицы в Вишняках в1824-1826 годах, церковь Всех скорбящих на Калитниковском кладбище в 1834-1836 годах, колокольня Рождественского монастыря в 1835-1836 годах, колокольня и трапезная церкви Преображения на Болвановке в 1839 году и ещё множество различных зданий церковного и светского предназначения.
В 1885 году прихожане решили значительно увеличить церковное здание. Храм снова был перестроен, его алтари были передвинуты ближе к линии улицы. Величественное здание церкви венчали пять малых куполов, окруживших большой купол над ротондой. Храм стал самым большим из московских приходских церквей, так как вмещал в себя одновременно около 5000 молящихся. Внутреннюю роспись храма выполнил художник Ф. Соколов в 1889 году. Красивейший дубовый иконостас из позолоченной бронзы с разноцветными эмалевыми вставками был выполнен в 1901 году радениями церковного старосты И.А. Боброва. По завершении строительства в храм было проведено редкое в то время электрическое освещение. В 1902 году при храме была освящена часовня, которая с 1899 года строилась по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля на пожертвования купца В.М. Заводова.
В 1935 году церковь и часовню сломали для того, чтобы построить на их месте жилой дом.

Василия Кесарийского, святителя, в Тверской-Ямской слободе церковь (уничтожена).
В этой местности с начала XVI века селились ямщики. Видимо, тогда и была устроена первая деревянная церковь. Ее существование в XVI – начале XVII века доказывают найденные при ремонте в 1867 г. каменные надгробные плиты этого времени. Самые же ранние письменные источники о храме Василия Кесарийского относятся к 1620-м годам. В 1688 г. он уже значится каменным.
К началу XIX века церковное здание сильно обветшало, и в 1810 г. приступили к новому строительству, которое, в основном, было закончено накануне Отечественной войны 1812 г., во время которой он сильно пострадал. Однако в 1816 и 1819 годах уже были освящены приделы, а сам храм заново отстроили к 1830 г. В 1843–1845 гг. его вновь разобрали и возвели большое однокупольное здание с высокой колокольней. Близлежащие земли, примыкавшие к оживленному Петербургскому шоссе, быстро застраивались, и к началу 1880-х годов и это церковное здание стало тесным для прихожан. В 1883 г. состоялась закладка двух приделов, над которыми возвели четыре купола, а в 1885 г. церковь Василия Кесарийского стала пятиглавой. Спустя несколько лет были устроены двое главных ворот со стороны Тверской улицы и пристроена обширная паперть. Храм продолжали благоустраивать и в XX веке. В 1901 г. на средства купца П.В. Аристова для него был отлит один из самых больших колоколов Москвы весом более тысячи пудов.
Главный иконостас только на протяжении XIX века менялся три раза. Пятиярусный иконостас, заменивший в 1830 г. старый, простоял лишь до 1863 г., после чего был передан в село Ивлево Клинского уезда. Но и новый простоял недолго и был пожертвован в Крестовоздвиженскую церковь села Юсупово Подольского уезда, когда в 1900 г. богатый прихожанин И.А. Бобров в память умершего сына устроил шестиярусный дубовый иконостас, весь обложенный бронзой художественной работы, с эмалевыми украшениями. Царские врата также были из бронзы. Общий вес бронзовых украшений составлял около 140 пудов. Этот знаменитый на всю Москву иконостас был изготовлен на заводе мастера А.М. Постникова.
Не менее художественный иконостас находился в приделе святителя Николая. Сооруженный в 1889 г. по образцу главного иконостаса кремлевского Успенского собора, по рисунку известного архитектора Чичагова, он был обложен по дубу серебром с мелкой резьбой. Иконы для него исполнил известный иконописец Ф.А. Соколов. Иконостас второго придела пророка Илии был из липового резного дерева и весь вызолочен. Талантливый реставратор и иконописец П.И. Юкин обращал внимание на большую художественную ценность храмовых икон XVIII века. А самыми древними были иконы Спасителя в серебряном оплечье и Богоматери в басме – обе XVI века. Большую историкохудожественную ценность имел и чтимый храмовый образ святителя Василия Кесарийского XVII века в главном иконостасе.
В 1891 г. в храме отпевали великую княгиню Александру Георгиевну, супругу великого князя Павла Александровича. В память об этом событии были установлены икона мученицы Александры и памятная медная доска с надписью. В 1902 г. на средства купца В.М. Заводова, по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля, на линии ограды храма была построена часовня в память о дне бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. В этой трехъярусной высокой часовне, выстроенной в русском стиле, находилась большая живописная икона святителя Николая и мученицы Александры – небесных покровителей державной четы, переданная в часовню императором Николаем II. При храме в начале XX века были устроены церковно-приходская школа и приют Василие-Кесарийского попечительства.
К 1934 г. в общину храма Василия Кесарийского влились прихожане четырех закрытых окрестных церквей, и этот объединенный приход обслуживал огромную территорию от Петровского парка до Садово-Триумфальной улицы в одну сторону, и от Новослободской улицы до Красной Пресни в другую. В мае 1934 г. президиум ВЦИК вынес окончательное решение о сносе величественного храма святителя Василия Кесарийского. На его месте 1939–1940 гг. выстроили многоэтажный дом (Тверская улица, дом № 45).
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?