На месте нынешнего Музея Революции в XVI в. находилась усадьба дьяка М.Г. Мисюря с ветряной мельницей. В усадьбе жили пашенные крестьяне дьяка, построившие в 1573 г. церковь «Рождества в палачах», по которой названы Палашевские переулки, где жили палачи, не только казнившие преступников, но и наказывавшие виновных палками. Палашевские переулки названы в XVIII в. по урочищу «Палаши», где якобы жили в XVII в. мастера, ковавшие палаши – род прямых сабель. Более вероятно, что здесь в XVII в. жили палачи, исполнители смертной и «торговой» казни. Последняя заключалась в наказании палками или кнутом. Об этом говорит название бывшей здесь церкви Рождества в палачах.
Церковь основана в начале XVI в. Вновь выстроена в 1573 г. В 1657 г. была еще деревянной. Каменная освящена в феврале 1692 г. Придел св. Николая известен с 1722 г. с южной стороны трапезной. В 1815 г. храм обновлен и устроен придел Богоматери «Взыскание погибших». В 1836 г. построена новая трапезная и приделы перенесены в нее. Главный иконостас 1774 г. в нем были старые иконы. Шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г. В феврале 1925 г. незадолго до кончины всенощную в храме совершил св. Патриарх Тихон.
Церковь начали разрушать в 1935 г., кончили в 1937 г. На ее месте выстроено типовое 4-этажное школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещается средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества.
Святыня храма – икона Богоматери «Взыскание погибших» – уцелела, она передана в ближайшую действующую церковь Воскресения на Успенском Вражке. Происходит икона из храма Рождества Христова, что в Палашах, куда была передана благочестивым прихожанином этого храма. По преданию, это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии его дочерей. Усердная молитва его была услышана. Владелец иконы по особому указанию в сновидении передал образ в Палашевский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества в Палашах был разграблен, икона Божией матери «Взыскание Погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т.Г. Мягкова чтимая икона была восстановлена. Усердием прихожан в 1815 г. прежний Покровский придел Христорождественского храма был переименован и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Памятный знак установлен 14 мая 2000 года
http://www.rosprav.ru/slugenie/krest/all/06.html
Рождества Христова в Палашах церковь (уничтожена).
Храм находился в хитросплетении переулков, недалеко от главной улицы Москвы – Тверской. До сих пор в том месте, где Малый Палашевский переулок упирается в Сытинский, и последний поворачивает и переходит в Большой Палашевский, имеется неустроенное место – небольшой пустой участок, сзади которого виднеется здание школы. Церковь с редким для средневековой Москвы посвящением в честь праздника Рождества Христова находилась в урочище Палаши. Это старомосковское название имеет несколько объяснений. Считается, что здесь жили мастера, выделавшие палаши – короткие прямые широкие сабли. Согласно второй гипотезе здесь жили палачи. Однако и первая и вторая гипотезы не имеют подтверждения и вызывают сильные сомнения.
Храм Рождества Христова появился в этом месте в XVI в. По одной версии, церковь соорудили в 1573 г. по указу царя Ивана IV Грозного. По другой, ее построили пахотные крестьяне государева дьяка М.Г. Мисюря-Мунехина. Храм был деревянным в течение почти всего XVII века. Каменная шатровая колокольня древнее церкви – она поставлена по благословенной грамоте от 21 июля 1644 г. и пристроена с запада к еще деревянному храму. Само же здание храма выстроили в камне только в 1692 г. Это была типичная приходская церковь, главная часть которой была кубической, перекрытой сомкнутым сводом, завершенной пятиглавием с глухими барабанами. Между шатровой колокольней и собственно храмом построили трапезную с приделами: северным – Покрова Пресвятой Богородицы и южным – святителя Николая. Эти приделы устроили в трапезной в начале XVIII века. С XVIII века в храме находилась икона Божией Матери «Взыскание погибших». По преданию, записанному в XIX в., ее передал благочестивый прихожанин, чье имя осталось неизвестным. Это была чтимая семейная святыня, передававшаяся по наследству из рода в род. Последний ее владелец был вдов и один воспитывал сирот-дочерей. Он горячо молился перед семейной иконой о благополучии своих детей. Его усердная молитва была услышана. Владелец иконы, по особому указанию в сновидении, передал ее в Палашевский храм.
Во время Отечественной войны 1812 г. храм Рождества Христова в Палашах, как и многие другие, был разграблен, икона Божией Матери «Взыскание погибших» разбита на части и брошена. После изгнания неприятеля остатки чтимой святыни были найдены среди поруганного церковного имущества. Вскоре стараниями художника Т.Г. Мягкова чтимую икону восстановили. В 1815 г. Покровский придел переосвятили в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В 1836 г. выстроили новую трапезную, и приделы перенесли в нее. Трапезная была широкая, вдвое просторнее предыдущей, что объяснялось выросшим количеством прихожан. Она включила в свой западный фасад древнюю колокольню. Кроме окон по боковым стенам трапезная для лучшего освящения имела в центре невысокий световой купол. Среди прихожан Христорождественской церкви было много известных москвичей. В окрестных переулках жили артисты, художники, писатели. В частности, несколько лет в соседнем доме жил известный художник и знаток древней Москвы А.М. Васнецов. В Трехпрудном переулке жила семья Цветаевых: Иван Владимирович с дочерьми Мариной и Анастасией.
В 1920-е гг. храм еще действовал. В феврале 1925 г., незадолго до кончины, всенощную в храме совершил святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. В мае 1935 г. Моссовет постановил храм закрыть и передать спецлаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Но, по-видимому, академии это здание не подошло, и его начали разрушать. Сносили храм почти два года, до конца 1937 г. На его месте выстроено типовое четырехэтажное школьное здание.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».